Реактивный бомбомет вермахта

Реактивный бомбомет вермахта

К концу третьего года Второй мировой тактика военных действий военной техники Германия в условиях городов и больших населенных пунктов "настойчиво попросила" пересмотра. Это касалось и самоходных установок, а также крупнокалиберных.

Оказалось, что такие САУ не были достаточно защищены броней от действия соперника, в особенности при осуществлении ближней огневой помощи, а их боеприпасы не владели нужной разрушительной силой, ведя пламя по вражеским упрочнениям опорных пунктов обороны. Потребовались орудия большего калибра с усиленной защитой и соответствующие им шасси.

К 1943 г. в Вермахте имелись самоходные штурмовые 150-мм орудия.

Это самоходная артиллерийская установка StuIG 33В (Sd.Kfz.141) на базе среднего танка PzKpfw III массой 22,5 т, вооруженная тяжелой пехотной гаубицей 15ст siG 33, и САУ Sturmpanzer IV Brummbaer (Sd.Kfz.166) на базе среднего танка PzKpfw IV массой 28,2 т с гаубицей StuH 43. Но германское руководство посчитало калибр их орудий недостаточным для действий в городских условиях и подавления больших узлов сопротивления соперника.

С конца 1942 г. началась разработка штурмовой установки с орудием большего калибра на базе тяжелого танка PzKpfw VI «Тигр». Считается, что указание на составление ее проекта дал лично Гитлер.

Было решено установить на шасси танка 380-мм реактивный бомбомет Raketenwerfer 61 называющиеся Great 562.

Это орудие проектировалось для судов ВМФ, но по различным обстоятельствам не было принято на их оружие.

Окончательный проект САУ, переданный на рассмотрение армейскому управлению 5 августа 1943 г., был одобрен. Машина стала называться 38 cm RW61 auf Stum (panzer) Moeser Tiger (StuM RM 61 L/5), либо «Штурмтигер».

Изготовление установок поручили компании «Алкетт», размещенной в восточном Берлине (район Шпандау).

20 октября того же года на полигоне в Арисе в Восточной Пруссии первый прототип продемонстрировали Гитлеру. По окончании успешных опробований решили приступить к серийному производствус замыслом десять единиц в месяц. Но их изготовление мешало выпуску танков «Тигр», исходя из этого в сентябре 1944 г. собрали всего десять автомобилей, еще восемь — до Января этого года. Наряду с этим применяли лишь шасси танков, пришедших с фронта на капремонт. Были трудности и с выпуском ракет к бомбомету.

Из заказанных 1400 (с доставкой на боевые позиции 317) автомобилей изготовили только 397.

Бронезащитность САУ «Штурмтигр»

Штурмовая самоходная установка «Штурмтигр»

1 — 380-мм ствол бомбомета; 2 — рубка: 3 — амбразура; 4 — подъемный кран; 5 — ведомое колесо; 6 — опорный каток; 7 — ведущее колесо; 8 — броневой кожух; 9 — шаровая опора ствола; 10 — люк загрузки; 11 — жалюзи двигателя; 12 — люк начальника; 13 — смотровой прибор; 14 — 7,92-мм пулемет; 15 — прицел наводчика; 16 — дополнительная лобовая плита; 17 — кожухи выхлопных труб; 18 — кормовой люк; 19 — антенна радиостанции

Шасси «Тигра» при изготовления САУ практически не подвергались трансформациям. Борта, ходовая часть оставались прошлыми.

Удалялась только часть подбашенной коробки и срезались верхний и средний лобовые страницы для размещения рубки, имевшей прямоугольную «коробчатую» форму. Она устанавливалась прямо на шасси и крепилась к корпусу автомобили болтами. Изготовлялась рубка из катаных хромоникилевых броневых плит, сваренных между собой.

Компоновка САУ не отличалась от танковой.

Двигатель размешался в кормовой части, трансмиссионное отделение — в первых рядах, отделения управления и боевое — совмещены в средней части — в рубке. В ее крыше был двустворчатый люк для загрузки боекомплекта и выхода экипажа. Помимо этого, экипаж имел возможность в крайних случаях выходить и через кормовой люк в рубке.

Имелись кроме этого всевозможные люки и лючки для доступа к его системам и двигателю. Хуже дело обстояло с обслуживанием трансмиссии: для этого из-за перекрытия передней части шасси рубкой приходилось снимать ее всю.

Бомбомет Raketenwerfer 61, установленный на САУ, являлся короткоствольным казнозарядным орудием с длиной ствола 5,4 клб; разрабатывался компанией «Рейнметалл» в Дюссельдорфе. Он должен был использоваться на флоте с целью бомбардирования района обнаружения подлодки.

Маленькая протяженность ствола оправдывалась ведением огня по навесным траекториям замечательными боеприпасами с солидными зарядами боевых частей.

Бомбомет на «Штурмтигре» размещался в лобовой плите рубки в шаровой опоре, что разрешало наводить его в горизонтальной плоскости на ±10° в обе стороны, а по вертикали лишь вверх до 85°. Ствол его снаружи имел замечательную броневую маску, а опора прикрывалась еще и особым броневым кожухом.

Орудие заряжалось экипажем вручную, что создавало для него большие трудности, поскольку масса 380-мм фугасных снарядов составляла 351 кг. Ввиду этого в рубке имелась ручная лебедка-тельфер, перемещавшаяся по рельсам на ее крыше. Боеприпас укладывался на долгий лоток, пребывавший перед казенником. После этого упрочнениями расчета он досылался в казенник, причем само орудие наряду с этим следовало возвращать в строго горизонтальное положение.

Но боеприпас имел еще и направляющие выступы, каковые должны были строго входить в нарезы ствола. В случае если и те. и другие не совпадали, то боеприпас проворачивали посредством особого распашного ключа до нужного угла. Затем замок орудия закрывался. На серийных автомобилях в стволе орудия имелось 36 нарезов.

В заряжании орудия принимали участие четыре участника расчета, не считая механика-водителя; заряжание одного боеприпаса занимало около 10 мин.. Такова была и скорострельность бомбомета.

направляться обратить внимание на то, что орудие не имело механизмов отката, каковые бы имели возможность занять больший количество рубки из-за очень замечательной отдачи при выстреле. Вследствие этого конструкторам было нужно применить некоторуютонкость, которая «снимала» отдачу, заключавшуюся в следующем. Боеприпасы орудия были энергично-реактивные и имели большой метательный заряд.

Конструкторы решили между боеприпасом, размещенным в казеннике, и замкомоставить 15-мм зазор, связав его с широкими каналами в кожухе ствола. Ударив в замечательную плиту замка толщиной 65 мм, пороховые газы при выстреле устремлялись по этим каналам в дульную часть и выбрасывались наружу через газовыводные отверстия. Так гасилась большая часть отдачи.

Схема погашения отдачи

1 — казенная часть бомбомета; 2 — боеприпас; 3 — цапфа; 4 — канал отвода пороховых газов; 5 — кожух; 6 — ствол; 7 — зазор 15 мм; 8 — замок с 65-мм плитой.

Боеприпас, взяв некое вращение посредством нарезов ствола, выстреливался с начальной скоростью около сорока метров/с. Посредством маршевого твердотопливного двигателями он после этого разгонялся до 250 м/с, приобретая наряду с этим главное круговое вращение через 32 донных наклонных сопла.

Протяженность фугасного боеприпаса (ракеты) Raketen Sprenggranate равнялась 1481 мм. В его боевой части размещалось 135 кг взрывчатого вещества -тротила. При возвышении ствола на 85° дальность стрельбы составляла около шести километров. В зависимости от расстояния огня один из участников расчета еще до заряжания орудия устанавливал взрыватель боеприпаса на заданное время полета в промежутке от 0,5 до 12 с.

Для закладки боекомплекта в корпус автомобили употреблялся особый подъемный кран, устанавливаемый на крыше рубки. С его помощью боеприпасы опускались в боевое отделение. Их загружалось 14; из них одним сходу заряжался бомбомет, второй размещался на лотке, остальные посредством лебедки-тельфера раскладывались на протяжении бортов рубки.

Наведение орудия на цель проводилось посредством прицела РАК ZF с трехкратным полем и увеличением зрения 8°.

По некоторым сведениям, с 1944 г. германские эксперты вели разработку кумулятивной ракеты Raketen Hohla-dungsgranate массой 345 кг. Ее предполагалось применять для поражения цементных долгосрочных упрочнений с толщиной укрытия до 2,5 м, но в армии она так и не поступила.

Для обороны в ближнем бою машину снарядили 7.92-мм пулеметом MG 34, с телескопическим прицелом KZF-2.

Пулемет был справа в шаровой опоре лобового страницы рубки. Его боекомплект складывался из 600 патронов, заправленных в четыре ленты. Помимо этого, на крыше рубки установили 90-мм казнозарядный гранатомет NbK 39, что имел возможность вести стрельбу осколочными либо дымовыми минами. Экипаж имел пистолеты-пулеметы МР-40, для для того чтобы случая в бортах рубки были проделаны амбразуры.

Установка ствола бомбомета в лобовой плите корпуса.

Видны шаровая опора, замечательная броневая маска орудия, броневой кожух, закрывающий ствол

Из средств наблюдения за полем и местностью боя у начальника автомобили имелся стереоскопический наблюдательный прибор Sf 14Z в крыше рубки. Механик-водитель ограничивался кроме этого стереоскопическим прибором Pak ZEC-42.

Потому, что «Штурмтигр» переоборудовался из тяжелого танка «Тигр», то на нем так и остался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 210P45 жидкостного охлаждения мощностью 700 л.с. при 3000 об/мин; рабочий его количество — 23 095 см3. Трансмиссия кроме этого была аналогичной с восьмиступенчатой коробкой передач, снабжавшей восемь скоростей вперед и четыре — назад; она снабжалась полуавтоматическим гидравлическим сервоприводом.

В ходовой части с каждого борта пребывали 24 опорных катка диаметром по 800 мм. расположенных в шахматном порядке по два попарно на каждой из восьми осей; они имели торсионную подвеску. Ведущее колесо — переднего размещения. Мелкозвенчатые гусеничные ленты складывались из 96 траков шириной 725 мм, ход — 130 мм.

Вид САУ позади. На корме — литые кожухи выхлопных труб двигателя.

Опорные катки ходовой части находятся в шахматном порядке — их 24 на восьми осях на борт

Не обращая внимания на то, что масса САУ повысилась на 10 т если сравнивать с танком (масса «Тигра» Е — 57 т) и составляла 66 т, большая скорость автомобили осталась практически прежней — по шоссе доходила до 38 км/ч (у «Тигра» — 40 км/ч), по проселку — до 16 км/ч. Четыре бака, размещенных по бортам двигательного отсека, вмещали 534 л топлива, что снабжало запас хода по шоссе до 100 км и по пересеченной местности -до 60 км.

Габариты корпуса изменились незначительно (для танка протяженность с пушкой составляла 8450 мм, а для установки -6280 мм).

Экипаж установки, как и у «Тигра», -пять человек: механик-водитель, радист-стрелок, наводчик, два заряжающих, начальник.

Радиостанция осталась прошлой -FuG 5 с дальностью действия 4 — 8 км.

1 августа 1944 г. началось известное Варшавское восстание польских патриотов против фашистских оккупантов, продолжавшееся до 2 октября.

Как раз к этому времени закончились полигонные опробования прототипа «Штурмтигра» и немцы решили продолжить их в восставшей Варшаве. К середине месяца данный прототип вместе с первым серийным примером прибыл к месту назначения, они открыли огонь по городским кварталам, продемонстрировав, согласно заявлениям экспертов, «удовлетворительные результаты».

Боеприпас с лотка перемещен в казенник.

Посредством особого распашного ключа ему придают угол поворота, нужный для входа его направляющих выступов в нарезы ствола

В осеннюю пору 1944 г. в Вермахте были организованы четыре роты штурмовых минометов, на вооружении которых пребывали «Штурмтигры». Рота складывалась из двух взводов по две установки в каждом. Три из них принимали участие в военных действиях.

Первая из них — 1000-я рота с тремя САУ была послана на Западный фронт в Арденны и придана 15-й армии, где она должна была принимать участие в военных действиях против армий союзников, например, в намечавшемся штурме Льежа. Но две из автомобилей скоро вышли из-за разных поломок из строя.

Вторая рота — 1001-я — в ноябре кроме этого поступила на Западный фронт в 15-ю армию.

Ее установки, как выяснилось, очень удачно вели разрушительный пламя по упрочнениям занятой союзниками «Линии Зигфрида», и действовали против танковых колонн. Три автомобили при отступлении немцев в марте 1945 г. были переправлены за Рейн. Но все они скоро были захвачены американцами.

«Штурмтигр», подорванный своим экипажем при отступлении. Перед установкой оторванный взрывом изнутри ствол бомбомета.

1944 г., район Миндана, Германия

Создана была кроме этого еще 1002-я рота, в составе которой имелось шесть автомобилей. С января она была развернута на позициях в районе Рейхсвальда (Северный Рейн — Вестфалия), после этого отступала вместе с армиями за Рейн, теряя установки одну за второй.

Армейские эксперты неоднозначно оценивали возможности САУ «Штурмтигр», отметив, но, что они не оказали какого-либо заметного влияния на ход войны в первую очередь из-за собственной малочисленности.

Необыкновенная для САУ огневая мощь 380-мм снарядов и малоуязвимая броневая защищенность сводились на нет низкой точностью, сверхмалой скорострельностью, нередкими поломками ходовой части. По всей видимости, последнее стало причиной тому, что такие бомбометы не были в будущем больше повторены ни одной страной.

ГЛАВНЫЕ Эти БОМБОМЕТА STUM RM 61

Калибр, мм 380

Протяженность ствола, клб 5.4

Масса боеприпаса, кг 351

Протяженность боеприпаса, мм 1481

Масса взрывчатою вещества, кі135

Двигательный отсек, мм 550

Скорость полета боеприпаса, м/с:

дульная 40

маршевая 250

Дальность стрельбы, м 6000

Скорострельность, выстр один в 10 мин

ГЛАВНЫЕ Эти САУ STURMTIGER

Боевая масса, кг…………………………..66 000

Экипаж, чел………………………………………..5

Протяженность, мм………………………………………6280

Ширина, мм …………………………………..3570

Высота, мм…………………………………….2850

Клиренс, мм …………………………………….470

Бронезашита корпуса, мм:

лобовая часть…………………………62… 150

корма корпуса ………………………….62…82

крыша…………………………………………….28

днище …………………………………………….28

Бронезащита рубки, мм:

лобовая часть………………………………..150

борта………………………………………………82

корма………………………………………………82

крыша…………………………………………….40

Оружие ………….380-мм StuM RM61.

пулемет 7,92-мм MG-34, 90-мм гранатомет

Боекомплект, шт. выстрелов калибра

380-мм — 14, патронов калибра 7,92 мм — 600

Углы наведения, град.:

вертикальные………………………………+ 85

горизонтальные……………………………±10

Дальность стрельбы, м …………………..6000

Двигатель……………………12-цилиндровый

карбюраторный «Майбах» HL210Р45, мощность 700 л.с.

Скорость, км/ч:

по шоссе…………………………………………38

по проселку…………………………………….16

Количество топливных баков, л ……………….534

Запас хода, км:

по шоссе……………………………………….100

по проселку…………………………………….60

Удельная мощность, л.с./т……………….10,6

Удельное давление на грунт, кг/см ‘ ….1,18

Преодолеваемые препятствия, м:

высота стены ………………………………..0,8

ширина рва…………………………………….2,3

глубина брода ………………………………..1,2

подъем, град……………………………………35

В.

ТАЛАНОВ

Люфтваффе 3 серия из 8 ракеты и Реактивные самолёты 2006 XviD DVDRip alf 62

Статьи, которые будут Вам интересны: