Фрегаты против субмарин

Фрегаты против субмарин

Летом 1971 года спокойные воды Северного моря стали ареной очень любопытного состязания. 6 июля из залива Фёрт-оф-Форт вышли два заслуженных английских корабля, некогда весьма похожих друг на друга и относившихся к одному классу эсминцев. Сейчас же лишь один из них, «Кава-лир», сохранил обликдестройера.

Второй, носивший многозначительное наименование «Рэпид» («Стремительный»), снаружи уже мало чем напоминал собственного близкого родственника. Широкая надстройка от борта до борта занимала практически четверть длины корпуса, что вследствие этого зрительно казался намного более высоким и массивным, чем у «Кавалира». Оружие смотрелось более чем скромным — только на корме показывалась спаренная артиллерийская установка, смотревшаяся через чур несерьезно на фоне внушительных решетчатых многочисленных радаров и мачт.

Предлог для выхода в море был очень необыкновенен: бравые юные начальники позвали друг друга (и собственные суда) на гонки. Пожалуй, такая мысль имела возможность осуществиться лишь во флоте «владычицы морей»! Руководство решило поддержать инициативу офицеров, назвав соревнование «проверкой ходовых качеств» судов-ветеранов — последних представителей эсминцев военной постройки, все еще пребывавших в строю.

«Кавалир» и «Рэпид» развили полную скорость и вышли на стартовую линию.

Гонка началась. В течение двух часов скороходы не могли оторваться друг от друга более чем на 100 м. До финиша, размешавшегося в 74 милях, оставалось всего пара кабельтовых, в то время, когда на шедшем чуть в первых рядах угловатом модернизированном «Рэпиде» случайно сработал предохранительный клапан одного из котлов, и давление пара мгновенно упало. «Кавалир» срочно вырвался вперед. Победителя в буквальном смысле слова выяснил фотофиниш: «Рэпид» отстал от соперника всего на 15 м!

Тщетное на первый взгляд мероприятие однако показало хорошее состояние судов. Эсминец, подготовившийся отпраздновать собственный 30-летие, смог в течение двух часов идти с 33-узловой скоростью — имеется все основания гордиться таким результатом.

Английские морские традиции важного отношения к поддержанию механизмов судов в полной исправности все еще не отошли в прошлое.

Вторым важным моментом стал тот факт, что при необходимости «Рэпид» сможет догнать самую быстроходную ядерную ракетную подлодку, ставшую собственного рода «дредноутом» последней трети XX века. Значит, предпринятая практически 20 лет назад перестройка этого корабля в противолодочный фрегат была не столь уж ненужной, как о том говорили критики деятельности Адмиралтейства…

По окончании окончания Второй мировой ВМС англо саксонских союзников так превосходили все остальные флоты, что огромное количество эсминцев и крейсеров стало легко ненужным — особенно в случае если учесть, что их содержание стоило очень и очень недешево. Вместе с тем зрела новая угроза. Германские успехи в области подводного кораблестроения стали достоянием всех победителей.

Не имея возможности на протяжении «холодной войны» на равных соревноваться со собственными соперниками, СССР отправился по пути начал и асимметричного ответа каждый год вводить в строй десятки подводных лодок, выстроенных с учетом германского опыта. Новая форма корпуса, разрешавшая развивать движение более чем 20 узлов на перископной глубине, «шнорхель» (либо РДП — устройство для работы дизелей под водой), замечательные аккумуляторные батареи — все это мгновенно обесценило бессчётные противолодочные суда, сейчас уже не талантливые догнать собственного подводного соперника.

У британцев все корветы типа «Флауэр» и «Касл» разом устарели, а 19-узловые фрегаты типов «Бэй» и «Лох», имея практически равную с новыми субмаринами скорость, имели возможность в лучшем случае дать один залп из собственных бомбометов, да да и то только при успешном стечении событий. Помимо этого, прейдет скоро было и появление ядерных подлодок. Не смотря на то, что информацию об их скорости конструкторы пробовали сохранить в секрете, все замечательно осознавали, что и 25 узлов для новых суперсубмарин — не предел.

Англия, утратившая статус первой морской державы мира и ставшая сейчас всего-навсего ассистентом собственного заокеанского партнера, однако имела второй по мощи флот, в зону ответственности которого попадала самая страшная территория — европейские воды. Было очевидным, что для масштабного производства противолодочных судов нового поколения не хватит ни денег, ни времени, и тогда Адмиралтейство предприняло достаточно храбрый движение.

Британцы решили всецело переоборудовать собственные эсминцы «чрезвычайных» серий, перевоплотив их в специальные фрегаты ПЛО.

Эскадренные миноносцы военной постройки владели такими преимуществами, как надёжные машины и прочные корпуса, но, казалось, новым требованиям они не совсем отвечали. Недоставало свободных помещений: негде было разместить новую радиоэлектронику; не соответствовали современным стандартам корабельной судьбе условия для отдыха и работы.

Требовалась весьма важная перестройка надстроек и корпуса.

Инженеры внесли предложение два варианта модернизации — проекты 15 и 16. Первым в дело отправился 15-й, предусматривавший более широкие и дорогие трансформации корабля, рассчитанные на срок около двух лет. С прекрасного корпуса эсминца снималось практически все: орудия, торпедные аппараты, мачты, надстройки… После этого удлиняли полубак, что доходил сейчас практически до самой кормы.

Над ним воздвигалась надстройка, простиравшаяся от борта до борта, в первый раз опробованная еще на крейсерах типа «Таун» и ставшая характерным отличием фактически всех послевоенных английских судов. В ней размещались бессчётные устройства: электроника радаров и гидролокаторов, боевой информационный центр, средства связи. Венчал надстройку широкий двухъярусный мостик (на последних единицах серии — закрытый сверху).

Антенны радиолокаторов пребывали на маленьких решетчатых мачтах, переднюю из которых потом стали обшивать страницами металла, в следствии чего она купила столь привычную сейчас форму квадратного «обрубка»…

Потому, что фактически все новые «сооружения» размешались высоко над водой, было нужно принять особые меры по сохранению остойчивости. Большая часть конструкций, включая многие элементы полубака, выполнялись из легких сплавов на базе алюминия.

37. Фрегат «Уитби» (тип 12), Англия, 1956 г.

Выстроен компанией «Кэммел Лэйрд». Водоизмещение обычное 2150, полное 2560 т. Протяженность громаднейшая 112,7 м, ширина 12,5 м, осадка 3,9 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 30 000 л.с., скорость 29 узлов. Оружие: спаренная 114-мм универсальная артустановка, спаренный 40-мм автомат, два бомбомета «Лимбо».

Всего в 1956—1958 гг. выстроено 6 единиц: «Уитби», «Торки», «Скарборо», «Тенби», «Истбурн» и «Блзкпул»; еще 9 родных по чертям судов типа «Ротсэй» выстроены в 1960—1961 гг. Исключены из перечней флота в 1976—1984 гг.

38.

Противолодочный фрегат «Тинешиэс» (тип 16), Англия, 1943/1952 г.

Выстроен как эсминец компанией «Кэммел Лэйрд» в 1952 г. Водоизмещение обычное 1800, полное 2600 т. Протяженность громаднейшая 109,2 м, ширина 10,9 м, осадка 4,35 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 40 000 л.с., скорость 35 узлов. Оружие: спаренная 102-мм универсальная артустановка, пять 40-мм автоматов, один четырехтрубный 533-мм торпедный аппарат, два бомбомета «Сквид». Всего по этому проекту в 1952—1956 гг. перестроено 10 единиц.

Все сданы на слом между 1961 и 1967 гг.

39. Фрегат «Блэквуд» (тип 14), Англия, 1957 г.

Выстроен компанией «Торникрофт».

Водоизмещение обычное 1180, полное 1550 т. Протяженность громаднейшая 94,5 м, ширина 10,7 м, осадка 4,65 м. Мощность одновальной паротурбинной установки 15 000 л.с., скорость 26 узлов. Оружие: три 40-мм автомата, два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, два бомбомета «Лимбо». Всего в 1956—1958 гг. выстроено 12 единиц. «Рассел» и «Графтон» сданы на слом в 1971 г., остальные — в 1977—1979 гг.

40. Фрегат П80 «Пума» (тип 41), Англия, 1957 г.

Выстроен компанией «Скотт». Водоизмещение обычное 2300, полное 2520 т. Протяженность громаднейшая 110,6 м, ширина 12,2 осадка 3,7 м. Мощность двухвальной дизельной установки 14 400 л.с., скорость 25 узлов. Оружие: две спаренные 114-мм универсальные артустановки, спаренный 40-мм автомат, бомбомет «Сквид». Всего в 1957—1959 гг. выстроено 4 единицы: «Пума», «Леопард», «Линке», «Ягуар».

Пятый корабль серии, «Пантер», достроен для Индии (новое наименование — «Брахмапутра»). «Линкс» и «Ягуар» в 1978— 1982 гг. переданы Бангладеш, два вторых исключены из перечней флота в 1977 г.

Потому, что современные подлодки полностью лишились собственной артиллерии (одна из оборотных сторон новых обтекаемых форм, в которых просто не было места для пушек), подобное оружие противолодочных сил кроме этого могло быть сведено к минимуму.

На модернизированных эсминцах проекта (типа) 15 оно складывалось из спаренной 102-мм установки последней военной модели (Мк. XIX), талантливой вести пламя и по воздушным целям и управлявшейся от собственного директора. Новая роль этого «главного калибра» подчеркивалась размещением: «двухстволка» скрывалась среди надстроек в корме, имея, но, хорошие углы обстрела.

Ее дополняла спарка 40-мм «бофорсов», пребывавшая за носовым мостиком.

Главным противолодочным оружием стали два трехствольных бомбомета «Лимбо», прямого наследника «Сквида», имевшего совокупность стабилизации на качке и пара громадную дальность стрельбы. Проект предусматривал установку двух однотрубных 533-мм противолодочных торпедных аппаратов, но самонаводящаяся торпеда не удалась, и аппараты было нужно снять с тех немногих судов, на которых они уже были установлены.

По 15-му проекту прошли переоборудование самые последние из «чрезвычайных» эсминцев, всего 29 единиц, в число которых вошли четыре австралийских типа «Q» и два канадских, «Алгонкин» и «Кресчент», причем суда доминионов перестраивались на их отечественных верфях.

Пара другая будущее выпала более ранним судам типа «Т». Все они, за исключением «Трубриджа», модернизированного по проекту 15, подверглись менее капитальной и куда более недорогой конверсии.

К ним присоединились представители более поздних серий: «Оруэлл», «Паладин» и «Петрад».

Тип 16 сохранил добропорядочный «дес-тройерский» внешний вид. Все та же артустановка Мк.

XIX разместилась на носовой надстройке, а спаренный «бофорс» в середине корпуса дополнялся пятью одноствольными автоматами той же марки По окончании некоторых колебаний конструкторы сохранили кормовой торпедный аппарат, что сейчас предназначался по большей части для стрельбы противолодочными торпедами. Конечно, при таком раскладе места для двух бомбометов просто не оставалось, и было нужно ограничиться одним «Сквидом» в кормовой надстройке.

Неполноценный, промежуточный темперамент проекта 16 сказался на сроках работы судов. Все представители данной серии прослужили около 10 лет, по окончании чего отправились на слом. Наоборот, фрегаты типа 15 стали одними из послевоенных долгожителей — кое-какие из них пребывали в строю почти 40 лет.

Но, к тому времени базу ВМС Англии составили новые поколения противолодочных судов особой постройки. Проект унифицированного «шлюпа 1945 года», известного еще как проект 11, начал создаваться в конце войны, но новые подлодки поставили на нем крест — сейчас его скорость в 25 узлов смотрелась очевидно недостаточной. Ему на смену пришел 29-узловый проект 12 («Уитби»), ставший базисным на много лет вперед.

Основной его отличительной изюминкой стал необычный корпус с возвышенной носовой частью, V-образной в сечении и переходящей с резким уклоном в широкую и более низкую среднюю часть, имевшую чуть ли не линкорное «квадратное» образование. Все это придавало кораблю достаточно непривычный вид, но выяснилось высокоэффективным средством прекрасно держать скорость при сильном беспокойстве.

Еще одним «хитом» стали огромные для столь маленького корпуса (практически 4 м в диаметре) винты, снабжавшие малошумный движение.

Что касается оружия, то первоначально в качестве главного калибра предполагалось установить спаренный 76-мм автомат, но «артиллерийское лобби» в Адмиралтействе настояло на более солидной спарке 114-мм полуавтоматических орудий в башенной установке, подобной примененной на послевоенных эсминцах.

Изначально выбранная только в качестве временной меры, характерная объемистая прямоугольная конструкция кроме этого на долгое время стала характерной чертой английских фрегатов.

Легкое зенитное оружие было представлено всецело стабилизированной 40-мм спаркой STAAG, имевшей кроме этого независимую совокупность наведения со своим радаром.

Замечательным смотрелось противолодочное оружие: два бомбомета «Лимбо» дополнялись 12-ю торпедными трубами, из которых две спарки имели возможность наводиться, а остальные являлись неподвижными. Уже отмеченные выше неприятности с новыми торпедами и явная перегрузка стали причиной тому, что все суда типа «Уитби» лишились собственного торпедного оружия практически сразу после вступления в строй.

В несколько к борцам с подводными лодками британцы решили создать фактически в том же корпусе фрегат ПВО.

Для них в качестве механической установки выбрали дизели, в следствии чего тип 41 («Леопард») лишился трубы (выброс производился через узкие трубки, запрятанные в решетчатых мачт), но купил вторую спаренную 114-мм установку. Артиллерия (ставшая автоматической) оснащалась самой идеальной на то время совокупностью управления огнем, а на второй мачте сейчас красовался радар дальнего обнаружения типа 960.

Противовоздушный тип корабля не взял широкого развития.

В отличие от «Уитби», повторенных второй серией из девяти судов типа «Ротсэй», зенитные «хищные животные» дали необычного потомка в лице четырех единиц типа «Солсбери». Номинально кроме этого являясь судами ПВО, они лишились кормовой башни, но были оборудованы еще более замечательным и дальнодействующим радаром. Строился усеченный тип 61 весьма медлительно: срок от закладки до вступления в строй всех фрегатов составлял практически пять лет.

Кроме всего, как противолодочный, так и противовоздушный варианты дорого стоили: 3,5 млн. фн. ст., дороже самого громадного крейсера Второй мировой (действительно, не учитывая инфляции). А лишних денег в бюджете послевоенной Англии не наблюдалось. Исходя из этого лорды Адмиралтейства и суеверные конструкторы пропустили несчастливый 13-й номер и создали удешевленный тип 14 («Блэквуд»).

Он стал уже воистину чисто противолодочным. На два бомбомета «Лимбо» и четыре торпедных аппарата приходилось всего три 40-мм автомата. Столь же специальным стало и оборудование.

Мощность автомобилей уменьшилась в два раза, но меньшему по размерам корпусу ее хватало для обеспечения хода в 25 узлов. Парадоксально, но эти суда «второго сорта» стали одними из лучших охотников за субмаринами, опережая все более современные и дорогие проекты. Обстоятельство заключалась в том, что со своим однообразным оружием они главное время уделяли как раз противолодочной подготовке.

И все же, не обращая внимания на удачи, время «узких экспертов» скоро миновало. Наступала продолжительная эра судов-универсалов.

В.

КОФМАН

ПОДВОДНЫЙ БОЙ: \

Статьи, которые будут Вам интересны: