Для тех, кто в танке: об эволюции подхода к защищённости российских танков — «военные действия»

Для тех, кто в танке: об эволюции подхода к защищённости российских танков - «военные действия»Вооруженные конфликты на Украине и в Сирии, идущие с активным участием русском бронетехники, на фоне длящегося процесса перевооружения русском армии быстро повысили интерес к чертям отечественных боевых автомобилей, а также танков. Споры о живучести советских главных боевых танков, от Т-64 до Т-90 включительно, но, ведутся через чур в далеком прошлом, дабы затевать очередной раунд аналогичной дискуссии. Более увлекательным предметом для дискуссии есть эволюция подхода к данной проблеме и практический выход в виде трансформаций в конструкции модернизированных и новых танков, создаваемых в Российской Федерации.

«Долгая рука»

Главным недочётом отечественных главных боевых танков разработки 60–70-х годов прошлого века есть низкая выживаемость экипажа при пробития брони – плотная компоновка танка не разрешает разнести экипаж, топливо и боекомплект достаточно на большом растоянии, дабы исключить фатальные последствия при попадании в забронированный количество автомобили. Так или иначе, данный недочёт нужно будет учитывать еще долго – модернизированные Т-72 останутся в строю как минимум до 2030-х годов, Т-90, повторяющие компоновочные ответы базисной автомобили, – и до 2050-х.

Ростом защищенности автомобили (а он длится за счет совершенствования динамической защиты, применения дополнительного бронирования, экранирования уязвимых частей и т.д.) неприятность решается только частично – возможности снарядов, предназначенных для поражения танка, кроме этого не стоят на месте. Однако, «ветхие» автомобили в полной мере смогут выживать в современном бою против соперника, деятельно применяющего современное противотанковое оружие.

Решение проблемы для этих автомобилей содержится в трансформации схемы их модернизации и использования оптикоэлектронного оборудования. Оба эти решения направлены на то, дабы отодвинуть танк вглубь боевых порядков, что понижает возможность его поражения и обнаружения. Иначе, танк с дальнобойной пушкой и модернизированным прицельным оборудованием, а тем более – с установленным терминалом АСУ тактического звена способен более действенно поражать удаленные цели, «не подставляясь» под огонь в ответ с углов и опасных дистанций.

Частично это напоминает изменение, которую претерпели боевые порядки германских танковых армий по окончании появления тяжелых танков «Тигр». На начальной стадии применения «Тигров», в 1942–1943 годах, немцы деятельно применяли боевые порядки типа Panzerkeil – танковый клин, «в острие» которого шли «Тигры», закрывая собой более легкие автомобили. Какое-то время эта тактика трудилась, но изменение тактики противотанковой обороны как войск СССР на Восточном фронте, так и западных союзников в Северной Африке, а после этого и в Италии стало причиной росту утрат новых автомобилей, не обращая внимания на их впечатляющую защищенность.

Новая тактика применения «Тигров» привела на смену «клину» «колокол», Panzergloke – бывший «клин» вывернулся вовнутрь. «Тигры» и в обороне, и в наступлении пребывали сейчас в глубине построения, а более легкие танки, мотопехота на разведывательные бронемашины и БТР формировали «крылья» боевого порядка, задачей которых было нащупать соперника, дав руководству достаточно времени и информации для ответа о вводе в воздействие тяжелых автомобилей. Новая тактика разрешила сократить утраты «Тигров», сделав германские тяжелые танковые батальоны очень суровым инструментом, для действенного противодействия которым требовались средства армейского, в противном случае и фронтового подчинения.

Спасти Германию эта тактика не имела возможности в виду подавляющего экономического превосходства антигитлеровской коалиции, но, как и многие другие тактические наработки немцев того периода, в полной мере может, при соответствующей адаптации, употребляться и сейчас.

Глубокая изменение

Однако, задача быстро повысить боевую живучесть Т-90 была поставлена – и решена в машине Т-90АМ (экспортная модификация известна как Т-90СМ). Новое боевое отделение разрешило частично решить основную проблему – яркого контакта экипажа и боеукладки.

Автомат заряжания, которым оснащен данный танк, имеет такую же, как и на прошлых автомобилях, «карусельную» боевую укладку на 22 выстрела различных типов, включая управляемые ракеты, но, в отличие от Т-72 и ранних Т-90, она сейчас защищена броневой крышкой. Боезапас вне боеукладки – еще 18 выстрелов, другими словами снарядов и зарядов к ним, – разделен на две части.

Десять выстрелов размещены в бронированной «корзине» в задней части новой башни, а оставшиеся в боевом отделении еще восемь выстрелов кроме этого удалось распределить по наименее уязвимым точкам. Кроме всего другого, эта модернизация быстро повысила удобство работы экипажа – по окончании выноса десяти 125-мм укладки и выстрелов для них из забронированного количества в танке стало намного просторнее.

Боевое отделение модернизированного Т-90, По данным, которыми мы сейчас рассполагаем,, было принято русскими армейскими с восхищением, но требования доводки ходовой части автомобили задержали закупки этого танка. Нельзя исключать, что они начнутся в 2017 году, как в виде поставок новых Т-90АМ, так и в виде выпуска соответствующих модернизационных наборов для танков прошлых лет постройки. В сочетании с кроме этого усовершенствованным прицельно-навигационным оборудованием эта изменение быстро увеличивает диапазон возможностей для подразделения, оснащенного такими автомобилями.

Интеллектуальная необитаемость

Радикальный ход к исправлению обстановки, но, мог быть сделан лишь с возникновением принципиально нового танка, и таковой танк был показан urbi et orbi на параде в честь 70-летия Победы 9 мая 2015 года. Танк Т-14, созданный на базе перспективной гусеничной платформы «Армата», стал первой за многие десятилетия машиной принципиально новой компоновки, главным элементом которой есть необитаемое боевое отделение, что разрешило, наконец, надежно изолировать экипаж автомобили от боекомплекта.

Экипаж сосредоточен в передней части танка, защищенной самая мощной лобовой броней, бортовая броня недалеко от отделения управления кроме этого усилена. В танка экипаж отделен от боеукладки броневой переборкой, которая быстро увеличивает шансы выжить, даже в том случае, если сопернику удастся добиться подрыва боекомплекта автомобили.

В самом боевом отделении нового танка выстрелы кроме этого находятся в защищенной автоматизированной боеукладке, уровень защиты которой удалось повысить, а также за счет устранения экипажа из средней части танка. Новая компоновка «Арматы» делает ее более защищенной машиной, чем любой коммунистический либо западный танк, включая ставшие эталонными примерами усовершенствованные германские «Леопарды-2» и израильские «Меркавы» поздних серий.

Устранение экипажа из боевого отделения «Арматы» вынудило решить еще одну проблему: вне прямого контакта с орудием командир и наводчик автомобили практически выясняются в ситуации дистанционного управления оружием. Это потребовало принципиально иного подхода к совокупности управления танком и средствам информирования экипажа об обстановке. Практически, «Армата» стала первым серийным (а производство танка, пускай и малосерийное, но уже вышло из стадии экспериментальных единиц) роботизированным танком, где рост защищенности и информированности экипажа достигается за счет ввода дополнительного звена «умного железа» между исполнительными механизмами и человеком автомобили.

Как это поменяет обстановку на поле боя в целом? В бой «Армата» пока не отправилась.

\

Статьи, которые будут Вам интересны: