«Пусть расцветают разные цветы…»

«Пусть расцветают разные цветы...»

В1868 году в Японии случился переворот «Мэйдзи исин», из-за которого была восстановлена власть императора Страна вышла из-под власти феодальных кланов, единым стал и флот Армейскому министерству (в чьем ведении первоначально были и ВМС) достался необычный комплект судов, каковые с громадными натяжками возможно было назвать боевыми и каковые очевидно не представляли собой ВМФ В него входили и суда бакуфу — феодального правительства, и суда, доставшиеся от его побежденных соперников, в первую очередь, могущественного клана Саццума Среди них был единственный броненосец, произведённый дозакупку у мятежной американской Конфедерации южных штатов, древесные корвет и канлодка, и пара парусников и вооружённых пароходов Перед Японией поднялась задача, или восстанавливать ветхие суда, или обновить флот Японцы пошли по второму пути В первой половине 70-ых годов девятнадцатого века был выбран ориентир наболее сильный флот мира — английский.

В еще сравнительно не так давно всецело закрытую от остального мира страну прибыло пара британских инструкторов, приступивших к передаче и подготовке моряков новейших технологий Но японцы были очень осмотрительны, и англичане действовали в рамках бессчётных ограничений Но за отведенные им годы британцы успели сделать много нужного Кроме обучения и организации флота кадров, они наладили закупку кораблей ВМФ Действительно, для него начало не смотрелось воодушевляющим в число первых приобретений попал, к примеру, корвет «Цукуба» водоизмещением около 1900 т, выстроенный практически 20 лет назад в английской колонии — Бирме и после этого модернизированный в метрополии «Старикан» (что язык не поворачивается назвать крейсером) развивал под парами не более 10 узлов Но японцы относились к данной древности, как и ко всем своим боевым судам, с любовью и большой заботой На нем два раза поменяли артиллерию и, по некоторым сведениям, в первой половине 90-ых годов XIX века «Цукуба» кроме того взял четыре 152-мм скорострельных орудия! В окончательную отставку ветеран вышел уже по окончании русско-японской войны Не блистал преимуществами и закупленный во Франции 1400-тонный корвет «Асама».

Но английские эксперты отнюдь не ограничились этими морально устаревшими судами На верфях Англии были созданы уже в полной мере современные броненосные единицы фрегат «Фусо» (по сути собственной — маленький броненосец) и корветы «Хиэй» и «Конго» Проект последних создал сам Эдуард Рид — основной конструктор Адмиралтейства При водоизмещении в 2200 т они имели возможность развивать 14 узлов и имели металлический пояс толщиной до 114 мм «Хиэй» успел еще деятельно поучаствовать в японо-китайской войне и взять собственную долю неприятельских снарядов в сражении в устье реки Ялу Решив в полной мере разумно «не складывать все яйца в одну корзину», Военное министерство быстро поменяло кораблей поставщика и главного идей Выбор наряду с этим пал на главного соперника Британии К началу 1880-х годов на Дальний Восток начали прибывать инженеры и французские металлурги Им удалось довершить работу предшественников и наладить постройку крейсеров на японских верфях В полной мере закономерно, что сначала все шло не через чур гладко Древесные корветы «Каймон» и «Тэнрю» водоизмещением всего около 1500 т строились мучительно продолжительно около семи лет любой, войдя в строй лишь в 1885 — 1886 годах Но оказались они в полной мере успешными и дослужили до русско-японской войны, на протяжении которой в июле 1904 года «Каймон» подорвался на мине в заливе Талиенван и погиб, а «Тэнрю», благополучно переживший ее, исключили из перечней скоро по завершении боевых действий.

Успешный проект модернизировали, и на освободившихся стапелях в Екосукезаложили следующие корветы — «Муса-си» и «Кацураги» Еще один корвет этого же типа, «Ямато», строился на второй национальной верфи в Кобэ Суда имели композитный комплект со деревянной обшивкой и стальными шпангоутами и несли полное парусное оружие, снятое на рубеже столетий, в 1900 году Ускорилась и постройка, не смотря на то, что пятилетний срок для достаточно немудреных единиц все еще оставался непреодолимым Практичные «деревяшки» в полной мере доходили для учебы, но для важной войны требовались суда более большие и с замечательным оружием Японцы желали взять максимально сильный и одновременно дешевый современный крейсер, и французские инженеры, в большинстве случаев очень зорко смотревшие за таковой чёртом, как остойчивость, дали «слабину» Выстроенный в Гавре «Уэнби» владел всеми внешними приметами обычных «француов», таких, как «Сфакс», «Сесиль» либо «Таж», имел достаточно толстую хорошую скорость и броневую палубу Но в рвении максимально удовлетворить клиента конструкторы переборщили с артиллерией, складывавшейся из четырех тяжелых 240-мм крупповских орудий, не считая 150-прочей мелочи и «миллиметровок» В следствии перегруженный крейсер под всеми парусами страшно кренился и не желал возвращаться на ровный киль В таком состоянии он вышел из Гавра в продолжительное путешествие на Дальний Восток Но в том направлении так и не прибыл, бесследно пропав где-то между Тайванем и Сингапуром в октябре 1887 года.

За первым громким «проколом» последовали предстоящие, пускай не такие важные и совсем другого замысла Переориентация на Францию привела в Японию идеи «юный школы», появлявшиеся в полной мере соответствующими боевому духу самураев Маленькие суденышки, атакующие бронированных гигантов, кроме хорошей возможности показать доблесть солдат, являлись еще и недорогими, именно по карману быстро развивающейся державе, у которой было через чур много потребностей и желаний.

Для воплощения новых идей из Европы прибыла «тяжелая артиллерия» узнаваемый французский кораблестроитель Эмиль Бертэн заключил трехлетний договор на нахождение в Японии Он внес предложение сверхоригинальный проект тройки крейсеров, вооруженных самыми тяжелыми орудиями и предназначенных в качестве ответа для борьбы кроме того с большими броненосцами, — заказанными для самая сильной Северной эскадры китайского флота «Мацусима», «Хасидатэ» и «Ицукусима» взяли обозначение типа «санкэйкан» — «суда-пейзажи», потому, что любая единица несла имя одного из трех самых известных в Японии видов — залив Мацусима в префектуре Мияги, песчаная отмель Ама-но Хасидатэ в заливе Миядзу префектуры Киото и остров Икуцусима в заливе Хиросима Они и вспоминали для действия в качестве единого отряда, образуя как бы один «составной линейный корабль», в котором «Хасидате» и «Ицукусима» являлись «носовыми башнями», а «Мацусима» — «кормовой» Соответственно, основное орудие, одна из самые мощных в то время в мире 320-мм пушка Канэ, размешалось на первой паре в носу, а на «замыкающем» — в корме Кроме расположенного в легко бронированном барбете орудия-монстра, любой из крейсеров нес солидную батарею из 120-мм скорострельных орудий, только что «введенных в обиход» Скорострелки размешались в большой батарее в центре корпуса, стреляя через порты в обоих бортах на манер древних фрегатов Как раз они на деле и являлись главным оружием «санкейканов» Но маленький размер корабля не разрешал обеспечить их защитой, а потому они были весьма уязвимыми.

Исходя из этого ни странноватую бертэновскую задумку, ни ее реализацию успешными назвать никак запрещено «Мацусимам» не удалось развить и без того не спринтерской 16,5-узловой проектной скорости, их котлы всегда текли и отказывали Но главным недочётом являлись их ужасные 320-миллиметровки, для установки которых было нужно пожертвовать через чур многим Сами же огромные орудия на столь маленьких судах были фактически ненужными 65-тонный долгий ствол при наводке прямо на борт заметно кренил корпус, создавая дополнительные трудности для стрельбы, причем не только собственной, но и куда более действенных скорострелок В следствии кроме того при спокойном состоянии моря из «монстра» получалось сделать не более четырех выстрелов в час.

Все недочёты проекта всецело проявились в сражении Сильные проблемы ожидали тип «санкэйкан» в бою с китайцами в устье реки Ялу В том месте за четыре часа битвы 320-миллиметровки дали 14 выстрелов на всю троицу, но в отличие от более поздних сражений, в то время, когда «мацусимы» разумно держались за пределами действенного ответного огня, им было нужно испытать действие неприятельских снарядов.

В этот самый момент проявились все недочёты тесной и ничем не защищенной 120-мм батареи Один из немногих попавших снарядов с китайских броненосцев взорвался среди снарядов на «Мацусиме», приведя к сильному пожару, в котором пострадало практически 100 человек — около трети команды, причем добрая половина из них погибла Несомненно, это попадание стало самоё удачным во всей войне и продемонстрировало крайнюю уязвимость «псевдолинкора» В русско-японскую войну «пейзажная троица» принимала участие в обоих основных сражениях, но ни в Желтом море, ни при Цусиме не добилась ни единого попадания, выпустив на всех менее двух десятков снарядов В общем, основной пользой от «пейзажей», пожалуй, стал сам процесс «сборки» «Хасидатэ» на верфи в Екосуке (Две другие единицы строились во Франции) Как раз «сборки», потому, что фактически все механизмы, оборудование, чертежи и материалы в Японию поступали из Европы, а работами руководили умения и французские инженеры Оборудования до тех пор пока очевидно не хватало, и постройка «Хасидатэ» заняла в два раза больше времени Он вошел в строй на три года позднее «сестричек» Однако опыт в создании современного боевого судна был весьма полезным.

94.

Бронепалубный крейсер «Ицукусима» (Япония, 1891 г.)

Строился компанией «Форж э Шантье» в Ла Сен (Франция) Водоизмещение 4220 т, протяженность по ватерлинии 91,81 м, большая 104,29 м, ширина 15,59 м, осадка 6,05 м Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 5400 л с., скорость 16,5 узла Оружие одно 320-мм орудие, одиннадцать 120-мм скорострельных орудий, шесть 57-мм и двадцать 37-мм малокалиберных скорострельных Бронирование палуба 51 мм В 1891 — 1894 гг выстроено три единицы. «Мацусима», «Ицукусима» и «Хасидате» Все принимали участие в японо-китайской и русско-японской войнах «Мацусима» погиб в 1908 г в следствии взрыва погребов, два вторых с 1906 г употреблялись в качестве учебных судов, после этого, с 1912 г —как суда береговой обороны Исключены из перечней флота по окончании Первой Мировой Сданы на слом в 1925 — 1926 гг.

95. Бронепалубный крейсер «Касаги» (Япония, 1898 г.)

Строился компанией «Крамп» (США) Водоизмещение 4900 т, протяженность большая 121,47 м, ширина 14,9 м, осадка 5,41 м Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 15000л с , скорость 22,5 узпа Оружие два 203/45-мм, десять 120/40-мм и двенадцать 76/40-мм скорострельных орудий, шесть 47-мм малокалиберных, четыре 457-мм торпедных алларата Бронирование палуба 51 — 63 мм, на скосах до 114 мм, щиты орудий 114 — 63 мм, рубка 114 мм.

В 1898 — 1899 гг выстроены две единицы «Касаги» и «Титосэ». В 1908—1912 гг модернизированы с заменой котлов Принимали участие в русско-ялонской войне «Касаги» с 1910 г употреблялся в качестве учебного корабля, в следствии навигационной аварии в 1916 г был без шуток поврежден и исключен из перечней флота «Титосэ» в 1922 г выведен в резерв и разоружен, после этого употреблялся в качестве цели и потоплен в 1931 г.

96. Бронепалубный крейсер «Ниитака» (Япония, 1904 г.)

Строился на верфи ВМФ в Екосуке Водоизмещение 3365 т, протяженность по ватерлинии 102,04 м, ширина 13,44 м, осадка 4,92 м Мощность двухвальной паросиловой установки «компаунд» 9500 л с , скорость 20 узлов Оружие шесть 152/40-мм и десять 76/45-мм скорострельных орудий, четыре 47-мм малокалиберных Бронирование палуба 25 мм, на скосах 63 мм, щиты орудий 51 мм, рубка 102 мм. В 1904 г выстроены две единицы «Ниитака» и «Цусима» Принимали участие в русско-японской войне «Ниитака» погиб в ураган в 1922 г , «Цусима» выведен в резерв в 1930 г , с 1936 г употреблялся в качестве учебного судна, в 1939 г. разоружен и стал плавучей казармой, потоплен в 1944 г американской авиацией.

Неудача с реализацией экстравагантных идей Бертэна не осталась незамеченной внимательными японцами еще за три года до трагедии с «Мацусимой» В первой половине 90-ых годов XIX века было решено более не пользоваться одолжениями французов Министры микадо скоро переадресовались назад, к главным соперникам — англичанам И очень удачно именно в 1890-е годы началось стремительное восхождение по пирамиде его фирмы конструкторов и славы Армстронга Фактически, как раз они во многом создали современный японский флот Мы уже говорили об эльсвикском «Есино», вооруженном только скорострелками и развивавшим 23 узла, что сделал так много для победы над китайцами при Ялу Он под флагом адмирала Цубоя возглавил «летучую эскадру», складывавшуюся из самые быстроходных крейсеров, атаковавшую противника с фланга и совсем развалившую его строй.

В состав «летучей эскадры» вошли самые быстроходные и современные крейсера, кроме «Есино», еще эль-свикские же «Нанива» и «Такатихо», и первый современный продукт японской постройки — «Акицусима» Он очень сильно напоминал уменьшенный вариант американского «эльсвикца» — «Балтимора» (что неудивительно, потому, что оба проекта составлял основной конструктор Армстронга Уильям Уайт) и строился из материалов, привезенных из Британии.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Первыми крейсерами всецело японской постройки стала пара «Сума» и «Акаси» Отечественным наконец-то было фактически все, начиная от проекта и заканчивая материалами, оборудованием и механизмами Исключением оставалась артиллерия дабы не плодить лишние типы орудий и снарядов, их покинули британскими, производства все того же Армстронга Английское влияние, пускай и косвенно, оставалось еще весьма сильным оба корабля во многом напоминали «Акицусиму» по характеристикам и компоновке Некоторым шагом вперед стало введение паровых автомобилей тройного расширения с вертикальным размещением цилиндров, но котлы очевидно «тянули назад» локомотивный тип к тому времени уже полностью провалился сквозь землю со всех более либо менее больших боевых судов Они стали настоящей головной болью механиков и не разрешили развить контрактную скорость, и без того в полной мере скромную на фоне быстроходных «элсвиков» Не сходу все удалось и с этими качествами, как мореходность Вошедший в строй первым «Сума» был не хватает остойчивым и очень сильно заливался волнами, исходя из этого достройку «Акаси» задержали, поменяв конструкцию корпуса, ставшего гладкопалубным Потом на обоих крейсерах заменили архаичные паровозные котлы на современные водотрубные, но в русско-японскую войну этим судам было нужно много пострадать в походах, пробуя поддерживать что-то похожее на полный движение.

Строились отечественные крейсера до тех пор пока все еще через чур продолжительно, от четырех до пяти лет С этими темпами при наличии всего двух верфей, талантливых производить довольно большие суда, японский флот безнадежно отставал бы от своих амбициозных замыслов Исходя из этого поиски за рубежом продолжались И не без успеха во второй половине 90-ых годов XIX века Армстронг поставил очередной красивый крейсер При водоизмещении чуть менее 4200 т «Такасаго» имел весьма замечательное оружие, включавшее несколько 203-мм, десять 120-мм и двенадцать 76-мм скорострельных орудий Наряду с этим у корабля была красивая защита, которая,согласно точки зрения его создателей, имела возможность противостоять кроме того 8-дюймовым боеприпасам Так, толщина скоса палубы в центре достигала 114 мм Помимо этого, корпус имел много влагонепроницаемых отсеков, число которых перевалило за сотню Еще пара полностью подобных единиц была заказана В США компаниям Крампа и «Юнион Айрон Уоркс» Потому, что в то время заокеанская разработка еще отставала от возможностей эльсвикских «кудесников», «Касаги» и «Титосэ» имели пара водоизмещение и большие размеры при тех же защите и вооружении Необходимо заметить, что «британец» был и более быстроходным, достигая проектных 23,5 узла, в то время как «американцам» было нужно ограничиться 22,5 Главный недочёт этих весьма замечательных для собственного размера боевых единиц вызывался как раз их силой Два с половиной десятка орудий, защищенных только маленькими щитами, размешались на палубе столь тесно, что любой боеприпас, разорвавшийся в том месте, имел возможность произвести полное опустошение среди расчетов С восьмидюймовками появились в полной мере понятные неприятности Тяжелый 113-килограммовый боеприпас было бы сложно удержать на отнюдь не широкой качающейся палубе кроме того громадному гренадеру, а тем более — совсем не богатырского сложения японским морякам Исходя из этого конструкторы попытались максимально оказать помощь прислуге, снабдив подачу и установку электромоторами Доставляемые элеватором из погребов боезапаса боеприпасы выкладывались на особую тележку, которая ездила по рельсам, проложенным на палубе сзади орудия Затолкнуть боеприпас с таковой тележки в казенную часть пушки было, конечно же, существенно проще, но все это «ЖД хозяйство» оставалось очень сильно уязвимым для неприятельских попаданий, а также осколочных.

Ясно, что столь основательно нагруженные суда владели очень умеренными мореходными качествами.

Однако эта троица вместе с испытанным и столь же быстроходным «Есино» в русско-японскую войну составила 3-й отряд крейсеров, весьма деятельно употреблявшийся для наведения и разведки на соперника собственных основных сил Они доставляли много неприятных мин. отечественным морякам, прозвавшим их за настырность «собачками» Но, одна из «дворняжек» не дожила до Цусимы «Такасаго» подорвался на мине в декабре 1904 года.

Нужно подчернуть, что эти сильные суда строились страно скоро «Такасаго» вошел в строй ровно через два года по окончании закладки, а его американские «двоюродные братья» — кроме того еще стремительнее.

Но и японцы не находились на месте Следующая пара отечественных крейсеров, «Цусима» и «Ниитака», стала куда более успешной, чем многострадальные «Сума» и «Акаси» За счет повышения водоизмещения приблизительно на 700 т они взяли единое оружие из шести 6-дюймовок, дополненных десятком 76-миллиметровок Суда оказались в полной мере мореходными и владели завидной остойчивостью Само собой разумеется, их 20-узловая скорость пара терялась на фоне зарубежных рекордов, но ее удалось развивать без особенных неприятностей Снизилось и время постройки основной верфи страны в Екосука удалось ввести в строй «Ниитаку» через два дней и 20 года по окончании закладки, фактически догнав ведущие компании основных морских держав Примечательно, что оба имели капризные котлы пресловутого типа Никлоса, в большинстве случаев очень сильно охаиваемые историками и нашими специалистами (по большей части на примере «Варяга»), но в течении всей карьеры японские моряки особенных неприятностей с ними не испытывали.

А вот следующий крейсер отечественной постройки, «Отова», стал первым, у которого были еще и котлы отечественной марки Немудряще названные «Канпон» (другими словами «военно-морские», либо «флотские»), они имели более высокие параметры пара, чем большинство западных моделей (включая те же изделия Никлоса) и были очень неприхотливыми и надежными в работе Пара меньшие если сравнивать с предшественниками размеры судов вынудили возвратиться к смешанному оружию из 6-и 4,7-дюймовок по типу «Акаси», но скорость удалось расширить до 21 узла Все японские бронепалубные крейсера, как быстроходные «собачки», так и менее скоростные единицы, сошедшие со стапелей в Курэ и Екосуке, широко применялись в русско-японскую войну Они были практически прислугой на все руки, неся дозоры у Порт-Артура и осуществляя поиск и тактическую разведку в сражениях Нужно заявить, что руководство опасалось более больших и превосходивших по оружию (всех, не считая «собачек») русских «6-тысячников» и предпочитало держать собственные легкие крейсера на солидном расстоянии и от них, и тем более от отечественных броненосцев Но «мелочь» приняла очень активное участие в отыскивании и добивании разгромленной 2-й Тихоокеанской эскадры, пользуясь своим численным превосходством Так, «Отова» и «Ниитака» без неприятностей догнали поврежденную «Светлану» и утопили ее по окончании полуторачасового боя Но данный яркий боевой успех являлся скорее исключением Та же пара плюс отряд адмирала Уриу («Нанива», «Такатихо», «Акаси» и «Цусима») вшестером не смогли совладать со ветхим броненосным крейсером «Дмитрий Донской», не смотря на то, что и очень сильно повредили его Не всегда хватало и скорости, потому, что активная работа основательно «подсадила» автомобили и котлы фактически всех единиц, немногие из которых к Цусимскому сражению имели возможность развить более 18 узлов Так, «Титосэ и «Акицусима» не смогли догнать «Изумруд», прорвавшийся через кольцо неприятеля при сдаче остатков эскадры Однако деятельность японских малых крейсеров направляться признать и нужной, и успешной Свидетельством тому есть тот факт, что до Владивостока добрались лишь четыре русских легких корабля.

По окончании завершения войны с Россией и без того очень пестрый по составу японский крейсерский флот обогатился еще и трофеями В следствии к 1907 году создалась неповторимая обстановка Во флоте микадо сейчас имелись крейсера производства практически всех главных морских государств Англии, Франции, США, Германии, Италии и России1 вооружения и систем Невообразимая смесь механизмов, разные приёмы и кораблестроительные принципы Но как раз опыт их эксплуатации открыл для японских конструкторов недоступную для инженеров вторых держав возможность выбрать наилучшее И данный опыт скоро воплотился в уникальные и сильные суда.

В. КОФМАН

Пускай расцветают все цветы | БИЗНЕС-ЗАМЫСЕЛ

Статьи, которые будут Вам интересны: