Броневики-разведчики вермахта

Броневики-разведчики вермахта

Первый германский бронеавтомобиль, созданный в 1930-е годы, был создан по заказу главного руководства рейхсвера на шасси автомобиля Adler 3Gd. Эта достаточно примитивная военная машина предназначалась для разведки и сопровождения кавалерии. Она имела сварной открытый сверху бронекорпус из 8-мм брони. Оружие складывалось из 7,92-мм пулемета MG 13, установленного в середине кузова за щитом и имевшего ограниченный сектор обстрела.

Карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Adler 6S мощностью 60 л.с. при 3200 об/мин разгонял тяжелую (2,1 -т) военную машину до скорости 50 км/ч. Броневик имел задние ведущие и передние управляемые колеса, подвеску на полуэллиптических листовых рессорах и гидравлические тормоза. Экипаж бронеавтомобиля складывался из двух человек: водителя и командира. Радиостанции на машине не было, и экипажи поддерживали сообщение посредством сигнальных флажков.

В таком виде броневик приняли на вооружение рейхсвера под обозначением Kfz.13.

Наровне с линейным был создан вариант, оснащенный радиостанцией, — Funkkraftwagen (радиомашина). Данный броневик взял обозначение Kfz. 14 и снаружи отличался наличием складной антенны рамочного типа и отсутствием оружия. Экипаж Kfz.

14 складывался из трех человек: начальника, радиста и водителя.

Серийный выпуск бронеавтомобилей осуществлялся на заводе Daimler-Benz в Берлине. В 1932 — 1934 годах было произведено 147 Kfz.13 и 40 Kfz.14.

До 1937 года эти бронеавтомобили, взявшие в армиях презрительную кличку «корыто» (Badewanne), состояли на вооружении пулеметных рот кавалерийских полков, и разведывательных подразделений.

Не обращая внимания на то, что к началу Второй мировой бронеавтомобили Kfz.13 безнадежно устарели, они однако ограниченно употреблялись на протяжении Польской кампании, при вторжении в Нидерланды и Францию а также в начале операции «Барбаросса». В последующем изъятые из боевых частей немногочисленные сохранившиеся автомобили использовались в качестве учебных.

В первой половине 30-ых годов XX века в Германии начались работы над новым легким бронеавтомобилем с более высокими тактико-техническими чертями.

Первым шагом в этом направлении стало создание стандартного шасси для тяжелой военного машины.

Это шасси должно было иметь колесную формулу 4×4, управление, действующее на все четыре колеса, маленькую массу, малое удельное давление на грунт, большую прочность, несложную конструкцию, эргономичный доступ к узлам и вытекающую из этого легкость в ремонте. Требования были столь высокими, что исключали возможность применять серийные коммерческие шасси.

Исходя из этого все сотрудничавшие с Министерством оружий компании взяли заказ на разработку совсем новой конструкции. Лучшие образцы были во второй половине 30-ых годов двадцатого века показаны в Берлине на выставке средств моторизации. Армейские остановили собственный выбор на прототипе, созданном на заводе Horch в Цвиккау, принадлежавшем концерну Auto-Union AG. Было подготовлено два варианта шасси.

Первый вариант, взявший официальное наименование Einheitsfahrgestell I fur schwerer Personenkraftwagen, имел двигатель в корме и был спроектирован намерено под установку бронированного кузова. Второй вариант — Einheitsfahrgestell II fur schwerer Personenkraftwagen — отличался от первого тем, что двигатель на нем был установлен спереди. Это шасси больше доходило для простых автомобилей тяжелого класса.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.222:

1 — 20-мм пушка KwK 38; 2 — башня; 3 — коробки для ЗИП и амуниции; 4 — проволочный экран; 5 — фара Notek; 6 — правая дверь для посадки экипажа; 7 — левая дверь для посадки экипажа; 8,9 — выхлопные трубы; 10 — антенна; 11 — пулемет MG 34; 12 — люки доступа к двигателю

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.223:

1 — пулемет MG 34; 2 — башня; 3 — антенна радиостанции Fu 10 в походном положении; 4 — проволочный экран; 5 — антенна радиостанции Fu 10 в рабочем положении; 6 — фара Notek

Первый вариант, имевший обозначение Horch 801/EG I, имел массу 1965 кг. Шасси оснащалось двигателем Horch/ Auto-Union V8-108 количеством 3,5 л и мощностью 75 л.с. при 3600 об/мин. Коробка передач снабжала пять передач вперед и одну назад.

В соответствии с требованиями армейских, привод осуществлялся на все колеса. Рулевое управление кроме этого действовало на все четыре колеса, но при перемещении по шоссе со скоростью более 35 км/ч задние колеса фиксировались в нейтральном положении. Подвеска свободная на двух вертикальных спиральных пружинах. Шины Continental размерами 210-18 имели пневматические камеры низкого давления.

Ножной гидравлический тормоз действовал на все колеса шасси.

На базе шасси 801 /EG I был создан новый бронеавтомобиль с долгим заглавием Leichter Panzerspaehwagen mit Einheitsfahrgestell I fur sPkw. Работы над машиной вела компания Eisenwerke Wesserhutte из Бад-Ойнхаузена. Бронеавтомобиль производили в нескольких модификациях, различавшихся оснащением и вооружением.

Первыми в формируемые разведывательные части вермахта начали поступать легкие бронеавтомобили Leichter Panzerspaehwagen (MG) (Sd.Kfz.221).

С 1936 года они начали неспешно вытеснять ветхие Kfz 13.

Sd.Kfz.221 имел кузов, сваренный из бронелистов толщиной 14,5 мм. Бронелисты размешались под углом, что повышало их действенную толщину. Броня достаточно надежно защищала машину от винтовочных пуль и осколков, среди них и со металлическим сердечником.

Шофер смотрел за дорогой через прямоугольный лючок, прорезанный в лобовом странице. Подобные лючки пара меньшего размера имелись в левом и правом бортах кузова.

На протяжении боя они закрывались бронированными заслонками с узкими смотровыми щелями.

Доступ к двигателю осуществлялся через три прямоугольных люка. За переборкой, разделявшей боевое и двигательное отделения, пребывали два топливных бака емкостью по 55 л.

Экипаж проникал в машину через створки в бортах кузова. Запасное колесо подвешивалось к правому борту автомобили.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 был вооружен одним 7,92-мм пулеметом, установленным во вращающейся башенке, имевшей форму усеченной семигранной пирамиды.

Башня не имела целой крыши. Вместо нее сверху боевое отделение защищали два откидывающихся экрана из проволочной сетки. В бортах башни пребывали смотровые щели.

На прототипах устанавливали ветхие пулеметы MG 13, но серийные автомобили взяли уже новые MG 34.

Боекомплект к пулемету составлял 1050— 1200 патронов. Башенка имела возможность вращаться на 360°, а станок пулемета снабжал вертикальные углы наведения от — 10° до +69°. Это разрешало вести пламя из пулемета не только по наземным целям, но и по низко летящим самолетам.

Экипаж бронеавтомобиля Sd.Kfz.221 складывался из двух человек: командира-и механика водителя, что в один момент делал функции стрелка. Штатное оружие экипажа складывалось из одного пистолета-пулемета МР 38 либо МР 40 и шести ручных гранат.

Радиостанции на машине не было, сообщение поддерживалась посредством сигнальных флажков.

В виде бронеавтомобиля Sd.Kfz.221 (выпущено 339 единиц) разведывательные части Вермахта взяли быстроходную и маневренную машину.

У нее был один большой недочёт — не сильный оружие. Уже по окончании начала Второй мировой на бронеавтомобили стали устанавливать более тяжелое оружие. В частности дополнительно их вооружали 7,92-мм противотанковым ружьем PzB 39, размещавшимся в башне рядом со штатным пулеметом. Ружье разрешало бороться с военной техникой соперника только на предельно родных расстояниях.

Более успешным ответом стала установка HaSd.Kfz.221 тяжелого противотанкового ружья 2,8 cm sPzB 41.

Эта модификация бронеавтомобиля показалась в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Вместо пулемета MG 34 машину вооружали тяжелым противотанковым ружьем калибра 20 — 28 мм с коническим стволом. Новое оружие потребовало легко поменять конструкцию башни (уменьшить высоту передней стены). Противотанковое ружье устанавливалось в башню совместно со щитком, что пара увеличило высоту бронеавтомобиля.

самая массовой и успешной модификацией броневика стала Sd.Kfz.222.

Эта машина была вооружена 20-мм автоматической пушкой KwK 30 (на части автомобилей KwK 38) и пулеметом MG 34, установленными в десятигранной открытой сверху башне. Боекомплект складывался из 180 патронов и 1050 выстрелов. Углы пулемёта и возвышения пушки разрешали вести пламя по воздушным целям.

Бронеавтомобилей Sd.Kfz.222 было произведено 989 единиц.

Наровне с разведывательными модификациями выпускались и особые. Обращение тут идет о вариантах Sd.Kfz.223 и Sd.Kfz.260/261.

Первый воображал собой радиомашину для обеспечения связи разведывательных подразделений. Она оснащалась радиостанциями Fu10 либо Ful9, а позднее Ful2 со складывающейся рамочной либо штыревой антенной. Башня с оружием сохранилась от модификации Sd.Kfz.221. Боевая масса возросла до 4,4 т.

Бронеавтомобили Sd.Kfz.260/261 — автомобили связи для танковых и моторизованных частей, различавшиеся лишь типом радиостанции.

На Sd.Kfz.260 устанавливалась радиостанция Fu 7 с телескопической штыревой антенной, на Sd.Kfz.261 — Fu 12 с рамочной антенной. Экипаж каждой складывался из четырех человек.

Радиомашин Sd.Kfz.223 и Sd.Kfz.

260/261 было произведено соответственно 550 и 493 единицы. Всего же с 1935 по 1944 год заводские цехи компаний Horch, MNH и Weserhutte покинула 2371 машина всех модификаций.

Боевая карьера легких двухосных бронеавтомобилей началась с аннексии Судетской области Чехословакии в осеннюю пору 1938 года. К 1 сентября 1939 года в армиях насчитывалось около 1200 автомобилей этого типа.

В состав танковой дивизии Вермахта в среднем входило до 90 легких броневиков, около 60 из них были сосредоточены в разведывательном батальоне. Еще больше имелось их в легких дивизиях. В разведывательном полку 3-й легкой дивизии, к примеру, значилась 121 бронемашина.

Радиомашины Sd.Kfz.260/261 употреблялись в качестве штабных автомобилей связи в звене «полк — дивизия» и состояли на вооружении соответствующих подразделений в соединениях всех типов.

К началу операции «Барбаросса» в германских армиях насчитывалась 961 бронемашина Sd.Kfz.221, 222 и 223. В условиях русского распутья весьма не так долго осталось ждать стало известно, что легкие броневики, не обращая внимания на наличие двух ведущих мостов, имеют ограниченную тактическую подвижность.

К концу 1941 года на Восточном фронте была утрачена 341 машина. Намного более действенным выяснилось их использование в Северной Африке в составе разведывательного батальона 5-й легкой дивизии Африканского корпуса.

На протяжении войны 20 бронемашин Sd.Kfz.222 и Sd.Kfz.223 взяла болгарская армия. Броневики принимали участие в операциях по борьбе с югославскими партизанами на территории Македонии, оккупированной болгарскими армиями.

С конца 1944 года они употреблялись в военных действиях против германских армий.

Во второй половине 30-ых годов XX века Германия поставила Китаю 18 Sd.Kfz.221 и 12 Sd.Kfz.222. Эти автомобили учавствовали в битвах с японцами.

М.

БАРЯТИНСКИЙ

Die Deutschen Panzer. Armoured Cars. Бтры и Бронеавтомобили. 8 серия

Статьи, которые будут Вам интересны: