Человеко-торпеды

Человеко-торпеды

Большинство поверхности Почвы покрыта водой. С незапамятных времён люди предпочитали жить вблизи рек, озёр, океанов и морей, постигая наряду с этим приёмы форсирования водных пространств. Как раз так ещё в старом мире, по мере становления торгового флота, показались и боевые суда, сопровождавшие транспортные суда.

Первоначально корабелы создавали только надводные суда, но самый продвинутых манили морские глубины, откуда возможно было бы без всяких последствий атаковать корабли и суда соперника. Поверья и предания упоминают об отдельных попытках создания подводных лодок, но пригодились века для отработки их рациональной конструкции.

Одним из первых сделал это великий творец ренесанса итальянский учёный, инженер и художник Леонардо да Винчи.

Утверждают, что Леонардо стёр с лица земли чертежи собственной субмарины, обосновав это так: «Люди так злобны, что готовы убивать друг друга кроме того на дне морском». Но по мере технологий и совершенствования наук конструкторы-кораблестроители многих государств всё чаще предпринимали попытки создания подводных судов.

Первая атака соперника, осуществлённая подлодкой, была предпринята американцами во второй половине 70-ых годов восемнадцатого века на протяжении войны американских колоний за независимость — именно это положило начало подводному флоту в целом и малым субмаринам в частности, классифицируемым сейчас как подводные диверсионные средства. Субмарина для данной цели была создана в первой половине 70-ых годов восемнадцатого века студентом Йельского университета Дэвидом Бушнеллом.

Создавая субмарину, названную ТагИе (с англ. — черепаха), Бушнелл самостоятельно спроектировал для неё совокупность, разрешавшую подводной лодке погружаться и всплывать при заполнении либо опорожнении балластной цистерны, расположенной в нижней части Tartle — принцип её действия до сих пор употребляется в конструкциях современных субмарин. Помимо этого, Бушнелл предусмотрел и катастрофический балласт — свинцовый груз, что при аварийном всплытии легко отсоединялся от корпуса.

Человеко-торпеда SSВ:
А — шофер торпеды; Б — подрывник;

1 — отделяемая боеголовка, 2 — лимб взвода часового механизма, 3 — носовая балластная цистерна, 4 — носовая несколько аккумуляторных батарей, 5 — панель управления и щиток приборов, 6 — открытая кабина экипажа, 7 — уравнительная цистерна, 8 — кормовая несколько аккумуляторных батарей, 9 — электродвигатель, 10 — кормовая балластная цистерна, 11 — соосные гребные винты, 12 — привод вертикального руля (руля направления), 13 — горизонтальные рули, 14 — вертикальный руль

В всецело загружённом положении лодка имела возможность пребывать не более получаса, но при применении вентиляционной совокупности из выходящих на поверхность труб с закрывающимися при погружении клапанами время нахождения под водой уже не лимитировалось. Кстати, это устройство, взявшее потом наименование «шноркель», кроме этого употребляется и на современных субмаринах.

Лодка комплектовалась компасом для выдерживания подводного курса и манометром для контроля глубины погружения.

В перемещение субмарину приводил единственный член команды -с помощью вертикального и горизонтального винтов с лопастями как у ветряка мельницы.

Объектом первой подводной атаки стал 64-пушечный британский фрегат Eagle, флагманский корабль адмирала Ричарда Хоу, командующего английской эскадрой, которая стояла на якорях на внешнем рейде Нью-Йорка с июня 1776 года. Эскадра насчитывала 20 фрегатов и около 200 транспортов, на которых пребывала 40-тысячная армия вторжения.

Субмарина, управляемая сержантом Ли, отправилась в наступление на Eagl вечером 5 сентября 1776 года. Моряк благополучно добрался до фрегата, но не смог ввернуть бурав в обшитое металлом дне корабля. Было нужно немного возвращаться к месту базирования несолоно хлебавши.

Итак, первая атака настоящего соперника из-под воды была бесплодной, ну а следующая попытка состоялась только через 90 лет, в то время, когда в 1862 — 1864 годах, в разгар Гражданской войны в Соединенных Штатах, в южан флотов и состав северян вступили боевые подводные лодки Alligator и Hunley.

По окончании создания и объединения Италии Итальянского Королевства, в марте 1861 года был организован Королевский флот Италии — RMI (Regia Marina Italiana). Очевидно, флот нового королевства ещё много лет уступал эскадрам великих морских держав.

Как раз исходя из этого у итальянских моряков иногда оказались идеи о методах уничтожения превосходящих сил соперника.

Мысль применения тихоходной торпеды, управляемой сидевшими на ней верхом двумя водолазами-диверсантами, для совершения диверсий против судов соперника, показалась ещё на протяжении Первой Мировой.

Миниатюрная субмарина-тандем с пневмодвигателем была создана инженер-капитаном 3-го ранга R Россети и лейтенантом медицинской работы Р. Паолуччи, забравшими за базу германскую 510-мм торпеду. Данный диверсионный кораблик с экипажем в два человека стал называться «Миньятта» S-1 (с итал. mignatta — «пиявка»). К головной части торпеды прикреплялись два 170-кг заряда тротила, каковые закреплялись на корпусе корабля посредством замечательных магнитов, а подрывались часовым механизмом.

Протяженность данной человеко-торпеды составляла 8,2 м при водоизмещении 1,5 т. Субмарина-тандем развивала скорость до 4-х узлов и имела радиус действия 8-9 миль. Диверсанты наряжались в герметичные легководолазные костюмы.

Человеко-торпеда SLC:
А — место водителя торпеды; Б — место водолаза-подрывника;

1 — отделяемая боеголовка, 2 — нимб взвода часового механизма, 3 — муфта отсоединения боеголовки, 4 — рым для крепления каната в носовой части торпеды, 5 — защитный козырёк водителя, 6 — устройства управления, 7 — контейнер аккумуляторной батареи, 8 — электродвигатель, 9 — рычаг стремительного погружения, 10 — балластная ёмкость для стремительного погружения, 11 — 20-килограммовый резервный баллон воздуха, 12 — грузовой отсек для инструмента и резервного акваланга для прорезания сетей, 13 — кормовая дифферентовочная цистерна, 14 — винт в неповоротной кольцевой насадке, 15 — руль направления, 16 — руль глубины, 17 — разъём для подзарядки батареи, 18 — отверстия для заполнения водой грузового отсека

По окончании нескольких месяцев тренировок решено было осуществить диверсию в порту Пола, где базировались австрийские линейные корабли.

31 октября 1918 года в следствии операции итальянцев был потоплен линейный корабль Viribus Unitis. Действительно, 29 октября, за два дня до диверсии, Австро-Венгерская империя запросила мира, а её флот начал подготовиться к капитуляции.

В аналогичных условиях в проведении диверсии не было необходимости.

Однако, опыт удался, и к реализации данной идеи возвратились 17 лет спустя.

В 1935 году на протяжении ухудшения англо-итальянских взаимоотношений из-за агрессии в Эфиопии развернулись работы по созданию новых штурмовых средств. Два молодых инженера ВМС суб-лейтенанты Тезео Тезеи и Эмилио Тоски внесли предложение проект управляемой водолазами торпеды, талантливой выполнять маленькие переходы в всецело загружённом состоянии.

В торпедных мастерских Officine San Bartolomeo (Специя) были выстроены два прототипа.

В январе 1936 года изобретатели лично совершили серию тайных опробований, каковые завершились успехом. В том же году началось обучение личного состава.

10 июня 1940 года Итальянское Королевство объявило войну Англии и Франции.

К тому времени итальянский ВМФ уже был четвёртым в мире по собственной численности. Муссолини думал, что в случае если Италия будет осуществлять контроль Средиземное море, то она сможет увеличить «Новую Римскую Империю», присоединив к королевству Тунис, Балканы, Ниццу и Корсику.

В ноябре 1941 года в состав английского средиземноморского флота, базировавшегося в Александрии (Египет), входило два линейного корабля — Queen Elizabeth и Valiant.

Для нейтрализации этих линейных кораблей решено было применять управляемые водолазами торпеды. У этих диверсионных устройств было неофициальное наименование Maiale (с итал. -свинка), в британских же источниках эту торпеду именуют Pig, Hog, Chariot, Human Torpedo, Slow Speed Torpedo.

Боевые пловцы, руководившие Maiale, для дыхания применяли особый аппарат-ребризер, гоняющий по замкнутому контуру чистый кислород, что разрешало избавиться от воздушных пузырей, каковые имели возможность бы привлечь интерес неприятеля.

Такие «акваланги», созданные компанией «Пирелли», назывались A.R.O.

Maiale являлись, по сути, торпедами пониженной скорости. Они имели длину 6,7 метра и ширину 0,533 метра. Заявленная большая глубина погружения составляла 15 м, но практически боевые пловцы опускались на глубину до 30 метров. На большой скорости 2,3 узла Maiale проплывали до 150 км.

Первая серия из 12-ти таких субмарин была выстроена в первой половине 40-ых годов двадцатого века, всего же до 1943 года их выпустили более 80 единиц.

Итальянские боевые пловцы на Maiale SLC (Siluro a Lenta Corsa — «медленная торпеда»)

Конструкция аппаратов разрешала иметь на борту 220 кг взрывчатки. В 1935 году первый прототип был оснащён электродвигателем мощностью 1,6 л.с.

В ночь на 18 декабря 1941 года три Maiale с шестью боевыми пловцами на борту отправились с подлодки Serie в сторону Александрии. Александрийский порт был оборудован особыми железными сетями, предотвращающими торпедные атаки. Дабы пробраться в акваторию порта, боевые пловцы должны были сперва разрезать сети, избежав наряду с этим мин, а после этого не попасться на глаза английским патрулям.

Итальянские коммандос удачно пробрались в акваторию порта и установили взрывчатку замедленного действия на 3-х судах: линкорах Queen Elizabeth и Valiant, и на танкере Saratoga.

Истощённые по окончании исполнения операции, все шесть пловцов были пойманы англичанами и, по иронии судьбы, доставлены на один из заминированных ими же судов. За пара мин. до взрыва начальник лейтенант Де Ла Пеннэ сообщил одному из английских офицеров: «Выручай собственную команду»…

Сам же лейтенант сумел сбежать с линейного корабля Queen Elizabeth, воспользовавшись хаосом на корабле.

На протяжении взрывов танкер Saratoga, и размешавшийся рядом с ним танкер Jervis взяли важные повреждения. Линейные корабли Valiant и Queen Elizabeth затонули. Действительно, снаружи это было практически незаметно: из-за мелководья в бухте суда только мало погрузились и легли на грунт.

Дабы ввести неприятеля в заблуждение, британцы вели на линкорах боевую подготовку, поднимать знамёна и т.д. Вывести линейные корабли из бухты британцы смогли только через 17 месяцев, в то время, когда война с Италией уже завершилась.

По словам Черчилля, александрийская операция была «примером великодушия и отваги».

Наряду с этим отвага заключалась в самом факте проникновения в акваторию прекрасно защищаемого порта, а великодушие в том, что итальянские боевые пловцы предотвратили англичан о взрыве за пара мин. до него, что разрешило избежать человеческих жертв. В 1945 году лейтенанта Де Ла Пеннэ наградили английской медалью «За мужество».

Ещё одним итогом операции стало попадание Маiаlе в руки техничесих экспертов английских ВМФ, каковые по преимуществу оценили эффективность итальянских человеко-торпед.

Гибралтар

Ещё одной желаемой целью для итальянских подводников был Гибралтар. Необходимо было лишь отыскать метод доставки боевых их торпед и пловцов к акватории вражеского порта.

Необыкновенное расположение Гибралтара, находящегося вблизи от нейтральной страны, навело на идея организовать в том месте тайную базу, откуда штурмовые средства смогут выходить в море.

В момент вступления Италии в войну частное торговое судно Оltегга пребывало на гибралтарском рейде и было интернировано в Испании. Часть экипажа влачила тут унылое полунищенское существование, защищая в соответствии с интернациональным правом собственность владельца судна.

У князя Боргезе, руководившего всеми штурмовыми средствами, появилась мысль применять это судно, находившееся совсем близко от входа в базу Гибралтара, в собственных целях. Переговоры с владельцем судна завершились удачно, и он обратился к испанским влияниям с заявлением, что собирается отремонтировать Оltегга и реализовать её испанскому обществу судоходства. Судно отбуксировали в порт Альхесирас и ошвартовали у внешнего мола.

Так, итальянцы были всего в шести милях от входа в акваторию английской военной базы.

Экипаж Оltегга заменили моряками и техниками из отряда штурмовых средств (из прошлого экипажа остались только старший и капитан механик).

Все коммандос, выбранные для данной операции, прошли стажировку на торговых судах, где они перенимали манеру наряжаться, имеется, выпивать, курить, запоминали термины морского сленга, по окончании чего, снабдив их загранпаспортами, группами по два-три человека переправили в Альхесирас под видом нового экипажа, отправленного на замену ветхого. На самом же деле это были эксперты, которым надлежало оборудовать на Оltегга базу для выпуска и монтажа управляемых торпед, отправленных из Италии в разобранном виде.

Через пара месяцев на судне уже функционировала мастерская со всем нужным оборудованием.

Оltегга накренили, в борту автогеном вырезали громадное отверстие. В то время, когда судно выпрямили, это отверстие провалилось сквозь землю под водой — через него управляемые торпеды из затопленного трюма имели возможность свободно выйти в море. В осеннюю пору 1942 года всё было готово к базированию на судне диверсионных средств.

Спуск на воду Маiа1е SLС.

Обтекаемая форма отсека для инструмента и резервного дыхательного прибора свидетельствует, что это один из первых довоенных образцов человеко-торпеды

Скоро из Специи доставили торпеды, кислородные устройства, снаряжение, костюмы, разобранные и упакованные в коробки так, что они были приняты таможенными государственный служащими за материалы и запасные части для ремонта судна.

За торпедами последовали и боевые пловцы: под видом моряков торгового флота они прибыли на судно и пристально следили за сборкой торпед.

К декабрю 1942 года, по окончании четырёх месяцев усердного труда, всё было готово к выпуску трёх человеко-торпед.

Скоро в Гибралтар вошла эскадра, складывавшаяся из линейного корабля «Нельсон», линейного крейсера «Ринаун», авианосцев «Фьюриес» и «Формидебл», и бессчётных судов охранения.

Итальянцы прописали атаку судов эскадры на 7 декабря. В тот же вечер все три экипажа покинули на торпедах базу Olterra и направились к входу в базу. Промежуток между выпусками — один час. Пловцы не знали, что охрана порта в эти дни была существенно усилена.

Не считая простых сторожевых катеров, бороздивших рейд, добавились новые, каковые каждые две-три 60 секунд создавали сброс глубинных бомб.

Первый экипаж добрался до входа в порт, преодолел заграждения и под водой двинулся к линейному кораблю «Нельсон». В то время, когда до цели оставалось только пара сотен метров, их засёк гидрофон патрульного катера.

Сразу же с него была скинута глубинная бомба, после этого ещё одна, и оба водителя погибли.

Вторая человеко-торпеда была увидена с мола и обстреляна из пулемёта. Её экипаж постарался уйти на глубину, но был оглушён с катера глубинными бомбами. Затопив торпеду и всплыв на поверхность, диверсанты в полубессознательном состоянии взобрались по трапу на американское судно, стоящее на рейде, и были срочно пленены.

Третья человеко-торпеда была застигнута тревогой, поднявшейся на базе, в то время, когда она была ещё на громадном расстоянии от входа в порт. Начальник решил погрузиться и идти под водой, но родные разрывы глубинных бомб, талантливые травмировать человека за пара сотен метров, заставили его отказаться от атаки. В то время, когда человеко-торпеда всплыла и двинулась назад к Olterra, начальник её понял, что его напарник провалился сквозь землю.

Итак, из шести членов экипажа, вышедших в наступление, возвратился один: трое погибли, двое попали в плен. На допросе итальянцы утверждали, что были доставлены к базе на подводной лодке.

Неудача при применении диверсионных человеко-торпед продемонстрировала, что время их прошло, охрана военно-морских баз поднялась на таковой уровень, что пробраться в них «верхом» на торпеде стало фактически нереально.

А боевые пловцы вынуждены были переключиться с атак кораблей ВМФ в защищённых базах на атаки торговых судов на внешних рейдах.

Алжир

11 ноября 1942 года англо-американские армии высадились в Северной Африке. Десятой флотилии дали приказ помешать снабжению данной новой армии. Согласно данным авиаразведки, в алжирском порту и на рейде под разгрузкой стояло большое количество судов.

Было решено осуществить комбинированную операцию с одновременным участием управляемых боевых пловцов и торпед. Экипажи торпед должны были пробраться в порт, а пловцы атаковать суда на рейде. Доставка штурмовых средств к месту операции была поручена субмарине Ambra.

4 декабря подводная лодка покинула Специю, приняв на борт три экипажа управляемых торпед и десять боевых пловцов. Плавание Ambra проходило благополучно.

11 декабря она приблизилась к Алжиру и, прижимаясь ко дну, к вечеру в подводном положении пробралась на рейд. С 18-метровой глубины через люк был выпущен одетый в водолазный костюм старший ассистент начальника лодки капитан-лейтенант Якобаччи, что смотрел за обстановкой и докладывал о ней начальнику лодки по телефону. В то время, когда стало известно, что до порта ещё на большом растоянии, субмарина, негромко двигаясь у самого дна, зашла в глубь рейда, а наблюдатель сверху руководил её ходом.

Наконец, в 21.45 Ambra пробралась конкретно в центр группы из шести судов.

В 22.30 боевые пловцы начали выход через люк подлодки и в течение получаса все они покинули субмарину. За ними настала очередь экипажей управляемых человеко-торпед. В 23.20 все участники атаки были на поверхности. Наблюдатель растолковал пловцам обстановку и возвратился на подводную лодку.

Моряки, ожидавшие в Ambra возвращения диверсантов, слышали бессчётные взрывы глубинных бомб. В 3.00, в то время, когда время, предусмотренное для боевых водителей пловцов и возвращения торпед, в далеком прошлом истекло, Ambra начала маневр отхода. 15 декабря субмарина завершила поход, возвратившись в Специю.

Что же происходило в порту?

Начальник группы управляемых торпед, убедившись в том, что добраться до порта нереально, решил атаковать суда на рейде. Первый экипаж подошёл к большому судну, но неисправность торпеды, вероятнее повреждённой при шторме, сорвала атаку. Взяв на буксир двух пловцов, начальник постарался возвратиться на субмарину, но найти её он не смог. Итальянцам оставалось только высадиться на берег.

Стёрши с лица земли торпеду, все четверо вышли на сушу, где практически сразу же были задержаны французскими воинами.

Второй экипаж удачно заминировал большое судно, а после этого, кроме этого взяв на буксир двух выбившихся из сил боевых пловцов, двинулся к берегу. В 4.05 они вышли на сушу, но уже в 6.00 их задержали шотландские стрелки.

Третий экипаж решил атаковать крупный танкер.

У танкера не выяснилось боковых килей (случай достаточно редкий), исходя из этого заряд было нужно прикреплять к гребным винтам.

Панель управления водителя Maiale SSB

Потому, что боевая часть торпеды складывалась из двух зарядов по 150 кг, то было решено выбрать вторую жертву. Ею был громадной теплоход — заряд прикрепили в середине его корпуса. На обратном пути торпеда была освещена прожектором и обстреляна из пулемёта.

Не отыскав подлодки, диверсанты в 4.30 поплыли к берегу, где были срочно задержаны британцами.

Боевым пловцам-диверсантам, чьи действия осложнялись сильными течениями и холодом, удалось заминировать лишь одно судно. По окончании исполнения задания они также все были арестованы.

По поводу данной атаки британское Адмиралтейство сказало: «В 0.30 мин 12 декабря бессчётные штурмовые средства атаковали торговые корабли в Алжирском заливе и прикрепили к некоторым из них мины и заряды взрывчатки. Английский пароход Ocean Vanquisher (7174 т) и норвежский пароход Berta (1493 т) были потоплены, английские суда Empire Centaur (7041 т) и Armatan (7587 т) — повреждены. В плен забрали 16 итальянцев».

Операция имела определённый успех, но он был через чур мелок.

При одновременном применении 16-ти диверсантов возможно было ожидать большое количество большего. За эту операцию начальнику лодки Ambra капитану 3 ранга Арилло была вручена золотая медаль «За храбрость», а члены штурмовой группы были награждены серебряными медалями.

На этом использование итальянских управляемых торпед фактически закончилось.

Действительно, в момент капитуляции Италии на борту Olterra снова велась подготовка к атаке Гибралтара при помощи торпед новой конструкции SSB, где экипаж прикрывался лёгким железным кожухом, в следствии чего пара увеличивалась его устойчивость к взрывам глубинных бомб, но реализовать собственные замыслы диверсанты опоздали.

Проект данный разрабатывался майором Марио Машулли и капитаном Травалиньи. Сами же человеко-торпеды строились в первой половине 40-ых годов двадцатого века в торпедных мастерских Officine San Bartolomeo в Специи.

В военных действиях не принимали участие. На данный момент две человеко-торпеды SSB находятся в музеях Imperial War Museum (Лондон, Англия) и Historic Ship NautilusSubmarine Force Museum (Гротоне, США).

Эти двухместных торпед Maiale SSB не публиковались.

Известно лишь, что они имели больший диаметр, аккумуляторная батареи большей ёмкости, двигатель мощностью 7,5 л.с., 300-кг боеголовку (либо две 280-кг боеголовки) и развивали скорость в 4 узла.

Характеристики Maiale SLC
Подводная скорость, уз……………..2,3 -4,5
Предельная глубина погружения, м .. ….30
Автономность, миль…..4 мили при 4,5 уз.
15 миль при 2,3 уз.
Экипаж, чел…………………………………. ……2
Подводное водоизмещение, т…………. …1,5

Протяженность по корпусу, м………………………. …6,7
Протяженность с рулями и винтом, м…………… …7,4
Диаметр корпуса, мм…………………….. ..533
Мощность электродвигателя, л.с…… …1,6
Масса боеголовки, кг…………………….. ..200

Л. КАЩЕЕВ

Оружие мировых солдат №3-\

Статьи, которые будут Вам интересны: