Фрегаты и корветы

Фрегаты и корветы

Нельзя сказать, что по окончании Первой Мировой британцы по большому счету не вспоминали о проблемах войны будущей, но их разумные идеи воплощались в металл на удивление неспешно. К примеру, Адмиралтейство выдало заказ на новые сторожевые и конвойные суда только по окончании того, как их предшественники пришли практически в полный упадок, исчерпав собственный ресурс. В итоге к моменту нападения Гитлера на Польшу «владычица морей» располагала всего шестью маленькими патрульными судами типа «Кингфишер», и еще три подобных пребывали в постройке.

И опять война обрушилась на английский флот, как снег на голову. Снова, как и в Первую мировую, основной проблемой стали германские подводные лодки. патрульные корабли и Немногочисленные шлюпы никак не могли прикрыть все моря и маршруты в водах великой империи. К тому же для массового производства они не доходили.

Шлюпы были через чур дорогими, а 102-мм спаренных зенитных установок катастрофически не хватало для других, более больших судов. «Кингфишер» же был через чур мелок для океанской работы, а производство турбинных механизмов для него потребовало прекрасно оборудованных фабрик и очень квалифицированных рабочих. И снова обстановка четвертьвековой давности повторилась практически в точности.

На сцене опять показались универсальные эскортные суденышки, носящие заглавия цветов и оттого снова именуемые типом «Флаузр».

Но за прошедшие 25 лет возможности Британии заметно снизились. Скоро начать массовую постройку противолодочных судов с мало-мальски современными чертями уже не получалось. Было нужно снизить амбиции и применять в качестве базы для проекта скромный китобоец «Саузерн Прайд», выстроенный компанией «Смите Док».

Прочный, но неуклюжий корпус (отношение длины к ширине только немногим превышало 5:1) удлинили на 10 м, продлили в корму полубак и расширили рубки и мостики, снабдив их легким противопульным бронированием. Чтобы армейские моряки имели возможность сохранить силы для боя, внутренние помещения снабдили неестественной вентиляцией и обычным электрическим освещением, чего были отнять у них гражданские сотрудники.

Это необычное создание стало родоначальником нового класса судов, ностальгически названных корветами по аналогии со запасными парусниками, «мастерами на все руки» времен Нельсона, Джервиса и Худа.

Не обращая внимания на все попытки сделать из гражданского судна армейский корабль, его китобойная родословная проглядывала в огромной для столь маленького корпуса осадке, делавшей «флауэр» уязвимой целью для торпед (недаром фактически все погибшие на протяжении войны стали жертвами как раз этого оружия).

При аварии либо повреждении единственной паровой машины охотник преобразовывался в беззащитную мишень, которая была по зубам кроме того для артиллерии подлодки. Маленький широкий корпус предопределил низкую скорость корвета, почему он не хорошо доходил для погони за субмаринами, в особенности в открытой Атлантике.

17.

Корвет «без сомнений Квел», Англия, 1943 г.

Выстроен компанией «Смите Док». Водоизмещение стандартное 1060 т, полное 1610 т. Протяженность громаднейшая 76,81 м, ширина 11,19 м, осадка 4,15 м. Мощность одновальной паровой установки тройного расширения 2750 л.с., скорость 16,5 узла. Оружие: одно 102-мм орудие, шесть 20-мм автоматов, реактивный бомбомет «Сквид». Всего в 1943—1945 гг. выстроено 44 единицы.

18.

Патрульный корабль «Кингфишер», Англия, 1936 г.

Выстроен компанией «Фзйрфилд». Водоизмещение стандартное 520 т, полное 745 т. Протяженность громаднейшая 74,14 м, ширина 8,08 м, осадка 2,44 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 3600 л.с., скорость 20 узлов.

Оружие: одно 102-мм орудие, 50 глубинных бомб. Всего в 1935—1939 гг. выстроено девять единиц.

19. Корвет «Анчуза», Англия, 1941 г.

Один из серии судов типа «Фпауэр». Выстроен компанией «Харленд энд Вопьф». Водоизмещение стандартное 950 т, обычное 1170 т, полное 1320 т. Протяженность громаднейшая 63,5 м, ширина 10,11 м, осадка 4,35 м. Мощность одновальной паровой установки 2750 л.с., скорость 5 узлов.

Оружие: одно 102-мм орудие, 40 глубинных бомб. Всего в 1940—1944 гг. в Канаде и Англии выстроено 247 единиц.

20. Фрегат «Фал», Англия, 1943 г.

Один из серии судов типа «Ривер». Выстроен компанией «Смите Док». Водоизмещение стандартное 1360 т, полное 2080 т. Протяженность громаднейшая 91,84 м, ширина 11,18м, осадка 3,73 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 2750 п.с., скорость 16,5 узла.

Оружие: два 102-мм орудия, четыре 20-мм автомата, реактивный бомбомет «Хеджехог». Всего в 1943—1945 гг. в Англии, Австралии и Канаде выстроена 131 единица.

Действительно, наряду с этим «цветы» владели такими несомненными преимуществами, как низкая стоимость, простота в производстве, достаточный запас и хорошая манёвренность глубинных бомб. Но места для установки дополнительного оружия очевидно недоставало.

Максимум того, что удалось сделать, — с 1942 года устанавливать один 40-мм «пом-пом» и пару-вторую легких 20-мм «зрликонов», и «Хеджехог»— первый реактивный противолодочный бомбомет. Последний был не через чур действенным, но в середине и начале войны считался очень перспективным видом оружия.

Тем временем все более становилось очевидным, что чисто «китобойный» проект исчерпал собственные возможности.

И тогда основной инженер все той же компании «Смите Док» Уильям Рид создал новый проект. Предложенный им удлиненный еще на 13 м (при сохранении ширины) корпус с протяженным полубаком и заметно немного поднятым форштевнем существенно лучше доходил для действий при сильном беспокойстве. Корветы серии «Касл», названные британских, шотландских и ирландских замков, куда больше напоминали боевые суда, чем их предшественники.

Главным их преимуществом стала установка новейшего противолодочного оружия — реактивного бомбомета «Сквид».

Залп из трех тяжелых глубинных бомб, взрывавшихся на различной глубине, при накрытии оставлял субмарине мало шансов, в отличие от россыпи небольших бомбочек «Хеджехога», к тому же срабатывавших лишь при прямом попадании. Недаром «Сквид» оставался главным противолодочным оружием британцев еще довольно продолжительное время по окончании окончания войны.

И чисто снаружи «Касл» имел намного более респектабельный вид — по большей части за счет внушительной решетчатой мачты, несущей пеленгатор и поисковый радар.

Но при всех собственных хороших качествах корветы имели только ограниченное использование. Для сопровождения трансатлантических конвоев им недоставало дальности, а продолжительная работа в открытом океане очень сильно изматывала команду.

Не напрасно фактически в один момент с созданием «цветочной» серии Адмиралтейство заказало проект более большого эскортного судна.

Главными условиями стали унификация и максимальная дешевизна с корветами. Последнее достигалось за счет применения тех же паровых автомобилей тройного расширения, но в удвоенном числе. Кроме этого в два раза увеличилось и число 102-миллиметровок.

В качестве главного противолодочного оружия установили лучшее, что имелось в первой половине 40-ых годов двадцатого века, — все тот же «Хеджехог». Заметно возрос запас простых глубинных бомб, достигший полутора сотен.

Так показался еще один класс эскортных судов, наименование которого кроме этого возвратилось из эры парусного флота, — фрегаты.

Первая серия взяла обозначение «Ривер» («Река»): все ее единицы несли заглавия рек Англии — страны, в неспециализированном-то, реками не богатой. Потому, что число судов приближалось к сотне, «овеществленными» в металле были кроме того совсем маленькие речушки.

Очень успешные первые фрегаты однако все же не всецело удовлетворяли требованиям моряков.

Запас горючего был недостаточным, и конструкторам было нужно отказаться от трального оборудования, и перепроектировать кладовки и кубрики. В следствии удалось расширить вместимость нефтяных танков в 1,5 раза— до 650 т, что разрешало не только пересекать Атлантику без дозаправки, но и вести преследование и активный поиск подводных лодок на громадной скорости.

К английским «речкам» скоро прибавились канадские.

Простые в производстве, суда десятками закладывались на верфях заокеанского доминиона. Канадцы не только добросовестно воспроизвели проект, но и усилили оружие, заменив одноствольную четырехдюймовку на двухорудийную установку, в дополнение к которой на некоторых фрегатах смонтировали еще и 76-мм зенитку. До конца войны в Канаде выстроили столько же «риверов», что и в самой Англии, а заказ на еще 20 было нужно отменить в связи с окончанием боевых действий.

Всего же доминион сумел поставить практически половину эскортных судов, произведенных за войну в Англии, причем обычно с более лучшим оборудованием и сильным вооружением.

21. Фрегат «Лох Мур», Англия, 1944 г.

Выстроен компанией «Каледон». Водоизмещение стандартное 1435 т, полное 2260 т. Протяженность громаднейшая 93,57 м, ширина 11,76 м, осадка 3,76 м. Мощность двухвальной паровой установки тронного расширении 5500 л.с., скорость 19,5 узла.

Оружие: одно 102-мм орудие, четыре 40-мм автомата, два реактивных бомбомета «Сквид». Всего в 1944—1945 гг. выстроено 28 единиц.

22. Фрегат «Уайдмут Бэй», Англия, 1944 г.

Выстроен компанией «Харленд энд Вольф».

Водоизмещение стандартное 1585 т, полное 2420 т. Протяженность громаднейшая 93,7 м, ширина 11,76 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 5500 л.с., скорость 19,5 узла. Оружие: четыре 102-мм орудия, четыре 40-мм автомата, реактивный бомбомет «Хеджехог». Всего в 1944—1948 гг. выстроена 21 единица.

23. Эскортный миноносец «Брекон», Англия, 1942 г.

Относился к серии «Хант-4», выстроен компанией «Торннкрофт». Водоизмещение стандартное 1180 т, полное 1590 т. Протяженность громаднейшая 90,2 м, ширина 10,15 м, осадка 2,43 м. Мощность двухвальной турбинной установки 19 000 л.с., скорость 25 узлов.Оружие: шесть 102-мм универсальных орудий, четыре 40-мм и два 20-мм автомата, два бомбомета и бомбосбрасыватель для глубинных бомб.

Всего в 1942 г. выстроено две единицы: «Брекон» и «Бриссеиден».

Нужно заявить, что канадцы не через чур строго следовали британским традициям присвоения названий, давая своим судам имена и рек, и гор, и городов, и заливов. А вот в Австралии, стране фактически лишенной громадных рек, нашелся-таки дюжина надлежащих названий.

Австралийский «Гаскойн» и его систершипы кроме этого несли по паре 102-мм зениток, но, в отличие от канадских фрегатов, не в виде спарки, а в двух одиночных установках на носу и в корме.

В полной мере удовлетворительным по конструкции «риверам» все же не хватало главного — более замечательного противолодочного оружия. В то время его легко еще не было.

Но к концу 1943 года подоспел перспективный «Сквид», и конструкторам было нужно снова перерабатывать чертежи.

В мало увеличенном корпусе удалось разместить сходу два реактивных бомбомета. Заодно инженеры сумели еще больше упростить саму конструкцию, так что секции корпусов сейчас возможно было изготавливать на фабриках, а после этого уже собирать на верфи.

Эта методика, перенятая у американцев, разрешала строить эскортные суда еще стремительнее.

Как раз благодаря ей большинство новой серии «Лох», взявшей заглавия озер Англии (в силу географии — только шотландских), успела вступить в строй до окончания войны.

Довольно не сильный местом новых конвойников оставалась ПВО. Их оружие возросло на четырехствольный «пом-пом», уже не через чур котировавшийся в конце войны и не хватает дальнобойный для прикрытия эскортируемых судов.

Более нужные для заградительного огня четырехдюймовки все еще были в громадном недостатке.

Лишь к самому финишу войны, в то время, когда британцы планировали совместно со «старшим партнером» штурмовать острова Японии, было решено создать конвойный корабль с более сильно выраженным «противосамолетным» назначением. В качестве платформы в полной мере доходил универсальный «озерный» корпус.

На нем установили две 102-мм зенитные спарки и такое же количество современных 40-мм двухствольных «бофорсов», дополненных еще двумя либо четырьмя одноствольными и несколькими 20-мм «зрликонами». Оказался собственного рода корабль ПВО (размером с довоенный эсминец!), утративший солидную часть собственной противолодочной мощи, представленной сейчас лишь одиночным «Хедже-хогом».

В принципе, состояние дел на океанах в 1945 году в полной мере разрешало принять такое ответ.

Главным соперником сейчас виделись не германские подводники, а японские «камикадзе». Тяжело сообщить, как тип «Бэй» («Залив») имел возможность соответствовать ожиданиям: война закончилась, и добрая половина из двух дюжин бывших «озерных» корпусов достраивалась по новому проекту уже по окончании окончания боевых действий. Часть из них перестроили в спасательные суда и посыльные еще на стапелях.

На таковой, в неспециализированном-то, мажорной ноте завершилось развитие британских конвойных сил на протяжении Второй мировой. Пускай и не сходу, но удалось создать в полной мере здоровые типы специальных эскортных судов и наладить их массовое производство. Но если сравнивать с американцами и упрочнения, и результаты смотрелись достаточно скромными.

Завершая описание военной истории все еще великого тогда имперского флота, направляться подчернуть, что англичане не отказались и от идеи создания эскортных миноносцев. Примечательно, что прототипом для проекта стали как раз чистые сторожевики — шлюпы типа «Блэк Суон».

Весьма амбициозный начальный вариант был через чур перегруженным для собственных 800 т, и из оружия исключили единственное, что разрешило бы будущему кораблю именоваться миноносцем,— четырехтрубный торпедный аппарат.

Уже на протяжении постройки «Хант» первой серии лишился трети артиллерийского оружия — одной из трех 102-мм зенитных спарок.

На второй серии эскортных миноносцев удалось вернуть статус-кво с артиллерией, увеличив ширину корпуса (и остойчивость) перегруженного корабля. Наоборот, на третьей серии вернули в состав оружия торпедный аппарат, покинув лишь две артустановки.

Такие шатания от артиллерии к торпедам и обратно очень свойственны для кораблестроительной политики Англии в начале Второй мировой. В какой-то степени это разъясняется достаточно объективными обстоятельствами: в это время еще не в полной мере было очевидным, как как раз будут развиваться предстоящие события на морях.

Столь же характерно, что самый удачный и соответствующий фактически всем требованиям эскортный миноносец типа «Хант-4» удалось выстроить лишь к середине войны.

Тут нужно подчернуть, что в его базу лег проект, созданный еще во второй половине 30-ых годов XX века и тогда же отвергнутый как не хватает быстроходный.

Долгий полубак (как у всех фрегатов) снабжал хорошую мореходность и громадный нужный количество помещений, а оружие включало и три 102-мм спаренные зенитки, и трехтрубный торпедный аппарат. Но неизбежной платой за все улучшения стало уменьшение скорости до 25 узлов — она убавилась приблизительно на два узла если сравнивать с прошлыми сериями.

Но, значительно дороже стоил тот факт, что ко времени вступления в строй двух первых (и единственных) «хантов» острая надобность в них уже отпала.

Практически все неприятности войны на море, среди них и связанные с прикрытием десантов и эскортированием конвоев, уже удалось решить по большей части за счет США — «младшего брата», нежданно ставшего «старшим».

В.

КОФМАН

Топ-10 Суда класса Фрегат государств

Статьи, которые будут Вам интересны: