Торжество посредственности, или тонкий расчёт?

Торжество посредственности, или тонкий расчёт?

«Серые» годы производства в Британии громадных патрульных борьбы и лодок с их недочётами к началу 30-х годов прошлого века начали расцвечиваться более броскими, но иногда очень неожиданными красками. Показались новые подклассы субмарин, к каким предъявлялись и пара иные требования, основное из которых, в соответствии с веяниями времени, определяемыми в первую очередь экономикой, заключалось в принципе: «недороже, пускай и без блеска».

Но, перед тем как совсем направляться такому принципу, как разтогда Адмиралтейство предприняло ещё одну попытку создать претенциозную лодку, талантливую «функционировать вместе с флотом». Так показался проект «подводных речек» (единицы данной серии взяли имена английских рек, начиная, конечно, с «великой» для Англии Темзы). Для большого повышения скорости на поверхности было нужно пожертвовать весьма многим.

Для начала — оружием: «темзы» имели всего по шесть торпедных аппаратов в носу и одно орудие — и это при надводном водоизмещении более 2000 т. Не очень прекрасно обстояли дела и с живучестью. Не смотря на то, что толщина обшивки прочного корпуса достигала 19 мм, а цистерны «обнимали» его в средней части чуть ли не по всей поверхности, делая тип лодок, как вычисляли сами британцы, «практически двухкорпусным», конструкция в целом была не хватает прочной.

Глубина погружения изначально ограничивалась более чем скромными для того времени 90 м, а в действительности опробования проводили при погружении лишь до 60 м. Всё для скорости: солидную часть корпуса, как в «детские годы» субмарин, занимали двигатели. К тому времени англичанам удалось наконец-таки добиться стабильной работы собственных дизелей, но с целью достижения рассчетных 22 узлов было нужно изрядно усложнить всю совокупность, применяв режим наддува.

Для этого в состав механической установки включили ещё несколько запасных дизелей неспециализированной мощностью 800 л.с., осуществлявших турбонаддув, дабы «добавить» к 8000 л.с. основных двигателей дополнительные 2000 л.с. К тому же 10-цилиндровые монстры с диаметром поршней более полуметра на полной мощности изрядно шумели, что становилось уже не просто неудобством. Лодки не могли сохранять на громадном ходу собственное основное преимущество -скрытность, кроме того в условиях нехорошей видимости: в темноте либо тумане.

А желаемые узлы, не смотря на то, что и достигались, но лишь в условиях хорошей погоды.

Но, было бы несправедливым вычислять «речки» явной неудачей. Эти субмарины имели весьма громадную дальность плавания под дизелями на малых скоростях. Что и ясно: на громадных оборотах двигатели «пожирали» солярку много.

При8-узловом ходе «темзы» имели возможность пройти до 10 000 миль, а на 5 узлах — практически в два раза больше, став самыми дальними среди английских довоенных подлодок. Причём они подтвердили собственные способности на практике. Сама головная «Темз» сразу после вступления в строй совершила «забег» из Портсмута до Венеции протяжённостью около 3000 миль, не сделав ни одной остановки и развив среднюю скорость в 17 узлов. Хороший итог, говорящий в первую очередь о том, что «детские заболевания» английских дизелей ушли в прошлое.

А перед самой Второй мировой войны эта же лодка выполнила на протяжении берегов Африки полный круг. Тут, само собой разумеется, без остановок не обошлось («кругоафриканское» путешествие заняло практически три месяца), но горючим лодка в течении всех 12 500 миль не дозаправлялась.

А вот дальность под водой смотрелась очень робко. Как и в начале века, на полной скорости под электромоторами лодка не имела возможности кроме того уйти за горизонт.

Заряда аккумуляторная батарей хватало лишь на 10 миль 10-узлового «экстрима». Действительно, снизив скорость в три раза, пройти возможно было девятикратно больше. Но, приблизительно такими же чертями подводного плавания владели в межвоенное время практически все субмарины. Всё упиралось в ёмкость свинцовых аккумуляторная батарей, родных к максимуму собственных возможностей.

Наращивать же скорость и дальность хода под электромоторами за счёт повышения числа «батареек» было нерационально: внутренняя компоновка подводных судов была и без того весьма тесной (и, в принципе, устоявшейся).

Но все эти недочёты были в полной мере предсказуемыми и понятными как для конструкторов, так и для клиентов.

Обидно было то, что изрядно дорогие (по полмиллиона фунтов) «флотские» лодки, на создание которых (в случае если вычислять с типа «G») империя ухлопала миллионы, на что возможно было бы выстроить эскадру линейных кораблей либо пара флотилий эсминцев, сейчас, в то время, когда удалось преодолеть большая часть столь проблемных «ступеней», снова была у подножья «лестницы». В 1930-е годы во всех больших морских государствах строились либо рассматривались проекты линейных кораблей, скорость которых значительно превышала те самые 22 узла «рек».

И в самой Британии был утверждён проект пяти 28-узловых единиц типа «Кинг Джордж V». За такими судами лодки-«реки» уже не могли угнаться. Было нужно безотлагательно урезать программу их постройки: вместо 20 единиц со стапелей сошли лишь три.

THAMES

Подлодка «Темз» — головная субмарина типа «Ривер» (реки)

Однако, в реалиях скоро разразившейся войны им, конечно же, нашлось место, а также «в первых последовательностях».

хорошая обитаемость и Большая дальность делали «Темз» и её «сестричек» очень полезными именно для океанского патрулирования. Начальники пробовали применять и их якобы громадную надводную скорость, но успех был не через чур впечатляющим. Действительно, в мае 1940 года на протяжении Норвежской кампании «Северну» «Темз» удалось догнать и остановить предупредительным выстрелом маленькой пароход «Монарк», захваченный немцами, а после этого потопить его.

Десятью днями позднее в том же районе однотипный псевдо-скороход «Клайд» опозорился при погоне за запасным крейсером «Виддер», имевшим движение не более 14 узлов. Английская лодка выпустила пара десятков снарядов из собственной четырёхдюймовки, но расстояние была через чур большой, а погода достаточно свежей. И «немец» нормально ушёл от формально на 8 узлов более скоростной субмарины.

Фиаско «флотских» лодок этим эпизодом как бы взяло подтверждение с печатью и подписью. И печальная будущее «Темз», погибшей на мине тем же летом 1940-го приблизительно в том же районе, стала только маленьким довеском к данной печальной повести. Не смотря на то, что две оставшиеся единицы мини-серии потом действовали более удачно.

По окончании неудачи с «Вид-дером» «Клайд» сумел торпедировать и повредить в том месте же, у берегов Норвегии, линкор «Гнейзенау», а «Северн» потопил собственную итальянскую «сотрудника» «Бьянки». А ближе к концу войны, в первой половине 40-ых годов XX века, эти «не так долго осталось ждать- и дальноходы» отправились на Дальний Восток, где их возможности требовались в громаднейшей мере.

Но возвратимся в 1930-е годы. Перед Адмиралтейством так же, как и прежде стояла всё та же задача: определиться с возможностью развития собственных подводных сил.

Вероятная война, союзники и возможные противники в ней, как и вероятные задачи, и театры военных действий Королевского флота, пока «прятались в тумане». Исходя из этого самый разумным представлялось продолжение строительства патрульных субмарин как самые универсальных: пригодных и для охоты за неприятельскими судами, и их торговыми судами, и для борьбы с вражескими себе подобными.

KLYDE

Подлодка «Клайд» (тип «Ривер»), Англия, 1935 г.

Строилась компанией «Виккерс-Армстронг». Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение надводное стандартное/надводное полное/подводное — 1850/2200/2725 т. Размеры: протяженность — 105,16 м, ширина — 8,61 м, осадка — 4,76 м. Глубина погружения — до 90 м. Двигатель: два дизеля мощностью 10 000 л.с. и два электромотора мощностью 2500 л.с. Скорость надводная/подводная — 22/10 уз. Оружие: шесть 533-мм торпедных аппаратов в носу (12 торпед), одно 102-мм орудие, два пулемёта.

Экипаж — 61 человек. В 1932 — 1935 гг. выстроено три единицы: «Темз», «Северн» и «Клайд». «Темз» погибла на мине у норвежского побережья в 1940 г., две другие сданы на слом в 1946 г.

Но, «первая волна» английских патрульных субмарин имела много значительных недостатков: протекающие топливные цистерны, «кормившие море» горючим и демаскирующие саму лодку; изрядные неприятности с дизелями, из которых желали выжать через чур очень многое в ущерб надёжности.

Всё это выявилось уже в первые годы эксплуатации типов «О», «Р» и «R» и дало хорошую пищу для размышлений. Проявившиеся недочёты привели Адмиралтейство к в полной мере разумному выводу: для подводных судов главным качеством есть надёжность, и в случае если для ёё успехи приходится пожертвовать чертями, то это необходимо осуществить. Вторыми серьёзными и нужными качествами стали низкая стоимость и простота конструкции.

Как раз они разрешали в условиях военной опасности либо уже начавшейся войны скоро нарастить подводные силы.

Потребовала внимания и забота о возможностях спасения экипажа при аварий либо боевых повреждений. Подводники постоянно чувствовали себя заложниками в «металлических гробах», исходя из этого кроме того ограниченные средства для эвакуации давали хоть какое-то чувство уверенности.

К сожалению, особые камеры безопасности, прочные так, дабы противостоять давлению на громадных глубинах, занимали бы через чур много места. Имелись и другие методы, по большей части связанные с применением личных кислородных аппаратов, но они потребовали от членов экипажа выдержки и большого умения. В общем, конструкторам было, чем заняться.

Проект первых «скромных» патрульных лодок, в котором учитывались многие из отмеченных подходов, показался ещё во второй половине 20-ых годов XX века.

И в том же году был выдан заказ на несколько единиц новой серии «S», имевших водоизмещение всего 640 т в «стандарте». (По окончании принятия Вашингтонского морского соглашения с целью учёта и удобства сравнения был принят особый норматив «стандартного водоизмещения» — масса корабля, снаряжённого для военных действий, но без запасов горючего и некоторых вторых нужных грузов. Настоящее водоизмещение было неизменно больше -так, для лодок типа «S» первой серии оно составляло 730 т).

Обстоятельство столь резкого трансформации, кроме постоянных требований экономии в годы кризиса, заключалась ещё и в смещении приоритетов. В случае если громадные «патрульные» лодки предназначались в первую очередь для действий на Дальнем Востоке, то сейчас считалось, что опасность происхождения войны смещается в Европу. Соответственно, требования к автономности и дальности в «родных» водах могли быть куда как менее твёрдыми.

Первоначально «эски» предназначались для замены устаревших единиц типа «Н», но в итоге их ожидала более почётная будущее: новый тип в итоге стал самым бессчётным среди субмарин Королевского флота всех времён. И вряд ли данный рекорд будет преодолён в будущем.

SWORDFISH

Подлодка «Суордфиш» (тип «S», серия I), Англия, 1932 г.

Строилась на госверфи в Чатэме.

Тип конструкции — полуторакорпусный. Водоизмещение надводное стандартное/надводное полное/подводное — 640/730/930 т. Размеры: протяженность — 61,72 м, ширина — 7,31 м, осадка — 3,52 м. Глубина погружения — до 75 м. Двигатель: два дизеля мощностью 1550 л.с. и два электромотора мощностью 1300 л.с. Скорость надводная/подводная — 13,75/10 уз. Оружие: шесть 533-мм торпедных аппаратов в носу (12 торпед), одно 76-мм орудие, один пулемёт. Экипаж -38 человек.

В 1932 — 1933 гг. выстроено четыре единицы: «Суордфиш», «Сихорс», «Старфиш» и «Стэрджен». Все принимали участие в войне, три первые погибли в 1939 — 1041 гг. «Стэрджен» передана ВМС Нидерландов, употреблялась в качестве учебной, сдана на слом в 1947 г.

Стоит подметить, что изначально нет ничего, что предсказывало для того чтобы результата. Далеко не выдающиеся характеристики (они были не лучше, чем у типа «L», а кое в чём им кроме того уступали): не весьма «могучее» оружие; проверенная «скромная» полуторакорпусная конструкция…

Кроме того неприятности оставались те же: из-за применения при сборке заклёпок внешние цистерны подтекали, исходя из этого ёмкости для горючего разумно разместили в прочного корпуса (что никак не содействовало «простору» в него). Не поражала и живучесть — разделение на шесть отсеков являлось разве что нужным минимумом.

Что до новшеств, то и они смотрелись не через чур успешными.

попытка создать прогрессивную орудийную установку, пригодную для ведения зенитного огня и талантливую скоро «скрываться» перед погружением, была опрометчивой. Прекрасная, но объёмная конструкция перед рубкой повышала сопротивление при перемещении, а возможность стрельбы по самолётам так и осталась недостижимой мечтой. В итоге новшество применили лишь на первой паре, а позже и на ней его убрали и заменили стандартной установкой на тумбе.

А вот сама трёхдюймовка оказалась по вкусу. При угле возвышения в 40 градусов она вправду имела возможность стрелять по самолётам, в то время, когда те приближались на досягаемой высоте и небольшой скорости. Восьмикилограммовый дальность и снаряд стрельбы более чем 10 км в полной мере доходили и для поражения маленьких целей и судов на берегу.

Ну, а для судов и больших кораблей предназначались торпеды.

Сейчас британцы предпочитали иметь предельное количество аппаратов в носовом залпе, что было в полной мере разумным с позиций тактики, но противоречило прочности корпуса, что в носу имел круглую форму. Из этого достаточно скромная глубина погружения, к тому же ограниченная всего 60-ю метрами в «надёжном» варианте. Очень малой оставалась и дальность при перемещении под водой.

На большой 10-узловой скорости лодка имела возможность преодолеть не более 10 миль, а 4-узловым «черепашьим» ходом — чуть свыше сотни. Да и время погружения, около полутора мин. при изначально всецело безлюдных балластных цистернах, отнюдь не впечатляло. В общем, обычный «серый середняк».

STARFISH, 1937 г.

Субмарина «Старфиш» (тип «S»)

Но стоили «эски» всего приблизительно по 230 тыс. фунтов (ещё приблизительно десятая часть данной суммы тратилась ежегодно на эксплуатацию), что подвигло на заказ ещё одной пары в следующем году. И это стало лишь началом. По окончании первых результатов опробований Адмиралтейство расщедрилось на восемь лодок второй серии «S» (подтип «Шарк»).

Трансформации в конструкции были малыми: корпус чуть удлинили, что стало причиной росту водоизмещения в 30 т. Мало увеличилась и мощность дизелей, каковые имели возможность сейчас обеспечить большой движение в 15 узлов. В остальном трансформации были минимальными, что стало главной притягательной силой для бурного роста числа единиц этого типа уже в армейские годы.

Но и первым сериям типа «S» было нужно деятельно повоевать. Нужно подметить, не очень удачно.

Из первой четвёрки пережила войну лишь «Стэрджен», притом во многом за счёт того, что в 1943-м её передали флоту Нидерландов (пребывавшему в то время «в изгнании» в той же Британии), где она под именем «Зеехунд» служила по большей части в качестве учебной. Действительно, до этого лодка сумела отличиться, причём как с хорошей, так и с отрицательной стороны.

20 ноября 1939 года «Стэрджен» потопила торпедой маленькой германский вспомогательный противолодочный траулер «V-209»; факт, вряд ли заслуживающий упоминания, если бы это потопление не стало первой успешной атакой английской подлодки во Второй мировой войны. А вот двумя месяцами ранее она же по неточности чуть не утопила трёхторпедным залпом «прародительницу» всех «S», «Суордфиш», но, к счастью, торпеды прошли мимо.

Но, для «Суордфиш» такое везение выяснилось недолгим.

В ноябре следующего года она затонула по окончании подрыва на мине. К тому времени на дне упокоились и две оставшихся субмарины первой серии, причём погибли они с маленьким промежутком в одних и тех же водах, в Гельголандской бухте. Это кроме того вынудило Адмиралтейство прекратить патрулирование в столь страшном месте.

TRITON

Подлодка «Тритон» (тип «Т», серия I), Англия, 1938 г.

Строилась на госверфи в Чатэме. Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение надводное стандартное/надводное полное/подводное — 1090/1325/1575 т. Размеры: протяженность — 83,82 м, ширина -8,09 м, осадка — 4,83 м. Глубина погружения — до 75 м. Двигатель: два дизеля мощностью 2500 л.с. и два электромотора мощностью 1450 л.с. Скорость надводная/подводная — 15,25/8,75 уз.

Оружие: десять 533-мм торпедных аппаратов (восемь в носу и два в середине корпуса, 16 торпед), одно 102-мм орудие, три пулемёта. Экипаж — 56 чел. В 1938 — 1941 гг. выстроено 15 единиц. В середине войны, по окончании 1942 г., сохранившиеся единицы модернизировались с установкой дополнительного торпедного аппарата в корме и 20-мм зенитного автомата. «Тетис» затонул в июне 1939 г. при опробованиях, поднят, всецело перестроен и в 1940 г. снова введён в строй под новым наименованием «Тан-дерболт».

Он и «Трупер» в 1942 г. перестроены в носители человеко-торпед «Чэриот» (по 2 шт.) с сохранением торпедного оружия. Все принимали участие в войне, девять погибли, остальные сданы на слом в 1946 — 1947 гг.

Изрядно пострадали в начале представительницы и войны второй серии «эсок»: пять из восьми в начале 1941 года кроме этого уже пребывали на дне Северного моря.

Из оставшихся трёх одна, «Санфиш», предназначалась для передачи СССР по программе ленд-лиза, но стала могилой для командира и своего экипажа — выдающегося подводника И. И. Фисановича ещё до начала работы в отечественном флоте.

На переходе из Шотландии в июле 1944 года «В-1», как сейчас именовалось это приобретение, увидев приближающийся самолёт, предпочла постараться уйти под воду, не смотря на то, что британцы строго инструктировали отечественных моряков в том, что нужно оставаться на поверхности и подавать сигналы фальшфейерами.

Но, по всей видимости, тут сработал инстинкт настоящего подводника: воздушный неприятель — самый ужасный. И английский «Либерейтор», на котором сочли «В-1» «немкой», скинул бомбы и, к огромному сожалению, попал. Мало прощает британцев то, что по не совсем понятным обстоятельствам бывший «Санфиш» существенно отклонился от рекомендованного «надёжного» маршрута. И лишь две «эски» дожили до конца войны, дабы тут же, в 1945 году быть сданными на слом.

Но, имелись и удачи: фактически все единицы потопили по одному либо понескольку транспортов. А «Сэлмон» добилась выдающегося результата: её полный залп в «радостное 13-е» декабря 1939 года дуплетом поразил сходу два германских крейсера, «Нюрнберг» и «Лейпциг».

Что касается более больших патрульных субмарин, предназначенных в возможности для замены неудачных типов «О», «Р» и «R», то разработка соответствующего проекта "настойчиво попросила" заметно больше времени.

Тут вмешивался ещё один фактор: Английское соглашение по ограничению морских оружий установило лимит водоизмещения не только отдельной единицы, но и неспециализированный, на все субмарины каждой из главных держав-участниц. Для Британии это означало необходимость «ужать» размеры собственных «патрульных» лодок до стандартного надводного водоизмещения (которое и служило для «вашингтонско-английских» расчётов) — около 1100 т вместо 1475 т в предшествующих проектах, дабы иметь возможность выстроить как возможно больше единиц.

Исходя из этого головную лодку нового поколения, названную «Тритон», удалось завершить проектированием и заказать лишь в 1935 году. Но она вышла очень успешной по практически всем параметров, начиная с оружия. «Тритон» имел предельное количество торпед в залпе среди не только английских «сотрудников», но и всех зарубежных -помимо восьми носовых, имелась ещё пара аппаратов в средней части корпуса, каковые кроме этого имели возможность стрелять по носу. Итого целых десять труб имели возможность дать единый залп по неприятелю.

THANDERBOLT бывший THETIS

Субмарина Трбэй (тип «Т», 1-я серия) по окончании модернизации 1944 года. Установлен дополнительный торпедный аппарат в корме и 20-мм автомат на площадке сзади рубки

Сам прочный корпус на типе «Т» так же, как и прежде был клёпаным, и, дабы не рисковать с утечкой горючего, было нужно снова поместить цистерны в него. А внешний лёгкий корпус имел занимательную форму, ставшую характерной для «англичанок». Шнобель очень сильно возвышался из воды за счёт громадного обтекаемого «набалдашника», скрывавшего бессчётные торпедные аппараты. После этого палуба уходила вниз и сужалась, с тем дабы перед настройкой снова «раздуться» (в том месте размешались средние аппараты).

За рубкой палуба опять понижалась, образуя красивую кормовую оконечность. Всё это придавало субмаринам изрядно враждебный вид, любимый, например, военными и журналистами корреспондентами. Четырёхдюймовое орудие опять разместили в кольцевом щите, дабы обезопасисть его прислугу от ветра и брызг.

А вот разделение на отсеки ограничивалось шестью переборками. Они, как и полудюймовая (12,7 мм) обшивка прочного корпуса были достаточно прочными, но не столь тяжёлыми (на ранних патрульных типах переборки были в полтора раза толще), обеспечив тем самым затребованную экономию в весе.

характеристики проекта и Хорошие идеи типа «Т» очень сильно омрачились ужасным случаем с одной из головных единиц: «Тетис» затонула ещё на протяжении опробований во второй половине 30-ых годов двадцатого века, унеся на дно ровно сотню судеб.

99 из них принадлежали приёмной комиссии и членам экипажа, а сотым стал водолаз, погибший на протяжении тщетно предпринятых упрочнений по спасению людей и лодки. Не смотря на то, что трагедия случилась совсем рядом с Ливерпулем, сделать ничего так и не удалось. Расследование установило обстоятельство: в одном из торпедных аппаратов были открыты обе крышки — передняя, предназначенная для заполнения водой и выпуска «рыбки», и задняя, через которую торпеду подавали в аппарат.

Стремительное поступление воды через «дыру» диаметром более полуметра (калибр 533 мм) создало практически мгновенный дифферент. Не помогли и влагонепроницаемые переборки.

По обстоятельствам данной первых опытов и катастрофы эксплуатации инженерам внесли предложение внести в проект свыше сотни трансформаций, дабы подобное не повторилось в будущем. К примеру, громадный бульбообразный шнобель очень сильно мешал удерживать субмарину на нужной глубине в позиционном положении, а по окончании всплытия изрядно тормозил её.

На части лодок пошли на невыгодный ход, убрав два внешних торпедных аппарата, дабы заузить носовую оконечность (но, эти аппараты всё равняется не могли перезаряжаться). Любопытно, что по опыту военных действий выявился недочёт, который связан с в полной мере сознательным отказом от возможности стрельбы в корму. В случае если цели получалось проскочить прицел, то её нечем было «угостить». Исходя из этого в первой половине 40-ых годов XX века приступили к модернизации сохранившихся единиц, оставляя в корме только один торпедный аппарат.

Заодно на особой площадке сзади рубки монтировали 20-мм автоматическую пушку «Эрликон», достаточно действенное оружие против зазевавшихся либо чересчур «навязчивых» самолётов соперника (немцы к тому времени уже деятельно использовали зенитки на собственных лодках).

UNITY

Подлодка «Юнити» (тип «U», серия I), Англия, 1938 г.

Строилась компанией «Виккерс-Армстронг». Тип конструкции — однокорпусный.

Водоизмещение надводное стандартное/надводное полное/подводное — 540/630/730 т. Размеры: протяженность — 58,22 м, ширина — 4,88 м, осадка — 4,39 м. Глубина погружения — до 60 м. Двигатель: два дизеля мощностью 615 л.с. и два электромотора мощностью 825 л.с. Скорость надводная/подводная — 12,5/8,5 уз. Оружие: шесть 533-мм торпедных аппаратов в носу (10 торпед), одно 76-мм орудие. Экипаж -27 человек.

В 1938 г. выстроено три единицы: «Ундина», «Юнити» и «Урсула». Первые две погибли в войну («Ундина» затоплена экипажем по окончании всплытия по окончании обработки глубинными бомбами, «Юнити» таранена своим транспортом), «Урсула» в 1944 г. передана СССР, возвращена в 1949 г. и сдана на слом

Представительницы типа «Т» успели отличиться в битвах, не смотря на то, что и понесли большие потери. Девять из 15 единиц погибли в войну.

Десятая, «Таку», довела число жертв до ровного десятка, не смотря на то, что и показала изрядную живучесть, сохранившись по окончании взрыва мины. Но очень сильно повреждённую субмарину не стали восстанавливать: шёл уже 1944 год, и победа уже очевидно ожидалась. «Успеху» повезло ещё больше: он не только не погиб в подобной обстановке, но и дошёл до базы и был отремонтирован, как и «Трибун», претерпевший разрывы нескольких глубинных бомб практически конкретно на своём корпусе.

Что касается собственных атак, то для головной лодки они начались с настоящей трагедии. «Тритон» избрал в качестве цели собственную «старшую родственницу», бывшую «австралийку» «Оксли». С той лихорадочно сигналили: «Собственные!», не увидев кроме того, что сигнальный прожектор неисправен. Торпеда послала «Оксли» на дно; спастись удалось лишь начальнику и одному матросу. Но в тяжёлые дни германского вторжения в Норвегию в апреле 1940 года «Тритон» всецело искупил собственную невольную вину.

Шеститорпедный залп, с приличной дистанции в два с лишним километра по германскому конвою с армиями, был результативным. Три торпеды разрешили войти на дно столько же транспортов, с пребывавшими на них практически 1000-ю воинами Вермахта — громаднейшие утраты на протяжении всей операции «Везерюбунг». Но так везло не всем. «Триад», к примеру, было нужно на протяжении тех же битв истратить 14 торпед, дабы добиться единственного попадания в транспорт. А шесть торпед, выпущенных «Тистл» по германской «U-4», прошли мимо.

Наказание последовало на следующую ночь: «мстительная немка» выследила обидчицу, в то время, когда та заряжала батареи на поверхности, и послала её на дно со всем экипажем. Но, на «U-4» кроме того не думали, что топят субмарину, к тому же как раз ту, которая пробовала разделаться с ними, заявив о смерти от своих торпед … маленького танкера!

Занимательнейшую карьеру имел «Трайдент», успевший за войну отметиться на всех главных театрах военных действий.

Начав собственную деятельность в европейских водах в октябре 1939 года, он поработал и у берегов Норвегии, и в Бискайе, и в Арктике, разрешив войти на дно неприятельских судов неспециализированным водоизмещением более 20 тыс. тысячь киллограм, заодно «прицепив» к ним ещё и охотник за подводными лодками. А в феврале 1942 года одна из трёх выпущенных торпед поразила корму тяжёлого крейсера «Принц Ойген», послав его в ремонт на три месяца.

После этого субмарина была отправлена на Средиземное море, где, например, потопила большой транспорт количеством практически 12 000 регистровых тысячь киллограм.

Летом 1943 года «Трайдент» перешёл в Индийский океан, где успел совершить лишь один боевой поход. Показались неполадки в дизелях, каковые не удалось устранить в достаточно скудных условиях базирования в Индии, и лодке было нужно возвратиться для ремонта в Англию.

Но дальние путешествия и эти неурядицы не помешали, в итоге, достигнуть «Трайденту» выдающихся результатов — с 50-ниссан блюберд. потопленных им тысячь киллограм он стал самым успешным среди единиц собственного типа. Действительно, «родных промахов» также хватало: в Бискайском заливе его торпеда прошла мимо германской субмарины «U-31», с которой после этого состоялся артиллерийский бой — без особенных результатов для обеих сторон. А в Индийском океане замечательный залп из восьми торпед по японскому учебному крейсеру «Касии» не дал успеха.

URSULA

Подлодка «Ундина» — головная лодка типа «U»

Ярко выглядит и работа другого представителя первой серии типа «Т», «Торбэй» (лишь он и «Трайдент» из всех 15 субмарин прослужили всю войну, впредь до капитуляции Японии). На его счету храбрая эвакуация 120 английских солдат, прятавшихся до августа 1941 года в горах на острове Крит по окончании его захвата немцами: их удалось взять на борт и благополучно доставить в Александрию.

В том месте же в Средиземном море «Торбэй» смог пробраться на рейд Корфу, где в сверхсложных условиях не просто находился 17 часов, но и смог торпедировать несколько целей. А всего на его счету числится 55 тыс. т (формально больше, чем у «Трайдента»), но в это число входит последовательность только повреждённых судов. Но итальянская субмарина «Джантина» отправилась на дно непременно, от его торпеды.

Острая необходимость в боевых единицах с началом войны вынудила применять кроме того несчастный «Тетис».

Подняв со дна, его корпус практически выпотрошили и опять «начинили» механизмами, вооружением и оборудованием. Посему ясно, что лодка приобрела новое наименование, став «Тандерболтом». Суеверные моряки с громадной неохотой шли служить на бывшего «утопленика»; сначала в том направлении назначали лишь добровольцев, а после этого разрешали отказываться от назначения по разнарядке — случай совсем необыкновенный для Королевского флота в новые времена.

Столь тяжёлое прошлое не помешало обновлённой субмарине добиться успеха сразу после повторного вступления в строй. На её долю досталась «собственная итальянка» — субмарина «Тарантини», отправившаяся ко дну по окончании 6-торпедного залпа, выпущенного с громадной дистанции (около пяти километров). А вот немцы были более бдительными, и охота «Тандерболта» за их «У-ботами» с выпуском тех же шести торпед закончилась напрасно.

А в первой половине 40-ых годов XX века «Тандерболт» и однотипный «Трупер» прошли модернизацию, став носителями управляемых торпед, по типу итальянских субмарин из «10-й флотилии» князя Брогезе. За рубкой были оборудованы контейнеры для двух «чэриотов», английского варианта управляемых людьми торпед. И в январе 1943 года лодка вышла в поход к Палермо, где британские диверсанты на торпедах добились собственного главного успеха, потопив в гавани новейший лёгкий крейсер «Ульпио Траяно».

И однако «тёмная метка» в судьбе себя, к сожалению, оправдала: в собственном седьмом походе в средиземноморских водах в марте 1942 года бывший «Тетис», сейчас «Тандерболт», по окончании успешной атаки итальянского конвоя был потоплен со всей командой глубинными бомбами итальянского корвета «Чиконья», став последней жертвой среди лодок данного типа.

Кроме последовательного (и очень успешного) развития типов патрульных лодок, Адмиралтейство решило однако возродить ранее отвергнутый подкласс малых субмарин, предназначенных, как указывалось, «для тренировки противолодочных непродолжительных действий и сил в европейских водах».

В соответствии с «правилами упрощения», для них снова приняли однокорпусную схему, что, само собой разумеется, входило в несоответствие с обеспечением безопасности и живучести. Да и по большому счету, большая часть черт нового типа «U» были очень скромными, если не сообщить — ретроградными. Так корпус был так же, как и прежде клёпаным (британцы всё ещё не доверяли сварке и во второй половине 30-х годов двадцатого века), и существовала опасность, что на громадных глубинах он начнёт течь.

Исходя из этого лодки, формально рассчитанные на глубину погружения 60 м, испытывались лишь при давлении, соответствующем менее 50 м. Конечно, в было нужно разместить и топливные, и балластные цистерны, что ухудшило условия для команды: целый рядовой состав дремал и ел практически на запасных торпедах.

На типе «U» в первый раз из всех английских лодок показались дизель-электрические главные механизмы.

Это означало, что перемещение лодки постоянно осуществлялось при помощи электромоторов, кроме того в надводном положении, в то время, когда включались дизели, приводившие в воздействие генераторы. Такое техническое ответ (по сути, разделение движителей и двигателей) экономило место и доставляло куда меньше головной боли инженерам в отношении размещения моторов, потому, что исчезала необходимость в громоздких устройствах для передачи вращения от дизелей на валы.

Но «в довесок» и без того не очень идеальные технически лодки взяли проблему с самими винтами, каковые при вращении издавали характерный свист. Такие «поющие винты» в эру уже в полной мере приличных средств «прослушки» не только нервировали экипаж, но и облегчали обнаружение лодки акустикам соперника.

Вот чем британцы никак не желали жертвовать на собственных «малышках», так это оружием.

Оно, по обыкновению, предусматривало замечательный носовой залп из шести торпед, плюс 76-мм орудие для надводного боя. К сожалению, сосредоточение аппаратов в передней части корпуса, имевшего совсем маленький диаметр кроме того на миделе, потребовало приблизительно для того чтобы же «бульба», как на типе «Т». Конечно, с теми же последствиями для перемещения на поверхности.

И, что ещё хуже, при полном залпе лодка фактически постоянно «показывала лицо» — облегчённый шнобель всплывал над водой. А при стрельбе из пушки проявлялись другие неприятности: потому, что механическая подача снарядов отсутствовала, их приходилось протаскивать через узкие люки на громадное расстояние, и для стрельбы имелись лишь четыре боеприпаса в кранцах, расположенных в рубке.

К тому же прислуге приходилось очень несладко при экстренном погружении: людям нужно было скоро протискиваться через «узкие места», что при задержках угрожало смертью кораблю.

Может показаться, что тип «U» являлся сосредоточием недочётов. Для баланса возможно добавить, что эти субмарины превосходно вели себя под водой, разворачиваясь практически «на пятачке».

Лодки были довольно недорогими, всего по 200 тыс. фунтов за единицу, не смотря на то, что отличие в цене, если сравнивать с более универсальным и прогрессивным типом «Т» только в 15%, вряд ли была оправданной. Но однако, основное требование — надёжность — в проекте удалось воплотить. Прибрежные по задумке лодки, с началом войны охраняли по всему не спокойному Северному морю.

Громаднейших удач достигла «Урсула», в 1941-м переведённая в Средиземное море, не смотря на то, что её, как и «сестричку» «Юнити», таранило торговое судно. Но в случае если «Юнити» сходу затонула, то «Урсулу» спасли и по окончании практически годового ремонта в первой половине 40-ых годов XX века сплавили в СССР. Как говорится, «не по злобе», потому, что британцы продолжали активнейшим образом строить субмарины типа «U» в войну и для себя.

Английская субмарина «Суордфиш» на ходовых опробованиях, 1933 г.

Необходимо подчеркнуть, что английские субмарины всех межвоенных типов имели хорошее оборудование для средства радиосвязи и обнаружения противника. Они несли пассивные гидрофоны, правда пара уступавшие германским,но данный недочёт с лихвой покрывался наличием активного гидролокатора, «Асдика» новых марок.

В полной мере приличными были и перископы с возможностью ночного обозрения и большого увеличения, не смотря на то, что на тех же «U» они были весьма маленькими, всего по 4 м. К началу войны собственное место среди другого оборудования заняли радиопеленгаторы, а с возникновением радиолокаторов с малой длиной волны и РЛС прочно обосновались на британских лодках.

Что же возможно сообщить о непростом пути Адмиралтейства и Ройял Нейви в отношении собственного подводного флота?

Как это ни представляется необычным на первый взгляд, сознательно отправившись на самоограничение в отношении черт подводных судов, Британия в следствии победила. В любом случае, огромных средств, затрачиваемых ранее в попытках создать и строить в больших количествах супер-субмарины, заметно пообносившаяся в следствии Первой Мировой и последующего финансового кризиса «Владычица морей» уже не имела возможности себе позволить.

Политика же резкого ограничения числа новых единиц кроме этого совсем не соответствовала амбициям и имперским нуждам. А вот более недорогие и простые в постройке типы возможно было при необходимости произвести в громадных сериях. Что и случилось, в то время, когда разразилась Вторая мировая.

Наличие готовых вариантов, как говорится, на любой размер разрешило хорошо маневрировать ресурсами уже на протяжении войны. И, как мы знаем, английские подводные силы не остались обделёнными ни числом, ни в качестве.

В.

КОФМАН

Узкий расчет 2016 Русские мелодрамы новинки наблюдать онлайн 2016

Статьи, которые будут Вам интересны: