Царство долгостроя

Царство долгостроя

Фактически все морские державы второго ранга, пробовавшие создать либо кардинально обновить торпедные силы между мировыми войнами, сталкивались с задачей: или брать суда «на стороне», попадая в политическую и материальную зависимость от поставщика, или пробовать строить их самим, развивая собственную индустрию, создавая рабочие места, но обычно рискуя отсрочкой исполнения основной задачи на пара лет.

Шведы выбрали второй вариант и не торопясь приступили к модернизации собственного достаточно бессчётного, но малобоеспособного зимой минного флота. Спешить было некуда: обстановка на Балтике по окончании завершения Первой Мировой была благоприятной для северных нейтралов, всегда опасавшихся, что кто-либо из могущественных соседей постарается их «скушать».

На время в случае если и не провалились сквозь землю совсем, то кардинально ослабли флоты двух самых сильных балтийских стран, России и Германии. Исходя из этого головные эсминцы нового типа «Эреншилд» и «Норденшилд» проектировались с 1919 по 1924 год, а после этого еще три года строились. Но в итоге оказались в полной мере современные суда, заметно меньшие по размерам, чем стандартные эскадренные миноносцы Англии и США, но быстроходные и прекрасно вооруженные.

Не смотря на то, что они несли на одно орудие меньше англо-саксонского стандарта, сами их установки и пушки, созданные на отечественных фабриках концерна «Бофорс», имели хорошие характеристики. Кроме этого собственными и в полной мере качественными были 533-мм торпеды. Шведы сделали ставку на личные силы — и победили.

Единственным «заморским» компонентом оружия остались зенитки: два английских 40-мм «пом-пома», для которых употреблялась матерчатая патронная лента, неизменно заедавшая и делавшая и без того нехорошее по баллистике оружие очень неэффективным. Было нужно выдать заказ компании «Бофорс» на создание нового 40-мм автомата, которым скоро заменили британский «раритет».

Потом данный пример стал самым распространенным видом легкого зенитного оружия и воспроизводился в тысячах экземпляров не только в Швеции, но и в других государствах, причем сражавшихся по обе стороны фронта. Конструкция была такой удачной, что 40-мм «бофорс» оставался на вооружении основных морских держав до 80-х годов XX века. Да и на данный момент в строю находится еще много кораблей ВМФ, несущих это оружие.

Через три года по окончании вступления в строй первой пары состоялась закладка еще двух фактически однотипных эсминцев — «Клас Угла» и «Клас Хорн». Еще через три года они вошли в строй, но в отличие от безмятежной работы предшественников их ожидала необычная и ужасная участь: 17 сентября 1941 года оба корабля находились бок о бок у стены военно-морской базы Хаарсфярден вблизи Стокгольма, в то время, когда сильнейший взрыв практически порвал на части первого из них.

Появившийся пожар скоро прикончил и систершип. Как и в большинстве аналогичных таинственных случаев, расследование не дало четкого ответа на обстоятельства трагедии. Потом оба корабля удалось поднять. «Клас Угла» было нужно разобрать на месте, а бывший в лучшем состоянии «Клас Хорн» снова ввели в строй.

Но активная работа была ему непосильной, и бывший эсминец совершил остаток судьбы в качестве вспомогательного учебного судна, практически — плавучей казармы для гардемаринов. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века его исключили из перечней флота, а десятилетие спустя сдали на слом.

Но к моменту катастрофы шведский флот уже имел в строю восемь эскадренных миноносцев собственной постройки. Они кроме этого закладывались парами и представляли собой все тот же минимально усовершенствованный «Эреншилд».

Водоизмещение увеличилось приблизительно на 80 т, причем добавленныйвес отправился по большей части на трансформацию конструкции рубки (совсем купившей характерный для всех по-следующих эсминцев Швеции несложной и респектабельный «квадратный» вид) и установки более совершенного КДП. Усилилось и легкое зенитное оружие (три спаренных 25-мм автомата). Самым любопытным фактом стало большое повышение скорости.

Не смотря на то, что номинальная мощность турбинно-котельной установки оставалась приблизительно на том же уровне, что и на прототипе, проектная скорость составила 39 узлов. И она не стала пределом: самый стремительный из серии, «Мальмё», развил 42 узла в полном грузу — рекорд, в полной мере сравнимый с достижениями итальянцев и французов. Причем результат стал неожиданностью для самих кораблестроителей, потому, что прагматичные шведы отнюдь не стремились к его достижению!

Не обращая внимания на очевидный успех конструкторов маленькой северной страны, проект времен финиша Первой Мировой к концу 30-х годов очевидно устарел. Исходя из этого четыре последних единицы типа «Висбю», заложенные в первой половине 40-ых годов XX века, уже никак не было возможности назвать передовыми. Маленькие «косметические» трансформации — такие как повышение водоизмещения до 1135 т, перенос среднего орудия в корму и установка восьми зенитных автоматов (по четыре 40- и 20-мм) — не могли скрыть фиаско самой концепции малого эсминца.

Бушевавшая по всему земному шару морская война свидетельствовала о том, что лучшие шансы выжить и нанести большой ущерб сопернику имеют большие универсальные суда с замечательным артиллерийским оружием. Шведы пристально замечали и разбирали боевой и эксплуатационный опыт как государств «оси», так и союзников, неспешно формируя собственное техническое ответ.

В следствии в том же 1942 году на чертежных столах конструкторов показался принципиально новый проект громадного эскадренного миноносца.

288. Эскадренный миноносец «Эланд», Швеция. 1947 г.

Строился компанией «Кокумс». Водоизмещение стандартное 1900 т, полное 2400 т. Протяженность громаднейшая 1 12,0 м, ширина 11,2 м, осадка 3,4 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 44 000 л.с., скорость 35 узлов. Оружие: четыре 120-мм универсальных орудия, шесть 40-мм и восемь 25-мм зенитных автоматов, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1947—1949 гг. выстроено две единицы: «Эланд» и «Упланд». В 1974 г. переклассифицированы во фрегаты. Оба исключены из перечней в 1978 г.

289. Эскадренный миноносец «Эреншилд», Швеция, 1927 г.

Строился компанией «Кокумс». Водоизмещение стандартное 980 т, полное 1180 т. Протяженность громаднейшая 92,8 м, ширина 8,88 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвапьной паротурбинной установки 34 000 л.с., скорость 36 узлов. Оружие: три 120-мм орудия, два 40-мм зенитных автомата и два трехрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего в 1927 г. выстроено две единицы: «Эреншилд» и «Норденшилд». По окончании Второй мировой переклассифицированы в противолодочные фрегаты. Оба исключены из перечней в 1963 г.

290. Миноносец «Гиллер», Норвегия, 1940 г.

Строился на верфи в Хортене.

Водоизмещение стандартное 600 т, полное 710 т. Протяженность громаднейшая 74,3 м, ширина 7,80 м, осадка 2,15 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 12 500 л.с., скорость 30 узлов. Оружие: три 102-мм орудия, один 40-мм автомат и два пулемета, два спаренных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1939—1940 гг. выстроено три единицы: «Слейпнер», «Эгир» и «Гиллер». «Гиллер» захвачен немцами в 1940 г. и служил в Кригсмарине называющиеся «Лёве».

291.

Эскадренный миноносец «Амазонас», Бразилия, 1949 г.

Строился на верфи «Илья-дас-Кобрас» в Рио-де-Жанейро. Водоизмещение стандартное 1350 т, полное 1820 т. Протяженность громаднейшая 98,45 м, ширина 10,67 м, осадка 2,59 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 34 000 л.с., скорость 35,5 узла. Оружие: четыре 127-мм универсальных орудия, два 40-мм и четыре 20-мм зенитных автомата, два трехрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего в 1949—1951 гг. выстроено шесть единиц: «Амазонас», «Арагуайя», «Арагуари», «Акре», «Аджурикаба» и «Апе». Два последних исключены в 1964 г., остальные в 1973—1974 гг.

И снова скандинавам удалось сообщить собственный слово в развитии кораблестроительной мысли. В первую очередь, новая пара «Эланд» и «Упланд» имела хорошее зенитное оружие.

Полуавтоматические 120-миллиметровки размешались в механизированных закрытых башнях с большими углами обстрела. 40-мм «бофорсы» прикрывались щитами и снабжали круговой обстрел, как минимум, из четырех стволов — серьёзный фактор, в случае если отыскать в памяти, как очень сильно страдали британские суда от атак пикирующих бомбардировщиков, старавшихся выходить на цель строго по диаметральной плоскости с носа либо кормы.

Сильные трансформации претерпела и механическая установка, состоявшая сейчас всего из двух замечательных котлов и для того чтобы же числа отечественных турбин Лаваля. Единственным вызывающим большие сомнения ответом стала установка одного из автоматов на открытой площадке в самом носу.

Невозможность его применения на беспокойстве и при стрельбе главного калибра стала причиной тому, что эту 40-миллиметровку то снимали, то ставили обратно.

«Эланд» смело имел возможность бы претендовать на роль одного из лучших эсминцев Второй мировой, если бы его вправду удалось выстроить в срок. Но тяжелые армейские годы сказались на и без того неспешной работе кораблестроительной индустрии нейтральной Швеции быстро отрицательно.

Длительность постройки превысила все разумные пределы, и эсминцы вошли в строй уже по окончании войны, в то время, когда в морской стратегии началась уже совсем вторая эра…

Возвратимся, но, к началу самой громадной войны в истории . К этому времени шведские ВМС имели в строю лишь шесть современных торпедных судов.

Через чур малые темпы работы отечественных верфей не разрешали скоро нарастить число судов, исходя из этого руководство и правительство флота обратили собственный взгляд за границу. Подавляющему практически всем воюющих государств было просто не до скандинавов, каковые в межвоенные годы стали бы желанными клиентами. Отклик нежданно появился со стороны Италии. Средиземноморская держава дала согласие поставить четыре корабля: два ветхих эсминца 20-х годов и два миноносца типа «Спика».

Четверка покинула Неаполь 18 апреля 1940 года, в то время, когда Италия еще не вступила в войну, но чуть суда достигли Фарерских островов, Муссолини уже втянул собственную страну во всемирной конфликт. Британцы тут же решили прибрать «товар» к рукам, перехватили суда и послали их в собственную гавань. Два месяца дипломаты улаживали имущественные отношения, по окончании чего шведы наконец взяли собственный приобретение.

В случае если стандартные (и устаревшие) итальянские эсминцы, переименованные в «Пуке» и «Псиландер», на новых обладателей не произвели особенного впечатления, то миноносцы, в честь собственных «своих родителей» взявшие имена легендарных основателей Рима («Ромулус» и «Ремус»), показались занимательной альтернативой. За шесть месяцев шведам удалось подготовить поменянный и улучшенный проект, и в сентябре 1941 года они заложили четыре весьма похожих корабля: «Моде», «Магне», «Мёльнер» и «Мунин».

Итальянские 100-миллиметровки уступили место бофорсовским 105-мм орудиям, причем в увеличенном количестве; отечественными стали кроме этого торпедные аппараты и зенитные автоматы. И прототипы, и выстроенные по их примеру миноносцы ожидала продолжительная работа. В 50-х их переклассифицировали в противолодочные суда, а окончательное исключение из перечней пришлось на 60-е а также 70-е годы.

292. Миноносец «Моде», Швеция, 1942 г.

Строился компанией «Гетаверкеи». Водоизмещение стандартное 750 г, полное 970 т. Протяженность громаднейшая 78.0 м, ширина 8,12 м. осадка 2.75 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 16 000 л.с., скорость 30 узлов. Оружие: три 105-мм орудия, два 40-мм и два 20-мм зенитных автомата, один трехтрубный 533-мм торпедный аппарат. Всего в 1942—1943 гг. выстроено четыре единицы: «Магне», «Моде», «Мёльнер» и «Мунин». В первой половине 50-ых годов XX века модернизированы и переклассифицированы во фрегаты ПЛО. Исключены из перечней в 1966—1970 гг.

По пути создания современных миноносцев собственной постройки отправился и «младший сосед» Швеции — Норвегия. Компактные 600-тонные кораблики типа «Слейпнер» имели хорошую скорость хода, а их артиллерия складывалась из короткоствольных, но скорострельных орудий английского производства с патронным заряжанием. Два из них («Слейпнер» и «Эгир») заложили во второй половине 30-ых годов двадцатого века, еще один, «Гиллер», с двумя торпедными аппаратами вместо одного— в 1938-м.

Вторжение немцев в Норвегию покончило с предстоящими замыслами, но да и то немногое, что удалось довершить, оправдало себя. При обороне Ставангера «Эгир» сумел потопить один из германских транспортов перед тем, как самолеты неприятеля поразили миноносец бомбой в машинное отделение, завершив его краткую боевую карьеру. Оставшиеся два корабля были по различные стороны фронта: «Слейпнер» ушел вместе с судами союзников в Англию, а «Гиллер» попал в руки немцев.

И те и другие применяли собственные приобретения не через чур деятельно. «Слейпнер» солидную часть войны простоял на приколе, а «Лёве» — бывший «Гиллер» — с декабря 1940 года до конца военных действий использовался только в качестве штабного судна и торпедолова при учебных стрельбах подводных лодок.

Еще одной жертвой долгостроя стали суда «Нимфен» и «Наяден»— в то время единственные современные миноносцы Дании.

В соответствии с проектом, законченным во второй половине 30-ых годов двадцатого века, они имели хорошие характеристики, заметно превосходя собственных норвежских собратьев по всем параметрам, не считая числа орудий. Но германское вторжение вынудило перенести срок закладки на июль 1942 года, а постройка велась черепашьими темпами до середины 1947 года. Перед вступлением в строй они приобрели новые имена— «Виллемоэс» и «Витфельд», и более замечательные 533-мм торпедные аппараты.

Но это уже не имело возможности спасти довоенный проект: миноносцы совсем устарели и по составу оружия, и по концепции.

Завершая обзор государств, мужественно боровшихся за создание собственных торпедных сил, нельзя не упомянуть еще об одном мученике долгостроя— Бразилии. Заказанные в Британии и заложенные во второй половине 30-ых годов XX века шесть стандартных четырехорудийных «алфавитных» эсминцев были реквизированы британцами до спуска на воду.

Действительно, еще три единицы предполагалось выстроить по тем же чертежам на верфи, расположенной на змеином острове Кобр в Рио-де-Жанейро. Но с началом войны британцы скоро забыли о данных далекой стране обещаниях, и их место неспешно заняли вездесущие американцы. В следствии вносимых в проект трансформаций исконно британский эсминец неспешно прекрасным образом преображался в подобие американских «Мэхена» либо «Гливза».

Из америки поступали и турбины, и орудия, и все электронное и гидроакустическое обрудование. Но до вступления Бразилии в мировую войну 22 августа 1942 года дело шло ни шатко ни валко: за три — четыре года удалось лишь спустить на воду корпуса и приступить к частичной достройке на плаву. После этого эксперты из Соединенных Штатов довели дело до конца, и 29 ноября 1943 года «Гринхольг», «Марси-лиу Диаш» и «Марис-э-Барруш» в один момент вошли в строй.

Они достаточно деятельно принимали участие в действиях собственного флота а также добрались вместе с бразильским экспедиционным корпусом до берегов Италии.

Конфискация английской шестерки подвигла заморских адмиралов и политиков на храбрый ход. На том же острове Кобр рядом с пребывавшими на стапелях судами первой тройки в первой половине 40-ых годов двадцатого века заложили еще шесть, снова же по проекту английского типа «Н».

Будущее их была похожей: полное забвение со стороны британцев и все возраставший внимание янки. В итоге эсминцы типа «Амазонас» претерпели подобные видоизменения и отличались от предшественников только однотрубным силуэтом и пара поменянным составом оружия. Действительно, закончить их удалось только спустя пара лет по окончании завершения Второй .всемирный войны.

Унифицированное оборудование и американское вооружение заметно облегчали предстоящую эксплуатацию всех девяти эскадренных миноносцев, каковые в большинстве собственном благополучно дожили до 70-х годов.

В. КОФМАН

Самая реалистичная RPG в истории! Kingdom Come: Deliverance | Первый взор

Статьи, которые будут Вам интересны: