F8f «bearcat». часть i

В середине Второй мировой американские ВМС заявили конкурс на создание нового палубного самолета. Победителем стала компания «Грумман», представившая F8F «Бэаркэт». Первая часть статьи посвящена истории создания, службе и испытаниям этого самолета в мирное время.

F8f «bearcat». часть i
Источник: http://richard-seaman.com/
(http://richard-seaman.com/Wallpaper/Aircraft/Naval/UsPropFighters/AmericanBearcatBanking45DegreesLeft9oClock.jpg)

Компания «Грумман» постоянно славилась собственными палубными самолетами семейства «кошачьих». «Хэллкэт», «Пантера», «Кугуар», «Томкэт» – заглавия, каковые окончательно останутся в истории всемирный авиации. Не стал исключением и «Бэаркет», о котором и отправится обращение в данной статье.

В середине 1943 года руководство ВМС США заявило конкурс на создание нового палубного истребителя, что заменил бы F6F «Хэллкет». Было представлено пара проектов, принимали участие в тендере и такие узнаваемые авиастроительные компании, как «Кертисс» и «Boeing». Но, не обращая внимания на такую важную борьбу, победу одержал «Грумман», выставивший на конкурс сходу два проекта.

В то время все палубные самолеты были одномоторными. Компания «Грумман» внесла предложение создать в авиации флота следующий «тандем»: F7F «Тайгеркэт», что должен был использоваться с больших авианосцев (типа «Эссекс») и F8F «Бэаркэт», талантливый выполнять вылеты с легких (либо конвойных) авианосцев, взявших во время второй мировой широкое распространение в американском военно-морском флоте. В случае если первый из них был тяжелым двухмоторным истребителем, талантливым нести громадную бомбовую нагрузку (среди них и торпеды), то «Бэаркэт» был классическим одномоторным «палубником», основной задачей которого оставалось завоевание господства в воздухе.

При создании нового истребителя были учтены и результаты боев с японскими самолетами. Как мы знаем, они не достигали высоких крейсерской и большой скоростей, но владели, как выразились бы сейчас, «сверхманевренностью». Американские же истребители благодаря собственной скорости легко уходили от соперника, но в «собачьей свалке», ближнем воздушном бою, уступали летательным аппаратам Страны восходящего солнца.

Проект компании «Грумман» предполагал установку крыла с высоконесущим профилем, что делало новый истребитель очень и очень маневренным, хоть и снижало его скоростные характеристики.

В ноябре 1943 года, по окончании того как проект «Груммана» одержал победу в конкурсе, флот США обязал компанию выстроить два летных прототипа. Тогда же новый истребитель взял кодовое обозначение XF8F-1. Началось строительство первых «Бэаркэтов». Самолет взял хорошую защиту крайне важных совокупностей, его крыло было способно выдерживать девятикратную перегрузку. Не обращая внимания на все это, летательный аппарат оказался легким: сказывались последние успехи американских инженеров.

Одним из них стал механизм отстрела законцовок крыла: в то время, когда «Бэаркэт» выходил на запредельную перегрузку, законцовки крыла остреливались, что уменьшало ее и выручало самолет от смерти.

Прототип XF8F-1, 1944 год.
Источник: http://warbirdinformationexchange.org
(http://i1337.photobucket.com/albums/o679/Mark_Allen_M3/F8F/XF8F-1-first-flight-Factory_zps22f175c8.jpg)

Первый полет прошёл в августе 1944-го. На первом летном прототипе уже установили 4 12.7-мм пулемета, расположенных в консолях крыла. Двигательная установка была изготовлена компанией «Пратт-Уитни» и взяла обозначение R-2800-22W.

Благодаря хорошим мощному двигателю и аэродинамическим качествам в одном из первых полетов была достигнута скорость 680 км/ч, что являлось хорошим показателем для того времени. Но куда более сильное впечатление на пилотов произвела скороподъемность нового палубного истребителя.

Скоро компания «Грумман» взяла договор на серийное производство. Уже в начале 1946 года новейшие F8F должны были полностью поменять «Хэллкэтов». Одновременно с этим самолету было присвоено имя собственное – «Бэаркэт», что довольно часто ошибочно переводят как «Росомаха».

На самом же деле «кошачьим медведем» в английских государствах именуют панду.

В конце 1944 – начале 1945 года велись опробования F8F. На предсерийных прототипах испытывали разные варианты подвески ударного оружия. Самолет имел возможность нести как фугасные бомбы, так и ракеты HVAR. С февраля 1945-го начались опробования на авианосце. Самолет неспешно шел в серию, и 16 августа 1945 года первые «Бэаркэты» отправились к берегам Японии.

Но было одно «но». К тому времени японские вооруженные силы уже не оказывали союзным армиям никакого сопротивления, а скоро и вовсе сдались. «Пандам» так и не довелось поучаствовать во Второй мировой.

XF8F-1 на протяжении опробований, 1944 год.
Источник: http://warbirdinformationexchange.org
(http://i1337.photobucket.com/albums/o679/Mark_Allen_M3/F8F/XF8F-1-Bearcat-Test-1_zpsee92183b.jpg)

Окончание наибольшего конфликта в истории повлекло за собой и другие последствия для F8F: количество заказанных самолетов быстро сократили. Помимо этого, легкие авианосцы, для которых он предназначался, стали массово выводить из состава ВМС США. Казалось, что новый истребитель не будет нужен будущему флоту Америки.

И тут сыграла собственную роль упоминавшаяся выше программа тяжелого F7F. Двухмоторный истребитель, в котором авиация ВМС нуждалась на протяжении войны, в мирное время был ненужен. Серия «Тайгеркэтов» была очень ограниченной, и употреблялись они по большей части в качестве ночных истребителей. «Бэаркэт» стал единственным новым палубным истребителем.

В послевоенные годы груммановская «Панда» стала базой морской авиации США. Были созданы пара модификаций этого красивого винтового истребителя: F8F-1B, вооруженный 20-мм пушками, ночной F8F-1N, F8F-2, оснащенный новым двигателем. Последней модификацией, продержавшейся в частях продолжительнее всего, стал F8F-2P, самолет-разведчик.

Но неудержимо наступала новая эра, эра реактивных самолетов. «Бэаркэты» уже с конца 1940-х годов выводились из состава флота, отправлялись в резервные эскадрильи. До 1949 года на них выступали летчики-пилотажники из группы «Голубые ангелы».

Мирное время продлилось недолго. Не обращая внимания на бурное развитие «реактивов», «Панде» все равно довелось поучаствовать в военных конфликтах. Об истории ее боевого применения будет поведано в следующей части статьи.

F8F-1 на палубе авианосца, 1951 год.
Источник: http://upload.wikimedia.org
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/24/F8F-1_on_USS_Monterey_CVL-26_1951.jpg)

Источники, употреблявшиеся в написании статьи:

  1. Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru

  2. И. Кудишин. Палубные истребители Второй мировой. М., издательство «Астрель», 2001.

Вторая часть статьи

F8F Bearcat — матчасть самолета

Статьи, которые будут Вам интересны: