Итальянские подводные «москиты»
«Карликовые» субмарины, либо сверхмалые подводные лодки занимают особенное место в подводном судостроении. Из них, по сути, выросли громадные подводные суда водоизмещением в десятки млн кг с экипажами в много человек. Фактически все страны по окончании первых малых подводных лодок перешли к большим субмаринам и средним. И лишь два страны разрабатывали лодки и громадных, и малых размеров -япония и Италия.
В Италии специфика морских театров заключалась в том, что базы возможных соперников — порты Франции, Австро-Венгерской империи и Англии (на Мальте) пребывали на расстоянии 100 — 150 миль от итальянских берегов. Разумеется, что многие тактические задачи на таких расстояниях не потребовали огромных субмарин.
Рассказ о сверхмалых субмаринах Италии начнём с Delfino — первого подводного корабля, (королевского флота) (RMI — Regia Marina Italiana).
Основной конструктор — Гиацинто Пуллино. Эта лодка была заложена и построена на казённой военно-морской верфи Regio Arsenale в Специи в 1895 г. Она была включёна в состав флота 1 апреля 1895 г.
Проектировщики полагали, что Delfino будет функционировать только в подводном положении.
Лодка имела практически идеально круглый в сечении корпус, два горизонтальных носовых и один кормовой вертикальный руль, две дифферентные цистерны в оконечностях. Она была оснащена сбрасывающимся свинцовым килем.
Первоначально субмарина приводилась в перемещение лишь электромотором, но на протяжении широкой модернизации 1902 -1904 годов взяла 130-сильный карбюраторный двигатель FIАТ для надводного хода.
Аккумуляторная батарея складывалась из 216 элементов, поделённых на две свободные группы.
В 1902 — 1904 годах лодка прошла модернизацию, на протяжении которой в прочного корпуса разместили топливные цистерны, рубка и надстройка были перестроены. По окончании неё Delfino представляла собой субмарину, которую возможно было с натяжкой разглядывать как боевую. Скоро лодку перевели в Венецию.
Подлодка СВ 22, выставленная на площади в Триесте
На момент вступления Италии в войну субмарина входила в 4-ю флотилию подводных лодок, приписанную к Венеции. Лодкой руководил капитан-лейтенант (Tenente di Vascello) Алессандро Джиакконе.
В 1918 году субмарина была переведена в Порто Корсини и 29 сентября 1918 года выведена в резерв. На протяжении войны лодка 44 раза выходила в море, делая патрулирование у собственных баз и совершая учебные походы. Она была исключена из перечней флота 16 января 1919 г.
В принципе, подобные субмарины строились и в других флотах. Но в Италии «наследниками» Delfino стали не только большие лодки и средние.
В 1915 -1916 годах на базе данной субмарины на верфи Ла Специя было выстроено шесть сверхмалых подводных лодок (тип А), основной конструктор Анджело Беллони. Субмарины А1 — А6 были однокорпусными и имели балластные цистерны в прочного корпуса. Оружие их складывалось из двух наружных решётчатых торпедных аппаратов калибра 450 мм, имевших по одной торпеде в.
Глубина погружения лодки А была достаточно солидной — 50 м. Экипаж складывался из четырёх человек.
Из-за малой дальности плавания в надводном положении (всего 12 морских миль) лодка буксировалась на позицию миноносцем.
Развитием данной серии субмарин стала итальянская сверхмалая подлодка типа В с более замечательной новыми и энергетической установкой торпедными аппаратами. Дальность хода увеличилась практически вдесятеро.
Тактико-технические характеристики итальянских сверхмалых подводных лодок
Всего выстроено три лодки типа В по проекту Эдгардо Феррати. В1 и В2 достаточно широко применялись в акватории, но участия в военных действиях не принимали и сходу по окончании войны были выведены в резерв. ВЗ базировалась в Венеции и участия в боевых действиях не принимала из-за постоянных аварий энергетической установки. В июне 1918 года она была разоружена.
По окончании Первой Мировой, развивая проект типа В, компания Саргот выстроила сверхмалые лодки СА-1 и СА-2 («С» — это Costiero — прибрежная, «А» — тип лодки). Их размеры разрешали перевозить субмарины по железной дороге.
Лодки СА были меньше собственных предшественниц.
Торпеды пребывали в аппаратах открытого типа, прикреплённых снаружи, ниже бортовых балластных цистерн. Глубина погружения достигала 55 м; экипаж складывался из двух человек. Технической новинкой стало размещение аккумуляторных батарей в отдельном маленьком отсеке в нижней части прочного корпуса.
В апреле 1938 года строительство обеих субмарин было закончено. Опробования проходили недалеко от Венеции до осени 1939 года.
На протяжении их выявились бессчётные недочёты конструкции. Исходя из этого подлодки послали по железной дороге в Специю, где постарались устранить распознанные недоработки. Кроме этого, перископ удлинили с 2,5 до 4,5 м.
Исправить все недочёты так и не удалось, и в октябре 1939 года обе лодки поставили на прикол.
В 1940 г. концепция применения сверхмалых лодок претерпела радикальные трансформации.
В соответствии с новым идеям, «малютки» должны были попадать во вражеские порты, дабы доставленные на них водолазы прикрепляли к армейским торговым судам и кораблям соперника подрывные заряды.
Итальянские лодки СВ в Констанце, 1942 г.
Лодка «Леонардо да Винчи», на палубе которой подготовлены стыковочные приспособления и место для транспортировки карликовой подлодки СА 2 к побережью Америки
Лодка «Леонардо да Винчи» с СА 2 на борту в акватории базы в Бордо
Спецпоезд, доставлявший лодку СА 2 в Бордо
Подлодка СА 2 на ЖД платформе доставлена в Бордо, где она устанавливалась на громадную лодку-носитель «Леонардо да Винчи»
В соответствии с данной концепцией в январе 1941 года началась переделка обеих лодок СА. Возросли их радиус и скорость действий. Перископ сняли.
Прошлую башенку высотой 85 см заменили прозрачным плексигласовым куполом.
Вместо торпед по бортам разместили 8 сбрасываемых зарядов ВВ массой 100 кг любой, снабжённых взрывателями с часовыми механизмами. Помимо этого, лодка имела возможность брать 20 зажигательных 2-кг мин с магнитными присосками, удобными для крепления к подводной части атакуемого корабля.
Перестройку СА-2 закончили в ноябре 1941 года, а СА-1 — в феврале 1942 года.
На протяжении опробований под управлением лейтенанта Массано на горном озере Изео в северной Италии вскрылись новые недоработки проекта…
В 1941 г. итальянские конструкторы сделали новый ход в области строительства сверхмалых подводных лодок — показались более идеальные субмарины типа СВ.
Эти «москиты» были полуторакорпусными, носовые горизонтальные рули отсутствовали, а заменил их кормовой рулевой комплекс, что по своим чертям соответствовал подобному механизму современных одновальных подводных лодок. Всего было выстроено 22 такие субмарины, из них в состав итальянского флота вошло 12. Итальянские карликовые субмарины СВ учавствовали в военных действиях на Чёрном море во время второй мировой.
На Чёрном море
В 1941 г. германская армия скоро продвигались в глубь советской территории. Гарнизоны Севастополя и Одессы были отрезаны от главных сил и снабжались морем. Румынский флот значительно уступал советскому Черноморскому флоту. Итальянские боевые суда Турция через проливы не пропускала.
Для помощи немцам в блокаде с моря осаждённого Севастополя весной 1942 г. в Ялту прибыли моряки RМI. Не считая торпедных катеров на Тёмное море по железной дороге были доставлены 6 сверхмалых лодок СВ.
С мая 1942 г. всё большее число советских подводных лодок снималось с боевого патрулирования и назначалось на линию снабжения Новороссийск — Севастополь.
26 июня 1942 г. подлодка С-32 (начальник — капитан 3 ранга С.К. Павленко) осуществляла переход в Севастополь в надводном положении на большой скорости. В ночь же на 26 июня недалеко от мыса Ай-Тюдор в 60 милях от Севастополя заняла позицию итальянская сверх-малая подводная лодка СВ-3 под руководством капитан-лейтенанта Джовани Сорентино. Он с далека нашёл С-32 по шуму дизелей и вышел в наступление. От двух торпед, попавших в борт, С-32 мгновенно затонула, из экипажа не спасся никто.
Итальянские источники информируют о потоплении ещё двух советских лодок — Щ-214 и Щ-203. Но эти результаты спорны.
Понесли утраты и итальянские лодки. В ночь на 13 июня 1942 торпедные катера Черноморского флота осуществили набег на Ялту. Торпедой с Д-3 была стёрта с лица земли СВ-5 вместе с начальником.
Удар по Нью-Йорку
В первой половине 40-ых годов XX века появился замысел нанести в конце 1943 года удар по гавани Нью-Йорка диверсантами с лодки типа СА. Одну из этих лодок предполагалось доставить к цели на борту океанской подлодки «Леонардо да Винчи». Для этого на субмарине-носителе демонтировали 100-мм орудие. Автором этого замысла был подводник-диверсант Боргезе, кстати ставший 1 мая 1943 г. начальником Decima MAS — 10-й флотилии MAC.
В собственной докладной руководству Боргезе писал: «транспортировать СА на палубе океанской подлодки, наподобие кенгуру, носящей собственного детёныша в сумке». Доставку лодки СА в Бордо и начало переоборудования Боргезе осуществлял контроль лично. Скоро Боргезе отбыл из Бордо, и доводка «Кенгуру» осуществлялась под контролем майора Фену.
Но союзники в мае 1943-го потопили подводную лодку «Леонардо да Винчи».
Вместе с лодкой погиб и её начальник, единственный, кого готовили к данной операции.
Судьбы лодок СВ
Более идеальные лодки СВ показались в итальянском флоте, в то время, когда ситуация для их интенсивного применения была уже малоподходящей. Потому достаточно скоро практически целый данный подводный флот был стёрт с лица земли.
Сохранились единицы.
К примеру, лодка СВ-20, которая за годы собственного существования успела побывать итальянской, германской, салошистской и югославской, а сейчас выставлена в Техническом музее в Хорватии.
2 мая 1945 г. лодка была захвачена в Пола армией Югославии, а в 1959 г. она стала экспонатом Tehnicki Muzej в Загребе, в Хорватии.
Л.
КАЩЕЕВ