Неизвестный зис для командиров

В 2013 году году был обнаружен снимок ранее малоизвестной модели автомобиля времён ВОВ. Речь заходит о очень известном военном автомобиле «Додж» три четверти» (WC-51), а правильнее о его советском варианте со особым кузовом. Ранее считалось, что на заводе ЗИС был собран только экспериментальный пример — но потом выяснилось, что именно эта машина может полноправно принимать во внимание первым военным автомобилем тяжёлого класса в СССР.

Неповторимые архивные находки, найденные весной 2016 года, разрешили углубиться в историю этого автомобиля.

Заокеанский гость

По армейской классификации США модель Dodge WC-51 принадлежала к полноприводным машинам класса «носитель оружия» (из этого и WC в заглавии, от англ. Weapons Carrier) грузоподъёмностью 750 кг (? тонны). По своим тактико-техническим чертям шасси являлось универсальным.

WC мог быть как тяжёлым автомобилем , так и артиллерийским тягачом, транспортом для прикрытия колонн либо грузовым пикапом. Универсальная база разрешала производителю вырабатывать целое семейство автомобилей:

  • пассажирские/штабные (как с открытыми, так и закрытыми кузовами);
  • фургоны (грузовые, санитарные, ремонтные);
  • трёхосные грузовики.

Из всего этого многообразия СССР в рамках ленд-лиза были заказаны грузопассажирский пикап WC-51 c открытой кабиной и его вариант WC-52 с лебёдкой, расположенной спереди. Выбор советской стороны легкообъясним – в годы войны Красной армии требовались легковые буксировочные машины. И в случае если с перевозкой 45-мм артиллерийского орудия справлялся лёгкий джип Willys MB, то для буксировки 76-мм пушек требовалась машина потяжелее.

Реалии фронтовой работы позднее добавили к тяговым функциям «Доджа» ещё и транспортные, благо модель этого класса непрерывно поставлялась в СССР в огромных количествах.

Неизвестный зис для командиров
Обычный Dodge WC-51 с грузопассажирским кузовом выпуска 1942–1945 годов, систематично поступал в РККА

Американцы рапортуют об отправке в СССР в 1942–1945 годах практически 25 000 машин модели WC-51/52. Фактически все они поступали в виде сборочных наборов в коробках и планировали в основном на столичном автозаводе им. Сталина (ЗИС, с 1956 года – ЗИЛ).

Всего в СССР комплектными удалось собрать около 19 600 экземпляров, из которых около 19 000 поступили в распоряжение армии (остальные автомобили были распределены между структурами ВМФ, НКВД и НКГБ). Помимо этого, в 1944–1945 годах в Альянс попало чуть больше двух сотен машин Dodge WC-53. Остальные машины серии WC СССР не заказывались.

Уже по окончании войны масса сохранившихся «Доджей» осядет на союзных автобазах, на многих экземплярах будут установлены новые, закрытые кузова фургонов, автобусов и. т. д. К слову, наибольший автокузовной завод страны – столичный «Аремкуз» – в 1946–1947 годах серийно производил однотипные грузопассажирские кузова для «Доджа».

Восьмиместный командирский автомобиль Dodge WC-53 с закрытым кузовом, поставлялся в СССР в 1944–1945 годах
Неожиданная находка

В 2013 году в одном из армейских архивов исследователи случайно нашли маленькой армейский фотоальбом 1943 года без какой-либо ведомственной принадлежности. В нём имелись фотографии и краткая характеристика модели WC-51, планировавшей на ЗИСе, и фотографии для того чтобы же «Доджа», но с необыкновенным открытым кузовом, подписанного как «производства завода им. Сталина».

Таковой вариант был малоизвестен кроме того экспертам – получалось, что речь заходит о первом советском военном автомобиль тяжёлого класса. До этого считалось, что в СССР собственных машин для того чтобы типа ни при каких обстоятельствах не было, не считая дюжины восьмиместных штабных автомобилей на шасси АМО Ф-15, собранных в 20-е годы.

Беглый анализ фотоснимков сходу разрешил понять – снаружи данный «Додж» не был похож на заокеанские аналоги, соответственно, кузов разрабатывался в СССР. Если сравнивать с ближайшим аналогом (Dodge WC-56) у этого фаэтона был более большой кузов, имелись полноценные двери. Находка претендовала на мелкую сенсацию.

Вся продукция столичного автомобильного завода уже давно была известна впредь до экспериментальных образцов, к тому же информацию о выпуске этого «Доджа» в ежегодных производственных отчётах завода отсутствовали. О том, что в первой половине 40-ых годов двадцатого века на заводе хотя бы мелкосерийно изготавливались штабные машины, не было ни мельчайших намеков ни в документации того времени, ни в справочниках. Всё это показывало на какие-то умелые работы, ведшиеся на заводе – так сообщить, «пробу пера».

Машины «Додж» присутствуют на множестве фронтовых снимков

Спустя некое время в сети показались любительские снимки армейского периода, на которых возможно было разобрать всё те же штабные автомобили. Стало ясно, что история с советским «Доджем» очевидно не ограничилась созданием опытного образца – возможно, однако была изготовлена маленькая партия (два-три десятка единиц), в противном случае об этих автомобилях имелись бы хоть какие-то упоминания (если не по линии автопрома, то в делах армейских архивов).

Иначе, конструкторские работы автозаводов ЗИС и ГАЗ в 1941–1945 годах историками изучены не хватает. То и дело всплывают новые информацию о разных мелкосерийных спецмашинах на шасси грузовиков, о которых практически ничего не известно и сейчас. Но одно дело грузовики, и совсем второе – легковые.

Копия заводского чертежа «Облицовка кузова штабной автомобили на шасси «Додж». Документ датирован сентябрём 1943 года

В 2014 году «Автомобильным архивным фондом» был обнаружен чудесным образом сохранившийся заводской набор чертежей на данный ЗИС (документы датированы 1943 годом). Сейчас стали известны конструктивные изюминки фаэтона. Находка косвенно подтвердила серийность этих автомобилей, поскольку на опытные образцы машин полный набор чертежей ни при каких обстоятельствах не делали.

Наконец, весной 2016 года долгие кропотливые поиски ответа увенчались успехом. В архиве Москвы автором данной статьи были отысканы отчёты о деятельности каждого цеха ЗИСа за 1942–1944 годы. Именно там в отчёте кузовного цеха была коротко изложена история этого автомобиля.

В этом же архиве в распоряжениях директора завода удалось найти ещё пара серьёзных документов на эту тему. Настало время детально написать об этом автомобиле.

«Генеральская» машина

Перенесёмся в начало 1942 года. К тому времени совсем завершилась реэвакуация оборудования обратно на автомобильный завод им. Сталина, а советское правительство заявило о возобновлении автомобильного производства. Но автомобилестроение на ЗИСе удалось вернуть лишь к середине лета. В первую очередь на завод для сборки стали поступать тяжёлые грузовики марки Studebaker, и уже упомянутые Dodge WC-51/52. Базу же собственного производства составлял упрощённый трёхтонный грузовик ЗИС-5В.

Что касается новых разработок, то москвичи в короткие сроки смогли наладить выпуск полугусеничного автомобиля ЗИС-42 на базе всё того же ЗИС-5В. Деятельно трудился и кузовной цех – в том месте началось серийное изготовление санитарных кузовов ЗИС-44 на шасси ЗИС-5 и Studebaker.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века кузовщикам прибавилось работы – в июне на завод поступает спецзаказ от Главного автомобильного управления Красной армии (ГАУКА) на изготовление двадцати открытых кузовов для шасси «Додж» 3/4. Эти машины предназначались для высшего командного состава РККА. Не обращая внимания на острую дефицит ресурсов, директор завода Лихачёв сходу берётся за данный весьма почётный, не смотря на то, что и личный заказ.

По срочному распоряжению директора конструкторы приступили к созданию и разработке полноценного штабного автомобиля на полноприводном американском шасси, собираемом тут же, на ЗИСе. Уже 30 июня был утверждён масштабный макет, и по нему начали выстукивать первые кузова.

Фотографии автомобиля с кузовом автомобильного завода им.Сталина. Машина в собственности второй промышленной серии c запаской, установленной позади, сентябрь 1943 года

Из-за чего так случилось, и для чего по большому счету пригодился таковой автомобиль? Не следует забывать, что столь нужную штабную машину коммунистический автопром прекратил производить, чуть начав, в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Речь заходит о 4?4 седанах ГАЗ-61 на базе известной «Эмки», количество которых не превысило и двух сотен.

К 1943 году ниша этого класса машин опустела, тогда как война бессердечно убивала советскую технику.

Вместо ГАЗ-61 в Неприятном стали выпускать другую модель, ГАЗ-64 – автомобиль с тем же назначением, что и WC-51, но совсем второй весовой категории. Коммунистический джип, а вместе с ним и американский Willys были вычислены на буксировку маленьких 45-мм противотанковых пушек, но чаще употреблялись как командирский транспорт. Машина имела возможность перевозить 3–4 человека либо груз в 250 кг, но о какой-либо комфортабельности либо вместительности в таких машинах сказать не приходилось.

Генералам же ездить по городам было на чём – лимузинов ЗИС-101 на военных автобазах хватало, имелось и множество люксовых европейских автомобилей. Одновременно с этим для перевозки «высоких чинов» по бездорожью и фронтовым дорогам требовались автомобили с полным приводом и громадным дорожным просветом.

Штабные варианты «Доджей» прекрасно доходили для этих целей, но в первой половине 40-ых годов двадцатого века в СССР не поставлялись. Кстати, германская автопромышленность В первую очередь войны в изобилии снабжала собственную армию тяжёлыми автомобилями . Штабные автомобили производили и английские, французские, итальянские производители машин.

А вот в СССР такую модель на разработку не ставили, разумеется, полагая, что не до неё. Потому, что машин с этими кузовами в плане работ ЗИСа ни при каких обстоятельствах не было, исследователи ничего не знали о них в течении семидесяти лет. Обстоятельством этого являлось то, что они не фигурировали в распоряжениях Государственного комитета обороны и не попали в товарный выпуск 1943 года.

Говорим «Додж», подразумеваем ЗИС

Кузов ЗИСа разрабатывался с нуля, не смотря на какие-либо зарубежные аналоги. Место привычной грузовой платформы заняло массивное пассажирское сидение, по бокам которого размешались широкие (17 см) подлокотники. Лёгкие сидения переднего последовательности остались родные, «доджевские».

Казалось бы, автомобиль должен был быть пятиместным – это косвенно подтверждают фотографии, да и на чертежах не для того чтобы уж громадного салона имеется «намёк» только на одно пассажирское кресло. В конечном итоге всё было сложнее, и машина могла быть семи- а также восьмиместной. Вероятнее, многие экземпляры имели целых три последовательности сидений – на наличие среднего последовательности прямо показывает сохранившееся техническое задание 1944 года, которое приведено в конце статьи.

Что же касается пассажировместимости, то её ещё предстоит уточнить. Сначала фаэтон имел три входных двери, на месте четвёртой (водительской) стояла запаска. Дабы закрыть машину в непогоду, требовалось вручную поднять тент, наряду с этим две из трёх стоек являлись несъёмной частью гармошки тента.

Боковые проёмы закрывались брезентовыми навесками с прозрачными пластмассовыми окнами. В задней части тента кроме этого имелось маленькое окно. Из классической для штабной автомобили комплектации в машине имелась лишь полка для размещения переносной рации. Позади автомобилю приспособили маленькой багажник, по сути – пенал для документов и размещения портфелей шириной 13 см.

Собственного обозначения автомобиль не взял и именовался «штабной автомобиль Додж с кузовом ЗИС».

Автомобиль начальника 2-й отдельной чехословацкой воздушно-десантной бригады полковника В. Прикрыл. Польша, осень 1944 года

В августе 1943 года был собран первый опытный образец, в том же месяце изготовили первую партию из двадцати автомобилей. Советско-американский гибрид был весьма успешным, и в сентябре месяце ГАУКА заказало автомобильному заводу ещё 55 кузовов, но с некоторыми трансформациями. Была распознана необходимость в упрощении сборки каркаса, замене жёсткой породы дерева на мягкую, подверглись трансформации подробности тента.

Принципиальными трансформациями в кузове «Доджа» стали перенос запаски с левого борта на задний и появление на левом борту двери (в месте размещения запаски). На некоторых автомобилях запаска хранилась прямо в заднем пенале.

Вторая, сентябрьская партия была изготовлена числом 70 единиц, десять из которых планировали по особенному заданию. От стандартных они отличались улучшенной внутренней и внешней отделкой, салон был обит кожей вместо дерматина, включая оклейку дверей и панелей бортов; декоративные подробности были хромированы, сами же кузова окрасили вместо простой зелёной эмали более качественной нитрокраской. В октябре последовал третий, последний заказ.

В итоге до Января этого года собрали 145 командирских автомобилей при заделе подробностей на 200 кузовов. В новом 1944 году кузовной цех ЗИСа переключился на другие работы.

Пожалуй, нераскрытым остаётся только один серьёзный вопрос – для кого конкретно были заказаны эти машины? К сожалению, документальных ответов на него отыскать пока не удаётся, но по косвенным показателям возможно с уверенностью высказать предположение, что десять машин, выполненных с очень тщательной отделкой, предназначались для командующих фронтами – другими словами, советских маршалов (на июнь 1943 года их насчитывалось около десяти).

Если судить по распределению автомобилей (по перечням ГАБТУ), около 10% автомобилей постоянно оставляли в резерве, одна машина должна была попасть в гараж Начальника генерального штаба, пара – в НКВД. Так, около сотни оставшихся экземпляров могли быть распределены между всеми командующими армиями.

Маршал СССР Иван Конев. В его кортеже увиден автомобиль «Додж» 3/4 с кузовом ЗИС (справа на заднем замысле). Снимок сделан на протяжении визита высвобожденного Львова командующим 1-го Украинского фронта, август 1944 года

История со штабными «доджами» взяла продолжение спустя год, в то время, когда в августе 1944 года на завод были возвращены на переделку и ремонт 10 машин. Вероятнее, это были те самые «маршальские» автомобили. Приведём технические условия переделки – они увлекательны тем, что по окончании перестройки из автомобилей «выветрились» последние армейские показатели:

«1. Размещение сиденья водителя и переднего откидного сохранить на ветхом месте. Сиденье среднее поделить, поставив по бокам два одноместных сиденья с проходом посредине. Заднее трехместное сиденье оставить на месте (на автомобилях с запасным колесом, установленным в багажнике допускается смещение сиденья вперед). спинки и Подушки всех сидений сделать более мягкими, поставив новые каркасы и обить кожей.

Стенки и потолок обить сукном. Нижние филенки дверей обить кожей, остальные поверхности окрасить в цвет обивки. Пол кузова покрыть плюшевым ковриком. Пять кузовов покрасить в черный цвет, другие пять в серый. Все неровности облицовки заплавить и зачистить.

Арматурный щит, раскладки, и другие внутренние подробности бортов (не хромируемые) красить под цвет обивки. Внутренний плафон освещения передвинуть назад, установив его между средним сиденьем. Наружный кронштейн крепления антенны снять.

2. Отхромировать: рамки стекол бортовых, дверных и ветрового окон; буфера передние и задние; все внутренние ручки и наружные; решетки защитные фар и радиатора; ободки подфарников и фар; ободки габаритных сигналов; пробку радиатора; болтов и головки шурупов внутренней отделки.

3. Держатель запасного колеса делать в двух вариантах. Один держатель – с размещением в багажника за спинкой заднего сиденья, второй снаружи в задней части кузова по типу штабных машин открытого типа».

Больше завод имени Сталина к теме штабных машин на шасси «Додж» не возвращался. Потребность в новых автомобилях отпала, поскольку в первой половине 40-ых годов XX века в СССР по линии ленд-лиза прибыло 127 командирских машин Dodge WC-53 с всецело закрытым восьмиместным кузовом, приблизительно такое же их количество поступило в распоряжение РККА и в 1945 году.

литературы и Список источников:

  1. Каталог «Транспорт Красной Армии в Великой Отечественной войне», второе издание – ААФ, Москва, 2016
  2. ЦГА Москвы, фонд №415 (АМО ЗИЛ)
  3. Архив «Автомобильного архивного фонда» (autoar.org)
  4. Форум моделистов RCforum
  5. Проект «История России в фотографиях», https://russiainphoto.ru/photos/82374/
  6. http://www.mapleleafup.net/forums/showthread.php?t=20360

УралЗИС-355М. Малоизвестные факты о малоизвестном грузовике

Статьи, которые будут Вам интересны: