Соперники крейсеров

Соперники крейсеров

К концу Первой Мировой английский флот располагал изрядным числом сторожевиков типа «Флауэр», но уже на исходе 1920-х годов стало ясно, что ресурс этих наспех строившихся судов будет выработан весьма скоро. Исходя из этого к обновлению охраны сил и состава эскорта британцы приступили заранее.

Первые шлюпы нового поколения — «Бриджуотер» и «Сэндвич» — по чертям сильно напоминали собственных предшественников (1050 т, 16,5 узла, два 102-мм орудия и глубинные бомбы), но имели более современный силуэт и улучшенные обводы. Предусматривалось, что они будут употребляться по большей части как быстроходные тральщики. Проект понравился, и в течение трех лет, с 1929 по 1932 год, со стапелей сошло еще 16 единиц, слабо отличается от прототипа (последние 12 имели удлиненный приблизительно на 5,5 м корпус).

Еще один, «Хиндустан», предназначался в качестве флагмана индийского колониального флота. Он взял оборудование для работы в тропиках и был дольше еще на 5 м.

Начиная со следующей серии (тип «Гримсби») изменилось главное назначение шлюпов.

Сейчас предполагалось применять их по большей части для конвойной работы в океане. Соответственно увеличился калибр артиллерии, показалась 76-мм зенитка, возрос запас горючего. Новые суда взяли метрополия, Австралия и одну единицу — Индия.

Шлюпы этого типа хорошо доходили для борьбы с надводной мелочью и подводными «лодками», но были фактически беспомощными перед новым соперником — воздушным.

Потому, что в первой половине 30-х годов основной опасностью «сверху» считались средневысотные бомбардировщики, в созданных на базе того же «Бриджуотера» следующих проектах конвойных судов упор был сделан на мощь артиллерии. Шлюпы типа «Биттерн» (так принято именовать эту серию, не смотря на то, что головной сторожевик практически сразу же переименовали в «Инчан-тресс») имели три спаренные установки из 102-мм универсальных пушек — больше, чем имел возможность «выставить» на борт обычный крейсер.

Дабы уменьшить вредное влияние качки на точность стрельбы, суда оборудовали стабилизаторами. Скорость хода кроме этого возросла — практически до 19 узлов.

По чертежам первого «Биттерна» во второй половине 30-ых годов двадцатого века заложили еще две единицы.

Потому, что «первенец» к тому времени уже приобрел новое новое и наименование назначение, став яхтой Адмиралтейства (пара необычное применение полезного боевого судна во время, в то время, когда угроза войны становилась все настоящее!), освободившееся наименование присвоили второму кораблю — практически именно он стал головным представителем нового подкласса сторожевиков. Ну, а вершиной идеи зенитного корабля для охраны от горизонтальных бомбардировщиков можно считать три следующих шлюпа, заложенных во второй половине 30-ых годов XX века. «Эгрет», «Окленд» и «Пеликан» несли уже по четыре спарки и имели возможность развивать скорость до 19,5 узла.

По не добрый иронии судьбы, «Эгрет» в августе 1943 года в Бискайском заливе пал жертвой именно высотного самолета, что, но, в полной мере объяснимо: его поразила управляемая планирующая бомба Hs-293 — новейшее германское оружие, против которого еще не удалось создать «противоядие».

Необходимо заметить, что против основной угрозы с воздуха кроме того очень сильно вооруженный «Эгрет», в неспециализированном-то, был не через чур защищенным.

Пикирующий бомбардировщик перемещался по вертикали через чур скоро чтобы успеть прицелиться и выпустить по нему более одного-двух снарядов на ствол. Исходя из этого на следующей серии «Блэк Суон» («Тёмный лебедь») одна из 102-мм спарок уступила место четырехствольному 40-мм автомату «пом-пом», что при всех его недочётах продолжительно оставался самоё эффективным оружием против пикировщиков из имевшихся в распоряжении Ройял Нэйви.

Примечательно, что и оба сохранившихся по окончании 1941 года «8-орудийных» шлюпа лишились одной спарки в пользу того же «пом-пома».

Безоговорочно считавшиеся одними из лучших конвойных судов для действий в условиях сильного противодействия с воздуха, шлюпы типа «Блэк Суон» в модифицированном варианте строили и в армейские годы. Ширину корпуса увеличили на 30 см (это сделало корабль более остойчивым), установили современное радиолокационное оборудование, усилили легкое зенитное оружие.

Кое-какие единицы сейчас имели по паре четырехстволок вместо одной, другие в дополнение к штатному «пом-пому» (а время от времени и вместо него) несли пара одиночных либо спаренных «бофорсов» того же калибра. Нужным дополнением стали и 20-мм «эрликоны», число которых доходило до шести на судах с «бофорсами» и до десятка на тех, каковые последних не имели. Запас глубинных бомб, и без того очень солидный (110 штук), мог быть увеличен еще в полтора раза за счет уменьшения боезапаса легких зениток.

Кроме бомбосбрасывателей и обычных бомбомётов на палубе нашлось, не смотря на то, что и с большим трудом, место для реактивного бомбомета «Хеджехог».

Всего за войну в строй вошло 29 сторожевиков, не считая еще четырех, выстроенных специально для индийского флота. Необходимо заметить, что суда довоенной постройки кроме этого проходили модернизации, на протяжении которых возрастало и число зенитных автоматов, и запас глубинных бомб.

Эскортные сторожевики обоих разновидностей, противолодочные и зенитные, во время второй мировой были весьма востребованными. Они потопили 52 неприятельских субмарины (действительно, большей частью совместно с судами других типов).

12 шлюпов погибли в битвах с подводным и воздушным соперником, «Ярра» затонул в сражении с двумя японскими тяжелыми крейсерами, защищая конвой у берегов Явы, и вдобавок два взяли столь важные повреждения в следствии попадания торпед, что не подлежали восстановлению.

И по окончании войны работа сохранившихся судов длилась.

По иронии судьбы, «Эктеон», «Фламинго», «Харт» и «Мермейд» во второй половине пятидесятых годов попали в германский флот — действительно, сейчас именовавшийся Бундесмарине и ставший стратегическим союзником флота английского. Они взяли гордые имена, некогда красовавшиеся на бортах крейсеров и линкоров: «Хип-пер», «Граф Шпее», «Шеер» и «Шарнхорст». Очень сильно перестроенный «Шарнхорст» прослужил у новых хозяев весьма долго — его сдали на слом лишь в первой половине 90-ых годов XX века.

До середины 80-х годов оставались на плаву кроме этого и четыре индийских шлюпа.

Секрет успеха британских конструкторов-кораблестроителей заключался, в первую очередь, в том, что они показали похвальную умеренность: проекты их сторожевиков владели разумными чертями, отнюдь не претендуя на приз в борьбе за максимально сильный (и в один момент дорогой) корабль.

Совсем другую концепцию избрали их «заатлантические родственники», настойчиво рвавшиеся к мировому первенству на морях. Адмиралы США предпочитали иметь самые большие боевые единицы во всех классах. Не стали исключением и суда эскорта.

13.

Шлюп «Старлинг», Англия, 1943 г.

Один из серии судов типа «Блэк Суон», выстроен компанией «Фэйрфилд». Водоизмещение стандартное 1350 т, полное 1880 т. Протяженность громаднейшая 91,29 м, ширина 11,73 м, осадка 3,45 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 4300 л.с., скорость 19,75 узла. Оружие: шесть 102-мм орудий, десять 20-мм автоматов.

Всего в 1939—1946 гг. выстроено 38 единиц.

14. Шлюп «Веллингтон», Англия, 1935 г.

Один из судов типа «Гримсби», выстроен на верфи ВМФ в Девонпорте. Водоизмещение стандартное 1000 т, полное 1500 т. Протяженность громаднейшая 81,15 м, ширина 10,97 м, осадка 3,05 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 2000 л.с., скорость 16,5 узла. Оружие: два 120-мм и одно 76-мм орудие. Всего в 1935—1940 гг. выстроено 14 единиц, а также четыре для Австралии и один («Индус») — для Индии.

Все австралийские суда и британский «Эбердин» имели оружие из трех 102-мм орудий, «Флитвуд» нес две спарки таких же орудий.

15. Канонерская лодка «Эри», США, 1940 г.

Выстроена на верфи ВМФ в Нью-Йорке.

Водоизмещение стандартное 2000 т, обычное 2340, полное 2800 т. Протяженность громаднейшая 100,13 м, ширина 12,57 м, осадка 3,45 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 6200 п.с., скорость 20 узлов. Оружие: четыре 152-мм орудия, четыре 4-ствопьных 28-мм автоматов. Всего выстроено две единицы: «Эри» и «Чарльстон».

16. Авизо «Афонсо де Альбукерк», Португалия, 1934 г.

Выстроен в Англии компанией «Хауторн Лесли». Водоизмещение стандартное 1780 т, полное 2440 т. Протяженность громаднейшая 99,6 м, ширина 13,49 м, осадка 3,83 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 8000 л.с., скорость 21 узел. Оружие: четыре 120-мм и два 76-мм орудия, четыре 40-мм автомата, два бомбомета, 40 мин, гидросамолет. Всего в 1934—1935 гг. выстроено две единицы: «Афонсо де Альбукерк» и «Бартоломеу Диаш».

Первый из них потоплен индийскими ВМС в первой половине 60-ых годов XX века, второй исключен из перечней флота в 1965 г.

Из любви к гигантизму американцы решили создать «шлюпы» большого водоизмещения, допустимого в соответствии с Английским морским соглашением. Данный контракт, подписанный в первой половине 30-ых годов двадцатого века всеми главными морскими державами, не ограничивал ни числом, ни неспециализированным водоизмещением боевые суда до 2000 т со скоростью не более 20 узлов, вооруженные пушками калибром до 155 мм.

Выданное инженерам задание формулировалось : все, что возможно из договорных ограничений, применяя максимально допустимые параметры.

Так показался проект «Эри», в большой степени приближенный к крейсеру. Четыре замечательных шестидюймовки новейшего примера, имевших заряд в гильзе и очень высокую скорострельность, снабжали огневую мощь, соизмеримую с бортовым залпом крейсера времен Первой Мировой.

Американцы позаботились и о зенитном оружии: оно складывалось из четырех «чикагских пианино» — новых четырехствольных 28-мм зенитных автоматов. В дополнение к артиллерии имелся гидросамолет, что имел возможность употребляться как для разведки, так и для корректировки огня. Корабль кроме того ухитрились забронировать: пояс в районе автомобилей имел толщину 88—51 мм, а сверху он прикрывался броневой палубой в 25—37 мм.

По окончании установки соответствующего оборудования данный шлюпка-лодка-крейсер преобразовывался еще и в минный заградитель.

Оставалось подыскать надлежащую роль для столь впечатляющей боевой единицы. Предполагалось, что «Эри» сможет отстоять конвой от нападения запасных крейсеров соперника, каковые имели возможность нести пушки для того чтобы же калибра, но уступали специальному кораблю в совокупности управления огнем. Патрульная и противолодочная работа стояла на втором месте.

Наконец, новый тип замечательно доходил в качестве «малой дубинки дяди Сэма». Имея маленькую осадку и достаточно широкие внутренние помещения, он годился для высадки маленьких десантов на побережье строптивых соседей из Центральной Америки.

Противоречивые требования, вызываемые многообразием вероятных задач, побуждали конструкторов к проявлению изрядной инженерной хитрости.

Для повышения мореходности корпус оборудовали удлиненным клиперским носом, в то время как корма имела большой свес — для удобства сброса глубинных бомб либо мин. Достаточно массивный командно-треногая мачта и дальномерный пост, казалось, перекочевали с современного тяжелого крейсера… В следствии канонерские лодки купили очень уникальный вид, почему их чуть ли возможно спутать с каким-либо вторым боевым кораблем.

В общем, «Эри» и «Чарльстон» были хороши всем, не считая себестоимости. Универсальные, замечательные, шепетильно спроектированные, они очевидно не доходили для массового производства на маленьких и не хватает оборудованных верфях в годы войны. Исходя из этого в то время, когда через пара лет Соединенные Штаты заполонили все моря сторожевыми и конвойными судами новых серий, они уже мало были похожим собственных предшественников «максималистской» концепции.

Само собой разумеется, столь различный подход ведущих морских держав к эскортным судам сеял порядочную смуту в умах военно-морских деятелей стран «второго ранга». Однако, время от времени начальное заимствование идей у сильных мира этого приводило в итоге к очень занимательным итогам.

Примером тому может служить Португалия.

Империя, обладательница колоний, каковые по площади и населению в соотношении с метрополией чуть ли уступали, скажем, империи потомков галлов, имела все те же флотские неприятности. И ей требовались достаточно сильные и большие, но, к тому же, недорогие универсальные суда для работы в заморских владениях.

Начало было положено в первой половине 30-ых годов двадцатого века, в то время, когда английская компания «Хауторн Лесли» взяла заказ на несколько шлюпов, подобных типу «Бриджуотер».

Наряду с этим португальцы внесли в требования к проекту пара серьёзных дополнений. Оружие стало более замечательным и складывалось из трех 120-мм орудий, четырех 40-мм автоматов и для того чтобы же числа бомбометов, а дальность плавания заметно выросла за счет увеличенного запаса горючего. В итоге оказалась как бы уменьшенная в два раза копия французского «Бугенвиля», не смотря на то, что в соответствии с британским прототипом силовая установка оставалась классической, паротурбинной.

Шлюпы произвели благоприятное чувство, и последовало ответ заказать еще два более сильных корабля того же класса. Первоначально в качестве подрядчика выбрали итальянскую компанию, но сказалось традиционно сильное влияние британцев в Португалии, и заказ передали все тому же заводу «Хауторн Лесли». «Афонсо де Альбукерк» превосходил предшественников по всем статьям, в особенности — по скорости и вооружению.

Сравнение его с «Бугенвилем» говорит о том, что, по всей видимости, для того времени проект универсального корабля, собственного рода колониального «полу-крейсера», принял в полной мере отчетливые черты. Не смотря на то, что на португальском варианте вместо дизелей так же, как и прежде употреблялись турбины, в остальном оба корабля приблизительно эквивалентны по мощи и аналогичны по остальным чертям.

Наровне с заказами у «старшего брата» собственные силы опробовала и национальная судостроительная индустрия.

Дизельные авизо «Нуньеш» и «Лижбоа», сконструированные португальскими инженерами и полностью выстроенные на родине, имели уникальный гладкопалубный корпус. «Ха-уторновским» судам первой серии они пара уступали в силе оружия, потому, что несли на одно 120-мм орудие меньше. Но в целом проект был успешным, и «Нуньеш» поставил рекорд долголетия среди португальских боевых судов межвоенной постройки, прослужив более чем 40 лет.

В. КОФМАН

Fiji крейсер Англии, world of warships, хороший соперник

Статьи, которые будут Вам интересны: