Танк, которого мынедождались: последний миф оборонки

Танк, которого мынедождались: последний миф оборонки

    Проект главного боевого танка Т-95 создавался в Уральском КБ транспортного машиностроения под покровом высокой секретности, так что информация о его предполагаемом внешнем виде действовала скудная и противоречивая. На базе этих данных 3D-дизайнер Дмитрий Саяпин создал компьютерную модель Т-95, изображениями которой мы проиллюстрировали эту статью
    Новый танк Т-99, либо унифицированную тяжелую платформу «Армата», «Уралвагонзавод» планирует выпустить к 2015 году.
    Эта новая версия русского танка 4-го поколения, как заявляют, унаследует лучшие наработки проектов «Тёмный орел» и Т-95, но будет наряду с этим несложнее и дешевле.
    Тёмный Орел (Российская Федерация) Ранее надежды на создание перспективного танка в Российской Федерации связывались с разработкой Омского КБ транспортного машиностроения «Объект 640» (в прессе он чаще упоминался как танк «Тёмный орел»).

    Концепция данной автомобили в чем-то сходна с идеей Т-95, по крайней мере орудийная башня в том месте также мыслилась необитаемой (в боевом положении). Экипаж помещался в корпуса, поделенного на три продольных герметичных отсека, причем крайние отдавались под топливные баки, а в центральном размешалось отделение управления. Проект разрабатывался в 1990-х, на данный момент о нем отыскали в памяти в связи с перспективной «Арматой»
    FV4034 Challenger 2 (Англия) Главной английский боевой танк Challenger 2 поступил на вооружение во второй половине 90-ых годов двадцатого века. В 2000-х в рамках программы увеличения живучести (CLIP) на всех танках заменили нарезное орудие L30A1 на 120 мм на гладкоствольную пушку Rheinmetall L55. За всю историю в сражении были утрачены только два «Челленджера», еще один был подбит «дружественным огнем».
    Abrams (США) Последняя модификация главного боевого танка армии США носит название M1A2SEP (2000 год). Сравнительно не так давно для «Абрамсов» создан так называемый Муниципальный набор выживания танка (TUSK), что связано с необходимостью обезопасисть военную машину в условиях муниципальных операций; в частности, добавлены дополнительные противокумулятивные экраны
    Leopard 2 (Германия) Последняя модификация носит название Leopard 2A7+, ее представили публике годом ранее на Eurosatory-2010.
    Танк был усилен модульной броней, круговой защитой от РПГ, кроме этого предприняты меры увеличения ситуационной осведомленности экипажа. Новая модификация может принимать участие в конфликтах высокой интенсивности, но приспособлена и к бою в городе.
    Leclerc (Франция) Французский главный боевой танк Leclerc (на вооружении с 1992 года) снискал славу весьма высокотехнологичной автомобили благодаря компьютеризованной совокупности управления огнем.
    Вотличие от большинства западных танков ипо примеру русских, Leclerc оснащен автоматом заряжания
    БМПТ — военная машина помощи танков — еще один проект «Уралвагонзавода». БМПТ предназначена для действенного подавления живой силы соперника, оснащенной гранатометами, противотанковыми комплексами, стрелковым оружием.
    На вооружение ВС РФ машина так и не была принята

Мотивы Минобороны обозначены очень кратко, но в целом понятны. 1 июля нынешнего года глава МинОбороны РФ Анатолий Сердюков заявил: «Мы виделись с конструкторами, каковые представили нам собственные проекты. Шестьдесят процентов из этого — ветхие наработки, исходя из этого мы до тех пор пока отказались от этих предложений».

Сейчас армия желает тратить деньги на продукцию современного уровня — впредь до отказа от закупки и отечественного вооружения зарубежного. Приобретение УДК «Мистраль» а также выдвинутые (как позже было сообщено, в полемическом задоре) идеи о закупке германских «Леопардов» вместо Т-90 в полной мере ложатся в эту канву. Кроме этого военных не устраивает большая цена на новые образцы военной техники, предлагаемые русским ВПК.

Тесно в ветхих рамках

Прокомментировать ситуацию мы попросили Василия Кирилловича Копытко, генерала запаса, д.в.н., доктора наук, главного научного сотрудника НИЦ Военной академии Генштаба МО РФ. «Новый танк, само собой разумеется, нужен, — растолковывает он, — но нужно осознавать, что его создание потребует огромных средств. В случае если же говорить о курсе на модернизацию существующего парка, то неприятность содержится в том, что модернизационный потенциал танка Т-72 фактически исчерпан.

Существующие модификации Т-90 — это практически и имеется тот предел, до которого возможно было развить «семьдесят второй». Какие-то ответственные доработки, само собой разумеется, возможно сделать: к примеру, усовершенствовать совокупность управления огнем, оборудовать автомобили совокупностью опознавания «собственный-чужой», чего на отечественных танках до тех пор пока нет. Нужна хорошая совокупность ночного видения — и по сей день на последних модификациях Т-90 установлены тепловизоры французского производства.

Возможно улучшить аппаратуру связи, поставить устройство ГЛОНАСС Но имеется базисные недочёты, каковые в рамках существующих моделей устранить не удастся. Один из них, к примеру, содержится в том, что экипаж находится в боевом отделении вместе с боекомплектом, что быстро понижает шанс выживания при поражении автомобили. Второй недочёт отечественных танков — их маленький размер. С одной стороны, это прекрасно — меньше вес, меньше возможность попадания.

Но обратной стороной этих преимуществ стали сверхтяжелые условия для экипажа, в особенности ощущающиеся в продолжительных маршах и долгих военных действиях».

Нынешнее противостояние Минобороны и ВПК уходит корнями в период СССР, в то время, когда ВПК выступал во многом в качестве независимой силы и армия вынуждена была принимать на вооружение не ту технику, которая была ей заказана, а ту, что предлагал ВПК. Сейчас армейские желали бы поменять обстановку и сделать так, дабы оборонная индустрия делала их заказы, а не пробовала реализовать им что-то, созданное по собственному разумению и обычно на базе устаревших разработок. Борьба между армией и ВПК привела, например, к тому, что вызывавший столь громадный интерес у публики тайный объект «195», он же танк Т-95, возможно, окончательно останется в виде чертежей и опытных образцов.

Каким он имел возможность бы быть

Проект «Совершенствование-88», он же «Объект-195», он же основной боевой танк Т-95, разрабатывался под покровом высокой секретности в нижнетагильском УКБТМ, а также по окончании закрытия темы представители отечественной основной танковой кузницы — «Уралвагонзавода» — отказываются обсуждать подробности этого проекта, да и по большому счету все, что связано с танковой тематикой. Быть может, вследствие того что в 2015 году планируется появление нового танка на универсальной гусеничной платформе «Армата» и в ней будут, как предполагается, использованы лучшие наработки как по Т-95, так и По другому тайному проекту перспективного танка «Тёмный орел». Вместе с тем какие-то сведения а также не весьма качественные фотографии опытных образцов стали дешёвы широкой публике.

Главным новшеством перспективного танка была модульность конструкции, при которой башня выяснялась необитаемой и свободной от боекомплекта, боекомплект же полностью помещался в корпуса. Дабы обезопасисть складывающийся из трех человек экипаж от страшного соседства с боекомплектом и герметизированной топливной емкостью, танкистов предполагалось поместить вовнутрь бронированной капсулы, установленной в носовой части корпуса. В качестве главного оружия танка было решено применять гладкоствольную пушку калибра 152 мм, кроме этого предусматривалась установка дополнительной автоматической 30-мм пушки.

манёвренность и Стремительность танку должен был обеспечить Х-образный дизельный двигатель мощностью 1500 л.с., соединенный с гидромеханической трансмиссией. Новая адаптивная подвеска улучшала плавность хода военной машины.

Совокупность управления огнем предполагалось выстроить на базе мультиканальности — информация должна была поступать в один момент по оптическим, тепловизионным, радиолокационным каналам и синтезироваться. Отдавая дань насущной Сейчас «сетецентричности», машину собирались встроить в АСУ тактического звена управления, что имело возможность бы значительно улучшить сотрудничество военной техники, авиации и пехоты в составе сухопутных группировок.

Проект Т-95 отправился существенно дальше чертежей. 15 июля 2010 года на выставке «защита и Оборона» состоялся показ опытного образца перспективного ОБТ Т-95 для очень отобранного круга лиц. Как были впечатлены находившиеся, история умалчивает, но, как выяснилось, Т-95 — это не то, на что армия готова тратить деньги.

Прекрасно, дорого, мало

«Хоть проект и закрыт, — говорит Василий Копытко, — но главные идеи, заложенные в нем, верные. Точно в перспективном танке нового поколения — будет он именоваться «Армата» либо как-то в противном случае — эти идеи отыщут собственный воплощение. В прошлые времена — времена огромных танковых армий, требовалось, дабы танк был несложным, но неприхотливым в обслуживании и ремонте и годным для массового тиражирования. Лучший пример для того чтобы танка — отечественный Т-34.

на данный момент мы сталкиваемся с иными реалиями, в которых вернее создавать не «что несложнее», а весьма хорошие танки. Пускай они будут дорогими, пускай их будет мало, но пускай они будут. В таких танках принципиально важно оптимальное сочетание боевой эффективности со средствами защиты от ПТУР, ударов и противотанковых гранатомётов со стороны верхней полусферы, что особенно принципиально важно в связи с развитием противотанковых средств воздушного базирования».

Дойти до переднего края

Нынешнее танковое перепутье кое-какие склонны связывать не только с экономической и технологической конъюнктурой, но и с некоторым кризисом в понимании роли танков в будущих сражениях. В эру «бесконтактной войны» многим рисуется картина военных действий, при которых танки будут стёрты с лица земли действенными противотанковыми средствами с почвы и с воздуха еще до момента выхода на передний край.

В качестве одного из подтверждений этим рассуждениям приводится много военной техники производства СССР, потерянной иракскими армиями на протяжении второй американо-иракской войны. В канун окончательного закрытия проекта Т-95 в печати показались статьи специалистов, каковые предвещали перспективному русскому танку несладкое будущее на современном поле боя.

Перечислялись виды современных снарядов, каковые, как полагают, легко справятся с динамической защитой и броней Т-95. Неужто боеприпас совсем победил броню?

С тем, что в современной войне роль танка понижается до эргономичной мишени, Василий Копытко категорически не согласен: «Что такое «бесконтактная война»? Это не весьма корректный термин, обозначающий обстановку, в то время, когда один соперник причиняет удары, не входя в зону противодействия другого. Так было в Ираке, в то время, когда, к примеру, ударные вертолеты имели возможность наносить удары ПТУР по танкам с расстояния 5000−6000 м, оставаясь неуязвимыми.

Но это не вина танков: обстоятельство для того чтобы легкого расстрела — недочёт либо отсутствие ПВО. Какими бы средствами защиты танк ни владел, его нельзя рассматривать как независимое средство ведения боя — он в обязательном порядке обязан функционировать совместно с пехотой, средствами ПВО, фронтовой авиацией. Существует, к примеру, узнаваемая разработка «Уралвагонзавода» — БМПТ (военная машина помощи танков).

Возможно отыскать в памяти злосчастный штурм Сурового, в то время, когда войска утратили большое количество танков на улицах города. Но эти автомобили покинули без помощи пехоты, и они стали легкой добычей боевиков, скрывавшихся в окружающих строениях. Виноваты в ситуации снова же не танки, а люди, каковые использовали их неграмотно и неумело. А вот второй пример — боевые действия многонациональной коалиции в Афганистане. Казалось бы, маленькая война без целой линии фронта.

Тут раздолье легковооруженному отряд специального назначения. Но сравнительно не так давно канадский контингент запросил в поддержку танки. Как бы то ни было, при современном оружии нет средств, каковые обеспечили бы более надежную защиту людей, чем танки. Главные задачи танков в наше время во многом останутся прошлыми: поражение соперника, бронеобъектов, укрепленных позиций, оборонительных сооружений.

на данный момент в печати бытует распространенное вывод, что современный танк обязан лишь обороняться. Я с этим категорически не согласен — он должен быть оптимален и в обороне, и в наступлении, и, в случае если нужно, во встречном сражении».

Не сохраняй надежду на не сильный

В действительности будущее развития танкостроения в Российской Федерации зависит во многом от того, к каким как раз конфликтам мы готовимся. Нужен ли нам высокотехнологичный танк на уровне лучших мировых образцов, в случае если иметь в виду, к примеру, грузинско-российскую войну августа 2008 года?

Так как для победы в конфликте масштаба и такого уровня русском армии в полной мере хватило существующего танкового парка. «Мы не должны рассчитывать, что постоянно будем вести войну со не сильный соперником, — отвечает Василий Копытко. — вооружения и Техника должны развиваться с расчетом на то, что нужно будет воевать по крайней мере с равными. на данный момент довольно часто приходится слышать мнения о высоких боевых возможностях американской армии, которую сравнивают с отечественной и, конечно, не в отечественную пользу.

Но нужно осознавать, что и Америка демонстрирует собственную мощь на не сильный, на тех, кого возможно обстреливать, как на полигоне, фактически без риска взять ответный удар. Как будет функционировать та же техника при важном сопротивлении — громадной вопрос».

Пускай будущее рассудит, правы либо неправы были те, кто «забраковал» Т-95. Но по-настоящему тревожит то, что история перспективной автомобили, созданной в Нижнем Тагиле, до боли напоминает другие истории, столь характерные для постсоветской России.

Вспоминается и танк «Тёмный орел», сконструированный в Омском КБ транспортного машиностроения и подававшийся в свое время как достижение мирового уровня, и космический корабль «Клипер», макет которого пара лет возили по авиасалонам, перед тем как заявили, что он ни при каких обстоятельствах никуда не полетит, и обещания сделать «с нуля» авиалайнер, что — раз! — и заткнет за пояс творения мировых авиаграндов. Практически в любое время очередной мегапроект, что рекламируется как отечественный прорыв в будущее, имеет на выходе или ноль, или что-то более скромное если сравнивать с обещанным. И это снова наводит на грустную идея: воплощать в судьбу масштабные и новаторские инженерные проекты в новой России, увы, пока так и не обучились.

Бегом от предков

Модернизационный потенциал современных русских танков близок к исчерпанию — в итоге самые современные на сегодня российские танки серий Т-90 и Т-80 (и украинская ветвь с их Т-84 и «Оплотом») идеологически во многом восходят к танку Т-64, что начал выпускаться серийно практически полвека назад. Т-90 — наименование, продиктованное политикой. Первоначально в нижнетагильском УКБТМ трудились над Т-72БУ, что являл собой глубокую модернизацию «семьдесят второй» модели.

Но именно к моменту принятия танка на вооружение в стране сменилась власть, и было решено, что в армии отправится как бы новая модель под новым индексом. В 2004 году показалась модификация Т-90А, где литая башня была заменена на сварную, установлен более замечательный двигатель, и показался ночной прицел-тепловизор.

Позднее были заявлены еще пара модификаций, в частности Т-90М «Прорыв», где предполагается использовать новую динамическую защиту «Реликт», реализован панорамный обзор, усовершенствованы программно-автомат заряжания и технический комплекс. Как окажутся пользуются спросом все эти новшества, сообщить тяжело, поскольку Минобороны закупать новые танки несобирается (остается еще, действительно, экспорт) и собирается сосредоточиться на менее затратной модификации уже существующего танкового парка. Согласно точки зрения военного министра РФ Сердюкова, модернизация одного танка обойдется в среднем в 30−40 млн рублей.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№107, сентябрь 2011).

<

h4>

World of Tanks — Funny Moments | MADE IN USSR 2 (Soviet balance)

Статьи, которые будут Вам интересны: