«Черная кошка» вермахта
Непременно, «Пантера» — один из самые известных тяжелых танков, принимавших участие во Второй мировой. Катализатором создания данной, не предусмотренной в совокупности танкового оружия вермахта военной машины стал коммунистический средний танк Т-34. Его появление на Восточном фронте вынудило Министерство оружий Германии приостановить работы, каковые с 1937 года вела компания Henschl над перспективным танком 30-тонного класса.
Компания Rheinmetal 18 июля 1941 года взяла заказ на разработку длинноствольной 75-мм пушки, талантливой пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 м. Компаниям Daimler-Benz и MAN 25 ноября были, со своей стороны, выданы заказы на 35-тонный танк. Тактико-технические требования к новой военной машине выдвинули следующие: ширина до 3150 мм, высота 2990 мм, двигатель мощностью 650—700 л.с., броневая защита 40 мм, большая скорость 55 км/ч. Задание взяло условное наименование «Пантера».
Танк, спроектированный компанией Daimler-Benz, снаружи очень сильно напоминал Т-34, но, однако, понравился Гитлеру. С советской автомобили была полностью скопирована компоновка с задним размещением моторнотрансмиссионного отделения и ведущих колес. Восемь опорных катков громадного диаметра блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Скоро, но, был создан вариант ходовой части с шахматным размещением опорных катков и торсионной подвеской.
Предполагалось применять на танке дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507. В первых числах Февраля 1942 года началась постройка прототипа — VK 3002(DB), а 30 дней спустя Гитлер приказал министру оружия Шпееру выдать компании заказ на первые 200 автомобилей. Но, точка зрения фюрера не отыскала поддержки и понимания в Министерстве оружий, специалисты которого думали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 имело возможность послужить обстоятельством обстрела танка собственной же артиллерией.
Проект компании MAN, имевший классическую германскую компоновку с передним размещением трансмиссии и ведущих колес, казался им болеепредпочтительным, не смотря на то, что и был существенно сложнее. Справедливости для направляться подчернуть, что на протяжении Второй мировой все воюющие стороны многократно обстреливали личные танки независимо от схожести их с танками соперника. Так что довод против автомобили компании Daimler-Benz можно считать в значительной мере надуманным.
Однако, 13 мая 1942 года Гитлеру доложили мнение специалистов по обоим проектам: предпочтение конкретно отдавалось танку компании MAN.
Конструкторами Pz.Kpfw.V (наименование «Пантера» без упоминания военного индекса ввели по приказу фюрера лишь с 27 февраля 1944 года) были основной инженер танкового отдела компании MAN П.Вибикке и инженер Г.Книпкамп из испытания вооружения и управления усовершенствования.
Первая серийная «Пантера» покинула заводской цех компании MAN 11 января 1943 года.
Танки «нулевой» серии (20 единиц) взяли обозначение Ausf.А, наряду с этим они не имели ничего общего с одноименными автомобилями, выпускавшимися позднее — с сентября 1943 года.
Характерной изюминкой первых серийных «пантер» была командирская башенка с выступом-приливом на левом борту башни и однокамерный «грушевидный» дульный тормоз пушки. Танки оснащались двигателями Maybach HL 210Р45 и имели лобовую броню толщиной 60 мм. Их применяли лишь в тылу для подготовки экипажей.
С февраля 1943 года обозначение автомобилей данной серии изменилось на Ausf.D1. До сих пор нельзя сказать совершенно верно, из-за чего первая крупносерийная модификация «Пантеры» взяла обозначение D. Быть может, буквы В и С зарезервировали для других вариантов.
Танки Pz.Kpfw.V Ausf.D (у данной и последующих модификаций индекс по сквозной совокупности обозначений боевых автомобилей Вермахта был однообразным — Sd.Kfz.171) незначительно отличались от прототипов и автомобилей «нулевой» серии.
Трансформации затронули по большей части дульный тормоз и командирскую башенку пушки — они купили более привычный «пантеровский» вид. Толщина лобовой брони возросла до 80 мм. На танках установили двигатель HL 230Р30 и коробку передач АК-7-200.
направляться подчернуть, что на автомобилях выпуска первой половины 1943 года командирская башенка была подобна башенке «Тигра», позднее ее заменили на новую, с семью перископическими устройствами наблюдения по периметру и особым кольцом для установки зенитного пулемета MG 34.
По бортам башни крепились мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.
Броня танков, выпущенных во втором полугодии, покрывалась «циммеритом», помимо этого, они оснащались фальшбортами, изготовленными из 5-мм броневых страниц.
К характерным изюминкам автомобилей серии D (официально D2) относятся отсутствие шаровой установки курсового пулемета (он размещался в танка, для стрельбы вставлялся в узкую вертикальную щель, закрывавшуюся откидной крышкой), и наличие в левом борту башни круглого лючка для выброса стреляных бойниц и гильз для стрельбы из личного оружия в корме и бортах башни.
Для восполнения утрат, понесенных в битвах под Курском, был установлен, начиная с августа 1943 года, ежемесячный производственный замысел — 250 «пантер»! Но в августе изготовили лишь 120 танков — в следствии бомбежек союзной авиацией были очень сильно уничтоженными фабрики компании MAN в Нюрнберге и Daimler-Benz в Берлине. Не удалось выполнить замысел и в сентябре (197 автомобилей), и только в октябре заводские цехи покинули 257 танков!
Тяжелый танк «Пантера» Ausf.G (поздних выпусков):
1 — 75-мм пушка; 2 — кронштейн крепления пушки по-походному; 3 —маска пушки позднего типа (с «юбкой»); 4 — колпак вентилятора; 5 — контейнер банника; 6 — антенна; 7 — фальшборт; 8 — запасные траки; 9 — установка курсового пулемета; 10 — люк стрелка-радиста; 11 — ограждение прибора наблюдения стрелка-радиста: 12 — ограждение прибора наблюдения заряжающего; 13 — крышка люка начальника; 14 — амбразура устройства ближнего боя; 15—воздухоприемные окна совокупности охлаждения двигателя; 16 — люк моторного отделения; 17 — воздухоотводящее окно совокупности охлаждения двигателя; 18 — отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам; 19 — люк для доступа к горловине топливных баков; 20 — люкхтя заливки воды в совокупность охлаждения; 21 — люк механика-водителя; 22 — прибор наблюдения механика-водителя; 23 — люк для монтажа-демонтажа коробки механизмов и передач поворота: 24 — колпак вентилятора отделения управления; 25— амбразура спаренного пулемета; 26 — рельс крепления зенитного пулемета; 27— амбразура телескопического прицела; 28— фара со светомаскировочной насадкой; 29— ящик для снаряжения: 30 — люк-лаз для посадки и высадки экипажа: 31 — домкрат: 32 — пламягаситель на выхлопной трубе: 33 — люк для доступа к приводу инерционного стартера: 34 — люк для доступа к приводу двигателя от пусковой рукоятки: 35 — люк для доступа в моторное отделение: 36 — люк для доступа к водогрейному котлу совокупности охлаждения: 37 — люк для доступа к механизму натяжения гусеницы
С сентября 1943 года начался выпуск следующей модификации «Пантеры» — Ausf.А.
Трансформаций внесли мало: вместо достаточно ненужной в боевых условиях бугельной показалась шаровая установка курсового пулемета в лобовом странице корпуса, созданная компанией Daimler-Benz еще для собственного прототипа VK 3002(DB); ликвидировали лючок для выброса стреляных бойницы и гильз для стрельбы из личного оружия в бортах башни; вместо двух фар на верхнем лобовом странице корпуса установили лишь одну. Бинокулярный прицел заменили монокулярным TZF 12а.
Угол возвышения танковой пушки уменьшили с 20° (как у Ausf.D) до 18°.
Модификацию Ausf.G — самую массовую из трех (произведено 3740 танков) — запустили в серийное производство в марте 1944 года. Бортовые страницы корпуса взяли угол наклона в 61° (у вариантов D и А — 50°), толщина бортовой брони возросла до 50 мм, а лобовой брони башни — до 110 мм, из лобового страницы корпуса был удален люк-пробка механика-водителя.
Посадочные люки механика и пулемётчика-водителя стали откидываться на петлях в стороны, а не сдвигаться, как у прошлых модификаций. Часть танков взяла маску пушки со необычной «юбкой» внизу, делавшей неосуществимой заклинивание башни при попадании боеприпаса. На три выстрела увеличился боекомплект пушки.
Были внесены трансформации в конструкцию вентиляторов, жалюзи двигателя, выхлопных патрубков и т.д.
Танки серии G планировалось оснастить опорными катками без резиновых бандажей, но полное отсутствие фотографий боевых автомобилей с таковой ходовой частью дает основания высказать предположение, что данный проект остался на бумаге. Машину с необрезиненными катками в умелом порядке выстроила компания MAN в сентябре 1944 года.
Кое-какие серийные «пантеры» имели одиночные необрезиненные катки на последней оси.
Использование союзниками по антигитлеровской коалиции во все возрастающих количествах авиации для борьбы с германскими танками (особенно по окончании открытия второго фронта в Европе) свело возможность передвижения танковых частей днем фактически к нулю. Остро встал вопрос об оснащении танков устройствами ночного видения, работа над которыми велась компанией AEG с 1936 года.
В следствии на командирской башенке «Пантеры» были смонтированы инфракрасный прожектор-осветитель мощностью 200 Вт и прибор наблюдения, что разрешал осматривать местность с дистанции 200 м. Наряду с этим шофер для того чтобы прибора не имел и вел машину, руководствуясь указаниями начальника. Дабы вести пламя ночью, требовался более замечательный осветитель.
Для данной цели на полугусеничном бронетранспортере Sd.Kfz.250/20 был установлен инфракрасный прожектор Uhu мощностью 6 кВт, снабжающий работу прибора ночного видения на дистанции в 700 м. Опробования его прошли удачно, и компания Leitz-Wetzlar изготовила 800 наборов оптики для ночных устройств. В ноябре 1944 года Панцерваффе взяли 63 «пантеры», оснащенные первыми в мире серийными активными устройствами ночного видения.
Компанией Zeiss-Jena разрабатывался еще более замечательный прибор, разрешавший «видеть» на расстоянии 4 км, но из-за громадных размеров осветителя — диаметр 600 мм — применения на танке «Пантера» он не отыскал.
В первой половине 40-ых годов двадцатого века началось проектирование очередной модификации «Пантеры» — Ausf.F, которая значительно отличалась от предшествующих моделей. Наиболее значимым новшеством стала башня, названную Schmalturm («узкая» либо «тесная башня»), которая была меньше стандартной и имела другую конструкцию.
В течение 1944 года изготавливалось и испытывалось пара прототипов. Проектирование закончилось только в январе 1945 года.
В итоге, толщина брони башни составляла: лоб 100 мм, корма и борт 50 мм, крыша 30 мм.
В лобовом странице все еще сохранялась амбразура для телескопического прицела TZF 13. В окончательном варианте лобовая броня увеличилась до 120, бортовая — до 60, а броня крыши — до 40 мм. Устанавливались новый стабилизированный перископический прицел TZF 1 и стереоскопический дальномер компании Zeiss. Дальномер с базой 1320 мм и 15-кратным повышением размешался в передней части башни, по бортам которой имелись броневые колпаки для его окуляров.
Предусматривалась и установка прибора ночного видения FG 1250.
Маска пушки типа Saukopfblende («свиное рыло») толщиной 120 мм была подобна примененной на танке «Тигр II».
Новшества не обошли и оружие танка. И в случае если пушка осталась прошлой и была только модернизирована на фабриках Skoda — она лишилась дульного тормоза и взяла индекс KwK 44/1, то башенный пулемет MG 34 заменили на MG 42.
Вместо курсового пулемета устанавливался автомат МР 44. Монтаж оружия в башне осуществлялся на фабриках Krupp и Skoda.
Трансформации затронули не только башню, но и корпус. Толщину крыши увеличили с 17 до 25 мм, поменяли стрелка радиста и люки-водителя.
Испытывались и два новых двигателя: Deutz T8M118 мощностью 700 л.с. (515 кВт) и Maybach HL 234 с мощностью и непосредственным впрыском топлива 850 л.с. (625 кВт).
До конца войны не показалось ни одного прототипа в законченном виде, не смотря на то, что серийное производство планировалось начать в июне 1945-го. В начале года компания Daimler-Benz собрала шасси со стандартной башней от Ausf.G. Со своей стороны, «тесную башню» установили на шасси Ausf.G и испытали в Куммерсдорфе.
Действительно, вместо штатного орудия в башне смонтировали стандартную «пантеровскую» пушку KwK 42 с дульным тормозом. Всего же для «Пантеры» Ausf.F изготовили восемь корпусов и две башни, но ни одного танка данной модификации так и не собрали.
В феврале 1943 года были созданы тактико-технические требования к танку «Пантера II», предполагавшие высокую степень унификации танков «Тигр II» и «Пантера».
Осуществить это выяснилось достаточно легко, поскольку на фабриках Henschel производились автомобили обоих типов.
На «Пантере II» предполагалось применять «новый корпус» и тесную башню. Его лобовая броня достигала 100, бортовая 60, а кормовая 40 мм. Оружие — 88-мм пушка KwK 43/2 с длиной ствола в 71 калибр (угол возвышения + 15°).
Потому, что в этом случае масса танка превысила 50 т, встал вопрос о новой силовой установке. В качестве вариантов рассматривались двигатели Maybach HL 234, Simmering Sla 16 (720 л.с.) и MAN/Argus LD 220 (700 л.с.). В 1945 году для «Пантеры II» началось проектирование новой башни со 150-мм лобовой броней.
Ни один из двух прототипов (заказ на их изготовление Управление оружий выдало в конце 1944 года) не был достроен. До более либо менее высокой степени готовности довели одно шасси, установив на него башню от Ausf.G. Весьма интересно подчернуть, что параллельно с проектированием «Пантеры II» велась разработка танка Е-50, призванного ее заменить.
В ходе работ над Ausf.F и «Пантерой II» компания Krupp два раза предлагала варианты перевооружения простой «Пантеры» пушкой KwK 43 L/71 калибра 88 мм, но напрасно. Остался на бумаге и проект оснащения «Пантеры» 100-калиберной 75-мм пушкой с начальной скоростью боеприпаса 1250 м/с!
М.
КНЯЗЕВ