Изменчивая фортуна йозефа киша

Утром 27 мая 1918 года на австрийском аэропорте Пергине в Южном Тироле заканчивались последние изготовление к похоронам погибшего летчика. Чтобы учавствовать в церемонии, на аэропорт приезжали и прилетали представители практически от каждой авиационной части, пребывавшей в пределах досягаемости. Не остался в стороне кроме того соперник…

Неожиданно послышался шум множества моторов, и в воздухе показалась многочисленная несколько британских, французских и итальянских самолетов. Неприятельские автомобили без единого выстрела прошли над летным полем, скинув на него ящик, в которой находится траурный венок с надписью на ленте: «Отечественный последний салют мужественному неприятелю» на трех языках. Таких почестей, нечастых кроме того во времена Первой Мировой, удостоился четвертый по результативности ас Австро-Венгрии…

Изменчивая фортуна йозефа киша
Штабс-фельдфебель Йозеф Киш

Йозеф Киш, один из венгерских подданных двуединой монархии, записался добровольцем в армию сразу после начала войны и пара месяцев вести войну в пехоте на русском фронте, взяв первую медаль за первое и храбрость тяжелое ранение. По окончании военного госпиталя он подал рапорт о переводе в авиацию и зимний период 1915–1916 годов взял направление в летную школу.

В последних числах Апреля 1916 г. новоиспеченный пилот прибыл для предстоящего прохождения работы в 24-ю авиароту (другими словами эскадрилью), базировавшуюся в равнине Сугана (110 км к северо-западу от Венеции) на летном поле Пергине. На этом аэропорте и прошла после этого вся его летная карьера.

Начал ее он на самолетах-разведчиках «Бранденбург» C.I. Первые боевые вылеты принесли первые встречи с соперником и воздушные битвы, прошедшие весьма удачно для 20-летнего цугсфюрера (унтер-офицерское звание между фельдфебелем и капралом): летом-осенью 1916 года он одержал собственные первые три победы.

Но этим удачи Киша за первый год авиационной работы исчерпываются. Тирольский участок пускай и не был «медвежьим углом» итальянского фронта, но активность на нем не шла ни в какое сравнение с действиями Изонцо-армии. Самолетов-истребителей продолжительное время в том месте просто не было, первые «одноместники» показались только в первых числах Июня 1917 года и были очень кстати: 9 числа итальянцы атаковали, и активность их авиации быстро возросла.

Данный английский R.E.8, сбитый 12 января 1918 г., стал предпоследней победой Киша

Первые два истребителя «Бранденбург» D.I поделили между собой 21-я эскадрильи 24-и я. Одним из них на правах лучшего летчика части срочно завладел Йозеф Киш, к тому времени уже ставший фельдфебелем.

Наземное наступление итальянских армий было поддержано наступлением воздушным, и австрийскому руководству было нужно безотлагательно отправлять в Пергине «Альбатросы» D.II и D.III, забрав их частью прямо с фабрик, частью из тренировочных подразделений. На месте их формально распределяли по различным эскадрильям, но практически собрали в одной импровизированной истребительной части. В ее состав вошел и Киш со своим персональным «Бранденбургом», что он по непонятной обстоятельству предпочитал более идеальным истребителям.

Военнопленный лётчики и английский экипаж Flik 55/J позируют перед истребителем Киша

Всего с июня по сентябрь он одержал 4 победы, а после этого разбил самолет на протяжении вынужденной посадки вне аэропорта. Затем он все-таки пересел на «Альбатросы» ранних серий, но удач на них не достиг из-за очередного спада активности на фронте.

В первых числах Ноября в Южный Тироль была переброшена 55-я истребительная эскадрилья. По окончании ее прибытия «дежурная стража Пергине» прекратила собственный существование, а ее летчики возвратились к прошлым обязанностям – все, не считая штабс-фельдфебеля Киша, взявшего предложение официально перевестись в истребительную авиацию.

В новой части Киш стал «асом №2» по окончании офицер-штельфертретера (практически «и.о. офицера» – высшее унтер-офицерское звание) Юлиуса Ариги, на счету которого в то время было уже 12 побед. Комэск гауптман Йозеф фон Майер включил их обоих в собственный кетте (звено), сходу ставшее главной ударной силой эскадрильи.

«Альбатрос» D.III (Oef) серийный № 153.47, на котором Киш летал в январе 1917 г. (источник: издание HPM № 12/1996)

За 20 дней ноября-декабря эта тройка одержала 10 либо 11 побед, каковые после этого «по совести» поделили между летчиками. Кишу засчитали 7 побед, еще 4 он одержал в составе вторых звеньев. 26 января, в собственный сутки рождения, он одержал личную победу, ставшую 19-й на его счету.

По меркам западного фронта таковой итог был не через чур внушительным, но в Австро-Венгерской империи большего тогда добились только два летчика: Годвин Брумовски (29) и Юлиус Ариги (23).

Днем позднее успех Кишу очевидно поменяла. Над Пергине был увиден неприятельский самолет, и ас в одиночку поднялся на перехват, но так и не смог догнать уходящего соперника. Но он встретил тройку истребителей и вступил в бой, что скоро превратился в единоборство один на один с ведущим вражеской группы.

Скоро раздались первые выстрелы, по окончании которых оба пулемета на «Альбатросе» Киша заклинило, причем это произошло в первый раз за всю его авиационную карьеру, а так как одной из изюминок австрийской конструкторской мысли было размещение синхронных пулеметов под обшивкой фюзеляжа, то и исправить оружие было нереально.

Затем оставалось лишь постараться бежать. Киш применял практически все вероятные маневры, неспешно приближаясь к почва, но его соперник также был мастером, и данный «танец со смертью» не имел возможности длиться всегда. На десятой минуте, в то время, когда два истребителя крутились уже всего в сотне метров от горных склонов, по фюзеляжу выкрашенного в светло синий цвет истребителя ударила очередь.

Итальянский летчик серженте-мажоре Гульельмо Форнаджари
перед собственным «Анрио» HD.1

Летчик был ранен в пузо и, выходя из под удара, перевел самолет в пикирование. Его соперник, посчитав, что дело сделано, отправился восвояси. Но он совершил ошибку: внизу выяснилось ущелье, глубины которого хватило для вывода, и Киш, истекая кровью и страдая от сильной боли, сумел дотянуть до аэропорта, утратив сознание сразу после приземления.

Когда стало известно об событиях ранения Киша, лавры его победителя взял итальянский ас №2 тененте Сильвио Скарони. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что в перечне тридцати двух побед Скарони (включая шесть снятых в следствии послевоенного пересмотра заявок) такая победа отсутствует.

Вторым кандидатом был британский ас из 45-й эскадрильи RFC капитан Мэтью Фрю (23 победы), что на данный момент признан победителем Киша, но и в этом случае не все гладко: 27 января по окончании утреннего боя Фрю заявил о германском разведчике DFW C.V «Drived Down», в следующем вылете он сбил «In Flames» два «Альбатроса» D.III, один из которых ему не засчитали. Второй бой, в принципе, может сойти за искомый, но в нем кроме этого принимал участие еще один ас – лейтенант Ричард Доус (9 побед), которому записали победу «Out of Control» над DFW C.V (время и место совпадают).

Вторыми победами этого дня у союзников были «неприятельский» самолёт «и истребитель», заявленные двумя летчиками из 78-й итальянской эскадрильи. Первую одержал серженте-мажоре Гульельмо Форнаджари (6 побед), а вторую – капитано Антонио Рива (7 побед).

Персональный истребитель начальника 78-й итальянской эскадрильи капитано Антонио Рива

В соответствии с австрийским данным Киш вел бой над Валь Сугана, которая выходит к городу Вальстанья, где одержали собственные победы итальянцы, тогда как Конельяно, где действовали британцы, находится достаточно на большом растоянии. Так, самый вероятным соперником венгерского аса в этом бою были пилоты из 78-й итальянской эскадрильи.

Практически сразу после того, как Киша послали в больницу, с боевого задания возвратился Юлиус Ариги. Выяснив, что произошло с его втором, он ринулся в больницу. Оказалось, что раненому кроме того не сделали перевязку, и он истекал кровью, тогда как врач наслаждался обедом.

Объяснение было несложным: «Так как это кроме того не офицер…». Положение исправило лишь рукоприкладство взбешенного таким ответом Ариги. «Аргументация» была достаточно весомой, и летчик был срочно прооперирован.

Офицер-штельфертретер Йозеф Киш

В то время еще не существовало антибиотиков, и ранение в пузо либо важная полостная операция означали фактически верную смерть. Как раз этим возможно растолковать нежелание местного врача делать ненужную работу. Тем более, как он справедливо увидел, Киш вправду не был офицером (в армии Австро-Венгерской империи офицера от воина отделяла настоящая пропасть, громадная, чем где-либо еще).

Но случилось чудо, и летчик выжил, оставив в операционной часть собственных внутренностей. По окончании для того чтобы ранения ему была прямая дорога в тыл, и в мирное время он никак не имел возможности бы возвратиться в собственную часть, тем более так рано (самое позднее в середине марта), но шла война, и никто не удерживал желающих возвратиться на фронт.

С учетом послезнания события 27 января стали началом финиша для «Кайзер-штаффель» (таковой титул 55-я взяла по окончании боев ноября–декабря 1917 года). Она лишилась сходу двух собственных лучших асов (Киш уже не сумел вернуть прежнюю форму, а Ариги в наказание за избиение офицера был переведен на другой фронт) и сколь-нибудь заметных удач больше не добилась. В середине июля часть была де-факто расформирована.

Слева направо: Киш, Каса, Кирьяк

Последствия ранения давали о себе знать, исходя из этого весной 1918 года Йозеф Киш летал не через чур довольно часто, и его имя уже не фигурирует в отчетах о какое количество-нибудь примечательных боевых вылетах. К тому времени он стал начальником звена, его ведомыми были цугсфюреры Александер Каса (летом довел собственный счет до 6 побед) и Штефан Кирьяк. В мае 55-я эскадрилья пересела на самолеты «Феникс» D.II и D.IIa, причем тройка Киша взяла более замечательные истребители модификации D.IIa.

Утром 24 мая Йозеф Киш повел собственный «кетте» в очередной боевой вылет. Шло время, но ни один из трех летчиков на аэропорт не возвратился. Через пара часов пришло сообщение о падении гибели пилота и австрийского истребителя, при котором не было документов.

К тому времени оба ведомых уже успели позвонить в штаб эскадрильи и сказать о собственной вынужденной посадке, так что сомнений не оставалось: лучший венгерский ас уже ни при каких обстоятельствах не возвратится на собственный аэропорт…

Йозеф Киш и его последний самолет

Довольно событий последнего боя Киша существует пара противоречивых предположений, но попытки свести их воедино хорошего результата не дают. Единственное, что возможно утверждать с уверенностью, – это то, что Йозеф Киш был сбит одним из летчиков 66-й эскадрильи RAF.

В соответствии с австрийской версии звено «Фениксов» сперва погналось за группой «Капрони», но после этого показались три «Кэмела», и австрийские летчики переключились на более страшного соперника. На таковой случай у Йозефа был заготовлен замысел, в соответствии с которому он и Кирьяк начали уходить со понижением, имитируя бегство, а Каса, имевший хорошую пилотажную подготовку, отстал от них. Британцы, «заглотив приманку», ринулись в наступление, подставив собственные хвосты под удар пары Киша.

Англичанам было нужно бы туго, но внезапно откуда-то показались еще пара «Кэмелов», каковые сломали все замыслы.

Йозеф Киш и его последний самолет

В случае если учесть, что британский истребитель в маневренном бою превосходил «Феникс» по всем параметрам, за исключением способности и прочности к пикированию, то при численном перевесе со стороны соперника «австрияки» появились в критической обстановке. Штефан Кирьяк, не имевший для того чтобы опыта, как его коллеги, оторвался от собственного ведущего и был сходу сбит (правильнее – подбит и отправился на посадку). Киш сумел зайти в хвост одному из соперников, но и сам стал мишенью.

Каса постарался прийти на помощь собственному начальнику и «снять» англичанина с его хвоста, но у третьего британца на данный счет имелось собственное вывод. Истребители фактически в один момент открыли огонь. Посильнее всего досталось Кишу, и его грязно-зеленый «Феникс» упал на склон бугра.

Уильям Баркер (послевоенный снимок)

Британцы те же события обрисовывают пара в противном случае. Около половины одиннадцатого утра 24 мая тройка «Кэмелов» 66-й эскадрильи во главе с одним из лучших английских истребителей Первой Мировой капитаном Уильямом Баркером (50 побед) встретила такую же по численности группу австрийских истребителей. Баркер атаковал замыкающего, и по окончании маленькой очереди неприятельский самолет сорвался в штопор (но сбит не был).

После этого Уильям замечал, как по окончании атаки лейтенанта Джералда Беркса (12 побед) у «Берга» разрушились крылья. Сейчас капитан увидел, что на его ведомых, каковые ведут бой с двумя оставшимися австрийцами, пикирует тройка «Альбатросов». К несчастью для себя новоприбывшие не увидели Баркера, и он нормально сделал 40 выстрелов по «брюху» одного из «Альбатросов», что затем врезался в почву, взорвавшись при падении. Два вторых австрийца вышли из боя.

К тому времени лейтенант Гордон Эппс (10 побед) уже разделался со своим соперником и вместе с Берксом гонялся за последним оставшимся вражеским аппаратом.

Один из «Кэмелов» Джералда Беркса

Австрийский летчик был настоящим мастером, он крутился так, что оба британца никак не могли поймать его в прицел, и лишь вмешательство Баркера разрешило поставить финальную точку: «Альбатрос» в отвесном пикировании упал рядом с обломками первого сбитого «Берга». На данный момент считается общепризнанным, что этим «первым сбитым» и был «Феникс» Киша, но имеющиеся материалы не дают никаих поводов для столь жёсткой уверенности.

Все 4 английские победы этого боя проходили по категории «Destroyed», соответственно, летчики «видели» падение всех собственных жертв. В конечном итоге, как было указано выше, сбит был лишь Киш, а два его ведомых совершили вынужденные посадки. Австрийцы же со своей стороны честно признали отсутствие каких-либо удач.

Фото из коллекции автора

The Secrets Donald Trump Doesn’t Want You to Know About: Business, Finance, Marketing

Статьи, которые будут Вам интересны: