«Прист» и «секстон» — самоходные гаубицы союзников

«Прист» и «секстон» — самоходные гаубицы союзников

Ссамого начала Второй мировой В США внимательно смотрели за ходом военных действий в Европе и, нужно сообщить, делали в целом верные выводы из чужого опыта. В частности не остались незамеченными и первые факты применения германскими армиями самоходных артиллерийских установок. Уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века американцы развернули работы по созданию артсистем подобного назначения.

Как и при с самоходными истребителями танков («Моделист-конструктор» № 1, 2002), первые варианты САУ, вооруженных полевыми гаубицами, были созданы на базе полугусеничного БТР М3. На первой установили качающуюся часть 75-мм горной гаубицы М1А1, на второй — 105-мм полевой гаубицы М2А1. Эти автомобили взяли обозначение Т30 НМС и Т19 НМС соответственно.

Сокращение НМС расшифровывается как Howitzer Motor Carriage, что в дословном переводе свидетельствует «моторный экипаж с гаубицей», ну а в смысловом — самоходная гаубица.

Ни та ни вторая машина не была стандартизирована, что и растолковывает наличие в их индексах буквы Т, которую приобретали только прототипы либо опытные образцы. Но они были признаны ограниченно годными и за неимением лучшего запущены в серийное производство (выпущено 500 единиц Т30 и 324 Т19).

В массовых количествах эти автомобили производить не стали, поскольку полугусеничный БТР был через чур ненадежной платформой для артиллерийского орудия.

И в случае если довольно легкая 75-мм гаубица была ему еще «по плечу», то массу и силу отдачи 105-мм орудия он выдерживал с большим трудом. Однако обе самоходки успели повоевать на Филиппинах, в Северной Африке а также в Италии, причем везде они несли тяжелые потери.

В это же время уже в октябре 1941 года, по инициативе тогдашнего командующего танковыми армиями армии США генерала Джекоба Деверса компанией Baldwin Locomotive были изготовлены и посланы для опробований на Абердинский полигон в штате Мэриленд два умелых примера 105-мм самоходной гаубицы с применением шасси среднего танка М3. Автомобили взяли обозначение Т32.

В открытой сверху неподвижной броневой рубке прямоугольной формы на своем стандартном лафете, включая часть станин и нижний станок, устанавливалась 105-мм полевая гаубица М2А1. По окончании опробований в Абердине в первых числах Февраля 1942 года автомобили перевезли в Форт-Нокс, где опыты с самоходками продолжились. По итогам опробований на автомобилях усилили броневую защиту рубки, уменьшили угол возвышения гаубицы и установили зенитный пулемет.

В апреле 1942 года САУ приняли на вооружение под обозначением 105 mm Howitzer Motor Carriage М7. Первые серийные самоходки покинули цехи компании American Locomotive Company в том же месяце. Производство длилось до августа 1943-го, в то время, когда по окончании выпуска 2814 автомобилей его прекратили. Но в первой половине 40-ых годов XX века изготовление М7 возобновилось снова — с марта по октябрь было выпущено 500 самоходных гаубиц.

В марте 1945 года к производству М7 присоединилась компания Federal Machine and Welder Company, собравшая 167 боевых автомобилей этого типа.

Самоходная гаубица M7:

1 — 105-мм гаубица; 2— 12,7-мм зенитный пулемет; 3 — ящик для снаряжения; 4 — направляющее колесо; 5 — опорный каток; 6 — ведущее колесо; 7 — сиденье наводчика; 8 — боеукладка; 9 — бронировка турели зенитного пулемета; 10—подвижная бронировка пушки; 11 — крышка смотрового люка механика-водителя

Компоновка самоходной гаубицы M7B1:

1 — 105-мм гаубица; 2 — 12,7-мм зенитный пулемет; 3 — укладка арт-выстрелов; 4 — масляный радиатор; 5 — радиатор; 6 — привод вентилятора; 7 — двигатель; 8 — подвесной пол; 9 — аккумуляторные батареи; 10 — лафет орудия; 11 — генератор; 12 — сиденье механика-водителя; 13 — педали и рычаги управления; 14— коробка передач

Самоходная гаубица «Секстон»:

1 — 25-фунтовая гаубица; 2 — прицел гаубицы; 3 — рубка; 4 — антенны радиостанции № 19; 5 — катушка с телефонным кабелем; 6 — укрывочный брезент; 7 — направляющее колесо; 8 — ведущее колесо; 9—коробки с артвыстрелами; 10 — ящик с радиостанцией; 11 — подвижная бронировка; 12 — крышка смотрового люка механика-водителя

Самоходки ранних выпусков изготавливались на базе средних танков М3, у которых заимствовались ходовая часть, трансмиссия и двигатель.

Лобовая часть корпуса планировала из трех литых подробностей, причем правая из них была ниже, чем центральная и левая. Это было связано с изюминками конструкции корпуса танка М3, имевшего орудийный спонсон по правому борту. У более поздних автомобилей уже употреблялось шасси среднего танка М4 «Шерман», сперва кроме этого с лобовой частью из трех подробностей (уже однообразных по высоте), соединявшихся между собой и с корпусом болтами, а после этого с цельнолитой.

Отливка носовой части в один момент являлась картером бортовых передач и дифференциала. Ее болтовое крепление к корпусу облегчало разборку носовой части для демонтажа этих агрегатов и коробки передач.

Открытая сверху боевая рубка, сваренная из плоских броневых страниц толщиной 12,7 мм, размешалась в средней части корпуса. В амбразуре ее лобового страницы была установлена 105-мм полевая гаубица М2А1 с небольшой подвижной бронировкой.

Угол горизонтального наведения вправо составлял 30°, влево — 15°. Вертикальное наведение осуществлялось в пределах от — 5° до +35°.

САУ ранних выпусков имели боекомплект, складывавшийся из 57 унитарных выстрелов, после этого, за счет сокращения сидячих мест членов экипажа, он был увеличен до 69 выстрелов. В боекомплект входили осколочно-фугасные, кумулятивные, зажигательные и дымовые боеприпасы.

Большая дальность стрельбы равнялась 10 424 м. Скорострельность — 8 выстр./мин.

В правой передней части боевой рубки на турели, укрепленной на особой башенке цилиндрической формы, устанавливался 12,7-ммзенитный пулемет Browning М2НВ. Боекомплект пулемета складывался из 300 патронов.

В кормовой части САУ с маленьким наклоном вперед, как и на базисном танке М3, устанавливался 9-цилиндровый четырехтактный, звездообразный карбюраторный двигатель Continental R-975-EC2 воздушного охлаждения мощностью 340 л.с. при 2400 об/мин. Он разрешал 23-тонной военной машине развивать большую скорость 38,6 км/ч. Емкость четырех топливных баков составляла 662,4 л, что снабжало запас хода в 193 км/ч.

На САУ более позднего выпуска, изготовленных на базе среднего танка М4, устанавливался двигатель Continental R-975-C1 мощностью 350 л.с.

Трансмиссия САУ складывалась из двухдискового главного фрикциона сухого трения, смонтированного в маховика двигателя, карданного вала, пятискоростной коробки передач с синхронизаторами, двойного дифференциала типа Клетрак и бортовых передач.

В ходовую часть по каждому борту входили шесть обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три балансировочные тележки, подвешенные на вертикальных буферных пружинах, три поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным натяжным механизмом и ведущее колесо переднего размещения со съемными зубчатыми венцами. Причем на САУ ранних выпусков поддерживающие катки устанавливались над тележками подвески, как на танке М3, а на последующих автомобилях они крепились к тележкам посредством кронштейнов со смещением назад.

Гусеницы — резино-металлические мелкозвенчатые цевочного зацепления по 79 траков любая.

К 1944 году стандартным и самый распространенным в американской армии вариантом танка «Шерман» стал М4АЗ. В марте 1944 года на шасси этого танка началось производство самоходной гаубицы М7В1.

От САУ М7 она отличалась в основном силовой установкой — 8-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем Ford GAA мощностью 500 л.с. Данный мотор разгонял самоходку до большой скорости 42 км/ч. В остальном, за исключением МТО, машина фактически не изменилась. До февраля 1945 года из ворот завода компании Pressed Steel Car Company вышли 826 самоходных гаубиц М7В1.

В войска новые самоходки начали поступать в первой половине 40-ых годов XX века, причем как в американскую, так и в британскую армии. В последней артиллеристы обратили внимание на характерную форму башенки для зенитного пулемета, напоминавшую кафедру проповедника, и присвоили машине прозвище Priest («прист» — священник), скоро ставшее ее официальным наименованием. В ноябре 1942 года в составе 5-го полка Королевской конной артиллерии «присты» участвовали в бою у Эль-Аламейна.

Потом, впредь до мая 1945 года, они широко применялись англичанами и американцами в военных действиях в Италии и Северо-Западной Европе. Американская армия использовала эти самоходки и в битвах с японскими армиями на островах Тихого океана.

Англичане переоборудовали некое число «пристов» в бронетранспортеры.

По предложению начальника 2-го канадского корпуса генерала Г.Саймондса в первых числах Августа 1944 года на протяжении наступления на Фалез 76 самоходно-артиллерийских установок М7 были переоборудованы для транспортировки пехоты. С САУ сняли гаубицы и все внутреннее артиллерийское оборудование, амбразуры заварили, а рубки по высоте нарастили бронелистами. Из оружия остался лишь штатный крупнокалиберный зенитный пулемет на турели.

Любой полученный так БТР Priest Kangaroo («Кенгуру») имел возможность перевозить до 15 пехотинцев. В армиях эти бронетранспортеры довольно часто называпи defrocked Priest, другими словами «священник, лишенный духовного сана».

В послевоенный период САУ М7 состояли на вооружении в армии США и последовательности вторых стран. Принимали участие в войне в Корее.

Причем как раз в Корее особенно остро выявился недочёт «Приста», на что артиллеристы в первый раз обратили внимание еще в Италии в 1944—1945 годах. Речь заходит о неспособности данной автомобили, из-за через чур малого для гаубицы угла возвышения, вести пламя с обратных скатов высот, что было очень важным в условиях горной местности. В Италии, дабы как-то выйти из положения, американцы насыпали земляные рампы, заезжая на каковые, САУ занимали положение под углом 15—30° к горизонтали.

Так получалось повысить угол возвышения орудий. Для корейского фронта пошли вторым методом. На САУ М7В1 105-мм гаубицу установили в боевом отделении так, что большой угол возвышения достиг +65°. Для этого было нужно значительно увеличить высоту линии огня.

Со своей стороны, было нужно нарастить и пулеметную башенку, чтобы обеспечить возможность стрельбы из зенитного пулемета на 360°. В данный вариант, взявший обозначение М7В2, переделали 127 самоходок М7В1. Самоходные гаубицы М7В2 широко применялись американской армией вплоть до конца корейской войны. В середине 1950-х годов «присты» всех модификаций были сняты с оружия американской армии.

Но это не означало финиша их военной карьеры, потому, что во многих вторых государствах они эксплуатировались значительно продолжительнее. Так, к примеру, пакистанские армии применяли «присты» на протяжении распрей с Индией в 1965 и 1971 годах. На протяжении арабо-израильской войны 1967 года эти САУ использовались Армией обороны Израиля. Снова повидавшие виды самоходки пошли в бой в первой половине 70-ых годов XX века— на протяжении войны «Судного дня».

Это были последние боевые действия с их участием.

Уже в ходе разработки САУ Т32 британский генштаб захотел взять самоходную установку, вооруженную штатной английской 25-фунто-вой полевой гаубицей Mk II, потому, что калибр в 105 мм не являлся стандартным в английской армии. В соответствии с-5тим пожеланием в июне 1942 года на второй опытный образец САУ Т32 установили британскую гаубицу.

Переоборудованная так машина взяла обозначение Т51. Она поступила на Абердинский полигон для опробований, длившихся до начала 1943 года, в то время, когда программа разработки Т51 была прекращена в пользу подобной канадской программы. Последняя предусматривала установку 25-фунтовой гаубицы на шасси канадского крейсерского танка Ram («Моделист-конструктор» № 1, 2002). Первый прототип таковой автомобили был передан на опробования в конце 1942 года.

В начале 1943-го машину, взявшую обозначение 25 pounder Ram Carrier (дословно это возможно перевести как «носитель 25-фунтовки на шасси Ram») советовали к серийному производству. Обозначение скоро поменяли на 25 pounder Self-Propelled Gun, Sexton — 25-фунтовая самоходно-артиллерийская пушка «Секстон». «Секстон» в переводе с английского значит «пономарь». Так британцы продолжили традицию присвоения самоходным гаубицам названий, соответсвовавших разным санам служителей церкви.

Конструктивно «Секстон» была подобна американской САУ М7. Открытая сверху сварная прямоугольная боевая рубка занимала центральную часть корпуса. В рубке со смещением влево от оси автомобили устанавливались качающаяся верхний станок и часть 25-фунтовой (87,6-мм) гаубицы. Нижний станок без станин и элементов хода приваривался к двум траверсам пола боевой рубки.

Амбразура в лобовом странице рубки была закрыта полукруглой подвижной бронировкой-спонсоном, снабжавшей горизонтальное наведение 25° влево и 15° вправо. Углы вертикального наведения колебались в пределах от — 9° до +40°. В боекомплект гаубицы входили 117 выстрелов раздельного заряжания, 112 из которых размещались в коробках под полом боевого отделения, а пять — в коробках в правой кормовой его части. Для стрельбы из гаубицы употреблялись фугасные, бронебойные и дымовые боеприпасы.

Звездообразный 9-цилиндровый карбюраторный авиамотор Continental R975-4 мощностью 484 л.с. разрешал 26-тон-ной военной машине развивать скорость до сорока километров/ч. Запас хода составлял 290 км. Экипаж САУ складывался из 6 человек.

САУ «Секстон» выпускалась в двух вариантах. Первые 124 автомобили взяли обозначение «Секстон I».

Последовавшие за ними 2026 «Секстон II» базировались на агрегатах танков Ram поздних выпусков. Снаружи, действительно, они отличались только выполненными заодно с корпусом коробками для размещения аккумуляторных генератора и батарей в кормовой части корпуса. Помимо этого, начиная со 147-й автомобили, они оснащались двумя пулеметами Bren, предназначенными для стрельбы и самообороны по воздушным целям.

Самоходки «Секстон II» взяли и 15,5-дюймовые металлические канадские мелкозвенчатые (ход трака 117 мм вместо 152 мм у американских) гусеницы и ведущие колеса с 17 зубьями. «Секстоны» обеих модификаций про-изводипись компанией Montreal Locomotive Works до конца 1945 года.

Самоходные гаубицы «Секстон», начиная с 1944 года, употреблялись в военных действиях британскими, канадскими и польскими армиями в битвах в Италии и Северо-Западной Европе и зарекомендовали себя как в полной мере успешные военные машины.

На вооружении британской армии они состояли до середины 1950-х годов, а на вооружении армий Индии, Италии, Португалии и ЮАР еще продолжительнее.

Рассказ о самоходной гаубице «Секстон» был бы не полным без упоминания о ее самый малоизвестном варианте, созданном в Австралии.

Потому, что все попытки взять самоходки для испытательно-иследовательских целей из Англии были бесплодными, в июле 1949 года в Австралии был дан зеленый свет на разработку самоходной гаубицы собственной конструкции. Нужно заявить, что в силу специфики театра боевых действий, на котором было нужно сражаться австралийским армиям — острова Юго-Тихого океана и Восточной Азии, — к концу 1940-х годов Зеленый континент был заповедником открыто устаревшей бронетанковой техники.

В австралийской армии в то время имелись две танковые бригады, одна оснащенная «матильдами», вторая — танками «Грант II» (МЗА5). На базе последнего и разрабатывалась австралийская самоходная гаубица. Наряду с этим учитывалось, что канадский танк Ram имел такое же шасси, что и МЗА5.

Исходя из этого в базу австралийского проекта были положены чертежи, полученные из Канады.

У «Гранта» ликвидировали башню, спонсон и верхнюю часть боевого отделения, а вместо всего этого установили боевую рубку, полностью аналогичную по конструкции с рубкой «Секстона». Оружие — 25-фунтовая гаубица — кроме этого было заимствовано у канадского прототипа.

В следствии машина оказалась снаружи весьма похожей на «Секстон». Быстро кидающиеся в глаза отличия — это двери в бортах корпуса, доставшиеся в наследство от «Гранта», и ходовая часть от «Шермана», которой были оборудованы все австралийские «гранты» в первой половине 40-ых годов XX века. Место механика-водителя было перенесено ближе к правому борту, что лишь добавило сходства с «Секстоном». САУ, как и базисный танк, оснащалась дизелем Дженерал моторс 6046 G-71 мощностью 375 л.с.

Первый пример был собран в армейских механических мастерских в Монегетте во второй половине 40-ых годов XX века. Опробования прототипа проводились на полигоне в Пукапунуапе. По их успешном завершении армейский завод в Бендиго взял заказ на 13 боевых автомобилей.

Первая серийная машина покинула цехи в ноябре 1950 года, а последняя — в конце 1952-го. Продолжительно велись споры о заглавии САУ. Официально предложенное наименование выяснилось столь громоздким, что его отвергли сами армейские. В итоге самоходная гаубица стала называться Yeramba («ерамба» — приспособление, благодаря которому австралийские аборигены метали дротики).

Новые самоходки поступили на вооружение 22-го полка Королевской австралийской полевой артиллерии и в его составе принимали участие в огневой помощи подразделений 2-й танковой бригады на протяжении маневров в Пукапунуале. Освоение боевых автомобилей артиллеристами облегчалось тем, что буксируемые 25-фунтовые гаубицы были штатным оружием австралийской армии и употреблялись в ней до 1962 года.

Но, жизнь самоходок была недолгой; во второй половине 50-ых годов двадцатого века в Австралии списали всю устаревшую технику—«матильды», «гранты», а вместе с ними и «ерамбы». На данный момент только танковый музей Королевского австралийского механизированного корпуса в Пукапунуапе есть обладателем комплектного экземпляра единственной самоходно-артиллерийской установки австралийской конструкции.

М.

БАРЯТИНСКИЙ

«Коалиция»: богиня войны. Военная приемка

Статьи, которые будут Вам интересны: