Клавдия шульженко. голос эпохи — «военные действия»

В первой половине 80-х годов прошлого века в Москве в парке недалеко от станции метро «Аэропорт» довольно часто возможно было заметить гуляющую пожилую даму. Попадающиеся ей на встречу бессчётные прохожие редко выясняли в ней ранее известную на целый СССР актрису и эстрадную певицу Клавдию Ивановну Шульженко.

В свое время ее голос слушали офицеры и солдаты на всех фронтах ВОВ, а в мирные годы ей хлопали в ладоши ленинградские строители, ивановские ткачихи, казахские целинники и донецкие шахтёры. Талантом данной дамы восхищалось высшее управление страны и заслуженные деятели мастерства. На советской эстраде она вправду была суперзвездой, кумиром сотен тысяч людей, пластинки с ее песнями записывались и расходились миллионными тиражами.
Клавдия Ивановна Шульженко появилась 24 марта 1906 года (ровно 110 лет назад) в Харькове. Тогда никто еще не имел возможности поразмыслить, что эта девочка станет известной на всю территорию страны эстрадной певицей, а в первой половине 70-ых годов двадцатого века и заслуженый артисткой СССР. Клавдия Ивановна появилась в семье бухгалтера Управления железной дороги Ивана Ивановича Шульженко и его жены Веры Александровны Шульженко.

Необходимо подчеркнуть, что папа девочки не был обыкновенным харьковским бухгалтером, он был настоящим ценителем романсов и песен. В свободное от работы время он пел в самодеятельном хоре и игрался в оркестре . Говорят, в то время, когда Иван Шульженко начинал петь, слушатели подтягивались со всей улицы, да и с соседних улиц также.

Так что любовь к пению и музыке передалась девочке как раз от отца.

Папа грезил о том, дабы его дочь стала певицей. А маленькая Клавдия Шульженко была без ума от Веры Холодной и других актеров немого кино, считая, что петь сумеет любой, а вот стать хорошим актером — единицы. Так или иначе, все родные девочки поддерживали ее увлечения и воодушевляли на творческую карьеру. В Харькове был украинский театр, в котором в те годы трудился узнаваемый режиссер Николай Синельников.

К 15 годам Клавдия пересмотрела целый репертуар театра и поклялась себе, что в обязательном порядке станет актрисой.
Клавдия шульженко. голос эпохи - «военные действия»В итоге в 16 лет женщина, творческий потенциал которой поддерживали родственники и друзья, решилась на весьма храбрый ход. В первой половине 20-ых годов двадцатого века она пришла в Харьковский театр и бодро внесла предложение режиссеру забрать ее на работу в труппу.

На вопрос легко обескураженного таким подходом Николая Синельникова о том, что же она может делать, Клавдия Шульженко решительно ответила: «Петь, танцевать и читать!» Круглолицая девчушка с косичками «корзинкой», одетая в нарядное платье собственной матери, очаровала известного режиссера. Он попросил известного в будущем, а до тех пор пока еще начинающего композитора Исаака Дунаевского, что управлял музыкальной частью театра, подыграть ей.

Музыкальное дар девушки, ее детская непосредственность и уже проглядывающийся талант понравились режиссеру, и он забрал ее в театральную труппу. Попасть в труппу режиссера Синельникова считалось в те годы большой успехом для начинающего актера. В то время харьковский его коллектив и театр считались лучшими на периферии.
Пара лет до 1928 года Клавдия Шульженко трудилась под руководством Николая Синельникова. По его советы она поступила в Харьковскую консерваторию на курс вокала, что вел доктор наук Чемизов. Благодаря участию в постановках родного театра и упорным занятиям в консерватории Клавдию начала выяснять харьковская публика.

Не смотря на то, что известной актрисой Клавдия Ивановна так и не стала, в театре она игралась по большей части в массовке и пела в хоре, работа в драматическом театре не прошла для нее бесплатно. Актерские свойства Клавдии самый ярко проявились после этого на эстраде, где ей получалось большинство актерского арсенала, что она купила на театральных подмостках: комедийные характеры, лирика, умение танцевать.
Для Клавдии Шульженко Харьков стал не просто городом юности и детства, но и зарождения важной любви. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века в данный город на гастроли приехал ее ровесник, житель Одессы Владимир Коралли. В середине 20-х годов прошлого века он ездил на гастроли с театром эстрады, бил чечетку, вел концерты в качестве конферансье, выполнял сатирические и радостные куплеты. Первая встреча была мимолетной, в том же году певица уехала в Ленинград.

Как раз в городе на Неве состоялась их вторая встреча, которая и положила начало их будущему домашнему и творческому альянсу. Клавдия Шульженко стала женой Владимира Коралли в первой половине 30-ых годов двадцатого века, в мае 1932 года у них появился сын — Игорь.

Необходимо подчеркнуть, что любовь публики и истинное признание пришли к Шульженко как раз в Ленинграде, куда она уехала из Харькова во второй половине 20-ых годов двадцатого века и которому дала после этого половину собственной жизни. В качестве эстрадной певицы весной 1928 года ее пригласили выступить на концерте, что был приурочен ко Дню печати, выступление произошло на сцене Мариинского театра. Практически за один вечер она стала известной.

На «бис» певицу вызывали на том концерте трижды, посыпались и предложения выступать. Во второй половине 20-ых годов XX века она делается солисткой Ленинградской эстрады и выступает в Столичном мюзик-холле. Друг за другом появляются пластинки с ее записями, каковые расходятся тысячами.

В те годы в СССР тяжело было отыскать дом, в котором не звучали бы песни в ее выполнении: «Челита», «Гренада», «Записка», «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Дядя Ваня», «От края до края», «Портрет» и многие другие.
В первой половине 30-ых годов XX века Шульженко успела сняться в фильме «Кто твой приятель?» режиссера М. А. Авербаха в роли Веры. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века показались ее первые граммофонные записи. А в осеннюю пору 1939 года состоялся первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады.

Очень строгое и авторитетное жюри конкурса не присудило никому первой премии, не смотря на то, что среди выступающих конкурсантов хватало гениальных артистов. Одновременно с этим три песни — «Челита», «Девушка» и «Записка, прощай», каковые были представлены Клавдией Шульженко, произвели и на зрителей, и на жюри весьма яркое впечатление, разрешив ей стать лауреатом конкурса. По окончании его завершения ее популярность лишь выросла.

На свет оказалось все больше пластинок с ее записями, и на магазинных прилавках они продолжительно не задерживались.
В январе 1940 года в Ленинграде был образован джаз-оркестр под управлением супругов Владимира Коралли и Клавдии Шульженко, что был достаточно популярен и просуществовал до лета 1945 года. С самого начала ВОВ этот коллектив преобразовывается во фронтовой джаз-ансамбль, с которым Клавдия Шульженко и выступает перед воинами Ленинградского фронта, время от времени прямо на передовой.

Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване, откуда она добровольно решает ехать на фронт. Много раз Шульженко выезжала на фронт, где выступала перед бойцами Красной Армии, ее песни звучали и на передовых позициях, и в больницах в тылу. В конце 1941 года в ее репертуаре появляется ставшая в будущем легендарной песня «светло синий платочек», музыку к которой написал польский композитор Ежи Петербургский.

Существовало большое количество различных вариантов текста данной песни. Клавдия Шульженко выполняла текст Якова Галицкого в редакции Михаила Максимова.

12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии прошел 500-й концерт Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля, позднее в том же году певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года — орден Красной Звезды. Летом 1945 года за выдающиеся заслуги в области певческого мастерства Клавдии Ивановне было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Тогда в советской прессе писали, что окончательное творческое кредо певицы, ее художественная тема и лирическая героиня сформировались как раз в годы ВОВ, поскольку в ее репертуаре больше не стало «случайных» песен. Но песни ее так же, как и прежде были различными, но артистка обучилась делать их по-настоящему собственными. За время блокады Ленинграда она дала более 500 концертов для офицеров и солдат.

А благодаря ее выполнению такие фронтовые песни, как «Давай закурим», «светло синий платочек», «Приятели-однополчане», взяли любовь слушателей и всесоюзное признание.

В годы войны ее сценической площадкой довольно часто становились форты Кронштадта, прифронтовые землянки, больничные палаты, поле аэропорта, лесная опушка, древесные сараи. Но в произвольных условиях она старалась оказаться на концерте в платье и туфлях на каблуках. в один раз ей было нужно выступать прямо с кузова грузовика с откинутыми бортами, забираясь на эту импровизированную сцену, она сломала каблук.

Затем она давала концерт, стоя на цыпочках. На протяжении выступления германская авиация совершила налет, получила зенитная артиллерия, невдалеке начали рваться бомбы. Певицу практически силой столкнули вниз, кто-то прижал ее шинелью к почва. В то время, когда воздушный налет закончился, Клавдия Шульженко опять поднялась на сцену, отряхнула собственный костюм и допела концерт, но уже без туфель.

И это только один маленький эпизод из военной биографии Шульженко, а таких концертов в годы войны она совершила огромное количество. Воины отвечали ей за данной собственной признательностью: писали ей бессчётные письма, дарили цветы, хранили фотографии и пластинки.
Во второй половине 40-х годов Шульженко так же, как и прежде остается фантастически популярной и востребованной певицей, тираж пластинок, на которых были бы ее песни, исчисляется миллионами экземпляров. По сути, голос Шульженко делается настоящим знаком эры, звуковым воплощением Великой Отечественной. Частенько он употреблялся в художественных и документальных фильмах, чтобы обозначить временные рамки происходящего.

Но попытки сняться в кино по большей части ни к чему не приводили, теряя контакт со зрителями, Клавдия Ивановна терялась и сама.

В какой-то момент у нее кроме того начали портиться отношения с властью. На рубеже 1940-1950-х годов ее обвиняли в мещанстве и пробовали навязать ей собственный репертуар. Но выполнять пафосные песни советских лет она так и не стала. Шульженко пела о любви, а не о партии и комсомоле, быть может, как раз исходя из этого звание заслуженый артистки СССР она взяла относительно поздно, в первой половине 70-ых годов двадцатого века, уже на закате собственной эстрадной карьеры.

Правда либо миф, но видится информация о том, что Клавдия Ивановна кроме того поссорилась со Сталиным. Она отказалась выступить на концерте 31 декабря 1952 года, на котором находился вождь. Незадолго до, 30 декабря, ей позвонили и заявили, что она будет выступать в Кремле, на что певица ответила, что предотвратили ее через чур поздно, она уже успела разработать личные замыслы на данный сутки. «Согласно главному нормативному документу я также имею право на отдых!» — заявила Шульженко.

В случае если такая история вправду имела место, скорая смерть Иосифа Сталина покинула ее без особенных последствий для творческой деятельности певицы.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Шульженко развелась с Коралли. В июле того же года режиссер Марианна Семенова познакомила ее с известным оператором Георгием Кузьмичом Епифановым, что был влюблен в певицу еще с 1940 года. Епифанов влюбился в нее еще до начала войны, в то время, когда случайно купил ее пластинку с песней «Челита».

А через пара месяцев, попав на ее концерт в Ленинграде, он осознал, что совсем «пропал». Георгий Епифанов был влюблен в Клавдию Шульженко заочно в течении продолжительных 16 лет и остался верен данной любви до конца своих дней.

Все эти долгие годы певице приходило большое количество писем от поклонников, многие признавались ей в любви, но в данной массе поздравительных открыток и писем она постоянно выделяла те, каковые были подписаны инициалами Г. Е. Загадочный поклонник, которым и был Георгий Епифанов, слал ей открытки со всех уголков огромной страны. Наряду с этим оператор был моложе звезды советской эстрады на 12 лет. Казалось бы, в случае если два человека обожают друг друга, что может стать преградой для их счастья?

Но это Сейчас на отличие в возрасте двух влюбленных наблюдают не так строго, а в те годы таковой альянс осуждали, за их поясницами шептались: «Связался линия с младенцем». Но любовь двух людей была значительно посильнее пересудов и предрассудков. Совместно они прожили до 1964 года, после этого разошлись, но, спустя продолжительное время, во второй половине 70-ых годов двадцатого века, снова сошлись и уже не расставались.
В послевоенные годы Клавдия Шульженко практически воцарилась на советской сцене, каждые песни в ее выполнении со временем становились популярны. Она давала десятки сольных выступлений в месяц, а любой новый сутки приносил ей много поклонников. С годами ее мастерство оттачивалось все посильнее.

Последний раз Клавдия Ивановна вышла на громадную сцену Колонного зала Дома альянсов во второй половине 70-ых годов двадцатого века. На том концерте по бессчётным просьбам зрителей она выполнила все собственные песни армейских лет. Наряду с этим последняя долгоиграющая пластинка Клавдии Шульженко «Портрет» вышла в первой половине 80-ых годов двадцатого века, за четыре года до ее смерти, а в первой половине 80-ых годов XX века свет встретились с ней мемуары.

Сердце Клавдии Шульженко прекратило биться более 30 лет назад, она погибла 17 июня 1984 года. Похоронили ее в Москве на Новодевичьем кладбище. По воспоминаниям очевидцев, в тот сутки в столице стояла пасмурная погода, шел ливень, но конкретно на похоронах из-за туч выглянуло солнце. Молодое поколение знает о ней только вскользь.

Но основное в том, что в далекие и весьма тяжёлые годы войны ее голос поднимал советских солдат в наступление, облегчал выздоровление раненых и вселял в людей уверенность в том, что Победа все-таки наступит.
26 мая 1996 года в Харькове был открыт музей Клавдии Ивановны Шульженко, в котором представлены концертные костюмы, индивидуальные вещи, другие реликвии и документы, каковые принадлежали певице. А к столетию исполнительницы саратовский джаз-оркестр «Ретро» подготовил программу из настоящих партитур ансамблей и оркестров, с которыми выступала известная певица. Так спустя десятилетия, в 2006 году, под сводами Колонного зала в Кремле, опять раздались ее песни.
Клавдия Ивановна Шульженко была и остается настоящим национальным достоянием, эталоном и классикой советского мастерства. Казалось бы, она не владела таким уж сильным голосом и таковой привлекательной наружностью, но как раз ее «Давай закурим» и «светло синий платочек» становились и остались окончательно шлягерами. Не просто так о ней без преувеличения говорят: «Советская Эдит Пиаф».

По данным из открытых источников

Клавдия Шульженко — Юбилейный концерт 1976 год (Полная версия / 480p)

Статьи, которые будут Вам интересны: