Крейсера становятся «защищенными»

Крейсера становятся «защищенными»

Втечение многих лет по окончании гражданской войны в Соединенных Штатах привидения удачливых рейдеров — вооруженных судов южан являлись постоянной головной болью для лордов английского Адмиралтейства. При войны с этими государствами, как все те же Соединенные Штаты, либо Франция, либо, например, Российская Федерация, появлялась настоящая угроза встретить в морях уже десятки неприятельских запасных крейсеров. К тому же с годами характеристики вероятных кандидатов в рейдеры всегда повышались.

Лучшие пароходы имели весьма приличную скорость а судовладельцам государство намерено приплачивало за более прочную конструкцию, разрешавшую при необходимости устанавливать на них очень солидные нарезные орудия калибром до 6 дюймов В таких условиях шлюпы владычицы и многочисленные «корветы морей» теряли техническое превосходство над импровизированными соперниками. Само собой разумеется, за армейскими оставалось преимущество корабля с дисциплинированной и обученной командой, но его имело возможность не хватить для уверенной победы в сражении один на один. Требовалось какое-то ответ, разрешавшее «кадровым» крейсерам снова вернуть собственную господствующую силу.

В этот самый момент снова отыскали в памяти о броне, поскольку каждая попытка оснастить броневой защитой торговые суда обрекала их на полную нерентабельность. И потому при встрече с мобилизованным пароходом бронированный крейсер-охотник имел неоспоримые преимущества. Но полный броневой пояс имел возможность нести далеко не все боевой корабль из-за его ограниченного водоизмещения; наряду с этим часть его нужной нагрузки как бы омертвлялась.

Страдала скорость либо оружие, время от времени и обе эти наиболее значимые характеристики в один момент. Такое ответ особенно не устраивало британцев, весьма деятельно применявших собственные крейсера в мирное время для самых разных потребностей. В этом случае, с позиций английских адмиралов, всецело бронированный крейсер напоминал рыцаря, которого заставили заниматься ежедневной работой по хозяйству, не снимая тяжелых доспехов.

В это же время в сражении защита ни при каких обстоятельствах не выяснялась лишней. Особенно уязвимой была механическаяустановка, владевшая в те времена очень низкой живучестью. В большинстве случаев единственная паровая машина выводилась из строя одним успешным попаданием; то же самое относилось и к котлам, число которых исчислялось несколькими единицами.

А совершенствование корабельной механики приводило, в первую очередь, к повышению размеров механизмов, причем по большей части в высоту. В следствии их становилось все тяжелее прятать ниже ватерлинии, скрывая от огня соперника.

Ответ пришло в виде броневой палубы. Ее установка на боевом корабле убивала сходу нескольких зайцев. «Мертвый вес» защиты в этом случае появился все-таки намного меньшим, чем при наличии и пояса, и горизонтальной брони.

Наряду с этим палуба хорошо закрывала расположенные под ней помещения от попаданий сверху как самих снарядов, так и обломков конструкций, становившихся все более большими и увесистыми пропорционально качеству «начинки» морских бомб.

Первым бронепалубным крейсером стал спроектированный главным конструктором английского флота Натаниэлем Барнаби «Комус».

Корпус в первый раз всецело выполнялся из стали, не смотря на то, что поверх нее по всей поверхности обшивался деревом, причем подводная часть — двойным слоем. В этом на первый взгляд обычном маленьком рангоутном корабле на деле воплотилось много новшеств. Девять поперечных переборок, шесть из которых достигали верхней палубы, разделяли корпус на влагонепроницаемые отсеки. В средней части в течении приблизительно 35 м помещения автомобили и котлов прикрывались сверху 37-мм металлической броней.

Совсем некрупный крейсер хорошо оборудовали и для обыденной работы, и для сражения. В первый раз на боевой единице для того чтобы класса показались помещения для постоянного лазарета, душевые для команды и корабельная библиотека. В состав оружия вошло новомодное оружие; скорострельные картечницымитральезы и метательные устройства для выпуска торпед через порты в корпусе.

Управление в боевых условиях осуществлялось из любой необычной боевой рубки (а их было две), прикрытых полукруглым броневым страницей и размещенных недалеко от миделя по обоим бортам. В них выводились переговорные трубы, и аналогичное устройство и машинный телеграф для передачи команд к рулю, что по традиции остался на полуюте. Машина совокупности компаунд имела горизонтальное размещение цилиндров и все еще скрывалась под ватерлинией.

Ее обслуживали шесть котлов. Но и эти очень прогрессивные суда не избежали определенных анахронизмов, к каким в первую очередь относились полное парусное оружие неспециализированной площадью 1400 кв. м и подъемный винт.

Вдохновленный успешным новшеством — броневой палубой, Барнаби решил внедрить ее кроме того на совсем малых композитных шлюпах типа «Сателлит».

При водоизмещении всего 1420 т они имели ту же скорость, что и металлические «комусы», подобную по устройству машину и достаточно солидное оружие из десяти — четырнадцати орудий калибра 127 мм либо восьми 6-дюймовок. Более чем трети длины нижней палубы прикрывались металлическими страницами толщиной от 19 до 25 мм. Из почтения к броне эти обычные шлюпы повысили в ранге до корветов.

Но, «Сателлит» с систершипами отличались и в полной мере солидной дальностью плавания: практически 6000 миль при скорости 10 узлов — значение, заслуживающее уважение не только в годы их создания (1882 — 1885), но и двадцать лет спустя, на протяжении Русско-японской войны.

Композитная бронепалубная «мелюзга» была кроме того более живучей, чем металлические первенцы. Все семь единиц типа «Сателлит» дотянули до нового века, а «Рэпид» пережил обе мировые войны и отправился на слом лишь во второй половине 40-ых годов XX века.

Мало отстал от него «Роялист», переданный в первой половине 20-ых годов двадцатого века взявшей независимость Ирландии.

Но, больше к дереву как материалу для бронепалубных крейсеров британцы по большому счету и Барнаби в частности не возвращались. Сталь прочно утвердилась как основной судостроительный материал. Следующая пара, «Калипсо» и «Каллиопа», прямые наследники «Комуса», были весьма успешными. Кое-какие историки флота вычисляют их по большому счету одними из лучших английских крейсеров.

Главным конструктивным отличием судов являлось размещение броневой палубы. Она сейчас не привязывалась к нижней и являлась независимой, пребывав приблизительно в полуметре ниже ватерлинии. Помимо этого, оружие для 2770-тонного судна смотрелось очень замечательным: четыре 6-дюймовых орудия в выступах-спонсонах для повышения углов обстрела, двенадцать 5-дюймовок в бортовой батарее, дюжина митральез и два метательных торпедных аппарата.

В остальном родство с «Комусом» оставалось весьма родным: те же 6 котлов, та же машина-компаунд. Но в этот самый момент сказались веяния времени: показалась еще одна маленькая паровая машина, вращавшая динамомотор. Электрическая сеть, пока еще весьма неразвитая и маломощная, служила не только для освещения помещений, но и для подачи тока к боевым прожекторам.

Мелких «викторианцев» весьма обожали на флоте, и они продолжительно пребывали на плаву: «Калипсо» прослужил до 1922 года, а «Каллиопа» еще на 30 лет больше.

28. Бронепалубный крейсер «Фаэтон», Англия 1886 г.

Строился компанией «Нэпир» в Глазго.

Водоизмещение 4300 т, протяженность большая 96,01 м, ширина 14,02 м, осадка 6,25 м. Мощность двухвальной паросиловой установки (автомобили типа компаунд) 5500 л.с., скорость на опробованиях 17,5 уз. Бронирование: плоская палуба 37 мм, орудийные щиты 37 мм. Оружие: десять 152-мм орудий, шестнадцать митральез, четыре торпедных аппарата.

Всего в 1885 — 1887 гг. выстроено 4 единицы: «Линдер», «Аретьюза», «Фаэтон» и «Эмфайон». «Аретьюза» и «Эмфайон» выведены из состава флота в 1905 г., годом раньше «Лицдер» стал плавбазой, а в 1920 г. реализован на слом. «Фаэтон» реализован в частные руки в 1913 г. и стал торговым пароходом «Ицдефатигебл», но в 1941 г. снова приобретён флотом, переименован в «Кэррик-II» и прослужил до 1947 г.

29. Бронепалубный крейсер «Мерси», Англия, 1887 г.

Строился на верфи ВМС в Чатзме. Водоизмещение 4050 т, протяженность большая 96,01 м, ширина 14,02 м, осадка 5,95 м. Мощность двухвальной силовой установки (паровые машины типа компаунд) 4500 л.с. при естественной тяге, 6000 л.с. при форсировке, скорость 17 и 18 уз. соответственно. Бронирование: палуба 51 мм со скосами 76 мм, боевая рубка 229 мм, орудийные щиты 51 мм. Оружие: два 203-мм и десять 152-мм орудий, шесть малокалиберных пушек, два торпедных аппарата.

Всего в 1887 — 1889 гг. выстроено 4 единицы: «Мерси», «Северн», «Темз» и «Форт». При модернизации в 1890-х гг. единственную трубу нарастили для повышения тяги. «Темз» и «Форт» переоборудованы в плавбазы в 1903 — 1904 гг., а вторая пара сдана на слом в 1905 г. «Форт» последовал за ними в 1921 г., а «Темз» годом ранее реализован в Южную Африку и стал торговым пароходом «Генерал Бота». В 1942 г. возвращен в состав действующего флота под своим начальным именем и прослужил всю войну в качестве плавучей казармы.

Реализован на слом в 1947 г.

30. Крейсер «Комус», Англия 1878 г.

Строился компанией «Элдер» в Глазго.

Водоизмещение 2380 т, протяженность по ватерлинии 68,58 м, ширина 13,56 м, осадка 5,86 м. Мощность паровой машины 2450 л.с., скорость 13 уз. Оружие: четыре 152-мм казнозарядных и восемь 64-фунтовых дульнозарядных нарезных орудий, 8 картечниц, две установки для стрельбы метательными торпедами.

Всего в 1878 — 1881 гг. выстроено 9 единиц: «Комус», «Чэмпион», «Клеопатра», «Кэрисфорт», «Кюрасао», «Конквест», «Констанс», «Канада» и «Корделия». «Чэмпион» и «Клеопатра» сданы на слом в 1931 г., «Комус», «Кюрасао» и «Корделия» — в 1904-м, остальные выведены из состава флота в 1897 — 1899 гг.

Но при всех собственных преимуществах корветы Барнаби все-таки не являлись крейсерами в современном значении этого термина. Их подводила скорость, не превышавшая 13 — 14 узлов.

Исходя из этого нельзя пройти мимо еще одного прототипа будущих хороших крейсеров. Всего на пара месяцев раньше «Комуса» на верфи в Пемброке был заложен первый из пары «посыльных судов», а реально — крейсеров, «Айрис».

Он кроме этого претендует на звание первого металлического «англичанина», не смотря на то, что практически вступил в строй позднее серии «комусов». «Айрис» и второй корабль из данной пары — «Меркьюри» не имели броневой палубы, но владели массой вторых достоинств и новшеств, а также: высокой скоростью, двухвальной механической установкой с двумя автомобилями, пребывавшими в отдельных отсеках, кроме этого разнесенными по двум кочегаркам котлами, громадным числом влагонепроницаемых отсеков, угольной защитой и двойным дном в виде бункеров, расположенных на протяжении бортов недалеко от ватерлинии. Провалились сквозь землю (не смотря на то, что и не сходу) уже мало нужные паруса.

Все эти отличия стали стандартом для нового поколения судов, каковые и превратились, наконец, в полноценные крейсера.

Первыми из них считаются четыре единицы типа «Линдер», выстроенные в 1885 — 1887 годах. В сущности, они представляли собой тот же «Айрис», но с броневой палубой, причем новой конфигурации.

Более замечательные автомобили уже пара возвышались над ватерлинией, исходя из этого над ней была и броне-палуба. Оказалась возможность взять боеприпас под нее, прямо в машину либо котел. Исходя из этого конструкторы применили уникальное ответ, загнув броневую обшивку у бортов книзу. Так показалась палуба со скосами, выяснившая стандартную схему защиты бронепалубных крейсеров на последующие два десятка лет.

Хорошим являлось и размещение артиллерии: концевые установки на поворотных станках в спонсонах разрешали вести пламя по корме и носу. Кстати, они кроме этого взяли броневую защиту, не смотря на то, что и противостоящую лишь огню неприятельских малокалиберных пушек.

На части единиц серии установили новейшие паровые машины тройного расширения, обеспечившие красивую скорость — до 18 узлов и весьма громадную дальность плавания, которая при большом запасе угля достигала 11 000 миль 10-узловым ходом. Совсем хорошо не только для 1885 года, но и полвека спустя!

У этих красивых и сильных судов оставался один явный минус.

Их броневая палуба закрывала лишь механическую установку (приблизительно половину длины корпуса), оставляя уязвимыми погреба боезапаса (не смотря на то, что они и размешались ниже ватерлинии, но тёплые осколки имели возможность наделать много бед). Недочёт ликвидировали весьма скоро. Следующая четверка типа «Мерси», названная именами английских рек, имела полную палубу от носа до кормы.

В первый раз данный элемент защиты взял собственную характерную «черепахообразную» форму, обусловленную не только загибающимися вниз скосами, но и постепенным понижением ближе к корме и носу. Вся палуба выполнялась влагонепроницаемой, снабжая «бронепалубнику» (по крайней мере, в теории) достаточный запас плавучести , пока она не будет пробита.

Потому, что в корме и самом носу корпус очень сильно сужался, количество помещений в том месте выяснялся такими небольшим, что его не имело смысла «защищать» столь же шепетильно, как и драгоценную середину. Из этого и понижение палубы: пропадала необходимость в достаточно протяженном и тяжелом скосе, да и в нижней части корпус крейсера в большинстве случаев еще больше сужался, давая дополнительную экономию в весе брони. Эти «ужимания» разрешили сделать толще как бортовые скосы, так и кормовые скаты и носовые.

Кроме двух 25-мм слоев стали, составлявших плоскую горизонтальную часть, скаты и сносы имели еще один, дополнительный, также 25-мм толщины. В первый раз на крейсере показалась солидная боевая рубка, защищенная 9-дюймовой броней. Легкое бронирование взяли и щиты орудий. Еще одним стандартом стало размещение артиллерии на полуюте и полубаке, снабжавшее громадные углы обстрела.

Фактически, по составу и расположению артиллерии эти суда середины 80-х годов XIX века никак не уступали своим «продвинутым» «одноклассникам» времени Русско-японской войны. В сущности, все последующие проекты бронепалубных крейсеров (и не только в Британии) в отношении внутренней защиты и компоновки мало чем отличались от «Мерси».

Для увеличения большого хода на «Мерси» в первый раз было использовано неестественное дутье.

У них, как и у последующих боевых единиц, показались две скоростные характеристики: при обычной нагрузке и при форсировке автомобилей, в то время, когда все лишние отверстия в кочегарках закрывались, и в них создавалось неестественное разряжение, увеличивавшее тягу в котлах. направляться подчернуть, что первенцы нового класса по большому счету были весьма успешными. На работе они показали себя как хорошие артиллерийские платформы, и владели хорошей управляемостью и мореходностью.

Так в Британии сформировался новый класс боевых судов — бронепалубные крейсера, соперничать с которыми мобилизованные гражданские суда были уже не в состоянии, не смотря на то, что скорость и размеры хода последних продолжали непрерывно возрастать. И решающим причиной была как раз броневая палуба. Недаром в Англии такие суда официально классифицировались как «protected cruisers» — дословно «защищенные крейсера» — в противоположность их небронированным и, значит, «незащищенным» собратьям.

Легко подметить, что британцы шли к созданию современного крейсера очень продуманно и целенаправленно. Никакой экзотики, а лишь постепенное улучшение черт, связанное как с прогрессом техники (в случае если сказать о механической установке и оружии), так и со все более и более рациональными инженерными ответами. Наряду с этим водоизмещение судов не только не выросло, но кроме того пара уменьшилось.

При более сильном оружии, лучшей защите и такой же скорости хода «Мерси» был на 250 т легче «Линдера». Английский «металлический» флот времен королевы Виктории был очевидно на подъеме, приближаясь к моменту собственного большого могущества.

В. КОФМАН

HOW TO BECOME A LIVEABOARD CRUISER! Q&A 21

Статьи, которые будут Вам интересны: