Средний среди средних
По окончании Второй мировой американская армия была без перспективного среднего танка. «Шерман» уже исчерпал фактически все возможности модернизации, а М26 «Першинг» создавался как тяжелый танк, и не смотря на то, что был позднее переклассифицирован в средний, таковым, по сути, не являлся в основном из-за низкой удельной мощности.
Занять роль главного танка армии США «Першингу» мешало да и то, что разное оборудование — ремонтноэвакуационное, понтонное и второе — было вычислено на машину класса «Шерман», имевшую массу около 30—35 тысячь киллограм. Для замены этого оборудования требовались громадные затраты, а по окончании войны авиационное лобби в Соединенных Штатах всячески пробовало доказать, что танки как оружие устарели, и потребовало направить все средства на разработку новой авиатехники.
Исходя из этого до 1948 года удалось совершить лишь модернизацию М26, заключавшуюся по большей части в установке более замечательного двигателя.
Но сильное отставание от СССР вынудило американцев принять во второй половине 40-ых годов XX века новую программу танкостроения. Она предусматривала создание легкого танка Т41, среднего Т42 и тяжелого Т43.
В качестве первого без особенных неприятностей отправился в серию М41 «Уокер Бульдог» (подробнее о нем — в издании «Моделист-конструктор» № 9’2000), действительно, был он достаточно ненужным, поскольку время хороших легких танков уже прошло. Второй — Т43 — с некоторыми проблемами все же был запущен в серию и по окончании модернизации стал последним американским тяжелым танком М103.
Третий — Т42 — воображал собой самый занимательный танк из данной троицы.
При массе 36 т он имел достаточно мелкий корпус на пятикатковой ходовой части. В нем американцы наконец-то решились убрать пулеметчика, сидящего рядом с водителем, что к тому времени было уже анахронизмом. При принятия Т42 на вооружение армия США взяла бы полноценный средний танк, в чем-то уступающий, а в чем-то и превосходящий коммунистический Т-54, и все послевоенное американское танкостроение пошло бы По другому пути.
Но вышло так, что Т42 так ни при каких обстоятельствах и не был принят на вооружение.
Двадцать пятого июня 1950 года началась корейская война. Пренебрежение к формированию танков в Соединенных Штатах появилось сходу. Под ударами северокорейских Т-34-85 американские части побили все рекорды драпа. И не смотря на то, что позже с переброской и наращиванием сил в Корею М26 и его модернизированной версии М46 обстановку удалось стабилизировать, весёлого было мало, поскольку сражаться приходилось далеко не с новыми советскими танками.
При появления на поле боя Т-54 обстановка лета 1950 года в полной мере имела возможность бы повториться.
В следствии началась лихорадочная модернизация танковых американских войск. Наконец-то были выделены необходимые средства, но попытки довести до серийного выпуска Т42 не увенчались успехом — новая ходовая часть потребовала доработки. Исходя из этого было решено поставить башню Т42 на М46 — так показался на свет М47 «Паттон II».
Действительно, это решение кроме этого потребовало времени на трансформацию как корпуса М46, так и башни Т42, и на корейскую войну М47 уже не попал.
Средний танк M47:
1 — 90-мм пушка; 2 — 12,7-мм зенитный пулемет Browning М2НВ; 3 — колпак вентилятора; 4 — ящик для снаряжения; 5 — крепление канистры; 6 — выхлопной патрубок; 7 — ведущее колесо; 8 — натяжной ролик: 9 — опорный каток; 10 — направляющее колесо; 11 — 7.62-мм курсовой пулемет Browning М1919А4; 12 — люк пулеметчика; 13 — окуляры стереоскопического дальномера; 14 — прицел наводчика; 15 — люк начальника; 16 — антенные вводы; 17 — кронштейн крепления пушки по-походному; 18 — ящик с телефоном для связи пехоты с розеткой подключения и экипажем танка к телефонной линии; 19 — жалюзи крышки МТО; 20 — люк механика-водителя
Литая башня М47 имела обтекаемую форму, очевидно навеянную конструкциями башен советских танков, не смотря на то, что и имела кормовую нишу, где размешалась боеукладка первой очереди из 11 снарядов.
Удобство заряжания американцы предпочли урокам фронтового опыта, показывающего, что при попадании в башню эта боеукладка довольно часто детонирует.
В башне М47 было смонтировано 90-мм орудие М36, имевшее в зависимости от модификации Т-образный, цилиндрический либо такой же, как у М46, дульный тормоз. Вести пламя из орудия имел возможность как наводчик, так и начальник, имевший собственный прицел (в Т42 начальник не имел прицела).
Не считая перископического, в распоряжении наводчика имелся стереоскопический дальномер, установленный подобно башне германского умелого танка «Пантера» Ausf.F. наводчик и Командир размещались в правой части башни, а заряжающий — слева. В башне Т42 он имел лючок для выброса стреляных гильз, но в М47 его ликвидировали — снарядостойкость вышла на первое место.
Форма башни М47 была шагом вперед если сравнивать с М46, но американцы перестарались, стремясь уменьшить ее внутренний количество, для чего разместили люк и командирскую башенку заряжающего в выступах башни. В следствии показались вогнутости, замечательно улавливающие боеприпасы. Эту неточность исправили уже на М48, сделав башню по примеру советского танка Т-54 всецело выпуклой.
Корпус М47 кроме этого отличался от М46. Его лобовая часть стала более обтекаемой, между местами пулемётчика-и механика водителя провалился сквозь землю колпак вентилятора. Но ликвидировать самого пулеметчика и ослаблявшую лобовой лист пулеметную установку американцы в очередной раз не решились.
Ходовая часть М47 была подобна М46 (лишь число поддерживающих катков сократилось до трех на борт). Созданная еще для М26, с передним катком, связанным сложным механизмом с ленивцем и к тому же имевшим направленный вперед балансир, и особым натяжным роликом (американцы весьма опасались соскакивания гусеницы) между звёздочкой и последним катком, эта ходовая часть стала главным препятствием к увеличению скорости.
Не обращая внимания на повышенную мощность двигателя, большая скорость танка не возросла (не смотря на то, что средняя по местности и увеличилась). Переход на дизельным двигатель у американских танков также затянулся, и М47 имел такой же 810-сильный бензиновый двигатель воздушного охлаждения, что и М46.
В следствии танк М47 не стал эталонным в американском танкостроении, поступил в американскую армию в очень ограниченном количестве (две дивизии на территории ФРГ) и был скоро заменен на М48.
Но он деятельно поставлялся армиям государств НАТО и вторым зависимым от США режимам, исходя из этого неспециализированный выпуск составил 8676 единиц.
Танки М47 поступили на вооружение армий Франции, ФРГ, Италии, Испании, Австрии, Португалии и других европейских стран. Взяли М47 и Республика Корея с Тайванем. В будущем, заменяя их в собственных армиях более идеальными автомобилями (как собственной разработки, так и американской), данные государства реализовывали либо передавали М47 менее развитым государствам.
Так его взяли Турция, Иран, Пакистан.
Предпринималась попытка модернизировать М47, действительно, без особенного успеха. Французы ставили на него пушку от АМХ-30, итальянцы — британскую 105-мм пушку L7, а австрийцы — дизель собственной разработки. Все эти автомобили остались в разряде прототипов, поскольку модернизация не особенно повышала боевую сокровище танка, но очень сильно повышала его цена.
Помимо этого, по собственной конструкции М47 не весьма доходил для модернизации.
Его шасси, созданное еще во Вторую мировую войну, не было вычислено на громадные скорости перемещения и все его резервы были использованы еще в М46, исходя из этого при установке более замечательного двигателя требовалось поменять и ходовую часть. Расширить защиту также не представлялось вероятным из-за сложной формы башни, что создавало неприятности при экранировке.
А из-за наличия на башне вогнутостей не было возможности поставить динамическую защиту, поскольку расположенные в местах вогнутости контейнеры со взрывчаткой сносили бы соседние контейнеры.
Исходя из этого важных программ модернизации М47 было всего две, обе с американской помощью, в Иране и Испании. В Испании компания Talbot с участием американской кампании Chrysler в 1970-е годы осуществила модернизацию танков М47 до отметки М47М1 и Е47Е2.
При переделке М47 в М47Е1 трансмиссия и двигатель заменялись на новые — американского производства. Новый двигатель — дизель AVDS-1790-2A — вместе с модернизированной ходовой частью (были заменены амортизаторы и удален натяжной ролик) разрешил развивать скорость до 54 км/ч против 48 до модернизации. В корпусе ликвидировали место пулеметчика, за счет чего боекомплект возрос до 77 снарядов. У водителя показался пассивный прибор ночного видения.
На башне смонтировали четыре дымовых гранатомета, а спаренный с пушкой пулемет Browning заменили на MG42. Помимо этого, установили новую совокупность управления огнем.
При модернизации до отметки М47Е2 в башне устанавливалась германская пушка Rh-105 с боекомплектом в 42 боеприпаса. Всего же в вариант М47Е1 было переделано 330 танков и 46 — в вариант М47Е2. Броневая защита осталась прошлой.
Тактико-технические характеристики танков
В Иране для модернизации танков М47 в вариант М47М в первой половине 70-ых годов двадцатого века американской компанией Bowen-McLaughlim-York был выстроен завод.
Изготовление опытных образцов осуществлялось в Соединенных Штатах. На танке устанавливалась совокупность управления огнем от М60А1, двигатель, трансмиссия, и корма и крыша корпуса взаимозаменяемые с М48АЗ и М60А1. Фактически была заменена вся приборная начинка корпуса. Ликвидировано место пулеметчика, что разрешило расширить боекомплект пушки до 77 снарядов.
В ходовой части удалили натяжной ролик, поменяли ведущее колесо, установили амортизаторы от М60 и новую гусеницу. Это разрешило расширить скорость до 55 км/ч и запас хода до 600 км. До 1975 года было модернизировано 400 иранских танков и 147 танков Пакистана.
Но никакие модернизации уже не могли продолжить жизнь данной военной машины. В тех государствах, где она еще оставалась на вооружении к началу 1990-х годов, ее начали выводить в резерв, переделывать в мостоукладчики, инженерные автомобили и тому подобное. Лишь Португалия, Пакистан и Иран еще сохраняют на вооружении некое количество танков этого типа.
В Австрии М47, закопанные по башню, применяют на границе в качестве дотов. Любопытно подчернуть, что в 1960-е годы в Австрии на М47 служил будущий «терминатор» — актер Арнольд Шварценеггер. Сравнительно не так давно танк «терминатора» был отыскан, восстановлен и как музейный экспонат доставлен в Соединенных Штатах.
А по большому счету М47 в музеях бывает, не смотря на то, что данный танк ничем очень не прославился, но исправно нес работу в армиях многих государств.
В. МАЛЬГИНОВ