Последний «amx» французской танковой династии
Танкостроители различных государств неоднократно пробовали создать новые автомобили общими усилиями. Летом 1963 г. военные министры ФРГ и США подписали соглашение о совместной разработке главного боевого танка для армий обоих стран по программе МВТ (Main Battle Tank). В 1969 г. на опробования были представлены прототипы танков МВТ-70, созданные и в Дейтройте, и в Аусбурге.
Не смотря на то, что образцы и были созданы в соответствии с неспециализированным техническим требованиям, они значительно отличались друг от друга оружием, двигателями, ходовой частью. В следствии, в том же году альянс распался, разошлись и танкостроители, каковые пошли после этого собственными отдельными дорогами. В Соединенных Штатах показался танк «Абрамс», в ФРГ — «Леопард»: схожие по своим главным чертям, но одновременно с этим и различные.
В 1978 г. сейчас уже Франции и Германия решили совместно создавать новый единый главный боевой танк. В рамках программ «Наполеон-1» и «Kpz» (Kamfpanzer — боевой танк) были составлены неспециализированные тактические требования, утверждён главный эскиз танка. Помимо этого, распределили обязанности по разработке совместного проекта, организовав две группы конструкторов -в ФРГ и во Франции, и распланировали главные вопросы финансирования.
Трудности в совместной деятельности начались, в то время, когда дело дошло до технических ответов. К примеру, германские эксперты настаивали на установке на машине новой плоской башни, для которой требовалось долгое время, французские — не соглашались с завышением массы более 50 т. Сказались разногласия в планировании производства главных элементов и агрегатов конструкции. Не сошлись кроме того «в праве пользования экспортными заказами».
Французское военное управление рассчитывало взять новую машину уже к 1991 г., немцы — лишь к 1996 г. собирались выполнить собственную часть комплектующих. В следствии, мнения как военных, так и конструкторов разошлись. Французская ветвь разногласия окончилась созданием собственного главного боевого танка АМХ-56 «Лекперк», принятого в 1992 г., не смотря на то, что первую серию автомобили выпустили на год раньше.
Основной боевой танк АМХ-56
Башня танка с комбинированными прицелами начальника HL70 и наводчика HL60 (на фото — слева от пушки). Над пушкой виден лазерный прибор датчика кривизны её ствола; 7,62-мм пулемёт находится в нижней части башни (на фото — справа от пушки)
До этого времени в стране на вооружении армии пребывали танки АМХ-30, относившиеся ко второму послевоенному поколению. А до него во французской армии главенствовал лёгкий 15-тонный танк АМХ-13, серийно выпускавшийся с 1952 по 1985 г. — более тридцати лет, так эта машина была, без преувеличения, популярной во всём мире.
Достаточно подчернуть, что наибольшая часть из 7700 единиц, изготовленных в тот период, была экспортирована в тридцать государств; Франция тогда посчитала достаточным оставить на вооружении лишь 1500 таких автомобилей.
Разработка танка АМХ-30 началась в 1957 г.; годы его выпуска: 1966 — 1986. Эта 30-тонная машина имела внушительную защиту — лобовая часть башни и корпуса была 80-мм толщины. Мощность 12-цилиндрового многотопливного двигателя — 720 л.с. — разрешала развивать скорость до 65 км/ч.
Оружие складывалось из крупнокалиберной 105-мм пушки и вспомогательной 20-мм автоматической.
На танке были поставлены самые передовые для того времени прицелы, трудившиеся совместно с лазерным дальномером и электронным вычислителем, комбинированные дневные-ночные, ночные с подсветкой. Телекамера передавала изображения на наводчика и экраны командира.
С технологической точки зрения, машина кроме этого пребывала на передовой позиции.
Так, целый её корпус был не только сварной, но и имел литую носовую часть, всецело литой была и башня.
АМХ-30 всегда усовершенствовался и проходил модернизацию. Так, на него в различное время устанавливались улучшенная совокупность управления огнём, новая гидромеханическая трансмиссия, более замечательный двигатель, динамическая защита.
Было выпущено более 2800 единиц разных модификаций.
АМХ-30 смогли не без успеха соперничать с главными танками государств НАТО, выпускавшимися в 1960 -1980-х гг.
Так, автомобили последней модификации 1988 г. с индексом «э» состояли на вооружении сухопутных армий Испании числом практически 300 единиц, Саудовской Аравии — 290 ед., на Кипре и в Греции — по 102 ед., в Венесуэле -82 ед., ОАЭ — 64 ед., Чили — 60 танков, и и армий вторых стран.
Так, французские танкостроители во время создания нового типа АМХ-56 уже владели большим опытом проектирования, разработки, эксплуатации и выпуска собственных танков АМХ-13, АМХ-30, и АМХ-32, АМХ-63 и АМХ-40, каковые возможно было бы вычислять промежуточными моделями.
Исходя из этого АМХ-56 и стал машиной, насыщенной идеальной электроникой, владеющей высокотехнологичными средствами защиты в сочетании с огневой мощью оружия, манёвренностью и подвижностью.
Первые шесть опытных образцов новой автомобили были собраны в конце 1986 г. В январе следующего года один из них в качестве до тех пор пока ещё функционального примера со многими оборудованием и экспериментальными агрегатами был представлен высшему управлению страны, одобрившему проект.
Как и было ранее намечено, в 1990 г. с изготовлением четырёх единиц началось серийное производство АМХ-56 «Леклерк». С этих пор танки выпускались маленькими партиями с неизменной модернизацией в той либо другой
Как и было ранее намечено, в 1990 г. с изготовлением четырёх единиц началось серийное производство АМХ-56 «Леклерк».
С этих пор танки выпускались маленькими партиями с неизменной модернизацией в той либо другой
степени. По большей части это коснулось применения электроники в информационно-управляющих совокупностях, увеличения броневой защиты, улучшения ходовой части. В 1992 г. «Леклерк» был принят на вооружение французской армии.
По состоянию на 2012 г. в её танковых частях пребывало 406 единиц.
Нужно подчернуть, что громадное участие в проекте принимали Объединённые Арабские Эмираты, конкретно заинтересованные в его осуществлении и положившие в разработку большие средства. Как следствие, на тот же 2012 г. в их распоряжении имелось 388 автомобилей.
АМХ-56:
1 — 120-мм пушка; 2 — лазерный прибор датчика кривизны ствола; 3 — 7,62-мм пулемёт; 4 — прицел наводчика; 5 — дисплей наводчика; 6 — панорамный прицел начальника HL70; 7 — башенный 12,7-мм пулемёт; 8 — боеприпас в автомате заряжания; 9 — гранатомётная установка; 10 — жалюзи моторного отсека; 11 — ведущее колесо; 12 — двигатель; 13 — опорный каток; 14 — рабочее место начальника; 15 — приборнаблюдения начальника; 16 — телеэкран начальника; 17 — противокумулятивный экран; 18 — место СУО и ЭВМ; 19 — рабочее место механика-водителя; 20-смотровой прибор; 21 — передняя боеукладка барабанного типа; 22 — элемент контрольной совокупности согласования линии прицеливания с осью ствола
Рабочее место командира экипажа. Вся ситуация отражается на экране дисплея; справа от него — прицел HL70
Башенный 12,7-мм пулемёт М2НВ
Корма танка с дополнительными наружными топливными баками количеством по 225 л
АМХ-56 на учебных занятиях. Танк может преодолевать рвы шириной до трех метров
В оружии современных танков употребляются высокобаллистические пушки средних 120-мм и 125-мм калибров. К примеру, на отечественных Т-80 и Т-90 установлены 125-мм пушки 2А46М, американский «Абрамс», германский «Леопард», британский «Челленджер» имеют 120-мм М256, ^44, 1_30Е4 соответственно. Все эти пушки гладкоствольные, не считая британской, которая есть нарезной.
В гладкоствольных стволах создаётся более большое давление, почему боеприпас разгоняется стремительнее, увеличивается кинетическая энергия боеприпаса. У них пара больший наружный диаметр, что разрешает иметь громадную изгибную жёсткость, уменьшающую неточность рассеивания за счёт вибрации ствола при стрельбе с ходу либо при его разогреве по окончании нередких выстрелов. Живучесть их ствола — ресурс выстрелов — выше, они более устойчивы к действию пороховых газов.
Помимо этого, производство таких пушек обходится значительно дешевле. Но однако одна из основных обстоятельств их применения — возможность применения реактивных снарядов (ракет). При таких условиях ровные стволы употребляются в качестве пусковых установок.
Так и на «Леклерке» стоит гладкоствольная 120-мм CN-120-26.
Это одна из самых замечательных пушек с длиной ствола 6200 мм (52 клб), превышающего германскую Rh44 (44 клб) либо американскую М256 (44 клб) практически на 1 метр. Это разрешило расширить начальную скорость, к примеру, подкалиберного боеприпаса до 1750 м/с.
В отличие от вторых танковых пушек с эжекторами, CN-120-26 имеет вентиляционную продувку канала ствола для удаления пороховых газов и охлаждения сжатым воздухом от дополнительного компрессора.
Полная замена ствола производится по окончании 400 выстрелов, причём в течение часа и без снятия башни. Пушка считается самой лёгкой из всех установленных на западных главных танках. Её масса всего 2740 кг, в то время, когда у М256 — 3065 кг, у Rh44 — 3130 кг. Напомним, что отечественная отечественная 2А46М на Т-80У ещё легче — 2450 кг при длине ствола 6000 мм (48 клб).
Для увеличения точности стрельбы с хода пушка снабжена двухплоскостным стабилизатором.
На АМХ-56 установлен автомат заряжания пушки, с темпом ведения огня до 15 выстр./мин, и снабжающим действенную прицельную скорострельность 10-12 выстр./мин., что явилось новинкой для всех западных танков. Механизм размещён в нише кормовой части башни в изолированном отсеке и представляет собой ленточный конвейер.
Его ячейки заряжаются 22-мя выстрелами.
Боекомплект складывается из 40 унитарных выстрелов, 18 из них размещены во вращающейся барабанной укладке справа от механика-водителя, отделённой бронеперегородкой. Загрузка боезапаса производится через люк в кормовой стенке башни.
В боекомплект входят выстрелы с кумулятивно-осколочными боеприпасами и бронебойно-подкалиберными с сердечником из вольфрамового сплава, пробивающие броню до 220 мм толщиной. Сейчас созданы новые — с сердечником из обеднённого урана с бронепробиваемостью 320 -350 мм.
Имеются сведения о созданном кумулятивно-осколочном боеприпасе с тандемной боевой частью, талантливом пробивать броню с динамической защитой, о создании управляемого боеприпаса с инфракрасной и радиолокационной головками самонаведения. Недавно в боекомплект АМХ-56 ввели выстрелы со шрапнельным боеприпасом, создающим целую территорию поражения живой силы на площади 50×500 м по глубине и фронту.
Танк «Леклерк АЗУР» вооружили 7,62-мм дистанционно управляемым пулемётом, установленным на крыше башни
Танк «Леклерк АЗУР» с новыми фальшбортами из композитной брони, противокумулятивными решётками, прикрывшими заднюю часть и корму корпуса башни. На кормовых кронштейнах установлены легкобронированные грузовые короба
АМХ-56 на манёврах
Танк АМХ-56 на подготовке к параду на Елисейских полях в честь Дня Бастилии. Париж, 2006 г.
Автомат заряжания сам — посредством считывающего устройства, соединённого с процессором информационной совокупности, определяет тип боеприпаса в выстреле и подаёт его для заряжания.
Управление поворотами башни осуществляется посредством башенных приводов с электромоторами постоянного тока.
Такие механизмы компактны, более экономичны если сравнивать с гидроприводами, менее пожароопасны и разрешают поворачивать башню со скоростью 36 град./с.
Рациональное размещение пушки в башне даёт возможность её углового наведения в вертикальной плоскости в пределах от -8° до + 20°. Протяженность её отката при выстреле образовывает 440 мм.
Не считая 120-мм пушки, танк вооружён спаренным 12,7-мм пулемётом для поражения живой силы соперника в ближнем бою и пристрелки пушки на расстояниях до 600 м. Второй пулемёт -калибра 7,62-мм установлен на крыше башни.
Российская Федерация нанесеттолько при крайней необходимости в Третьей всемирный войне.
По бортам кормовой части башни размещена 80-мм гранатомётная установка «Галикс 13» вместо использовавшейся дымовой. Она складывается из двух блоков по девять гранатомётов в каждой.
В её боекомплект смогут включаться противопехотные 5- кг гранаты, образующие при взрыве сотню осколков, разлетающихся в радиусе до тридцати метров; дымовые гранаты, разрешающие установить на дальности 30 — 50 м завесы в ИК-диапазоне; две тепловые ловушки, отвлекающие ракеты класа "Земля-Земля" с тепловыми головками самонаведения.
Наблюдение за полем боя начальник автомобили ведёт посредством подвижного панорамного прицела Н1.70 с гиростабилизированным полем и круговым обзором зрения, с тепловизионным и оптическим каналами, имеющими 2,5- и 10-кратное повышение; комбинированный прицел наводчика HL60 с лазерным дальномером, дневным оптическим каналом с 3,3- и 10-кратным повышением; дневной телевизионный канал с 10-кратным повышением; ночной телевизионный канал.
Вся электроника танка, среди них и прицеливания и приборы наблюдения, объединена в единую сеть, замкнутую на единую шину цифровых данных, так именуемую танковую информационно-управляющую совокупность (ТИУС).
Совокупность ТИУС информирует не только о работе разных узлов, агрегатов и механизмов, их состоянии, даёт предупреждение о неполадках, но и выдаёт информацию о расходе горючее-смазочных материалов, расстрелянных боеприпасах, местонахождении автомобили, рассчитывает оптимальные маршруты перемещения, ведёт обмен информацией с командным пунктом и другими участвующими в мероприятии танками.
Все сведенья выводятся на цветные дисплеи в виде бланков, карт, буквенных либо цифровых знаков, а также будут сообщаться речевым осведомителем, «выучившим» около 600 команд и сообщений.
Совокупность управления огнём (СУО) выдаёт эти для стрельбы, вводит распознанные поправки наведения, осуществляет контроль работу механизмов пушки.
С её помощью произошло вести пламя с ходу на скорости до 36 км/ч, поражать до шести целей за одну 60 секунд, вести начальником поиск целей, передавая их местонахождение на прицел наводчика.
АМХ-56 «Леклерк» создавался на базе компоновки хорошего типа: в первых рядах находится отделение управления, после этого — боевое отделение и моторно-трансмиссионное в корме.
Лобовые части и корпуса, и башни изготовлены из композитной многослойной брони с применением керамических материалов. «Изюминкой» танка стало применение модульной конструкции бронирования: отдельные модули брони навешивались на несущий каркас. Это,во-первых, сделало вероятным несложную замену повреждённых блоков в простых полевых условиях, во-вторых, создавать замену «обшивки» танка в ходе модернизации на более идеальную.
В пересчёте на металлическую броню его защита эквивалентна толщине страницы 640 мм против боевых оперённых подкалиберных снарядов и 1200 мм — против кумулятивных.
Борта корпуса прикрыли противокумулятивными экранами.
Башню на танк поставили низкопрофильную, спроектированную в расчёте на двух человек.
Размещение в ней автомата заряжания разрешило существенно уменьшить её количество, что, наровне с очень уплотнённой компоновкой оборудования в корпусе, сделало вероятным уменьшить АМХ-56 на 7 т если сравнивать с «Челленджером-2», а с «Меркавой-3» -на 10 т. Т-80У массой 46 т по большому счету был вне конкуренции.
Наряду с этим АМХ-56 меньше упомянутых танков более чем на метр.
На танк поставили 8-цилиндровый V-образный многотопливный дизель V8X 1500 финской компании Wartsila, мощностью 1500 л.с. при 2500 об/мин; его рабочий количество — 16,48 л. Двигатель оснащён турбокомпрессором ТМ-307В совокупности наддува с высокой степенью сжатия, что может употребляться и как независимый 12-сильный источник энергии для питания оборудования. Масса двигателя — 1650 кг.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКОВ
ПУШКИ ГЛАВНЫХ ТАНКОВ
В следствии оказалось, что французский танк владеет наилучшей энерговооружённостью, чем его соперники. Удельная мощность (один из манёвренности машины и основных показателей подвижности) «Лекперка» 27,5 л.с./т, что соответствует современным тактико-техническим требованиям. У «Челленджера-2» — значительно ниже -19,3 л.с./т, у «Меркавы-3» — и того меньше — 18,4 л.с./т.
Двигатель АМХ-56 с трансмиссией из пятиступенчатой коробки передач ESM500 гидромеханического типа, бортовых поворотных и тормозных механизмов выполнен в едином блоке.
В ходовой части — шесть сдвоенных опорных обрезиненных катков, ведущее колесо — кормового размещения. Подвеска катков — гидропневматическая личная, с вынесенными из корпуса её узлами. Гусеница имеет съёмные резиновые ботинки.
Ширина траков — 635 мм, из-за создающих удельное давление на грунт 0,77 кг/см2, разрешающее танку перемещаться по топким и сыпучим грунтам.
«Леклерк» способен преодолеть вертикальную стенку высотой до 1,25 м, ров шириной до трех метров. Его запас хода с запасом горючего 1300 л образовывает 550 км, а с двумя дополнительными наружными баками по 225 л — 700 км.
Экипаж танка складывается из начальника, механика и наводчика-водителя.
Танки АМХ-56 «Леклерк» выпускались тремя сериями, в каждую последующую вносились какие-либо усовершенствования и изменения. Так, с 2004 г. началось изготовление третьей серии танков, взявших совокупность опознавания «собственный-чужой» (BIFF), усовершенствованные прицелы с ИК-камерой переднего обзора и модернизированную совокупность ТИУС. Была поменяна компоновка узлов и механизмов, расположенных в башне с новой пассивной бронезащитой.
Благодаря насыщенности электроникой, «Леклерк» был одним из самых дорогих танков, ценой 6 миллионов евро.
Армия Франции заказала 406 автомобилей.
Первые такие танки были направлены в 501-й и 503-й танковые полки 10-й дивизии в Мурмеллоне (Шампань-Арденны). Четыре много «Леклерков» купили ОАЭ. Эти танки были выполнены в экспортном варианте «Леклерк Тропик» для государств с жарким климатом.
Они отличались германским 1500-сильным двигателем MTU 883 Ка-501, автоматической трансмиссией Renk HSWL 295 TM, постановкой усиленной совокупности кондиционирования, дополнительных корзин для укладки снаряжения по бортам и на корме башни; оборудование для подводного хода отсутствовало.
Продолжая работу и над АМХ-56, французы создали наборы, «придающие танкам дополнительные возможности, нужные для ведения военных действий в городских условиях».
Так, набор AZUR («АЗУР», что свидетельствует — «Действия в городских условиях») рекомендован для увеличения живучести танка.
«АЗУР» выполнен по модульной схеме с громадным числом разных агрегатов и узлов, включая схемы и дополнительную защиту бортовой электроники. К примеру, на базе радара введена совокупность оповещения зуммером о приближении каких-то автомобилей либо объектов, среди них и людей, в мёртвых территориях, невидимых для устройств наблюдения экипажа.
Для поддержания солдат экипажа сопровождения и связи машины, и десанта, ранее применяли телефонные линии, что было очень затруднительно, а иногда и просто нереально. Сейчас стали внедрять беспроводную шифрованную сообщение совокупностей, основанных на применении Интернета.
Значительно повысили уровень основных узлов и защиты экипажа автомобили установкой новых фальшбортов из композитной брони, и закрыв корму корпуса с моторно-трансмиссионным отсеком и заднюю часть башни противокумулятивными решётками и добавочными бронелистами.
Пулемёт калибра 7,62-мм переместили с крыши башни в дистанционно управляемую башенку.
Новый командирский панорамный перископ разрешает удачно обнаруживать и распознавать цели днём и ночью.
Танк АМХ-56 в экспортном варианте «Леклерк Тропик» для государств с жарким климатом на выставке IDEX в Объединённых Арабских Эмиратах. Танк укрыт маскировочным чехлом. 2005 г.
Кормовые кронштейны крепления наружных баков переделали, дабы вероятно было устанавливать и особые легкобронированные короба для оружия, снарядов и личных вещей. Посчитали, что для боя в городских условиях дополнительное горючее не потребуется.
Создали комбинированный кумулятивнй боеприпас 120HEF1, что возможно применять и как осколочно-фугасный.
Он имеет более массивную оболочку, разрывающуюся на множество осколков, и взрыватель, инициирующий подрыв заряда с задержкой. Кроме этого в гранатомёте вероятно начало применять не только дымовые, но и осколочные гранаты.
Армейские эксперты предполагают, что последующая разрешит повысить живучесть и огневую мощь, используя новую аппаратуру распознавания целей и ещё более усовершенствованную ТИУС, устанавливая элементы динамической защиты.
В. ТАЛАНОВ