Танк, которого мынедождались: последний миф оборонки
- Проект главного боевого танка Т-95 создавался в Уральском КБ транспортного машиностроения под покровом высокой секретности, так что информация о его предполагаемом внешнем виде действовала скудная и противоречивая. На базе этих данных 3D-дизайнер Дмитрий Саяпин создал компьютерную модель Т-95, изображениями которой мы проиллюстрировали эту статью
Новый танк Т-99, либо унифицированную тяжелую платформу «Армата», «Уралвагонзавод» планирует выпустить к 2015 году.
- Эта новая версия русского танка 4-го поколения, как заявляют, унаследует лучшие наработки проектов «Тёмный орел» и Т-95, но будет наряду с этим несложнее и дешевле.
Тёмный Орел (Российская Федерация) Ранее надежды на создание перспективного танка в Российской Федерации связывались с разработкой Омского КБ транспортного машиностроения «Объект 640» (в прессе он чаще упоминался как танк «Тёмный орел»).
- Концепция данной автомобили в чем-то сходна с идеей Т-95, по крайней мере орудийная башня в том месте также мыслилась необитаемой (в боевом положении). Экипаж помещался в корпуса, поделенного на три продольных герметичных отсека, причем крайние отдавались под топливные баки, а в центральном размешалось отделение управления. Проект разрабатывался в 1990-х, на данный момент о нем отыскали в памяти в связи с перспективной «Арматой»
- FV4034 Challenger 2 (Англия) Главной английский боевой танк Challenger 2 поступил на вооружение во второй половине 90-ых годов двадцатого века. В 2000-х в рамках программы увеличения живучести (CLIP) на всех танках заменили нарезное орудие L30A1 на 120 мм на гладкоствольную пушку Rheinmetall L55. За всю историю в сражении были утрачены только два «Челленджера», еще один был подбит «дружественным огнем».
- Abrams (США) Последняя модификация главного боевого танка армии США носит название M1A2SEP (2000 год). Сравнительно не так давно для «Абрамсов» создан так называемый Муниципальный набор выживания танка (TUSK), что связано с необходимостью обезопасисть военную машину в условиях муниципальных операций; в частности, добавлены дополнительные противокумулятивные экраны
Leopard 2 (Германия) Последняя модификация носит название Leopard 2A7+, ее представили публике годом ранее на Eurosatory-2010.
- Танк был усилен модульной броней, круговой защитой от РПГ, кроме этого предприняты меры увеличения ситуационной осведомленности экипажа. Новая модификация может принимать участие в конфликтах высокой интенсивности, но приспособлена и к бою в городе.
Leclerc (Франция) Французский главный боевой танк Leclerc (на вооружении с 1992 года) снискал славу весьма высокотехнологичной автомобили благодаря компьютеризованной совокупности управления огнем.
- Вотличие от большинства западных танков ипо примеру русских, Leclerc оснащен автоматом заряжания
БМПТ — военная машина помощи танков — еще один проект «Уралвагонзавода». БМПТ предназначена для действенного подавления живой силы соперника, оснащенной гранатометами, противотанковыми комплексами, стрелковым оружием.
- На вооружение ВС РФ машина так и не была принята
Мотивы Минобороны обозначены очень кратко, но в целом понятны. 1 июля нынешнего года глава МинОбороны РФ Анатолий Сердюков заявил: «Мы виделись с конструкторами, каковые представили нам собственные проекты. Шестьдесят процентов из этого — ветхие наработки, исходя из этого мы до тех пор пока отказались от этих предложений».
Сейчас армия желает тратить деньги на продукцию современного уровня — впредь до отказа от закупки и отечественного вооружения зарубежного. Приобретение УДК «Мистраль» а также выдвинутые (как позже было сообщено, в полемическом задоре) идеи о закупке германских «Леопардов» вместо Т-90 в полной мере ложатся в эту канву. Кроме этого военных не устраивает большая цена на новые образцы военной техники, предлагаемые русским ВПК.
Тесно в ветхих рамках
Прокомментировать ситуацию мы попросили Василия Кирилловича Копытко, генерала запаса, д.в.н., доктора наук, главного научного сотрудника НИЦ Военной академии Генштаба МО РФ. «Новый танк, само собой разумеется, нужен, — растолковывает он, — но нужно осознавать, что его создание потребует огромных средств. В случае если же говорить о курсе на модернизацию существующего парка, то неприятность содержится в том, что модернизационный потенциал танка Т-72 фактически исчерпан.
Существующие модификации Т-90 — это практически и имеется тот предел, до которого возможно было развить «семьдесят второй». Какие-то ответственные доработки, само собой разумеется, возможно сделать: к примеру, усовершенствовать совокупность управления огнем, оборудовать автомобили совокупностью опознавания «собственный-чужой», чего на отечественных танках до тех пор пока нет. Нужна хорошая совокупность ночного видения — и по сей день на последних модификациях Т-90 установлены тепловизоры французского производства.
Возможно улучшить аппаратуру связи, поставить устройство ГЛОНАСС Но имеется базисные недочёты, каковые в рамках существующих моделей устранить не удастся. Один из них, к примеру, содержится в том, что экипаж находится в боевом отделении вместе с боекомплектом, что быстро понижает шанс выживания при поражении автомобили. Второй недочёт отечественных танков — их маленький размер. С одной стороны, это прекрасно — меньше вес, меньше возможность попадания.
Но обратной стороной этих преимуществ стали сверхтяжелые условия для экипажа, в особенности ощущающиеся в продолжительных маршах и долгих военных действиях».
Нынешнее противостояние Минобороны и ВПК уходит корнями в период СССР, в то время, когда ВПК выступал во многом в качестве независимой силы и армия вынуждена была принимать на вооружение не ту технику, которая была ей заказана, а ту, что предлагал ВПК. Сейчас армейские желали бы поменять обстановку и сделать так, дабы оборонная индустрия делала их заказы, а не пробовала реализовать им что-то, созданное по собственному разумению и обычно на базе устаревших разработок. Борьба между армией и ВПК привела, например, к тому, что вызывавший столь громадный интерес у публики тайный объект «195», он же танк Т-95, возможно, окончательно останется в виде чертежей и опытных образцов.
Каким он имел возможность бы быть
Проект «Совершенствование-88», он же «Объект-195», он же основной боевой танк Т-95, разрабатывался под покровом высокой секретности в нижнетагильском УКБТМ, а также по окончании закрытия темы представители отечественной основной танковой кузницы — «Уралвагонзавода» — отказываются обсуждать подробности этого проекта, да и по большому счету все, что связано с танковой тематикой. Быть может, вследствие того что в 2015 году планируется появление нового танка на универсальной гусеничной платформе «Армата» и в ней будут, как предполагается, использованы лучшие наработки как по Т-95, так и По другому тайному проекту перспективного танка «Тёмный орел». Вместе с тем какие-то сведения а также не весьма качественные фотографии опытных образцов стали дешёвы широкой публике.
Главным новшеством перспективного танка была модульность конструкции, при которой башня выяснялась необитаемой и свободной от боекомплекта, боекомплект же полностью помещался в корпуса. Дабы обезопасисть складывающийся из трех человек экипаж от страшного соседства с боекомплектом и герметизированной топливной емкостью, танкистов предполагалось поместить вовнутрь бронированной капсулы, установленной в носовой части корпуса. В качестве главного оружия танка было решено применять гладкоствольную пушку калибра 152 мм, кроме этого предусматривалась установка дополнительной автоматической 30-мм пушки.
манёвренность и Стремительность танку должен был обеспечить Х-образный дизельный двигатель мощностью 1500 л.с., соединенный с гидромеханической трансмиссией. Новая адаптивная подвеска улучшала плавность хода военной машины.
Совокупность управления огнем предполагалось выстроить на базе мультиканальности — информация должна была поступать в один момент по оптическим, тепловизионным, радиолокационным каналам и синтезироваться. Отдавая дань насущной Сейчас «сетецентричности», машину собирались встроить в АСУ тактического звена управления, что имело возможность бы значительно улучшить сотрудничество военной техники, авиации и пехоты в составе сухопутных группировок.
Проект Т-95 отправился существенно дальше чертежей. 15 июля 2010 года на выставке «защита и Оборона» состоялся показ опытного образца перспективного ОБТ Т-95 для очень отобранного круга лиц. Как были впечатлены находившиеся, история умалчивает, но, как выяснилось, Т-95 — это не то, на что армия готова тратить деньги.
Прекрасно, дорого, мало
«Хоть проект и закрыт, — говорит Василий Копытко, — но главные идеи, заложенные в нем, верные. Точно в перспективном танке нового поколения — будет он именоваться «Армата» либо как-то в противном случае — эти идеи отыщут собственный воплощение. В прошлые времена — времена огромных танковых армий, требовалось, дабы танк был несложным, но неприхотливым в обслуживании и ремонте и годным для массового тиражирования. Лучший пример для того чтобы танка — отечественный Т-34.
на данный момент мы сталкиваемся с иными реалиями, в которых вернее создавать не «что несложнее», а весьма хорошие танки. Пускай они будут дорогими, пускай их будет мало, но пускай они будут. В таких танках принципиально важно оптимальное сочетание боевой эффективности со средствами защиты от ПТУР, ударов и противотанковых гранатомётов со стороны верхней полусферы, что особенно принципиально важно в связи с развитием противотанковых средств воздушного базирования».
Дойти до переднего края
Нынешнее танковое перепутье кое-какие склонны связывать не только с экономической и технологической конъюнктурой, но и с некоторым кризисом в понимании роли танков в будущих сражениях. В эру «бесконтактной войны» многим рисуется картина военных действий, при которых танки будут стёрты с лица земли действенными противотанковыми средствами с почвы и с воздуха еще до момента выхода на передний край.
В качестве одного из подтверждений этим рассуждениям приводится много военной техники производства СССР, потерянной иракскими армиями на протяжении второй американо-иракской войны. В канун окончательного закрытия проекта Т-95 в печати показались статьи специалистов, каковые предвещали перспективному русскому танку несладкое будущее на современном поле боя.
Перечислялись виды современных снарядов, каковые, как полагают, легко справятся с динамической защитой и броней Т-95. Неужто боеприпас совсем победил броню?
С тем, что в современной войне роль танка понижается до эргономичной мишени, Василий Копытко категорически не согласен: «Что такое «бесконтактная война»? Это не весьма корректный термин, обозначающий обстановку, в то время, когда один соперник причиняет удары, не входя в зону противодействия другого. Так было в Ираке, в то время, когда, к примеру, ударные вертолеты имели возможность наносить удары ПТУР по танкам с расстояния 5000−6000 м, оставаясь неуязвимыми.
Но это не вина танков: обстоятельство для того чтобы легкого расстрела — недочёт либо отсутствие ПВО. Какими бы средствами защиты танк ни владел, его нельзя рассматривать как независимое средство ведения боя — он в обязательном порядке обязан функционировать совместно с пехотой, средствами ПВО, фронтовой авиацией. Существует, к примеру, узнаваемая разработка «Уралвагонзавода» — БМПТ (военная машина помощи танков).
Возможно отыскать в памяти злосчастный штурм Сурового, в то время, когда войска утратили большое количество танков на улицах города. Но эти автомобили покинули без помощи пехоты, и они стали легкой добычей боевиков, скрывавшихся в окружающих строениях. Виноваты в ситуации снова же не танки, а люди, каковые использовали их неграмотно и неумело. А вот второй пример — боевые действия многонациональной коалиции в Афганистане. Казалось бы, маленькая война без целой линии фронта.
Тут раздолье легковооруженному отряд специального назначения. Но сравнительно не так давно канадский контингент запросил в поддержку танки. Как бы то ни было, при современном оружии нет средств, каковые обеспечили бы более надежную защиту людей, чем танки. Главные задачи танков в наше время во многом останутся прошлыми: поражение соперника, бронеобъектов, укрепленных позиций, оборонительных сооружений.
на данный момент в печати бытует распространенное вывод, что современный танк обязан лишь обороняться. Я с этим категорически не согласен — он должен быть оптимален и в обороне, и в наступлении, и, в случае если нужно, во встречном сражении».
Не сохраняй надежду на не сильный
В действительности будущее развития танкостроения в Российской Федерации зависит во многом от того, к каким как раз конфликтам мы готовимся. Нужен ли нам высокотехнологичный танк на уровне лучших мировых образцов, в случае если иметь в виду, к примеру, грузинско-российскую войну августа 2008 года?
Так как для победы в конфликте масштаба и такого уровня русском армии в полной мере хватило существующего танкового парка. «Мы не должны рассчитывать, что постоянно будем вести войну со не сильный соперником, — отвечает Василий Копытко. — вооружения и Техника должны развиваться с расчетом на то, что нужно будет воевать по крайней мере с равными. на данный момент довольно часто приходится слышать мнения о высоких боевых возможностях американской армии, которую сравнивают с отечественной и, конечно, не в отечественную пользу.
Но нужно осознавать, что и Америка демонстрирует собственную мощь на не сильный, на тех, кого возможно обстреливать, как на полигоне, фактически без риска взять ответный удар. Как будет функционировать та же техника при важном сопротивлении — громадной вопрос».
Пускай будущее рассудит, правы либо неправы были те, кто «забраковал» Т-95. Но по-настоящему тревожит то, что история перспективной автомобили, созданной в Нижнем Тагиле, до боли напоминает другие истории, столь характерные для постсоветской России.
Вспоминается и танк «Тёмный орел», сконструированный в Омском КБ транспортного машиностроения и подававшийся в свое время как достижение мирового уровня, и космический корабль «Клипер», макет которого пара лет возили по авиасалонам, перед тем как заявили, что он ни при каких обстоятельствах никуда не полетит, и обещания сделать «с нуля» авиалайнер, что — раз! — и заткнет за пояс творения мировых авиаграндов. Практически в любое время очередной мегапроект, что рекламируется как отечественный прорыв в будущее, имеет на выходе или ноль, или что-то более скромное если сравнивать с обещанным. И это снова наводит на грустную идея: воплощать в судьбу масштабные и новаторские инженерные проекты в новой России, увы, пока так и не обучились.
Бегом от предков
Модернизационный потенциал современных русских танков близок к исчерпанию — в итоге самые современные на сегодня российские танки серий Т-90 и Т-80 (и украинская ветвь с их Т-84 и «Оплотом») идеологически во многом восходят к танку Т-64, что начал выпускаться серийно практически полвека назад. Т-90 — наименование, продиктованное политикой. Первоначально в нижнетагильском УКБТМ трудились над Т-72БУ, что являл собой глубокую модернизацию «семьдесят второй» модели.
Но именно к моменту принятия танка на вооружение в стране сменилась власть, и было решено, что в армии отправится как бы новая модель под новым индексом. В 2004 году показалась модификация Т-90А, где литая башня была заменена на сварную, установлен более замечательный двигатель, и показался ночной прицел-тепловизор.
Позднее были заявлены еще пара модификаций, в частности Т-90М «Прорыв», где предполагается использовать новую динамическую защиту «Реликт», реализован панорамный обзор, усовершенствованы программно-автомат заряжания и технический комплекс. Как окажутся пользуются спросом все эти новшества, сообщить тяжело, поскольку Минобороны закупать новые танки несобирается (остается еще, действительно, экспорт) и собирается сосредоточиться на менее затратной модификации уже существующего танкового парка. Согласно точки зрения военного министра РФ Сердюкова, модернизация одного танка обойдется в среднем в 30−40 млн рублей.
Статья размещена в издании «Популярная механика» (№107, сентябрь 2011).
<
h4>