Десять сабель — «новости дня»

Десять сабель - «новости дня»

Последовательность источников сказал о финализации российско-индийского договора на поставку четырех фрегатов проекта 11356 (обозначаемых в ВМС Индии как тип Talwar — «сабля»). Ранее ВМС Индии уже было поставлено шесть судов этого типа.

Замена для британца

История проекта 11356 начинается во второй половине 90-ых годов двадцатого века с подписания Индией и Россией договора на поставку трех многоцелевых ракетных фрегатов, ценой в $1 млрд. Суда, в базе которых лежала советская платформа сторожевика проекта 1135 «Буревестник», а правильнее его модификация 11351 «Нерей» для морских частей погранвойск, предназначались для замены в составе ВВС Индии устаревших к тому времени фрегатов типа «Нилгири» — модификации английского типа «Линдер».

В исходном варианте ни противолодочный «Буревестник», ни патрульный «Нерей» Нью-Дели не устраивали. Индии требовался современный многоцелевой корабль, талантливый функционировать как в составе авианосной группы, так и самостоятельно. Это предполагало прежде всего наличие собственного противокорабельного оружия и во вторую — совершенствование совокупности ПВО.

Так на будущем индийском фрегате прописался ракетный комплекс «Клаб» (экспортная версия совокупности, позднее приобретшей известность под отечественным именем «Калибр»), предназначенный для уничтожения надводных и наземных целей, и зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль».

Помимо этого, была усовершенствована архитектура корабля — надстройки и верхнюю часть корпуса перепроектировали в целях понижения радиолокационной заметности.

Головной фрегат, взявший имя «Талвар», был заложен на Балтийском заводе в Петербурге в марте 1999 года, построен в мае 2000-го и передан клиенту 18 июня 2003-го. Пара дней спустя ВМС Индии взяли и второй фрегат — «Тришул», а весной следующего, 2004 года, последний корабль первой тройки — «Табар».

Скоро был подписан и второй договор, выполнять что на этот раз было поручено калининградскому заводу «Янтарь». Заметным отличием «Талваров» второй тройки стал усовершенствованный зенитный ракетный комплекс «Штиль-1», в отличие от предшественника взявший вертикальную подпалубную пусковую установку 3С90Э.1 вместо палубной однобалочной М-22. Это быстро повысило скорострельность комплекса — до 1–2 секунд между пусками ракет вместо 10–12 на установке прошлого типа.

Помимо этого, новые суда кроме «Клабов» имели возможность нести и сверхзвуковые ракеты типа «Брамос» совместной российско-индийской разработки.

Три фрегата второй серии — «Тег», «Таркаш» и «Триканд» — строились с 2007–2008 по 2012–2013 годы. Пара возросшая длительность испытаний и постройки разъяснялась как возросшей сложностью нового оборудования, так и нелучшим состоянием завода «Янтарь».

Сапожник без сапог

Переговоры о возможности предстоящего строительства «Талваров» для ВМС Индии начались еще на протяжении достройки второй тройки фрегатов, наряду с этим Индия в один момент строила на собственных верфях три корабля типа «Шивалик» (тип 17), созданных с громадной оглядкой на проект 11356. Но «Шивалики», воображающие собой синтез русских и западных технических агрегатов и решений, строились продолжительно и дорого, а их надежность внушала опасения, что делало продолжение русском серии всё более привлекательным ответом.

Тем временем серия судов этого проекта с некоторыми трансформациями была заказана и для ВМФ России. Необходимо подчернуть, что за период с 2000 по 2012 год российский флот взял лишь один боевой корабль аналогичного класса — фрегат «Ярослав Умный» проекта 1154. Постройка корабля, заложенного еще во второй половине 80-ых годов двадцатого века, была остановлена по окончании распада СССР и возобновлена в 2000-х с ростом армейских затрат.

Но устаревающий корабельный состав потребовал замены, и флот разглядывал «индийский» проект 11356 как один из главных вариантов.

Его соперником был намного более продвинутый по составу оборудования и вооружения фрегат проекта 22350. Головной корабль этого типа — «Адмирал Горшков» — был заложен в 2006 году, и к 2009 году стало ясно, что ввод его в строй стремительным не будет (на данный момент, в феврале 2018-го, предполагается, что опробования «Горшкова» завершатся к осени этого года).

Итогом стало ответ о заказе шести фрегатов проекта 11356, каковые, в силу отработанности конструкции, могли быть выстроены существенно стремительнее. Предполагалось, что все шесть судов войдут в состав флота в 2015–2016 годах.

Первая тройка фрегатов для ВМФ России — «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», заложенная в 2010–2012 годах, была сдана флоту в 2016–2017 годах, наряду с этим «техническое лицо» проекта изменялось уже на протяжении постройки судов, что стало причиной задержкам. Ввод второй тройки, взявшей имена «Адмирал Бутаков», «Адмирал Адмирал» и «Истомин Корнилов», планировавшийся с учетом всех задержек на 2017–2018 годы, в итоге не состоялся по политическим обстоятельствам.

Крымский кризис 2014 года и последовавшие за ним события стали причиной разрыву военно-Украины и технических связей России, прекратившей поставки в Российской Федерации корабельных газовых турбин, которыми, например, оснащались фрегаты проекта 11356.

Результатом стал важный сдвиг сроков ввода судов «вправо» — двигатели украинской сборки необходимо было чем-то заменять. Возможность замены показалась с запуском в Рыбинске испытательных стендов для газотурбинных энергетических установок, что разрешило наладить их испытания и финальную сборку в Российской Федерации. Вместе с тем ясных комментариев о судьбе второй русского тройки до тех пор пока так и не было, а хозяином судов так же, как и прежде есть Минобороны России.

Наряду с этим необходимо подчернуть, что для достройки этих судов с украинскими двигателями на экспорт препятствий нет — достаточно обеспечить формальную передачу энергетических установок не России, а Индии.

История с продолжением

На данный момент ситуация, если доверять имеющейся информации, выглядит следующим образом. Предположительно подписанный между Индией и Россией договор ценой в $3 млрд предполагает передачу Индии четырех судов ценой 750 млн любой. Два из них должны быть выстроены на заводе «Янтарь», два — в Индии, наряду с этим в цена договора, предположительно, входит модернизация мощностей верфи Goa Shipyard ЛТД, на которой будет строиться вторая пара.

Более замечательные индийские верфи — Garden Reach Shipbuilders&engineers в Колкате и Mazagon Dock в Мумбае — будут заняты постройкой фрегатов проекта 17А (усовершенствованного и поднятого в размерах преемника «Шиваликов»). Первый корабль должен быть передан клиенту в начале 2022 года. Трансформации в «техническом лице» проекта если сравнивать с предшественниками до тех пор пока малоизвестны.

Вместе с тем в январе 2018 года помощник военного министра России Юрий Борисов сказал, что три корабля проекта 11356, ранее заказанные для ВМФ России, однако будут достроены, но уже с применением русских энергетических установок.

Исходя из этого, самый вероятным вариантом развития событий выглядит закладка для Индии двух новых корпусов на «Янтаре», а после этого в Гоа, учитывая, что достройка любых двух единиц из трех уже строящихся имела возможность бы быть закончена максимум в течение 1,5–2 лет, а не контрактных четырех. Под вопросом остается оснащение перспективных судов, которое разумеется изменится, даже в том случае, если высказать предположение, что треть цены договора уйдет на модернизацию верфи. Из самые вероятных трансформаций возможно предположить, например, оснащение их новейшими зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Панцирь-М» вместо установленных на предшественниках «Каштанов».

Будет ли данный заказ последним? Ответ на данный вопрос зависит от того, как Индия справится с очень амбициозной программой строительства фрегатов проекта 17А. Возможность нового заказа прямо пропорциональна сложности этого проекта, включающей и технические, и политические риски.

А их много.

Одиннадцать маленьких новостей для Украины

Статьи, которые будут Вам интересны: