Самоходная артустановка «уралмаш-1»

Самоходная артустановка «уралмаш-1»

В сентябре 1944 года «Уралмашзавод» приступил к производству СУ-100, ставшей лучшей отечественной средней САУ периода Второй мировой (подробнее о ней — в приложении «Бронеколлекция» № 1/2000). Эта военная машина, вооруженная замечательной 100-мм пушкой и владевшая бронезащитой и неплохой манёвренностью, имела, однако, значительные недочёты, характерные для всех самоходок с передним размещением боевого отделения.

Из-за применения все более длинноствольных пушек возрастал габаритный размер САУ по длине, и, как следствие, громадный вылет ствола впереди корпуса затруднял маневрирование в узких проходах и ограничивал проходимость по пересеченной и лесистой местности; центр тяжести перемещался вперед и приводил к перегрузке передних опорных катков; не получалось создать удовлетворительное походное крепление орудия. И все же предстоящее повышение боевой мощи самоходных установок потребовало применения еще более длинноствольных орудий, установить каковые в САУ, сконструированной на базе танка Т-34, становилось неосуществимым. Для этого была нужна новая база с более рациональным размещением агрегатов и узлов.

К ответу данной задачи «Уралмашзавод» приступил летом 1944-го. До Января этого года конструктор Н.В.Курин создал много эскизных проектов новых САУ с применением базы всех существовавших в то время советских танков, как с трансформацией их компоновки, так и без.

В октябре 1944 года завод представил в Технический совет Наркомтанкопрома для рассмотрения пять следующих проектов:

— СУ-122П, вооруженную 122-мм пушкой Д-25, к тому моменту уже изготовленную в металле и удачно прошедшую заводские опробования;

— ЭСУ-100, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с задним размещением боевого отделения и электротрансмиссией;

— СУ-100-М-1, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с применением агрегатов танка Т-34, по-новому скомпонованных в корпусе с задним размещением боевого отделения;

— СУ-100-М-2, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с применением двигателя В-2-44 и новой компоновкой моторно-трансмиссионных агрегатов танка Т-44 в корпусе с задним размещением боевого отделения;

— СУ-122-44, вооруженную 122-мм пушкой Д-25, с применением базы и агрегатов танка Т-44 при переднем размещении боевого отделения.

Технический совет признал лучшим проект СУ-100-М-2.

Приказом Наркома танковой индустрии № 625 от 26 октября 1944 года «Уралмашзаводу» было предложено завершить проектирование, выпустить чертежи и изготовить опытные образцы СУ-100-СУ-2 и М-122-44.

Самоходная установка СУ-101:

1 — 100-мм пушка Д-10С; 2 — тубус для банника пушки; 3 — дымовые шашки; 4 — направляющее колесо; 5 — ведущее колесо; 6,11 — коробки ЗИП; 7 — правый выхлопной патрубок; 8—прибор наблюдения МК-4; 9 — бронеколпак вентилятора; 10 — левый выхлопной патрубок, 12 — люк механика-водителя; 13 — пулемет ДШК; 14 — антенна; 15 — дверь для посадки экипажа

Продольный разрез СУ-101

Но на протяжении предстоящей работы, уже в декабре 1944 года, стало известно, что длина и масса СУ-122-44 через чур громадны.

Одновременно с этим СУ-100-М-2 с задним размещением боевого отделения получалась компактной, протяженность ее быстро уменьшалась, масса не выходила из норм автомобили среднего класса, бронирование существенно усиливалось. Основываясь на этих итогах, директор завода Б.Г.Музруков решил продолжать работу лишь над СУ-100-М-2. В январе 1945 года народный комиссариат направил на завод особую рабочую группу, призванную разглядеть обстановку на месте и высказать собственные замечания.

В начале Марта в Технический совет Наркомтан-копрома и в Армейский совет Бронетанковых и механизированных армий Красной Армии был представлен окончательный проект самоходки с задним размещением боевого отделения. По итогам дискуссии проекта нарком Танкопрома издал приказ № 107 от 7 марта 1945 года, в соответствии с которым для доработки был покинут лишь проект с задним размещением боевого отделения и назначен срок изготовления опытного образца — 1 мая того же года.

Учитывая только громадную заслугу «Уралмашзавода» в деле создания новой военной машины, она взяла наименование «Уралмаш-1».

В разработке проектной документации САУ учавствовали конструкторы А.М.Лехтцинд, И.И.Эммануилов, А.Г.Гайворонский, Г.Ф.Ксюнин, И.Ф.Вахрушев, Л.А.Пинус, Е.А.Карлинский, Е.И.Линькова, Д.А.Гериев, В.Л.Лихоманов, Н.Н.Ефимов, А.Д.Нехлюдов и другие; неспециализированное управление осуществлял основной конструктор Л.И.Горлицкий.

Бронекорпус САУ:

1 — корпус антенного ввода; 2 — корпус командирской башенки; 3 — кронштейн упора балансира; 4 — отверстие для оси балансира; 5 — торсион надвентиляторного люка; 6 — лючки заливных горловин топливных баков; 7 — люк панорамного прицела; 8 — бойницы для стрельбы из личного оружия; 9 — командирский люк; 10 — лючок заливной горловины масляного бака; 11 — лючок д ля слива масла из картера коробки передач; 12 — пробка для слива горючего; 13 — подмоторный люк; 14 — пробка для слива горючего из кормового бака; 15 — пробка д ля слива масла

В Марте — апреля велось изготовление двух опытных образцов, причем на одном из них, взявшем индекс СУ-101, устанавливалась 100-мм пушка Д-10С, на втором, под индексом СУ-102, — 122-мм пушка Д-25С.

К моменту окончания ВОВ были изготовлены оба умелых примера и раздельно — корпус САУ для определения обстрелом его бронестойкости.

САУ «Уралмаш-1» представляла собой машину, относящуюся к типу закрытых самоходных установок с задним размещением боевой рубки и трансмиссии — и передним двигателя.

Корпус сваривался из катаных броневых страниц, которым придавались рациональные углы наклона.

Толщина лобового страницы корпуса равнялась 90 мм при угле наклона 27°, толщина лобового страницы рубки — 122 мм при угле наклона 35“. Бортовые страницы имели толщину 75 мм, кормовой — 40 мм. Наряду с этим рубки и кормовой лист корпуса выполнялся неспециализированным. Справа в нем был прямоугольный входной люк, закрывавшийся броневой дверью.

На крыше рубки размещался круглый люк с вращающейся крышкой, в которую был вмонтирован смотровой прибор начальника.

Пушка Д-10С устанавливалась в лобовом странице корпуса в литой броневой маске. Ее ствол поддерживал габариты корпуса на 630 мм. Угол возвышения составлял плюс 18°, склонения минус 2°, горизонтального наведения 22,5“. Высота линии огня — 1760 мм. В боекомплект входило 35 унитарных выстрелов.

На машине устанавливались телескопический прицел ТШ-19 и панорама. На кольце основания крышки люка начальника крепился зенитный пулемет ДШК. Его угол возвышения составлял плюс 84° 20′, склонения минус 6°. Боекомплект — 450 патронов.

Двигатель В-2-44 размешался на протяжении оси автомобили в передней части корпуса справа.

Слева от двигателя размещался механик-водитель. Агрегаты силовой передачи были заимствованы у танка Т-34 с некоторыми трансформациями. В частности, в связи с передним размещением ведущих колес в коробке передач изменилось направление вращения валов. Коробка взяла новый картер. Основной фрикцион насаживался не на носок коленчатого вала, а на хвостовик ведущего вала коробки передач.

Для охлаждения тормозных лент и коробки передач на фланце левой бортовой передачи устанавливался вентилятор.

Подвеска САУ — личная, торсионная, подобная подвеске танка Т-44. Гусеничный движитель заимствовался у танка Т-34. При массе 34,1 т машина развивала скорость до 54 км/ч. Экипаж складывался из четырех человек.

СУ-102 (1945 г.)

Для внешней связи самоходка оборудовалась радиостанцией 9-РС, для внутренней — ТПУ-ЗбисФ, световой сигнализацией и танкофоном для двусторонней связи начальника с механиком-водителем.

СУ-102 отличалась от СУ-101 лишь главным оружием. На ней была установлена 122-мм пушка Д-25С. Угол возвышения равнялся плюс-минус 18,5°, склонения — минус 0°24′, горизонтальный сектор наведения — 19°. Боекомплект — 28 выстрелов раздельного заряжания. Масса автомобили возросла незначительно и составила 34,8 т.

В течение лета — осени 1945 года проходили заводские опробования обеих САУ и отработка их конструкции. Было нужно изменять и дорабатывать последовательность устройств и механизмов, в частности охлаждения двигателя и агрегаты вентиляции — температура в отделениях управления (особенно в первом) и боевом была высокой — переделывалось все управление машиной, перемещалось в более эргономичную территорию механика-водителя и без того потом.

В следствии интенсивной слесарей сборщиков и работы-конструкторов обе умелые автомобили были доведены до готовности к полигонным опробованиям.

Самоходные установки «Уралмаш-1» имели последовательность преимуществ если сравнивать с ранее созданными отечественными САУ. Новая компоновка разрешила сделать машину более компактной, повысилась возможность маневра в ограниченных проходах и на пересеченной местности.

Экипаж сейчас имел возможность при необходимости покидать машину через кормовой люк под прикрытием корпуса. Замечательное бронирование кроме этого стало результатом более плотной компоновки. Неспециализированная оценка конструкции корпуса по окончании полигонных опробований обстрелом была высокой: корпус САУ «Уралмаш-1» был по бронестойкости выше, чем корпуса всех других отечественных танков и САУ, а также ИС-2 и ИСУ-152.

Равномерным было и распределение нагрузки на опорные катки ходовой части, что заметно снизило ее износ. Размещение боевого отделения позади разрешало при необходимости вооружить САУ еще более длинноствольным орудием.

К тому же, отмечались и недочёты новых самоходок: не удалось преодолеть тесноту боевого отделения, в нем стало меньше свободного места, чем у СУ-100; не обращая внимания на все усовершенствования в совокупности охлаждения двигателя, условия работы механика-водителя из-за большой температуры в отделении управления были непереносимыми. Отмечалось и сильное действие на переднюю часть крыши корпуса ударной волны при выстреле.

По всей видимости, эти, и другие обстоятельства (окончание войны, сокращение численности армии, наличие в армиях громадного количества только что выпущенных самоходок, принятие на вооружение танка Т-54, оснащенного 100-мм пушкой) побудили остановить работы над новыми САУ.

Самоходную артиллерийскую установку СУ-101 возможно заметить в Военно-историческом музее бронетанкового оружия и техники в подмосковном городе Кубинка.

М.

БАРЯТИНСКИЙ

Су 101 либо Уралмаш-1

Статьи, которые будут Вам интересны: