Ответ от чемберлена

Ответ от чемберлена

Первые годы по окончании заключения Английского морского соглашения в первой половине 30-ых годов двадцатого века, привёдшего к массовому переходу к постройке лёгких крейсеров с 6-дюймовыми орудиями, проходили довольно нормально. Развитие нового (а правильнее, восстановление ветхого) класса шло в полной мере последовательно и логично. Казалось, возвратились хорошие ветхие времена, в то время, когда принятие каждого нового проекта обосновывалось в первую очередь настоящими потребностями флота, а не неестественными лимитами калибра и водоизмещения орудий.

Но продлился «период логики» весьма недолго. Фактически, в каждой из главных морских держав «власти предержащие» моряки сначала подумывали о том, дабы выстроить крейсера максимально разрешённого водоизмещения в 10 млн кг, но с оружием из 6-дюймовых орудий. Первыми возмутителями самообладания стали японцы, перейдя от теоретических мыслей к их реализации.

Мы уже говорили о появлении крейсеров типа «Могами», артиллерия которых складывалась из пятнадцати замечательных 155-мм орудий. Уже в момент закладки они стали обстоятельством нешуточной головной боли у главных оппонентов Страны восходящего солнца. Так как такие «легкие» крейсера имели в два раза громадную плотность огня, чем универсальные английские «линдеры» либо их итальянские либо французские сотрудники.

Ясно, что в сражении один на один с таким монстром «обычные» суда имели призрачные шансы сохраниться. Исходя из этого неудивительно, что главные потенциальные соперники Японии, США и Англия, тут же приступили к разработке собственного ответа на потенциальную опасность, скоро воплощавшуюся в металл на дальневосточных верфях. Никто, конечно же, не знал о «ходе конём», что в действительности планировали сделать подданные микадо, заменив трёхорудийные 155-мм башни на двухорудийные 203-мм.

Британцы всерьёз приступили к работам над проектом собственного «ответа» в первой половине 30-ых годов XX века, отстав от японцев практически на три года. Но, как тогда казалось, в полной мере конкретную угрозу удастся отразить без особенных неприятностей. Требовался корабль, талантливый сражаться один на один с многоорудийным неприятелем, вооружённым пушками калибра не более 155 мм Таковой крейсер возможно было хорошо обезопасисть от огня соперника—задача, фактически невыполнимая при наличия у того 8-дюймовых орудий.

Первоначально в Адмиралтействе посчитали вероятным создать проект водоизмещением всего около 8000 т, вооружённый двенадцатью 6-дюймовками, к тому же прикрытый против снарядов для того чтобы же калибра на фактически всех расстояниях.

За базу был забран успешный универсальный крейсер «Амфион», на котором двухорудийные башни заменялись трёхорудийными и в один момент усиливалось бронирование.

В Адмиралтействе потребовали кроме этого, дабы на борту имелось до пяти гидросамолётов—новая мода, деятельно внедрявшаяся в середине 1930-х годов во всех государствах. Ясно, что при таких запросах в настоящих проектах осталось мало чего от прототипа, разве что эшелонное размещение турбинных отделений и котельных.

Конструкторы представили морякам пара проектов водоизмещением от 7800 до 88 835 тысячь киллограм, и, к удивлению первых, будущие хозяева выбрали самый тяжёлый, разрешив кроме того ещё более его расширить, но усилить зенитное оружие.

Новые большие лёгкие крейсера взяли классические заглавия городов Англии, чем как бы подчёркивалась их преемственность по отношению к предшественникам «таунам», выстроенным незадолго до Первой мировой и ставшим в своё время необычными «линейными кораблями» среди лёгких крейсеров.

Не смотря на то, что водоизмещение удалось сократить 9100 тоннами, цена громадных 152-мм крейсеров была фактически такой же, как «вашингтонских» «каунти». Это неудивительно, в случае если учесть, что они хорошо соответствовали новым требованиям и были значительно больше «нагруженными» оборудованием, палубной гидроавиацией и зенитной артиллерией. Последняя в первый раз в Англии комфортно разместилась в особых ангарах, расположенных по бокам от передней дымовой трубы.

В первый раз же на английских крейсерах показались трёхорудийные башни, до того не через чур любимые артиллеристами «владычицы морей». И вправду, внедрение их проходило не без шероховатостей. Не обращая внимания на попытку применять как возможно больше механических а также автоматических операций, львиная часть работы осталась для матросских рук.

Вручную боеприпасы передавались из подбашенных отделений конкретно к орудиям, вручную же загонялись в ствол и досылались банниками, чуть ли не как во времена парусного флота. Чтобы обеспечить хотя бы минимальное удобство обслуживания, ствол среднего орудия в каждой башне сместили назад довольно крайних практически на метр, дабы люди меньше мешали друг другу. (Не напрасно артиллеристы насторожённо относились к таким установкам.) Неудивительно, что в итоге вместо амбициозно заявленной скорострельности в 12 выстрелов в 60 секунд на практике получалось стрелять лишь в два раза медленнее.

Довершало «дыры» по артиллерийской части крыша башен бронирования: и традиционное отсутствие стенки так же, как и прежде выполнялись из 25-мм страниц, сводя на нет хорошую защищённость корабля в целом. Так как борт вправду взял важное прикрытие из 114-мм пояса, протянувшегося более чем на половину длины корпуса, на протяжении машинных и котельных отделений. Погреба, расположенные под ватерлинией, защищались «коробками» со стенками такой же толщины.

Кроме башен, слабоватой смотрелась горизонтальная защита, не смотря на то, что теоретически 32-мм палуба пробивалась шестидюймовками лишь на больших для крейсерских битв расстояниях—около 8 миль.

Недочёты удалось ликвидировать на трёх последних судах серии, «Манчестере», «Ливерпуле» и «Глостере». Толщину лобовых плит башен довели до 102 мм, а крыши, как и броневой палубы,—до 51 мм.

Как ни необычно на первый взгляд, это заметное улучшение стоило всего 300 т водоизмещения, причём за счёт увеличения мощности турбин скорость удалось кроме того мало расширить.

Все «города» взяли очень солидную по тем временам зенитную артиллерию. Но в случае если восемью стволами среднего 102-мм калибра к тому времени было сложно поразить, например, тех же итальянцев, то лёгкие зенитки создавали внушительнейшее чувство.

Два четырёхствольных 40-мм «пом-пома» занимали почётные места с хорошими углами обстрела и не только грозно смотрелись, но и давали надежду достойно встретить воздушные атаки с ближнего расстояния. В первый раз у британцев зенитки взяли хорошую совокупность управления огнём, причём на второй «муниципальный» серии число постов управления удалось расширить с двух до трёх.

В целом громадные легкие крейсера были в полной мере успешными.

К середине 1930-х годов британцы уже наловчились укладываться в проектные тонны. Более того, жёсткая дисциплина и применение сварки при постройке стали причиной тому, что водоизмещение выяснилось кроме того меньше проектного. Это оставляло возможности для модернизаций, каковые и не замедлили последовать с началом войны. На «таунах» много раз поменяли и усиливали зенитное оружие, устанавливая новые автоматы—20-мм «эрликоны» и 40-мм «бофорсы».

Неоднократно «освежалось» и радиолокационное оборудование, причём число РЛС к концу войны достигло пяти, шести а также восьми установок разного назначения. Британцы с любовью и уважением относились к своим современным громадным лёгким крейсерам и стремились поддерживать их «в форме». Любопытно, что уже ближе к завершению военных действий фактически со всех сохранившихся единиц сняли возвышенную кормовую башню, покинув «гигантов» лишь с девятью орудиями.

Но проделали всё это в полной мере сознательно: натурные опыты, а также в битвах, свидетельствовали, что для того чтобы количества стволов достаточно—при наличии хорошей совокупности управления огнём. А вот занявшие место шестидюймовой башни зенитные автоматы были очень востребованными в самом финише войны, в то время, когда британцам, возвратившимся на Дальний Восток, было нужно столкнуться с японскими камикадзе.

Поболтаем, но, о предвоенных годах.

Не обращая внимания на все преимущества 12-орудийные «города» формально уступали своим заокеанским соперникам из Японии и США. Исходя из этого Адмиралтейство перед заказом следующей серии поставило конструкторам условие: новые крейсера должны нести не меньше пушек, чем соперники. А лучше—ещё больше.

Как разумные люди, английские инженеры сходу отвергли схему с пятью башнями, полагая, что суда выйдут через чур долгими и дорогими, что никак не доходило великой империи, вынужденной сейчас вычислять любой шиллинг. Помимо этого, в больших заокеанских доках, талантливых принять громадные суда, и без того наблюдался твёрдый недостаток. Так пришло, по сути, единственное ответ: заменить трёхорудийные башни на четырёхорудийные.

В итоге английский лёгкий крейсер со собственными 16 пушками стал бы самым «тяжёлым» в мире. Довершали притязания зенитное вооружение и усиленное бронирование. Сейчас оставалось воплотить задумки в металл.

Но тут разработчики столкнулись с очень неприятными проблемами. «Натыкать» четыре ствола в одну не через чур громадную башню (размеры которой определялись шириной корпуса) возможно было лишь за счёт через чур близкого размещения стволов, чего британцы, в отличие от итальянцев, не признавали в принципе. Конструкторы оружия уже разглядывали разнообразные хитроумные варианты «двухэтажного» и «шахматного» размещения орудий; изучения затягивались, а интернациональная ситуация практически кричала о том, что суда необходимы «уже день назад».

И разработчикам было нужно отойти перед временем: «Эдинбург» и «Белфаст» заложили с теми же трёхорудийными башнями, что и у предшественников.

181. Лёгкий крейсер «Белфаст» (Англия, 1939 г.)

Строился компанией «Харланд энд Вульф». Водоизмещение стандартное—10 550 т; полное—13 175 т; большая протяженность — 186,99 м; ширина—19,3 м; осадка — 6,48 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 80 000 л.с., скорость 32,5 узла.

Бронирование: пояс 114 мм, палуба 76 — 51 мм, башни 102 — 25 мм, барбеты 51 мм. Оружие: двенадцать 152/50 мм орудий, двенадцать 102/45-мм зенитных пушек, два восьмиствольных 40-мм автомата, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, три гидросамолёта. В 1939 г. выстроено две единицы: «Эдинбург» и «Белфаст». «Эдинбург» потоплен командой по окончании повреждения от торпеды в мае 1942 г. «Белфаст» модернизирован в 1942 г.; полное водоизмещение возросло до 14 900 т, в 1963 г. выведен в резерв, с 1971 г. — корабль-музей.

182.

Лёгкий крейсер «Шеффилд» (Англия, 1937 г.)

Строился компанией «Виккерс-Армстронг» в Тайнсайде. Водоизмещение стандартное — 9100 т; полное— 11 350 т; большая протяженность—180,28 м; ширина—18,79 м; осадка 6,2 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 75 000 л.с., скорость 32 узла. Бронирование: пояс 114 мм, защита погребов 25 — 114 мм, палуба 32 — 51 мм, башни 25 мм.

Оружие: двенадцать 152/50 мм орудий, восемь 102/45-мм зенитных пушек, два четырёхствольных 40-мм автомата, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, три гидросамолёта. В 1937 г. выстроено пять единиц: «Бирмингем», «Глазго», «Шеффилд», «Саутгемптон» и «Ньюкасл». Модернизировались в годы войны с установкой дополнительных зенитных автоматов.

В 1944—1945 гг. снята кормовая возвышенная башня. «Саутгемптон» потоплен германскими бомбардировщиками у Крита в январе 1941 г., остальные сданы на слом в 1958—1960 гг., не считая «Шеффилда», прослужившего до 1967 г.

183. Лёгкий крейсер «Фиджи» (Англия, 1940 г.)

Строился компанией «Джон Браун». Водоизмещение стандартное— 8530 т; полное—10 450 т; большая протяженность — 169,31 м; ширина—18,9 м; осадка — 6,05 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 72 500 л.с., скорость 31,5 узла. Бронирование: пояс 88 — 83 мм, палуба 51 мм, башни 51 — 25 мм, барбеты 25 мм.

Оружие: двенадцать 152/50 мм орудий, восемь 102/45-мм зенитных пушек, два четырёхствольных 40-мм автомата, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, два гидросамолёта. В 1940—1943 гг. выстроено 11 единиц: «Фиджи», «Нигерия», «Моришиес», «Кения», «Тринидад», «Гамбия», «Ямайка», «Бермуда, «Ньюфаундленд», «Цейлон» и «Уганда».

Модернизировались в годы войны со снятием одной 152-мм башни и установкой дополнительных зенитных автоматов. «Фиджи» потоплен авиацией в мае 1940 г., «Тринидад» затоплен командой по окончании торпедного попадания в мае 1942 г. «Нигерия» в 1957 г. реализована в Индию, «Цейлон» и «Ньюфаундленд» — Перу в 1959 г. Остальные сданы на слом в 1960— 1965 гг.

Остальные задумки удалось осуществить полностью.

Двенадцать 102-миллиметровок снабжали замечательный зенитный пламя на дальних расстояниях, а восьмиствольные 40-мм «пом-помы», неповторимые для крейсеров того времени, создавали надёжный «зонтик» на ближних. Превосходно смотрелось и бронирование: 114-мм пояс закрывал сейчас и погреба, так что отпала необходимость в их коробчатой защите. Толщина палубы достигала в полной мере «линкорных» 76 мм.

По плохой традиции, наименее защищёнными оставались башни и барбеты главного калибра, бронирование которых не улучшилось если сравнивать с «Манчестером» и его систершипами. И однако масса брони приближалась к двум тысячам тысячь киллограм — без сомнений, весьма солидное значение для «лёгкого» крейсера, претендовавшего на звание лучшего в мире.

Но, то тут, то в том месте не обошлось и без досадных проколов Пробуя как возможно успешнее разместить зенитки, конструкторы отнесли их в корму.

Но В том же направлении перекочевали машинные и котельные отделения (почему «Белфаст» с «Эдинбургом» купили характерный — и не через чур красивый—вид). Исходя из этого погреба боезапаса для 102-миллиметровок были где-то в середине корпуса, через чур на большом растоянии от установок, каковые им предстояло обслуживать. Достаточно тяжёлые унитары приходилось таскать на 30—40 метров, что никак не содействовало стремительной стрельбе.

Уже ближе к концу войны с сохранившегося «Белфаста» сняли несколько самых дальних установок, и оказалось, что это фактически никак не сказалось на эффективности его зенитного огня.

На протяжении громадного ремонта в 1940—1942 годах по окончании подрыва на германской магнитной мине, чуть не завершившегося смертью, «Белфаст» основательно перестроили. На нём смонтировали дополнительные бортовые противоторпедные наделки—були.

Для этого было нужно снять целый броневой пояс и снова смонтировать уже поверх этих наделок. В качестве компенсации возросшей массы толщину броневых плит снизили до 102 мм. Не обращая внимания на капремонт механической установки, скорость упала приблизительно на узел, но крейсер взял дополнительные зенитные автоматы и замечательное радиолокационное оборудование.

Перестроенный «Белфаст» не только пережил войну, но и был на активной работе до 1963 года, между делом повоевав в Корее. После этого крейсер вывели в резерв; предстоящий его путь казался очевидным—поржаветь пара лет у стены и отправиться на разделку, но он очевидно появился под радостной звездой. К 1970-м годам число пребывавших на плаву судов времён Второй мировой исчислялось уже единицами, и британцы решили сохранить «Белфаст» в качестве корабля-музея.

В данной роли он встретил XXI век, и до сих пор тысячи визитёров ежегодно всходят на борт заслуженного боевого ветерана, ставшего знаком прежнего могущества Англии.

Весьма хороший крейсер, «Белфаст», однако, отправил в нокдаун личный флот. Основная обстоятельство шока заключалась в цене: он был на 10% дороже любого тяжёлого крейсера!

Англия при всём собственном жажде не имела возможности строить такие суда массово. Конструкторы взяли задание создать более экономичный корабль. Было нужно возвращаться к более недорогим первым «городам», но. само собой разумеется, с учётом накопившегося опыта, что не прошёл бесплатно.

Новые крейсера, взявшие имена имперских колоний (увы для британцев! Уже не так долго осталось ждать им было нужно распрощаться с далёкими владениями с экзотическими заглавиями), были весьма успешными. Более того, сами англичане вычисляли и вычисляют их лучшими собственными крейсерами, да и эксперты других государств высоко оценивали «колониальное» развитие «муниципальных» серий.

Конструкторы попытались объединить все лучшие ответы, не забывая об ограниченном водоизмещении. «Фиджи» и его систершипы взяли долгий броневой пояс, закрывающий погреба боезапаса, по типу Эдинбурга» и «Белфаста», но ^олщину его было нужно сократить 88 мм. Создателям универсального крейсера (в частности так сначала вспоминал новый проект) было нужно много поломать головупри выборе артиллерии.

Чего лишь не предлагалось: и доработать пресловутые четырёхорудийные башни (их число ограничивалось тремя—две в носу и одна в корме), и установить новые 133-мм универсальные орудия Данный вариант смотрелся особенно интересным: на достаточно большом корпусе размещалось бы семь либо кроме того восемь двухорудийных башен, причём все — в диаметральной плоскости! В корме и носу образовывалась многоэтажная конструкция (все четыре башни имели возможность стрелять в шнобель, одна над второй), сверхрациональная, но пара страшная с позиций остойчивости и неплохой вероятности вывода из строя всего «небоскреба» единственным большим боеприпасом.

Но британцы предпочли не рисковать и не оригинальничать, считая, что при встрече один на один с соперником куда более понадобятся классические шестидюймовки, а против самолётов эргономичнее будут проверенные манёвренные 102-миллиметровки. В итоге крейсера переняли от предшественников четыре трёхорудийные башни с 6-дюймовыми орудиями, не смотря на то, что достраивавшиеся последними или несли полный набор весьма недолго, или же сходу достраивались с девятью орудиями («Уганда», «Ньюфаундленд» и «Цейлон»).

Как и при «городов», эксперты сочли, что по окончании установки артиллерийских радиолокаторов этого даже больше чем нужно. Во многом спасло проект применение новых котлов с повышенными параметрами пара, разрешивших сэкономить около 200 кг. Так некогда задуманные в качестве ответа на многоорудийные заокеанские гиганты, английские лёгкие крейсера последних серий превратились в умеренные, но прекрасно сбалансированные, надёжные и солидные суда.

Это подтвердила и их военная служба. Как самые современные и самые сильные, «города» и «колонии» употреблялись весьма деятельно на самых страшных театрах, так что понесённые утраты отнюдь не кажутся чрезмерными. Крейсера подрывались на минах, торпедировались торпедными катерами и подводными лодками, а также в качестве практически необходимого «наказания» страдали от авиабомб, но погибших выяснилось мало.

В их число попал «Саутгемптон», не легко повреждённый германскими «штуками» — пикировщиками Ju-87. Не смотря на то, что корабль остался на плаву, но утратил движение. Во вражеских водах (а он сопровождал конвой на Мальту) было признано неосуществимым спасти его, и подранок отправился на дно от торпед собственного собрата, лёгкого крейсера «Орион». Спустя четыре месяца к нему присоединился «Глостер», кроме этого ставший жертвой самых неприятных неприятелей—пикирующих Ju-87 при эвакуации армий с Крита.

Вместе с крейсером погибло практически семьсот человек. Рядом отыскал головной и свой конец из серии «колоний»— «Фиджи», потопленный всё теми же «юнкерсами». Средиземное море стало могилой и для «Манчестера», торпедированного итальянскими торпедными катерами.

И снова в более благоприятных условиях корабль возможно было бы спасти, но под самым носом у неприятельских самолётов, в Тунисском проливе, оставалось лишь отдать приказ снять команду.

Собственный «урожай» собрало не только тёплое Средиземноморье, но и очень холодные арктические воды. Два крейсера погибли при защите северных конвоев для СССР, причём оба по окончании продолжительных мук и от рук собственных экипажей.

Несчастливый «Тринидад» пробыл в строю совсем недолго. В сражении с германскими эсминцами выпущенная им самим торпеда обрисовала неожиданную циркуляцию и попала в крейсер, да ещё в самое неприятное место, в район автомобилей. Поступление воды удалось остановить, «Тринидад» наспех залатали в Мурманске, но на обратном пути всё те же пикировщики влепили в него несколько бомб. Появился сильный пожар, неспешно распространявшийся по покалеченному кораблю. Было нужно снять команду и потопить крейсер торпедой.

Столь же мучительно погибал и «Эдинбург». Для начала две торпеды с подлодки U-456 оторвали ему корму. Но солидный и добротно выстроенный корабль не планировал идти ко дну. Более того, через два дня он вступил в бой с тремя германскими эсминцами и потопил один из них, но в ответ взял третью торпеду—прямо в автомобили. Не смотря на то, что и затем «Эдинбург» оставался на плаву, последовал приказ: снять команду и затопить.

Ответ не смотря на то, что и вынужденное, но позвавшее потом настоящую «золотую лихорадку». Дело в том, что крейсер принял на борт пять с лишним тысячь киллограм золота, предназначавшегося для оплаты британских поставок в СССР. О перегрузке на ледяных волнах в открытом море не могло быть и речи, и многомиллионный груз ушёл на дно вместе с кораблём.

По окончании войны и у нас, и в Англии, да и в других государствах неоднократно вспоминали о подъёме золота, но осуществить серьёзную операцию удалось только относительно недавно. Упорный британец КейтДжэссоп сперва 10 лет собирал все информацию о последнем походе «Эдинбурга», после этого два года выходил в море на намерено оборудованном поисковом судне. И летом 1981 года экспедицию ожидал заслуженный успех: останки крейсера были обнаружены.

Но поднялась дополнительная неприятность: «Эдинбург» приобрел статус братской военной могилы, которую нельзя тревожить. Слитки золота предстояло извлекать через торпедную пробоину! Тут-то и понадобился музейный «Белфаст»: водолазы смогли потренироваться в хождении по отсекам вслепую «на натуре». Таковой настойчивость и солидный подход не могли быть не вознаграждены.

В осеннюю пору того же года удалось извлечь практически всё золото—93%. А через пять лет уже вторая компания «подчистила» практически целый остаток. На дне остались лишь 5 слитков из 465, чуть более 1%—блестящий успех!

Любопытно, что большая часть драгоценного металла досталась СССР, взявшему назад треть суммы от английского же страхового общества, практически добрая половина отошла спасателям, а не через чур большой остаток—Британии, которой некогда лучший её крейсер послужил в последний раз.

Ответ Чемберлену Жить и побеждать

Статьи, которые будут Вам интересны: