Крепости на рельсах: история бронепоездов

Сейчас само слово «бронепоезд» есть анахронизмом. Но бронепоезда были предтечами моторного периода войны с танками и бронеавтомобилями. Они заняли заслуженное место в военной истории и достойны внимания как отдельная область бронетехники.

История бронепоездов началась, в то время, когда удачно соединились паровоз, вагон и артиллерия. На протяжении Гражданской войны в Северной Америке мысль установить артиллерию на ЖД платформы осенила одного из северян. Вначале пушки не закреплялись, и вольно катались по окончании каждого выстрела.

Дебют ЖД артиллерии в Ветхом свете пришёлся на 1871 год, время франко-прусской войны. На протяжении осады Парижа один из прусских армейских внес предложение оснастить ЖД платформы пушками. Оказавшаяся в итоге батарея имела возможность вести обстрел города в движении, с разных участков. Некое время спустя французы забрали идею неприятеля на вооружение.

В первой половине 80-ых годов XIX века в цехах фабрик Сен-Шамон строились особые броневагоны, спроектированные инженером Муженом.

На рубеже столетий, на протяжении англо-бурской войны 1899–1910 года, ЖД артиллерия употреблялась очень обширно. Буры вели активную партизанскую войну, а ответом британцев послужило создание подвижных и прекрасно вооружённых «гарнизонов на колёсах». На платформах из древесины либо металла из подручных средств оборудовались блиндажи.

Иногда защиту поездам снабжали лишь связки верёвок.

Крепости на рельсах: история бронепоездов
Английский бронепоезд периода англо-бурской войны.
Источник: http://boris-mavlyutov.livejournal.com/

Первая мировая придала важный импульс боевому применению защищённых ЖД-составов. Россия тут не была исключением. На её территории самая развитой сетью железных дорог располагали западные губернии.

Как раз исходя из этого бронепоезда активнее всего употреблялись на Юго-Западном фронте (ЮЗФ) – первый из них показался в том месте в начале войны. Конструкция состава была безыскусна, но он удачно действовал в районе 8-й армии генерала А. А. Брусилова.

Бронепоезд 5-го Сибирского ЖД батальона с командой. Фото из издания «Нива» за 1916 год

Незадолго до начала кампании 1915 года Управление армейских сообщений ЮЗФ направило в ЖД батальоны запрос: нужны ли им бронепоезда? Руководство оных отнеслось к данной идее сдержанно – так как основной задачей ЖД батальонов было не участие в военных действиях, а обслуживание дорог в ближнем тылу. Но, армейское руководство скоро смекнуло, сколь нужны смогут быть бронепоезда в условиях современной войны.

В марте 1915 года в Перемышле, Станиславе и Львове началось сооружение составов. Успешному завершению этих работ помешало «Великое отступление» русской армии. Единственный законченный в Перемышле блиндированный поезд по сути являлся отремонтированным австро-венгерским составом.

Трофейный бронепоезд австро-венгерской армии, захваченный русскими частями в крепости Перемышль. Весна 1915 года.
Источник: http://topwar.ru/

Всего к весне 1915 года на ЮЗФ пребывало 2 бронепоезда, но и они действовали достаточно удачно. Глава Управления армейских сообщений Ставки генерал С. А. Ронжин в разгар летней кампании докладывал: «Неожиданный и успешный набег бронепоезда, действовавшего скоро и неожиданно, причиняет громадное опустошение в рядах соперника».

Артиллерийский и пулемётный вагон (с наблюдательной башней) бронепоезда 9-го ЖД батальона. Юго-Западный фронт, 1915 год. Любопытная подробность: наружная обшивка пулемётного вагона выполнена из досок
Источник: http://topwar.ru/

Бронепоезда тогда представляли собой защищённый бронёй паровоз и от двух до четырёх броневагонов. Они были вооружены парой артиллерийских орудий и пулемётами, количество которых варьировалось от 6 до 24. Снаружи составы обшивались простой сталью толщиной до 20 мм, достаточной для защиты от поражения и огня винтовок осколками снарядов.

Обивка древесиной либо пробкой изнутри была призвана обеспечить звукоизоляцию. Сообщение начальника блиндированного поезда с командой поддерживалась посредством рупора, употреблялась и световая сигнализация. Особые трубопроводы, идущие от паровозов, разрешали отапливать вагоны в студёное время года.

Ну, а в состав команды бронепоезда входили, в большинстве случаев, 3–5 офицеров и более полусотни нижних чинов. Но, история сохранила и авангардные проекты боевых ЖД-составов – к примеру, моторный вагон «Заамурец». Детище армейского инженера полковника Бутузова из Управления армейских сообщений ЮЗФ, эта машина создавалась в 1916 году в Одессе.

Конструкция «Заамурца» была неповторима и заключалась в независимом броневагоне, приводящемся в перемещение автомобильными двигателями и вооружённом двумя 57-мм пушками Норденфельда наровне с 12 пулемётами. «Заамурцу» было суждено принимать участие в битвах на исходе Первой Мировой, в хаосе Гражданской войны в Российской Федерации путь мотоброневагона лежал от Чёрного моря до Дальнего Востока и Транссибирской магистрали.

Мотоброневагон «Заамурец», захваченный чехословацкими армиями в Симбирске. Июль 1918 года
Источник: http://foto-history.livejournal.com/

Тактика ведения боя русскими бронепоездами в 1914–1917 годах сводилась к «огневому налёту»: по предварительно разведанному пути состав выдвигался на позицию и открывал пламя по найденным целям. Длительность налёта была мала – так как соперник сразу же начинал обстреливать бронепоезд в ответ. Их действия являлись успешными скорее в начале войны, пока не наступила железнодорожное полотно и стабилизация фронта на его протяжённости оставалось сохранным.

За период Первой Мировой в Российской Федерации всего были выстроены 14 бронепоездов разной конструкции, мотоброневагон и 3 бронедрезины. Для сравнения: Австро-Венгерская империя смогла создать лишь 11 единиц, кайзеровская Германия – и того меньше. Количественное превосходство России нивелировало пара факторов: на бронепоездах стояло по большей части трофейное оружие, они не имели постоянных команд.

Превращение «империалистической войны» в Гражданскую ознаменовало эру расцвета бронепоездов. Темп их создания увеличился на пара порядков уже в последних месяцах 1917 и являлся приоритетом в ущерб качеству конструкции. Обычно простые вагоны обшивались страницами металла либо оснащались импровизированными позициями из мешков и брёвен с песком.

Всего за 1918–1922 годы промышленные мощности Советской республики разрешили изготовить 68 составов. Кроме постройки новых бронепоездов велась модернизация ветхих и ремонт трофейных.

В Рабоче-крестьянской Красной армии команды бронепоездов комплектовались путём особого отбора. С 1922 года критерии для назначения в бронепоездную часть были таковы: крепкое телосложение при маленьком росте, отличное зрение и хороший слух, твёрдость характера и крепкие нервы. Это разъяснялось жёсткими условиями работы на бронепоездах. Убедительной иллюстрацией тому может служить эпизод боя 8 июля 1918 года у моста через реку Шешму, обрисованный начальником бронепоезда «Свобода либо смерть» А. В. Полупановым:

В бронеплощадках кромешный преисподняя. Люди задыхаются от пороховых газов и жары, двое пулемётчиков утратили сознание. Накалились стволы пулемётов, кипит в кожухах вода, в отводных трубках сухая тёплая резина.

Воды нет!..
Сейчас раздаётся звонок машиниста: вода в тендере кончается. Что делать?.. Бронепоезд подходит прикасаясь к реке.

– резерв и Вторые номера на набег за водой!

Не с винтовками и гранатами, а с вёдрами, чайниками и котелками под свист пуль прыгают бойцы вниз… Имеется вода! С новой силой разгорелось сражение. Соперник начал отходить в степь.

«Революционный поезд» 10-го ЖД батальона (бывший Морской бригады особенного назначения). Начало 1918 года
Источник: http://topwar.ru/

Но бронепоезда употреблялись не только красными. Первые составы на работе в белых частях являлись трофейными. Отличительная черта периода Гражданской войны: любой бронепоезд владел собственным именем, подобно кораблю. Исходя из этого в созданной генералом М. В. Алексеевым Добровольческой армии помогали среди других лёгкий состав его имени, бронепоезда «Генерал Единая» Россия «и Корнилов».

Образованные генералом атаманом и Деникиным Красновым в начале 1919 года Вооружённые силы Юга России имели на вооружении бронепоезда «Витязь», «Дмитрий Донской» и «Иоанн Калита». На сентябрь 1919 года их общее число доходило до 40 составов, но по окончании отступления ВСЮР на юг оно заметно сократилось. Бронепоезда закрывали отход белых формирований, подчас их приходилось оставлять сопернику.

В последних числах Декабря 1919 года целая колонна бронепоездов была взорвана собственными командами, не сумев прорваться из окружения. В северной части России белые войска в 1919 году располагали несколькими составами: «Адмирал Колчак», «Адмирал Непенин», позднее к ним присоединились поезда «Муха» и «Губа».

Бронепоезд «Единая Россия» на царицынском направлении. 1919 год
Источник: http://dic.academic.ru/

В первой половине 20-ых годов XX века в Русской армии генерала П. Н. Врангеля насчитывалось 12 бронепоездов, составивших 4 дивизиона. «Святой Георгий Волк» и «Победоносец», «Солдат» и «Офицер» вели битвы в Крыму. Их отличало оружие морскими орудиями, снятыми с судов Черноморского флота. Но в целом конструкция этих бронепоездов заметно уступала красным.

По окончании эвакуации и поражения белых на юге оставшиеся материальная часть и составы были брошены ими.

Бронепоезд Армии Юга России «Офицер» перед отправкой на фронт из Ростова-на-Дону. 1919 год

Опыт Гражданской войны в Российской Федерации показал не только боевые качества бронепоездов, но и их недостатки – большие габариты, уязвимость перед авиацией и тяжёлой артиллерией, зависимость от состояния ЖД дорог. Роль блиндированных составов была осмыслена военспецами в особом оперативно-тактическом очерке. Во время ВОВ она была далеко не столь громадна, но и тут осталась в истории рядом смелых вех.

Но данный период боевого пути бронепоездов, непременно, заслуживает рассмотрения в рамках отдельной статьи.

Тяжёлый бронепоезд ВСЮР "Иоанн Калита". Площадка в кадре вооружена шестидюймовым морским орудием совокупности Канэ. Конечный справа – начальник бронепоезда полковник А. А. Зеленецкий. Сентябрь 1919 года

Д/ф «Оружие Победы» — Бронепоезда

Статьи, которые будут Вам интересны: