Окопная «правда»

На протяжении войны Великой войны миллионы мужчин были оторваны от домашнего очага и появились в окопах. Все они, независимо возраста, происхождения, уровня образования и мирных занятий жаждали взять последние известия, и мало отдохнуть от армейских будней. Эти два запроса удовлетворяла военная пресса, издававшаяся специально для воинов и, подчас, самими воинами.

Какими же были армейские газеты, издававшиеся и читавшиеся под грохот снарядов и свист пуль?

Предыстория вопроса

Военная печать заявила о себе в восемнадцатом веке, в то время, когда на протяжении Войны за независимость в Северной Америке, и войн, каковые вела Французская республика в Европе, показались первые газеты, изданные конкретно в армии и предназначавшиеся для воинов. Потом фронтовые и армейские газеты не надолго появлялись, к примеру, на протяжении франко-прусской войны, и колониальных распрей европейских держав типа англо-бурской войны, подавления боксерского восстания в Китае и некоторых вторых.

Окопная «правда»
«Газеты в лагере» — рисунок, изображающий раздачу газет в лагере северян на протяжении Гражданской войны в Соединенных Штатах

(http://www.loc.gov)

Изготовление подобного рода газет всегда было сопряжено с громадными трудностями, потому, что требовалось сверхтяжелое и дорогое оборудование, и грамотные и подготовленные солдаты. Само собой разумеется, газеты могли быть и рукописными, но тогда их тираж редко превышал дюжина экземпляров. Самое основное, для аналогичной прессы требовалась относительная стабильность базирования подразделений, для которых она выпускалась, потому, что делать газету на ходу, на протяжении постоянных маршей, было легко нереально.

Зарубежная окопная пресса

Первая мировая предоставила все перечисленные выше условия. Среди миллионов мобилизованных и добровольцев в армиях Англии, Германии, Франции и других стран не было недочёта в журналистах, живописцах, печатниках и т.п., причем подчас среди них пребывали весьма гениальные люди, творческий потенциал которых раскрылся как раз на протяжении войны.

Несколько шотландцев коротает время в окопе за чтением газет, написанием и беседами писем к себе
(http://www.dailymail.co.uk)

Начиналось всё с небольших по объему и примитивных по технике выполнения текстов. Историк Роберт Л. Нельсон склонен вычислять самой первой «окопной» газетой германский рукописный листок «Hohnacker Neueste Nachrichten» («Последние известия Хонакера»), разросшийся в итоге в газету «Bayerische Landwehrmann» («Баварский воин ландвера») с большим тиражом в 2000 экземпляров. Немцы по большому счету скоро осознали привлекательность подобного рода журналистики и заметно превзошли собственных соперников на всех фронтах, поддерживая официально «окопные» газеты военного уровня с тиражами более 50 000 экземпляров.

Масштабы «газетной лихорадки», охватившей войска по обе стороны фронта, впечатляют. Часть газет выпускалась в рукописном варианте, тиражами до трех десятков экземпляров, наряду с этим количество номера редко в то время, когда насчитывал больше одного страницы. Но и такие газеты подчас владели умелой редколлегией (значительно чаще это были сержанты и младшие офицеры), в которую входили один-два гениальных рисовальщика.

Германские санитары на отдыхе — чтение и перекур газет

Так, французская «окопная» «Le Mouchoir» («Носовой платок»), рукописная газета 151-го линейного пехотного полка, начала издаваться в 1915 году 31-летним связистом Жозефом Лесажем (Joseph Lesage), что был опытным живописцем, выпускником Школы декоративных искусств. Лесаж выпускал газету вплоть до конца войны, не обращая внимания на все трудности, включающие смерть товарищей-журналистов и два собственных ранения. Редактор-живописец погиб за много дней до перемирия 11 ноября 1918 года, подхватив грипп.

Но полковые и дивизионные газеты имели возможность позволить себе оперировать намного большими ресурсами. Для их издания существовал намерено назначенный штат, что трудился обыкновенно на некоем удалении от передовой, потому, что для печатания употреблялся уже громадный пресс. Мелкие газеты печатались сходу в блиндажах на линии фронта с применением мимеографа.

Совсем громадные тиражи имели возможность издаваться уже в прекрасно оснащенных типографиях в глубоком тылу, впредь до Парижа либо Лондона.

К концу войны совокупность выпуска газет была отлажена так прекрасно, а сами они пользовались таким повышенным спросом, что самые популярные (к примеру, германская «Liller Kriegszeitung») имели возможность кроме того оплачивать затраты на печать при помощи продажи места под рекламу. Другие газеты распространялись через почтовую подписку либо продавались на ЖД станциях. Как подчеркивает Роберт Л. Нельсон, воины не имели ничего против платы за газеты, потому, что она-то значительно чаще и отличала настоящую прессу из окопов от бесплатных массовых рекламных либо агитационных листков, авторы которых ни при каких обстоятельствах не были на передовой.

Ирландские воины за чтением газеты — лето 1916 года, лес около местечка Плоегстеер, северо-западная Бельгия. Привлекает внимание табличка «Keep down» — «Пригнись!» на стенке траншеи
(http://www.направляться.co.uk)

доминионы армия (и Британская метрополия) в общем итоге производила 107 наименований газет с тиражом более 5000 экземпляров для некоторых из них. Армия Франции просматривала до 200 «окопных» газет, чей суммарный тираж в середине 1916 года колебался от 75 000 до 132 000 копий в месяц. Однако, упомянутый выше Роберт Л. Нельсон пишет, что, вероятнее, большая часть французских солдат имело возможность по большому счету ни при каких обстоятельствах не видеть таких газет, как и подавляющая часть их английских союзников.

Ровно обратная обстановка была в германских окопах, где в 1916–1917 гг. на Западном фронте при помощи подписки либо безвозмездно распространялось порядка 1,1 млн газет в год, а на Восточном фронте их число превысило 2 млн экземпляров в месяц. Причем, в случае если большая часть французских газет издавалось на локальном уровне, то германские охватывали объединения и войсковые соединения.

Конечно, как и всякое издание, предназначенное для воинов и допущенное руководством для чтения и распространения, «окопная» газета должна была пройти цензуру. Последняя включала настоящий просмотр содержания выпуска намерено назначенными для этого офицерами. Помимо этого, действовала еще и самоцензура: любой редактор беспокоился о том, дабы его детище не прикрыли, а его самого не арестовали.

Каждая неудачная шутка имела возможность дорого стоить. Кроме того маршал Жоффр обратил внимание на излишнюю строгость цензуры и в 1916 году в особом циркуляре указал на полезность солдатских газет, к каким нужно было «доходить особенным образом».

Изобретательность, с которой окопные газеты пробовали разнообразить солдатский быт, иногда поражает. Эта заметка в одной из канадских окопных газет, например, информирует о итогах очередного конкурса по выращиванию усов и объявляет победителей в трех номинациях — «Чарли Чаплин», «Свирепые Усы», и, в случае если так возможно выразиться, усы в свободном стиле

В германской армии действовала похожая совокупность, но с 1917 года два экземпляра каждого издания в обязательном порядке направлялись в особый цензурный орган, что еще и сам имел возможность направлять статьи для публикации в солдатских газетах. Наряду с этим со второй половины 1917 года, вместе с введением особого распоряжения Людендорфа об усилении пропаганды, давление на редакторов «окопных» газет усилилось, а количество «спущенных сверху» статей увеличилось.

Примечательно, что тематика английских, французских и германских газет была сходной (повседневная жизнь воинов, юмор, женщины и враги), но наряду с этим сам дух статей, скетчей, картинок очень сильно разнился. Англичанам было принципиально важно через юмор поддержать собственных сослуживцев, и обосновать идею защиты привычного образа судьбы, на что покушаются «гунны». Размышления о том, что в последние пара столетий для Британии был привычен альянс с германскими странами для борьбы против Франции, не допускались.

Обычно упрочнений одного человека хватало для выпуска окопного издания на самом высоком уровне. Так, в одном из батальонов германского 19-го баварского пехотного полка в 1915–1918 гг. выходил ежемесячный иллюстрированный издание Die Sappe, что производил, по сути, только один человек — Карл-Мария Лехнер. Что важно, издание пользовалось помощью батальонного начальника

Французским газетам, с одной стороны, не нужно было обосновывать необходимость защиты отчизны от неприятелей, а с другой нужно было оправдать все те кошмары войны, каковые «пуалю» созерцали каждый день. Оттого тон французских газет был подчас более критичный, а шутки тверже, потому, что в патриотизме пребывавших на передовой людей никто не сомневался, и им позволялось чуть больше, чем в большинстве случаев.

Немцам же принципиально важно было утвердить правильности и идею необходимости собственного присутствия на территориях, каковые ни при каких обстоятельствах не принадлежали Германии. На Восточном фронте эти рассуждения подкреплялись словами о цивилизаторской миссии германского страны.

Русская военная пресса

В Российской Федерации будущее солдатских газет складывалась мало в противном случае. Контроль за содержанием печатной продукции, и ее распространением среди воинов был традиционно очень строг. К началу войны журналами и своими газетами владели военное министерство, штабы казачьих войск и военных округов, и кое-какие военно-учебные заведения, военное духовенство, кое-какие армейские структуры.

По подсчетам историков, всего к началу Первой Мировой в Российской Федерации выходило около 60 разных военных изданий.

Картина в русских окопах слабо отличается от такой у немцев либо британцев — везде газеты были пользуются спросом
(http://espritdecorps.ca)

Как отмечает армейский историк Д.Г. Гужва, фронтовые и армейские газеты начали появляться в русской армии по большей части только с весны 1915 года. До этого момента в ней было три центральных военных издания: «Русский калека», «Армейский Военная» летопись «и сборник», одна фронтовая – «Военный вестник» и одна военный – «армии и Вестник» газета.

Нужно подчернуть, что необходимость свежей прессы для регулярного получения новостей, поддержания и развлечения энтузиазма армий поняли как центральные органы управления армиями, так и главы на местах. Процесс создания собственных газет был медленным и сопровождался бюрократическими проволочками. Всего к январю 1917 года в армии издавалось три фронтовых, 13 армейских и одна корпусная газета.

С западноевропейскими солдатскими газетами по собственному содержанию были сходны лишь так именуемые «неофициальные» части упомянутых выше русских изданий, в которых печатались маленькие рассказы, стихотворения, письма, портреты воинов и т.п. Но все эти тексты проходили значительно более строгую цензуру, а потому никаких скабрезных шуток либо картин, каковые довольно часто себе разрешали, допустим, французские газеты, тут быть не имело возможности.

Собственный печатный орган был и у Русского экспедиционного корпуса во Франции — такая газета издавалась в 1917
(http://www.bfro.be)

Довольно часто русскими фронтовыми газетами занимались люди, к этому мало подготовленные, а потому их тексты не могли вызывать ничего, не считая скуки, и не пользовались спросом у воинов. Это подтверждается довольно маленькими тиражами изданий, редко превышавшими тысячу экземпляров. Возможно заявить, что настоящая солдатская печать, востребованная читателями, показалась в русских окопах на Восточном фронте лишь по окончании Февральской революции.

Д.Г. Гужва пишет, что по окончании Февральской революции в 1917 в русскую армию начала поступать легальная военная периодическая печать разных политических сил. Так, меньшевики и эсеры издавали «Солдат и» Голос «солдата-гражданин», у коммунистов были «Солдатская правда», «Окопная правда», «солдат и Рабочий», «Окопный набат», «Солдат» и другие.

Первая мировая породила неповторимое явление как в истории войн, так и в истории журналистики. «Окопные» газеты явились увлекательным явлением фронтовой судьбе, предоставит шанс как делающим, так и просматривающим эти газеты «выпустить пар», унять депрессию (победить «тараканов», как выражались французы), сделать воздух на передовой более привычной и похожей на покинутый дом. Возможно, как раз отсутствие таких изданий в русских армиях содействовало, пускай косвенно, постепенной их подверженности и деморализации войск революционной пропаганде.

Литература:

  1. Nelson R.L. Soldier Newspapers: A Useful Source in the Social and Cultural History of the First World War and Beyond // War in History, 2010, Vol. 17, № 2. p.167–191
  2. Nelson R.L. Soldier Newspapers [Electronic resource] // International Encyclopedia of the First World War (WW1) (http://encyclopedia.1914–1918-online.net)
  3. Seal G. The Soldiers’ Press – London: Palgrave Macmillan UK, 2013
  4. Гужва Д.Г. Военная периодическая печать русской армии в годы Первой Мировой, 1914–1918 гг. Монография – Новосибирск, 2009
  5. Французские «траншейные газеты» Первой Мировой: Материал с сайта реконструкторов 151-го линейного пехотного полка Французской армии (151eme Regiment d’Infanterie de Ligne) // (блог Михаила Кожемякина http://m2kozhemyakin.livejournal.com)

Донбасс. Окопная правда. Особый репортаж

Статьи, которые будут Вам интересны: