Многоядерный т-50: на новом российском истребителе има бк заменила «багет» — «новости дня»

Многоядерный т-50: на новом российском истребителе има бк заменила «багет» - «новости дня»

Компания «Сухой» приступила к лётным опробованиям принципиально новой вычислительной совокупности самолёта Т-50. Новая совокупность – в разы надежнее и замечательнее прошлее, и в первый раз все проектирование и разработку в новейшей истории военной русском авиации ее выполнила самолетная компания.

Первый истребитель Т-50 с новой микропроцессором и бортовой электроникой был поднят в атмосферу зимний период этого года. По словам Дмитрия Грибова, главного конструктора компании «Сухой» и директора дирекции интеграции КБО, новейшая платформа приходит на смену спроектированной еще в 2004 году вычислительной совокупности на базе БЦВМ «Багет». Работы по созданию новой совокупности «Интегрированной модульной авионики боевых комплексов» (ИМА БК) велись в течение последних четырех лет.

Один из клиентов – торговли и Министерство промышленности РФ. Вычислительная совокупность создана на базе отечественных многоядерных процессоров и новой, отечественной же ОС настоящего времени.

4 млн строчек кода

В интегрированной структуре оборудования самолета Т-50 на центральный компьютер возлагаются функции управления совокупностями самолета, применения оружия, обороны и многорежимная интеллектуальная помощь пилота. Центральный компьютер, что в один момент делает роль и электронного пилота, и электронного бортинженера и электронного штурмана, в настоящем времени решает задачи по определению и автоматическому распознаванию самые опасных целей, построению самый оптимального маршрута, оптимальному ответу обороны применения самолёта и задач оружия, и реконфигурации совокупностей при отказах. Новая совокупность управления берет на себя управление практически всеми главными устройствами самолета – локатором, совокупностью связи и навигации, в прошлой версии самолета для расчета функций каждой совокупности употреблялся собственный вычислитель.

Количество его бортового ПО уже превысил 4 млн строчков кода, а предстоит еще дополнительно внедрить последовательность сложных функциональных режимов управления ЛА и комплексной обработки информации.

«Новая совокупность вправду есть инновационной и не имеющей аналогов в мире, – говорит Дмитрий Грибов. – Мы в первый раз пошли не по пути воспроизводства уже реализованных вторыми разработчиками ответов, а заложили перспективную архитектуру, которую и потом будем развивать в сторону “сетевого борта”, последовательно модернизируя комплексы и бортовые системы.

Многоядерность дает нам практически неограниченные возможности по проектированию отказоустойчивых конфигураций оборудования, экономя наряду с этим на весе, стоимости и энергопотреблении аппаратуры».

Обмен данными производится по волоконно-оптическим каналам. Переход с меди на оптоволокно разрешил в разы расширить объём и скорость передачи данных, на порядок уменьшить наряду с этим вес кабельной сети и как следует повысить ее помехоустойчивость. В случае если передача данных по классическому бронзовому кабелю дает скорость порядка 10-100 МБит/с, то по оптоволокну практически в 1 000 раза больше – 8 ГБит/с.

Сетевая структура комплекса повышает надежность работы всех устройств – при сбое какого-либо вычислителя происходит автоматическое переключение совокупностей на другой блок, а применение централизованного процессора разрешило практически вдвое снизить вес прибора. Производительность БЦВМ увеличилась более чем вдесятеро, отказобезопасность больее чем четырехкратно увеличилась. В первый раз в отечественной истории головную роль при исполнении разработки и общего проектирования платформы игралась самолетная компания.

В первый раз в отечественной истории головная роль при исполнении разработки и общего проектирования платформы была поручена самолетной компании – ОКБ Сухого. При создании новой совокупности суховцы трудились вместе с ведущими отечественными фирмами концерна «Радиоэлектронные разработки» (КРЭТ): Национальным рязанским приборным заводом (ГРПЗ) и Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ).

Со своей стороны, Национальный НИИ авиационных совокупностей» (ГосНИИАС) выполнил моделирование функциональных задач применения Т-50 на новой вычислительной платформе. Вывод ГосНИИАС было хорошим: ИМА БК дала значительный прирост вычислительных скорости и ресурсов обработки информации.

Таганрогский IQ

Еще одна из неприятностей, с которой было нужно столкнуться управлению ОКБ Сухого, – удержание и обучение высококвалифицированных тестировщиков ПО. Во всем мире приборостроители и крупные авиастроители довольно часто обращаются к аутсорсингу – завлекают программистов из Восточной Европы и Индии. На подготовку хорошего эксперта уходит около двух лет. В Москве из-за более высоких заработных платов умелые тестировщики уходят коммерческие IT-структуры.

А в силу оборонной специфики завлекать аутсорсеров из других государств, было, само собой разумеется, нереально.

Суховцы нашли уникальное ответ, открыв филиал в городе Таганрог, где имеется профильные Вузы и хорошие специалисты. В Таганроге создали пара десятков новых рабочих мест, и в течении последних лет суховцы из родного города Антона Чехова остаются одними из самых успешных и лояльных сотрудников.

Неограниченные возможности многоядерности

Новая вычислительная платформа уже позвала громадной интерес не только у родственных авиа и вертолётостроительных фирм России, вместе с тем у разработчиков вычислительных совокупностей для флота и космоса. Индийские эксперты выбрали ОС разработки компании «Сухой» для совместного проекта истребителя пятого поколения, отказавшись от применения известных американских ОС РВ VxWorks и Integrity.

Неизвестен тот факт, что в первый раз популярная концепция интегрированной модульной авионики была реализована для французского истребителя Dassault Rafale, а уже затем была приспособлена для широкого круга гражданских и военно-транспортных самолетов — А380, А400, А350, SSJ100 и других. Военная авиация не столь жестко зарегламентирована сертифицированными требованиями и нормативными документами, как гражданская, где каждое изменение вероятно лишь по окончании тщательнейшей апробации и проверки. Как раз исходя из этого совокупность на многоядерных процессорах начала летные опробования на армейском самолете.

«Отечественная задача — сохранить лидерство в данной области, выступая идеологическим локомотивом ответа вопросов интеграции оборудования в сетевую архитектуру будущего», — говорит Дмитрий Грибов.

Т-50. Самолет-невидимка. Военная приемка

Статьи, которые будут Вам интересны: