Последние лодки бубнова

Последние лодки бубнова

Ужасный финал русско-японскоq войны породил в обществе и в военно-морских кругах множество разноречивых точек зрения о том, каким быть снова создаваемому русскому флоту. Большое внимание в этих дискуссиях и спорах уделялось подводным лодкам.

В 1911 году, разрабатывая так именуемую «малую» судостроительную программу, морское ведомство произвело опрос офицеров-подводников. Большая часть из них сочло самая удачной лодкой «Акулу» (34).

Исходя из этого, в то время, когда морской Основной штаб известил Балтийский и Невский фабрики о собственном намерении разместить заказ на 25 лодок с надводным водоизмещением 600—650 т, И. Бубнов представил проекты двух лодок — «Барс» и «Морж», являющихся предстоящим развитием «Акулы». Невский завод внес предложение проект подлодки «Нарвал» в 621 т, созданный компанией «Электрик боутс».

В том же году эти фабрики открыли в Николаеве собственные отделения, каковые приступили к постройке шести лодок для Черноморского флота.

Три из них — «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» — строились по проекту И. Бубнова, а три — «Нарвал» (56), «Кашалот» и «Кит» — по американскому проекту.

Строительство лодок на Балтике осложнилось интригами последовательности промышленно-банковских воротил, быстро основавших общество «Ноблесснер» специально для постройки подводных лодок в Ревеле.

В 1912 году общество взяло заказ на 12 лодок типа «Барс» — «Тигр», «Львица», «Рысь», «Ягуар», «Кугуар», «Леопард», «Ерш», «Форель», «Угорь», «Язь», «Пантера» и «Тур» (57). Балтийский завод должен был выстроить еще 6 таких лодок — «Барс», «Гепард», «Вепрь», «Волк», «Единорог» и «Змея». Из этих 18 лодок 6 предназначались для Дальнего Востока — «Ерш», «Угорь», «Форель», «Язь», «Змея» и «Единорог». Но война спутала все эти замыслы…

Самая громадная проблема пребывала в том, что дизели для всех новых лодок мощностью в 1320 л. с. были заказаны в Германии, и, само собой разумеется, ни один взят не был. Дабы хоть как-то выйти из положения, с амурских канонерских лодок было нужно снять 250-сильные двигатели и приспособить их- для строящихся подводных лодок.

В следствии надводная скорость оказалась всего 11 узлов вместо запроектированных 18 Но кроме того таких двигателей не хватило для всех лодок, и морское ведомство вынуждено было брать дизели в Соединенных Штатах («Единорог», «Угорь»), в Англии («Язь»), и заново заказывать отечественным фабрикам («Кугуар» и «Змея»),

К сожалению, дело не ограничилось лишь этими трудностями.

У лодок типа «Боре» отсутствовали влагонепроницаемые переборки, что стало причиной нескольким ужасным трагедиям при самых малых повреждениях корпуса. Неудачным выяснилось низкое размещение палубных торпедных аппаратов, через чур громадно было время погружения. Но потребность в подводных судах на Чёрном море и Балтике оставалась громадной, исходя из этого на Дальний Восток лодки не послали. «Ерш» (58) и «Угорь» переделали в минные заградители.

Черноморским фабрикам заказали еще шесть лодок типа «Барс» — «Гагара», «Утка», «Лебедь», «Пеликан», «Орлан» и «Буревестник». В Соединенных Штатах закупили 11 лодок типа «АГ» («Американский Голланд»), каковые строились в том месте, доставлялись в Россию в разобранном виде и планировали на балтийских и черноморских верфях (59). До начала гражданской войны удалось ввести в строй только семь из одиннадцати лодок «АГ», пять — на Балтике и две — на Черном море.

56. «Нарвал» (Российская Федерация, 1912 г.);

57. «Пантера» (Российская Федерация, 1917 г.);

58. «Ерш» (Российская Федерация, 1917 г.);

59. «АГ» (Российская Федерация, 1916 г.);

60. «Медуза» (Италия, 1912 г.).

Боевой опыт русского флота продемонстрировал, что, превосходя зарубежные по мощи оружия, лодки бубновского типа владели неудачным размещением решетчатых аппаратов и, самое глевное, малой живучестью из-за отсутствия влагонепроницаемых переборок.

Строить такие подводные лодки прекратили в 1917. Не считая России, Франции, Англии, Германии и США, самостоятельно разрабатывала собственный личный тип подводного корабля Италия. В 1В91 году конструктор Г. Пуллино заложил электрическую чисто подлодку «Дельфино» водоизмещением 95/105 т, по окончании чего итальянское морское ведомство заняло выжидательную позицию Следующая подлодка итальянского флота, спроектированная Ч. Лауренти, «Глауко», была построена только в 1905 году.

За ней последовали четыре однотипных: «Нарвало» «Сквало», «Отария» и «Тричеко». Эти ныряющие двухкорпусные лодки стали прототипом для подводных судов итальянской постройки. Приводимые в перемещение тремя бензиновыми моторами и тремя гребными винтами, лодки Лауренти при водоизмещении 160/207 т развивали надводную скорость 13 узлов.

Под водой, идя на двух электродвигателях, они давали 7 узлов.

Более большой корабль «Фока» взял сильные повреждения при взрыве бензиновых паров, и следующие 8 лодок типа «Медуза» (60) уже были дизель-аккумуляторными.

Одновременно с этим, с 1910 по 1914 год, итальянское морское ведомство строило две лодки, «Нереида» и «Наутилус», по проекту де Бернардиса и две лодки, «Галилео-Феррарис» и «Гиацинто-Пуллино», по проекту Каваллини.

По своим тактико-техническим данным эти лодки береговой обороны были близки к «Медузе». Вступив в войну практически на год позднее вторых воюющих держав, Италия имела время приступить к созданию громадных ныряющих лодок Прототипом для них послужила лодка «Балилья» 710/870 т, строившаяся по проекту Лауренти для Германии и реквизированная Италией по окончании начала военных действий. Так, в 1916—1918 годах были выстроены две лодки типа «Пачиноти»—незначительно поменянные «Балильи».

При мощности 2400/1200 п. с. они были вооружены пятью торпедными аппаратами и двумя 57-мм пушками и развивали надводную скорость 16, а подводную 10 узлов. За ними последовали четыре лодки типа «Барбириджо» по проекту Лауренти — Каваллини. При водоизмещении 745/1150 т они имели шесть торпедных аппаратов, две 57-мм пушки и развивали скорость 17 узлов — надводную, и 10,5 — подводную. В один момент с ними были заложены шесть лодок типа «Пьетро Микка» по проекту Каваллини водоизмещением 840/1340 т.

Не считая больших лодок, Италия за войну создала два минных заградителя водоизмещением в 400/460 т и строила лодки береговой обороны: 1В лодок типа Е — улучшенные «Медузы» и шесть уменьшенных «Наутилусов».

Все остальные страны до окончания Первой Мировой фактически не выработали собственных типов лодок и или брали готовые, или брали за базу британские, французские, американские либо итальянские прототипы.

Г. СМИРНОВ

Бубнов. Надежда \

Статьи, которые будут Вам интересны: