Последний из «кв», первый из «ис»
Вдекабре 1941 г. в конструкторском бюро Челябинского Кировского завода (до октября 1941 г. — Челябинский тракторный завод) представители Автобронетанкового управления Красной Армии разглядывали эскизный проект нового танка «Клим Ворошилов» КВ-13 — «скоростного танка усиленного бронирования». Согласно точки зрения конструкторов, настало время создать «единый танк», что бы смог объединить все хорошие характеристики серийных КВ и Т-34.
Дело в том, что КВ были сверхсложными в изготовлении, «не хватает технологичными и мало пригодными к массовому производству в условиях армейского времени». Они мало в чём превосходили Т-34, не считая как более замечательной бронёй.
Новая машина, взявшая обозначение «объект 233», должна была «соединить в себе способности широкого и стремительного манёвра с силой лобового удара. Проект предполагал выпустить 30-тонный КВ-13 (вместо практически 50-тонного КВ), передвигавшегося с большой скоростью до 65 км/ч, имевшего броню 75-мм, выдерживающую боеприпасы 88-мм германских пушек Flak 36/37.
Таковой «единый танк», по собственной массе соответствующий среднему, а по защите — тяжёлому, должен был стать, по плану проектировщиков, несложнее и дешевле, значительно снизить трудоёмкость его производства, в один момент повысить ремонтоспособность.
В марте 1942 г. всю документацию по проекту передали Умелому танкомоторному заводу № 100 (до марта 1942-го -Умелый завод ЧТЗ). Курировал проект основной конструктор Народного комиссариата танковой индустрии Ж. Котин.
В сентябре того же года опытный образец танка показали управлению народного комиссариата.
До Января этого года он проходил опробования. В частности, на полигоне под Свердловском пример подвергли артиллерийскому обстрелу. Пламя вёлся из отечественной 76-мм танковой пушки и 88-мм германского зенитного орудия.
Лобовая броня выдержала отечественные боеприпасы, но германская зенитка смогла пробить корпус в 60% выстрелов.
В январе 1943 г. был изготовлен новый пример КВ-13, с более толстым лобовым страницей. Причём лобовая подробность корпуса была литая, в первый раз в отечественном танкостроении, обеспечив большой выигрыш в массе, и и в технологическом ходе. Литой была и башня.
Сохранилась докладная записка наркому танковой индустрии В. Малышеву, в которой отмечалось, что «за счёт применения жидкой брони, уплотнения компоновки, башни габаритов и сокращения корпуса удалось существенно уменьшить вес тяжёлого танка до отметки среднего».
Танк ИС-1 в экспозиции музея ВОВ в Киеве
КВ-13 имел хорошую компоновку с боевым отделением в средней части танка.
Тут на нижнем погоне литойподбашенной коробки устанавливалась башня с пушкой, спаренным пулемётом, механизмами наводки, приборами и прицелами наблюдения; диаметр погона равнялся 1420 мм. Сама башня отливалась как одна подробность с маской пушки и была равнопрочной по всему периметру: толщина её стенок — лобовой части, кормы и бортов составляла 85 мм.
В центре её пребывали люки с откидывающимися крышками, спереди -отверстия под установку вентилятора и прицелов боевого отделения, по бортам и в корме имелись четыре зеркальных смотровых перископических прибора. Вращение башни при перемещении танка производилось электромотором, а при неработающем двигателе — ручным приводом.
Оружие танка складывалось из 76,2-мм пушки ЗИС-5 обр.
1941 г. Она была создана в конструкторском бюро Г. Грабина на базе зенитного орудия обр. 1931 г. и сначала предназначалась для установки на серийных танках КВ-1 вместо пушек Ф-32 и Ф-34.
ЗИС-5 имела клиновой затвор и механическую полуавтоматику заряжания, и гильзоулавливатель в задней части люльки. Противооткатные устройства складывались из гидропневматического тормоза накатника и гидравлического отката. Устанавливалась пушка на уникальных цапфах с шаровыми опорами.
Протяженность её ствола равнялась 41,6 калибра, начальная скорость боеприпаса — около 680 м/с. Скорострельность пушки составляла 4-8 выстр./мин.
Горизонтальная наводка пушки при перемещении танка производилась посредством электропривода, а при неработающем двигателе на стоянках — вручную.
Наводка по вертикали осуществлялась в пределах — 5° — +25° .
В боекомплект пушки входило до 65 унитарных выстрелов с бронебойными УБР-354 и осколочно-фугасными боеприпасами УОФ-354. Масса выстрела осколочного боеприпаса УОФ-354 составляла 8,82 кг, масса самого боеприпаса — 6,2 кг при массе взрывчатого вещества -0,71 кг. Выстрел бронебойного подкалиберного боеприпаса БР-354А имел массу 9,12 кг при массе боеприпаса 6,3 кг; он имел возможность пробить на дальность 500 м броневой лист толщиной до 70 мм, а на 1000 м -до 63 мм.
Средний танк КВ-13, вооружённый 76,2-мм пушкой ЗИС-5
Танк КВ-13:
1 — 76,2-мм танковая пушка; 2 — маска пушки; 3 — литая башня танка; 4 — ведущее колесо; 5 — опорный каток; 6 — ведомое колесо; 7 — передняя фара; 8 — амбразура спаренного пулемёта; 9 — смотровое окно механика-водителя; 10 — люк заряжающего; 11 — жалюзи двигательного отсека; 12 — люки трансмиссии; 13 — командирская башенка; 14-литая лобовая подробность корпуса
Размещался боезапас пушки в кассетных коробах на днище боевого отделения.
Рядом с пушкой в маске устанавливался спаренный 7,62-мм пулемёт ДТ, имевший в боезапасе 950 патронов в 15 дисках; они укладывались в боковых нишах боевого отделения.
Для наведения пушки и спаренного пулемёта на цель использовались танковый телескопический прицел ДТ-7 и танковый перископический прицел ПТ-4-7; заряжающий имел возможность пользоваться командирским панорамным прибором ПТК.
Стрельба производилась ручным либо ножным спусковыми механизмами.
Особенность корпуса КВ-13 пребывала в широком применении литых подробностей. И не только ранееупомянутые башня и главная лобовая подробность корпуса, и подбашенная коробка, блок кормы корпуса и другое изготовлялись методом литья в изложнице.
Помимо этого, в танке отсутствовали какие-либо подробности и агрегаты из цветных металлов, за исключением, само собой разумеется, имевшихся в двигателе и электрооборудовании.
Значительно изменилась и разработка изготовления корпуса. В нём существенно сократилось число подробностей, болтовых соединений, расточка отверстий под них начала производиться в подробностях ещё до сборки, упростилась сварка швов.
За счёт уплотнения компоновки, и исключения из состава экипажа четвёртого его участника — стрелка-радиста — высоту танка снизили на 212 мм, а длину — на 700 мм. Это разрешило пара усилить защиту, не выходя за условия технического задания. Верхний передний лист корпуса сейчас был толщиной 120 мм, нижний -100 мм, борта — 75 мм.
ТАБЛИЦА БРОНЕПРОБИВАЕМОСТИ ПУШКИ ЗИС-5 БРОНЕБОЙНЫМИ Боеприпасами (толщина, мм)
Начальное пробитие (НП) свидетельствует, что 20% осколков боеприпаса выяснилось за пробитым бронелистом; Гарантированное пробитие (ГП) свидетельствует, что 80% осколков боеприпаса выяснилось за пробитым бронелистом.
СНАРЯДЫ ДЛЯ ТАНКОВЫХ ПУШЕК ЗИС-5
Спереди, в отделении управления, где был механик-водитель, размещались контрольные устройства, приводы управления, воздушные баллоны, два топливных бака.
В днище имелся люк для аварийного выхода. Шофер следил за дорогой через смотровую щель с «триплексом» в смотровом люке, и через два боковых зеркальных перископических прибора.
В корме танка размещалось моторное отделение с двигателем В-2К мощностью 600 л.с. при 2000 об./мин, установленным на протяжении продольной оси танка.
Это был 12-цилиндровый быстроходный бескомпрессорный дизель с ярким впрыском горючего. Сухая масса — 750 кг, габариты — 1558x856x1072 мм, минимальный удельный расход горючего — 170 г/л.с. ч. Его создали и внедрили в серийное производство в 1937 — 1939 гг. на Харьковском паровозостроительном заводе; на протяжении войны производили в Челябинске, а после этого на намерено выстроенном заводе в Барнауле.
В-2К был первоначально предназначался для применения в авиации — для установки на тяжёлых бомбардировщиках. В танкостроении занял место на тяжёлых танках КВ-1 и КВ-2, а после этого и на КВ-13.
Силовая установка танка была снабжена двумя воздухоочистителями, вентилятором охлаждения, пластинчатым жидкостным радиатором, двумя масляными радиаторами; запуск двигателя производился инерционным стартёром ИС-9 с ручным и электромоторным приводами.
В топливную совокупность входили два бака количествами 180 л и 245 л, каковые пребывали по бортам корпуса в отделении управления. Совокупность смазки -циркуляционная под давлением — имела два бака на 160 л, размещённых у двигателя.
Трансмиссия танка — механическая.
В ней находились многодисковый основной фрикцион, имевший металлические и чугунные диски трения, коробка передач с подвижными муфтами, бортовые фрикционы сухого трения — сталь по стали. Одноступенчатые планетарные бортовые редукторы были смонтированы конкретно на кронштейнах ведущих колёс. Коробка передач — девятискоростная: восемь передач вперёд и одна — назад.
Тормоза устанавливались ленточные плавающие, с накладками из чугуна.
Танк КВ-13 массой 32,4 т имел замечательную лобовую корпусную броню до 120 мм и башенную-до 85 мм, но владел подвижностью на поле боя не хуже, чем средний танк Т-34
Лоб танка КВ-13. На башне справа от пушки видна амбразура спаренного 76,2-мм пулемёта ДТ, под башней — смотровой люк механика-водителя со вставкой «триплекс»
Корма танка КВ-13. Верхний кормовой броневой лист был съёмным, но имел два люка с бронекрышками для доступа к трансмиссии. На корме башни — закрытые пробками амбразуры для стрельбы из личного оружия экипажа
Электрооборудование приобретало напряжение 24 В при трудящемся двигателе от генератора ГТ-6543-А, а на стоянках — от четырёх аккумуляторных батарей ЗСТЭ-80.
Моторное отделение танка отделялось от боевого броневой перегородкой. Над ним крепилась крыша, складывавшаяся из среднего бронелиста и двух откидных боковых, снабжающих доступ к двигателю, воздухоочистителям и масляным бакам, и броневая коробка с жалюзи. В ней имелись три выхлопных отверстия для вывода отработанных газов двигателя.
Верхний кормовой броневой лист был съёмным, но имел два люка с бронекрышками для доступа к трансмиссии.
Так смотрелся и был устроен танк проекта КВ-13 («объект 233») «усиленного бронирования» на февраль 1943 г. Ж. Котин в докладной записке управлению народного комиссариата отмечал: «Фактически решён вопрос по созданию надёжно забронированного от всех видов противотанковой артиллерии танка, что будет владеть подвижностью на поле боя не хуже, чем средний танк Т-34».
Схема бронирования танка КВ-13
Танк КВ-13 на дворе челябинского завода № 100. Март, 1943 г.
«Пример 234», вооружённый 122-мм гаубицей У-11, и «пример 233» с 76,2-мм пушкой ЗИС-5 на Челябинском Кировском заводе. Будущие танки ИС-2 и ИС-1
Но события на фронте вынудили по-второму распорядиться судьбой танка «Клим Ворошилов» КВ-13.
В августе 1942 г. у станции Мга под Ленинградом в первый раз в военных действиях принимали участие германские тяжёлые танки «Тигр». Их 88-мм пушка по мощности превосходила отечественные 76-мм, находившиеся тогда на Т-34.
Армейские историки отмечают, что практически сразу после этого в оборонной индустрии был поставлен вопрос о скорейшей модернизации танков КВ-13.
24 февраля 1943 г. Государственный обороный комитет принял Распоряжение за № 2943сс об «изготовлении опытных образцов тяжёлых танков ИС», которым предписывалось в маленький срок предъявить на опробования два умелых танка «Иосиф Сталин». Для исполнения требования и забрали изготовленные образцы КВ-13. На один из них поставили 76,2-мм пушку ЗИС-5 — его обозначили как ИС-1, покинув прошлее — «объект 233». Второй — ИС-2 «объект 234» — вооружили 122-мм гаубицей У-11 в башне от тяжёлого танка КВ-9.
В марте — апреле того же года совершили их опробования, по окончании которых рабочая группа, складывавшаяся из представителей и военных специалистов оборонной индустрии, вынесла заключение, что «танки ИС имеют при меньшей массе более сильное бронирование и более высокую скорость перемещения», чем тяжёлые КВ-1, при равном с ним оружии, как у ИС-1, либо более замечательном, как у ИС-2.
Путь перед наследниками КВ-13 был открыт.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА КВ-13
Боевая масса, кг…………………32 400
Экипаж, чел………………………………..3
Протяженность с пушкой вперёд, мм…..6650
Ширина, мм…………………………..2800
Высота, мм……………………………2500
Клиренс, мм……………………………450
Бронирование корпуса, мм:
-лоб………………………………80-120
— борта…………………………….75 — 85
— корма…………………………….60 — 85
— днище……………………………20 — 30
— крыша…………………………………..20
Бронирование башни, мм:
— лоб……………………………………….85
— борта……………………………………85
— корма……………………………………85
— крыша…………………………………..20
Оружие… 76,2-мм пушка ЗИС-5,
7.62-мм пулемёт ДТ-29
Боекомплект……….. выстрелов — 57-65,
7.62-мм патронов — 945
Прицелы…….телескопический ДТ-7,
перископический ПТ-4-7
Двигатель……………12-цилиндровый
дизельный
В-2К
жидкостного охлаждения, мощность 600 л.с.
Количество топливных баков, л………425
Запас хода, км………………………..320
Скорость по шоссе, км/ч……………65
Преодолеваемые препятствия, м:
— высота стены………………………1,0
— ширина рва………………………..2,20
— глубина брода…………………….1,30
Радиостанция…….коротковолновая
10Р
Средства
внутренней связи………….ТПУ-3-бис