Заря самоходной артиллерии. британский монстр

Вряд ли возможно с точностью выяснить, в то время, когда зародились самоходные артиллерийские установки «как жанр» — в итоге, такой в полной мере можно считать как дульнозарядную пушку времён восстания махдистов в Судане в 1885 году, установленную на верблюда (и лишь попытайтесь возразить, что это орудие не самоходное!), так и мортиры на ЖД платформах с древесными противопульными защитными щитами, употреблявшиеся в эру Гражданской войны в Соединенных Штатах.

Помимо этого, в обязательном порядке направляться учитывать, что спектр применения САУ как до, так и по окончании Второй мировой вовсе не исчерпывается противотанковой борьбой. В исторической базе это в первую очередь штурмовые орудия, предназначенные для уничтожения пехоты и разрушения укреплений, либо мобильные орудия для стрельбы с закрытых позиций. Ярким предшественником САУ есть конная артиллерия.

Заря самоходной артиллерии.<!--more--> британский монстр
А вот и храбрец отечественного предстоящего рассказа

Предвидим в полной мере честное возражение: в благословенные архаические времена до появления двигателей внутреннего сгорания орудия постоянно буксировались лошадьми, ну либо в крайнем случае перевозились по железной дороге.

Но имеется значительная подробность. Мобильная конная артиллерия очень сильно отличалась от простой: пушки были облегчённые, в подразделения входили особые повозки для снарядов либо по большому счету таковые перевозились лошадьми во вьюках, расчёты передвигались кроме этого верхом. Была нужна развёртывания и максимальная быстрота выдвижения, в то время как простые полевые пушки перемещались вместе с пехотой и со скоростью пехоты.

К началу Первой мировой наконец-то показались орудия, буксируемые машинами, тракторами либо броневиками, но тут имелась собственная специфика, быстро затруднявшая использование моторизованной мобильной артиллерии.

На этом снимке превосходно видны боеукладка (в случае если это возможно так назвать) и само орудие

Додуматься, в чём состояла трудность, очень легко: позиционная война, местность изрыта воронками и напоминает скорее лунный пейзаж. Трактор, быть может, и пройдёт, но машина на колёсном шасси — ни за что. Какой из этого напрашивался вывод, разумеется: армии нужна самоходная артиллерийская установка на гусеницах.

Машинально решалось сходу пара вопросов: проходимость в условиях пересечённой местности, определённая мобильность, а при наличии минимального бронирования — и защита экипажа.

Тут небходимо отметить, что первые французские танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер» по сути являлись не столько танками, сколько самоходными штурмовыми орудиями — пушки пребывали в передней части корпуса, владея не самыми выдающимися углами вертикального и горизонтального наведения. В то время, когда во Франции осознали бесперспективность таковой схемы оружия на тяжёлых танках (да ещё и владеющих ужасающим по своим ходовым показателям «тракторным» шасси!), им на смену пришли лёгкие, манёвренные и стремительные FT-17, владевшие неслыханно инновационным и передовым оснащением: вращающейся башней, разрешающей вести круговой обстрел…

"Так я и думал, с данной стороны никак не лучше!"

А вот изобретение самой первой хорошей самоходной артиллерийской установки всё-таки в собственности британцам как ярким создателям танка. В 1916 году, по окончании битвы на Сомме, стало ясно, что простая артиллерия за ушедшей в прорыв военной техникой попросту не успевает по изложенной выше причине — местность, изрытая боеприпасами, непроходима. Помимо этого, в большинстве случаев танки не успевали добраться до позиций артиллерии неприятеля, размешавшейся, в большинстве случаев, далеко за линиями обороны — а это означало, что наступавшая вместе с военной техникой пехота несла неприемлемые утраты от шрапнели.

Следовало любым методом придумать, как как раз перемещать тяжёлую артиллерию за наступающими пехотинцами и танками. Очевидность ответа в самом деле была однозначна: требуется гусеничный движитель, но мало кто в английском армейском ведомстве имел возможность представить себе хороший «ромб», оснащённый крупнокалиберным орудием. Таковое попросту не влезло бы в танк, а мощности стандартного двигателя танка Mark I в 105 лошадиных сил для движения данной конструкции не хватило бы при всём жажде.

Как в большинстве случаев в таких случаях и не редкость, отыскалась яркая голова, решившая насущный вопрос: майор Дж. Грегг, трудившийся на компанию Metropolitan Carriage Wagon and Finance, создававшую танки, внес предложение забрать за базу шасси «ромба» и на данной базе сконструировать транспортёр для 60-фунтовой (127 мм) пушки (исходно, позже установили другие орудия).

Смотрелась первая САУ жутковато. Никто не спорит, танки Mk-I также не отличались пленительной наружностью, но у ромбов всё-таки было некое изящество, присущее военной технике. А вот Gun Carrier Mark I был страшилищем, каких поискать.

Верхом бронеэстетики это, само собой разумеется, не назвать – но, однако, это первая САУ в мире

Это не пехота, решившая отдохнуть и прокатиться на громадной металлической штуковине. Это орудийный расчёт и экипаж в полном составе

Gun Carrier Mark I не через чур был похожим собственного яркого прародителя — танк Mark I. Дорожки, по которым шли траки, уменьшили по высоте и сделали практически плоскими. В задней (от орудия) надстройке прямоугольной формы по центру самой САУ размещался карбюраторный 105-сильный двигатель Daimler. Трансмиссия размешалась в противоположной от орудия стороне.

В двух рубках, смахивающих на скворечники, по левому и правому бортам размещались два «рулевых»-мехвода, по одному человеку для производства поворотов САУ (вправо либо влево) по каждом борту — значительно чаще вторым механиком-водителем являлся начальник артиллерийского расчёта.

Уникальная двойная хвостовая тележка от танка Mark I особенных трансформаций не претерпела — предназначалась она для преодоления ям, рвов и воронок на ходу САУ по полю боя и для помощи в маневрировании. В средней части (от размещения совокупностей управления перемещением) разместили фактически незащищённую артиллерийскую установку, которая имела возможность сниматься с транспортёра.

Не обращая внимания на то, что у мехводов Gun Carrier Mark I был хороший обзор вперёд и на собственный борт, связь между кабинами отсутствовала, а потому в движении координатором действий двух водителей выступал начальник САУ. Механик, как на корабле, следил за работой двигателя.

Превосходно видна колёсная тележка

Одним словом, у майора Грегга, как начальника проекта, оказался очень устрашающий агрегат, не смотря на то, что, само собой разумеется, в боевой технике основное не красота, а практичность. Но и с практичностью также имелись большие трудности. Во-первых, Gun Carrier Mark I весил двадцать восемь с половиной тысячь киллограм при мощности двигателя всего в сто пять лошадиных сил.

Во-вторых, большая скорость кроме того на ровной местности не превышала шести км/ч, а запас хода оценивался в тридцать семь километров.

Увы, но это была главная неприятность танков Первой Мировой. В боевых условиях экипажам настоятельно рекомендовалось забирать запас горючего в канистрах, что значительно влияло на безопасность: канистры крепились снаружи, была громадна возможность возгорания при попадании осколка.

Но это, что именуется, частности. Главный вопрос — оружие. На шасси Gun Carrier Mark I штатно возможно было установить два типа орудий: пятидюймовую полевую пушку либо шестидюймовую гаубицу.

Размешались они в центре корпуса на особой станине, ствол торчал между «скворечниками» мехвода и начальника. Вдобавок, стрелять конкретно с гусеничного шасси имела возможность только гаубица — пятидюймовку приходилось снимать с танка при помощи рельсового механизма в передней части корпуса и ставить на простой полевой лафет. Колёса для лафета перевозились на бортах.

Из этого вытекает неприятность работы экипажа, которому приходилось до крайности непросто. В случае если пламя вела гаубица, механик-командир и водитель расчёта обязаны были покинуть собственные кабины — в противном случае не избежать тяжелейшей контузии и ожогов пороховыми газами. Монтирование пятидюймовки на простом лафете было сложным и потребовало отточенных навыков, и являлось очень небезопасным мероприятием, в особенности в условиях сражения — расчёт не был ничем защищён от обстрела неприятелем.

Ну и «открытая» перевозка снарядов по большому счету угрожала детонацией боезапаса при прямом попадании.

Манёвренность Gun Carrier Mark I не просто была не на высоте, её попросту не было: десятиметровый агрегат на просёлках не вписывался в повороты, и машину приходилось «доворачивать» посредством лошадей либо тракторов, появляйся таковые поблизости. Переустановка пятидюймовой пушки с шасси на простой лафет занимала около часа — о какой мобильности тут по большому счету может идти обращение? Ну и наконец, мест для артиллерийского расчёта не было, и пушкари шли пешком рядом с машиной.

В лучшем случае — имели возможность ехать на крыше.

До сих пор остаётся открытым вопрос: успели повоевать Gun Carrier Mark I либо нет? Мнения разнятся. Всего Военное министерство заказало пятьдесят автомобилей, из них сорок восемь несли оружие, а ещё две переоборудовали в вспомогательные инженерные средства с тяжёлым краном, призванным извлекать из воронок и грязи повреждённые танки Mk.

Боевые Gun Carrier объединили в две роты по двадцать четыре аппарата в каждой.

Переделка Mark I в кран (практически что БРЭМ) для поднятия танков из воронок и ям

Сохранилось хватает фотографий этих САУ на марше либо в условиях полевых лагерей, но какие конкретно или сведения о боевом применении отсутствуют. Но как мы знаем, что Gun Carrier употреблялись как подвозчики и транспорты снарядов с декабря 1917 года.

Тут артиллерийские транспортёры непременно принесли большую пользу — въедливые интенданты английского военного ведомства подсчитали, что один Gun Carrier Mark I заменял 290 носильщиков, которых вдобавок следовало бы кормить, одевать и снабжать личным оружием. По окончании окончания Великой войны все транспортёры были разрешены войти на слом — к величайшему сожалению, ни одной неповторимой автомобили не сохранилось — только в армейском мемориале в деревне Позьер (Франция) возможно встретиться с ней муляж, но без штатного обвеса и «вооружения».

БРЭМ на базе Gun Carrier Mark I за работой – с повреждённым танком, ноябрь 1917

Однако, они были самыми первыми артиллерийскими САУ в истории! Имел возможность бы показаться и второй вариант Gun Carrier, прототип готовься , но в 1918 году война кончилась, и надобность в нём отпала. Помимо этого, военная идея сосредоточилась на предстоящей разработке простых танков — стало ясно, что оружие должно размешаться в башне, а шестидюймовую гаубицу в том направлении не вложишь.

Развитие САУ приостановилось до тридцатых годов, не смотря на то, что отдельные проекты оказались в СССР и в Америке — с самоходками экспериментировал известный Уолтер Кристи.

Муляж Gun Carrier Mark I в Позьере

А в то время, когда началась Вторая мировая, все воюющие державы внезапно отыскали в памяти, что мобильная артиллерия поразительно нужна, и начался взрывной рост выпуска этих автомобилей, тем более что уже были созданы подходящие танковые шасси. Но это уже совсем вторая история.

LASTMISS

Статьи, которые будут Вам интересны: