Ис-3: последний танк прорыва

Ис-3: последний танк прорыва

Разработка проекта нового тяжелого танка, существенно превосходившего серийно выпускавшийся ИС-2 по броневой защите, началась в соответствии с распоряжением ГКО № 5583 от 8 апреля 1944 года и имела собственную предысторию. Несколько научных сотрудников моторизации имени и Военной академии механизации И.В.Сталинапод руководством инженер-полковником А.Завьяловым, изучила на местах танковых боев Курской битвы темперамент повреждений, вызванных попаданиями снарядов в танки.

Стало известно, что не все части башни и корпуса поражались одинаково: в основном страдали лобовые части, наряду с этим число попаданий в башню было громаднейшим. Результатом этих изучений и стал проект нового танка.

Все проектные работы производились в условиях твёрдого соревнования между двумя конструкторскими коллективами — Умелым заводом №100, организованным в марте 1942 года и возглавляемым Ж.Я.Котиным и A.C.Ермолаевым, стремившимся подтвердить собственный лидерство в разработке тяжелых танков, и конструкторским бюро Челябинского Кировского завода, возглавляемым Н.Л.Духовым и М.Ф.Балжи, сохранявшим надежду продемонстрировать самостоятельность и свою зрелость.

Основной изюминкой проекта, предложенного челябинским заводом, была уникальная приплюснутая башня со 122-мм пушкой Д-25, созданная конструктором Г.В.Крученых.

Громадные углы наклона броневых стенок башни содействовали рикошету бронебойных снарядов, а успешная внутренняя компоновка снабжала минимальные ее размеры, что разрешило без излишнего утяжеления автомобили повысить толщину лобовой брони до 250 мм против 100 мм на тяжелом танке ИС-2.

Ж.Я.Котин подготовил собственный вариант, базировавшийся на разработках Умелого завода по объектам 244, 245 и 248, в котором сходу кидалась в глаза необыкновенная форма носовой части корпуса.

Дело в том, что фактически на всех танках того периода верхняя лобовая часть как сварных, так и литых корпусов представляла собой поверхность, поставленную перпендикулярно продольной плоскости либо же под маленьким углом к вертикали. Такая форма была нужна, пока в передней части танка сидели два человека. С исключением из экипажа стрелка-радиста, в то время, когда в первых рядах остался один шофер, к тому же посаженный по центру, стало возмможно срезать углы на лобовой плите.

Так, на ИС-2 в литой лобовой подробности появились «скулы». Наряду с этим произошло не только снизить массу корпуса, но и существенно повысить стойкость броневых подробностей при обстрела танка спереди. Конструкторы Умелого завода Г. Н. Москвин и В.И.Таротько внесли предложение составить всю верхнюю лобовую часть корпуса из двух соединенных и очень сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых страниц, развёрнутых в плане под громадным углом.

Сверху эти страницы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В данной крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через что он имел возможность садиться в танк и покидать его. Таковой двухскатный шнобель взял у конструкторов наименование «шнобель с горбинкой» (но, больше прижилось наименование «щучий шнобель»).

Переход к всецело сварному корпусу с исключением больших литых подробностей разъяснялся, с одной стороны, достижениями сварщиков во главе с академиком Е.О.Патоном, с другой — возможностями литейного производства, которое было полностью загружено изготовлением литых башен для танков ИС-2.

Тяжелый танк ИС-3:

1 — 122-мм пушка; 2 — рым башни; 3 — прибор наблюдения наводчика; 4 — пулемет ДШК; 5 — турель; 6 — наружный топливный бак; 7 — ведущее колесо; 8 — опорный каток; 9 — очиститель ведущего колеса; 10—поддерживающий каток; 11 — упор балансира; 12 — трак гусеницы; 13 — прибор наблюдения заряжающего; 14 — крышка башенного люка; 15 — прибор наблюдения начальника; 16 — серьги для самовытас-кивания; 17 — антенный ввод; 18 — маска пушки; 19 — кронштейн крепления пушки по-походному; 20—запасные траки. На виде сверху пулемет ДШК условно не продемонстрирован.

Вся деталировка выполнена в масштабе М1:25

28 октября 1944 года первый пример нового танка ЧКЗ вышел из ворот завода и подвергся ходовым опробованиям на Бродокалмакском тракте. На протяжении пробега обнаружилась течь масла из коробки передач, и машину возвратили в цех. Лишь в ноябре данный танк был допущен на заводские 1000-км опробования, каковые снова закончились неудачей.

технологам и Конструкторам ЧКЗ стало ясно, что часть планируемых трансформаций может существенно затруднить серийное производство и предстоящую эксплуатацию танка. Исходя из этого решили отказаться от двигателя В-11 мощностью 620 л.с., очень сильно перенапрягавшего трансмиссию, и не изменять существующую конструкцию ходовой части, трансмиссии танка и силовой установки ИС-2, ограничившись лишь улучшением броневой защиты.

25 ноября 1944 года ЧКЗ изготовил второй опытный образец, что военная приемка назвала «Пример А», а завод — «Кировец-1». Скоро, в соответствии с приказом командующего БТ и МВ КА он взял официальное наименование «тяжелый танк ИС-3 (пример № 1)».

По окончании завершения заводских опробований танк послали на НИИБТполигон для прохождения национальных опробований, которыв проводились с 18 по 24 декабря.

Тогда же его осмотрел помощник командующего бронетанковыми и механизированными армиями Красной Армии маршал бронетанковых армий П.А. Ротмистров. Он обошел машину со всех сторон, встал наверх, влез вовнутрь танка, сел на сиденье механика-водителя и, выслушав подробный доклад ведущего инженера автомобили М.Ф.Балжи, сообщил:

— Вот такая машина нужна армии!

Одвременно с этим Умелый завод № 100 и ЦНИИ-48 представили в НКТП собственный проект модернизации броневой защиты ИС-2.

Вследствие этого в столичном филиале ЦНИИ-48 совершили сравнительный анализ двух проектов и заключили , что наилучшим решением проблемы об усилении бронезащиты танка ИС-2 есть создание таковой конструкции, в которой будут максимально использованы преимущества обоих вариантов. В частности, новая броневая защита танка ИС имела возможность включать носовую часть корпуса по типу, предложенному заводом № 100 и ЦНИИ-48 (двухскатный шнобель); днище корпуса — по варианту ЧКЗ (корытообразное); в поперечном сечении башни мог быть использован принцип, предложенный ЧКЗ (куполообразная форма), а в горизонтальных сечениях — башни завода № 100 и ЦНИИ-48 (сечение, приближающееся к эллипсу).

Ориентировочные расчеты продемонстрировали, что при применении зтих предложений возможно было создать (в пределах массы танка, указанной заводом и Кировским заводом № 100) такую конструкцию броневой защиты, которая снизила бы возможность пробивания корпуса при обстреле 88-мм боеприпасами до 34% против 39,5% у корпуса завода № 100 — ЦНИИ-48, и 44,1% у корпуса Кировского завода.

На рассмотрение наркому танковой индустрии В.А.Малышеву поступили два независимых проекта, два варианта одного танка.

Первый воображали директор ЧКЗ И.М.Зальцман и основной конструктор Н.Л.Духов, главный — конструктор и второй директор Умелого завода Ж.Я.Котин. Разглядев проекты и учтя советы ЦНИИ-48, В.А.Малышев издал приказ № 729 от 16 декабря 1944 года, в котором определялся предстоящий движение работ по созданию танка. Машине уже официально присваивался индекс «Кировец-1» Был утвержден график работ и выяснен количество умелой партии — 10 штук. Причем 8 из них было нужно собрать уже к 25 января 1945 года.

Так появилась новая модель танка прорыва — плод общих усилий двух кировских конструкторских коллективов, поделить каковые, в принципе, нереально. До образования Умелого завода главной состав конструкторов трудился в штате и на территории ЧКЗ и только позднее был частично перерегистрирован на Умелый завод. Но и данный состав в большинстве собственном был и трудился на главном заводе, выполняя проектные и производственные задачи на ЧКЗ.

В рабочем календаре директора ЧКЗ И.М.Зальцмана, в том месте, где он помечал исполнение графика работ, новая машина шла под именем «Победа». Но как ни хотелось ему дать «собственной» машине громкое имя, танк отправился в серию под уже привычным заглавием — ИС-3. Единственно, чего добился серийный завод, так это того, что объектовый номер танку был присвоен по Челябинскому Кировскому заводу — объект 703.

Днище корпуса:

1 — люк запасного выхода; 2 — пробка отверстия для слива воды; 3 — крышка подмоторного люка; 4 — крышка лючка для слива горючего из левых баков; 5 — крышка люка под механизмом выключения главного фрикциона; 6 — пробки отверстий для слива масла из ПМП; 7 — пробка отверстия для слива масла из коробки передач; 8 — крышка лючка для слива масла из топлива и масляного бака из правых баков; 9—броневая коробка котла обогревателя; 10—пробка отверстия для отвода газов лампы обогревателя

К 12 февраля 1945 года на ЧКЗ завершили сборку двух корпусов танка ИС-3 (№ 2 и № 3), каковые послали на НИИБТ полигон для опробований обстрелом. А первый ИС-3 20 февраля предъявили военной приемке и послали в Москву. Его полигонные опробования проводились с 23 марта по 11 апреля в Кубинке. По окончании опробований танк представили Г.К.Жукову и А.М.Василевскому.

Маршалы рассказали о новой машине И.В.Сталину, что и подписал ответ ГКО № 7950сс о принятии танка на вооружение Красной Армии и производстве его на Челябинском Кировском заводе. 21 мая глава Технического управления ГБТУ Красной Армии А.И.Благонравов подписал приказ «Об утверждении техдокументации на танк ИС-3». На 24 мая было собрано 29 танков ИС-3, из которых лишь 17 прошли заводские опробования.

Тяжелый танк ИС-3 (объект 703) имел очень идеальные для собственного времени башни и формы корпуса с громадными толщинами броневых страниц. Лобовые страницы корпуса были установлены в форме «щучьего носа» с двойным наклоном под громадным углом к вертикали. Верхней части борта был придан обратный наклон, дабы уместить широкий погон башни. Наклонные бронелисты в стыке бортов и донья разрешили сократить неспециализированную площадь поверхности корпуса и за счет сэкономленной массы усилить бронезащиту.

Кормовой лист корпуса для удобства доступа к агрегатам силовой передачи сделали откидным.

Механик-водитель размещался в первых рядах по оси автомобили. Над его сиденьем имелся люк с отодвигающейся в сторону крышкой, в которой устанавливался смотровой прибор. Перед открыванием люка его нужно было снимать.

За сиденьем водителя, в днище, размещался запасной люк.

Литая башня имела приплюснутую сферическую форму. В крыше башни был громадной круглый люк, закрываемый двумя крышками.

В правой крышке ставился смотровой прибор заряжающего — МК-4; в левой размешался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой был смонтирован смотровой прибор начальника ТПК-1.

Данный прибор предназначался для наблюдения за местностью, определения дальности до цели, корректировки и целеуказания артогня. Развитой командирской башенки танк не имел.

Еще один прибор МК-4, для наводчика, устанавливался в верхней части башни, слева по ходу.

Механизм поворота башни — планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатыми приводами. Электропривод был оборудован совокупностью командирского управления.

Начальник имел возможность, удерживая цель в поле зрения собственного смотрового прибора, надавить на кнопку, установленную на приборе, и развернуть башню в заданном направлении по малейшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась. Большая скорость поворота башни составляла 12 град./с.

122-мм танковая пушка Д-25Т обр.1943 г. с длиной ствола 48 калибров и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ были установлены в литой маске. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Начальная скорость бронебойного боеприпаса равнялась 781 м/с. Прицельная дальность стрельбы (с применением телескопического прицела ТШ-17) составляла 5000 м, а посредством бокового уровня — 15 000 м. Скорострельность 2—3 выстр./мин.

На крыше башни на турели был зенитный 12,7-мм пулемет ДШК.

Боекомплект пушки складывался из 28 выстрелов раздельного заряжания, а также: 18 — с осколочно-фугасными боеприпасами и 10 — с бронебойными. направляться подчернуть, что для облегчения ориентировки заряжающего все укладки, предназначенные для размещения бронебойных снарядов, окрашивались в черный цвет, а остальные — в серо-стальной.

Боекомплект для пулемета ДТ складывался из 945 патронов, снаряженных в 15 магазинов, а для пулемета ДШК — из 5 лент по 50 патронов, любая из которых укладывалась в отдельную коробку. Одна коробка устанавливалась на пулемет, остальные размещались в боевом отделении.

Двенадцатицилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-11-ИС-3 жидкостного охлаждения с рабочим количеством 38 880 см3 и большой мощностью 520 л.с. (382,5 кВт) при 2200 об/мин. был установлен на кронштейнах, приваренных к бортовым страницам корпуса.

Крышка люка механика-водителя:

1 — крышка люка; 2 — стакан кронштейна; 3 — пружина; 4 — кронштейн; 5 — валик; 6 — профильный кулачок; 7 — фиксатор; 8 — откидная ручка поворота крышки; 9— ось крышки люка; 10 — направляющая втулка; 11 — кольцо стопора; 12 — рукоятка; 13 — резиновая лента; 14 — стопорный болт; 15 — скоба; 16 — откидные ручки

В топливную совокупность танка входили четыре внутренних бака неспециализированной емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от двигателя.

Четыре наружных цилиндрических бака емкостью по 90 л любой крепились на наклонных страницах корпуса по бортам кормовой части и были подключены к внутренним. Баки имели механические приспособления для сброса (защелки с тросовым управлением). Рукоятки сброса устанавливались по бортам задней части боевого отделения.

Силовая передача — механическая. Основной фрикцион — многодисковый, сухой (сталь по асбобакелиту). Коробка передач (КП) — восьмискоростная, с демультипликатором.

Планетарные механизмы поворота —двухступенчатые, размешались на финишах главного вала КП. Блокировочные фрикционы ПМП — многодисковые, сухие (сталь по стали). Тормоза плавающие, ленточные (чугун по стали). Бортовые передачи — понижающие редукторы с несложным шестеренчатым и планетарным рядом.

Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющее колесо было взаимозаменяемым с опорными катками. Механизм натяжения гусениц— винтовой, кривошипный.

На каждом борту имелось по шесть сдвоенных опорных и три поддерживающих катка. Подвеска катков — личная, торсионная. Гусеница — мелко-звенчатая, цевочного зацепления.

Номинальное число траков в каждой гусенице — 86, минимальное — 79. Соединение траков — открытым шарниром. Ход трака— 160 мм, ширина — 650 мм.

Трак воображал собой отливку либо фасонную штамповку.

На танке устанавливались радиостанция 10-РК-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-4бисФ.

Как уже упоминалось выше, первая партия тяжелых танков ИС-3 покинула заводские цеха в последних числах Мая 1945 года.

В военных действиях ВОВ и войны с Японией они участия не принимали.

Первый показ зтих боевых автомобилей всемирный общественности состоялся лишь 7 сентября 1945 года в Берлине на протяжении парада союзных армий в честь окончания Второй мировой.

Парад принимали Главноком советскими оккупационными армиями маршал Г.К.Жуков, командующий 3-й армией США генерал Джордж Паттон, британский генерал Робертсон и французский — Кениг.

Помимо этого, находилось много высших чинов, как советских, так и союзных армий. Парад открыли пешие колонны: перед генеральской трибуной промаршировали пехотинцы из 9-го стрелкового корпуса 5-й советской ударной армии, за ними шли воины из 2-й французской пехотной дивизии, зуавы и альпийские стрелки, блеснула осанкой 131-я британская пехотная бригада. Замыкала пеший строй тысяча парашютистов из 82-й американской воздушно-десантной дивизии.

По окончании маленького перерыва к зрителям приблизилась механизированная колонна, которую открывали 32 легких танка М24 «Генерал Чаффи» и 16 бронеавтомобилей М8 из американского 705-го танкового батальона, за ними шли бронетранспортёры и танки французской 1-й танковой дивизии. Британцы выставили на парад 24 танка «Комета» и 30 бронеавтомобилей 7-й танковой дивизии. И наконец, напоследок парада по Шарлоттенбургскому шоссе прошли 52 танка ИС-3.

Сводный танковый полк был организован на базе 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии. Новые советские тяжелые танки произвели шоковое впечатление на отечественных западных союзников.

В первый раз на параде в Москве новые танки были продемонстрированы 7 ноября 1946 года.

Танк ИС-3 пребывал в серийном производстве до середины 1946 года (в мае 1945 года какое-то время — вместе с ИС-2).

Всего было выпущено 2311 танков.

ИС-3 состоял на вооружении тяжелых танко-самоходных полков Советской Армии. Боевое крещение этих автомобилей в составе Советской Армии имело место во второй половине 50-ых годов двадцатого века в Венгрии. Наряду с этим пара танков было утрачено.

Но уже в начале их эксплуатации в армиях выявился множество недочётов, ставших следствием последовательности конструктивных ошибок и просчётов, допущенных при его проектировании.

Исходя из этого уже во второй половине 40-ых годов двадцатого века создали рабочую группу по анализу недостатков ИС-3, к каким относился выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др.

В1948—1952 годах все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недочётов).

Были усилены кронштейны крепления двигателя, поменяно крепление КП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых опорных катков и передач. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установлен электрический. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ.

Масса танка наряду с этим возросла до 48,8 т. Не обращая внимания на большой высокую стоимость и объём переделок работ (программа УКН для одного танка стоила 260 000 рублей) танки так и не были доведены до нужного уровня требований эксплуатации.

Во второй половине пятидесятых годов танк подвергся дополнительной модернизации и начал именоваться ИС-ЗМ. Целью модернизации были выведение его на уровень боевых автомобилей того периода и максимальная унификация агрегатов и узлов с более современными танками.

Наряду с этим в конструкцию танка вносились дополнения и следующие изменения: увеличена жесткость корпуса методом введения планок в кормовой страницу и раскосов в днище; в днище под КП вырезано отверстие и закрыто крышкой, приваренной внакладку, для повышения зазора между КП и дном; пулемет ДШК заменен на модернизированный ДШКМ, а пулемет ДТ — на ДТМ; уплотнен поворачивающийся колпак командирского люка; установлен прибор ночного видения ТВН-2 механика-водителя; вместо В-11-ИС-3 установлен двигатель В-54К-ИС большой мощностью 520 л.с. Воздухоочистители типа «Мультициклон» заменены на ВТИ-2 с двумя степенями очистки и зжек-ционным удалением пыли из первой ступени.

В совокупности смазки смонтирован новый масляный бак с теплообменником и пеногасителем. В совокупность охлаждения встроен подогреватель НИКС-1 с электроприводом; на корме предусмотрено крепление двух 200-литровых бочек с горючим; усилены подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, поменяны сальниковые уплотнения; в совокупность электрооборудования введена двухпроводная цепь дежурного освещения. На корме смонтирована штепсельная розетка внешнего запуска.

На части танков была снята совокупность командирского управления. Контрольно-измерительные устройства яркого действия заменены электрическими; установлены радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120.

направляться выделить, что модернизация в значительной мере повысила надежность танка.

Но век его уже был отмерен. По окончании модернизации танки направлялись в парки, где ставились на долгосрочное хранение.

Крышка люка башни:

1 — торсионные валики; 2 — смотровой прибор командира экипажа; 3 — крышка командирского люка наблюдения; 4 — захваты; 5 — копиры устройства командирского управления башней; 6 — левая крышка люка башни; 7 — правая крышка люка башни; 8 — рукоятки; 9 — смотровой прибор заряжающего; 10— захват крепления турели зенитной установки

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века два танка передали Польше для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. По-видимому, предполагалось принятие его на вооружение Войска Польского. В 1950-х годах обе автомобили пара раз принимали участие в военных парадах. Потом до начала 1970-х годов одна машина пребывала в Военнотехнической академии в Варшаве, а после этого употреблялась в качестве мишени на одном из полигонов.

Второму ИС-3 повезло больше — его передали в Высшую офицерскую школу танковых армий имени С.Чарнецкого, в музее которой он хранится до сих пор. В первой половине 50-ых годов двадцатого века один танк ИС-3 с аналогичной же ознакомительно-испытательной целью был передан Чехословакии.

Намного больше танков ИС-3 послали в Северную Корею (уже по окончании окончания корейской войны). В 1960-е годы в двух северокорейских танковых дивизиях имелось по одному полку тяжелых танков.

Египетская армия взяла первые танки ИС-3 в середине 1950-х годов. 23 июля 1956 года они участвовали в параде в честь Дня независимости в Каире. Большая часть же из 100 ИС-3 и ИС-ЗМ, поставленных Египту, прибыли в эту страну в 1962—1967 годах.

5 июня 1967 года израильские армии перешли в наступление на Синайском полуострове — началась война, названную «шестидневной». Решающую роль в операциях на сухопутном фронте игрались танковые и механизированные соединения, базу парка которых с израильской стороны составляли американские танки М48А2 с 90-мм пушками, британские «Центурион» Мк5 и Мк7, модернизированные в Израиле методом установки 105-мм пушки, и модернизированные танки М4 «Шерман» с французскими 105-мм пушками.

С египетской стороны им противостояли танки производства СССР: Т-34-85, Т-54, Т-55 и ИС-3. Последние, например, имелись в составе 7-й пехотной дивизии, занимавшей оборону на рубеже Хан Юнис — Рафах. Еще 60 ИС-3 имела 125-я танковая бригада, позиции которой пребывали недалеко от Эль-Кунтиллы.

Тяжелые танки производства СССР (как, но, и все остальные) имели возможность стать важной угрозой для израильтян.

Но этого не случилось, не смотря на то, что пара М48 было ими подбито. В условиях высокоманевренного боя ИС-3 проигрывали более современным танкам израильтян. Сказывались небольшой темп огня, ограниченный боекомплект и безнадежно устаревшая совокупность управления огнем (для сравнения — на М48А2 стоял оптический прицел-дальномер и двухплоскостной стабилизатор наведения). Не хорошо приспособленными для работы в жарком климате были и двигатели ИС-3.

Но, самое основное, — боевая подготовка египетских танкистов была намного ниже, чем израильских. Сказывался низкий общеобразовательный уровень главной массы личного состава, затруднявший освоение боевой техники. Низким был и морально-боевой дух воинов, не показавших упорства и необходимой стойкости.

Последнее событие прекрасно иллюстрирует неповторимый сточки зрения танкового боя, но обычный для «шестидневной» войны эпизод.

Один ИС-ЗМ был подбит в районе Рафаха ручной гранатой, случайно влетевшей в… открытый башенный люк. Египетские танкисты шли в бой с открытыми люками, дабы иметь возможность стремительнее покинуть танк при его поражения.

Воины 125-й танковой бригады, отступая, собственные танки, среди них и ИС-ЗМ, каковые достались израильтянам в совсем исправном состоянии. В итоге египетская армия утратила 73 ИС и-3 танка ИС-ЗМ.

К 1973 году она располагала только одним танковым полком этих боевых автомобилей. Информации о его участии в военных действиях нет.

Израильская армия применяла захваченные ИС-ЗМ до начала 1970-х годов. Наряду с этим изношенные двигатели В-54К-ИС заменялись на В-54 от трофейных танков Т-54А.

В один момент у последних заимствовали и крышу моторно-трансмиссионного отделения. К арабо-израильской войне 1973 года большая часть ИС-ЗМ было установлено в качестве неподвижных огневых точек, вкопанных в почву на протяжении Суэцкого канала. На протяжении военных действий никакой значительной роли они не сыграли и снова попали в руки египтян.

Этим исчерпывается единственный полноценный эпизод боевого применения в судьбе тяжелого танка ИС-3.

По своим тактико-техническим чертям ИС-3, непременно, превосходил собственного предшественника — танк ИС-2. Очень лестную оценку «ИС-третий» обнаружил и за границей. Согласно точки зрения западногерманского специалиста врача Фон Зенгера унд Эттерлина, «рациональная конструкция носовой части башни и корпуса заслуживает самой высокой оценки.

Помимо этого, данный танк отличается малой высотой. На 1956 год танк ИС-3 сохраняет за собой наилучшее для тяжелой автомобили сочетание боевых качеств».

Все это так, но перечисленные конструктивные недочёты отрицательно сказывались на боевых возможностях танка.

Не обращая внимания на осуществление двух программ модернизации, устранить их всецело так и не удалось.

Видео:

ИС-3. Как играть на танке?

Статьи, которые будут Вам интересны: