Традиции и новации

Традиции и новации

Завершение начало войны и Второй мировой войны «холодной» поставило кораблестроителей ведущих государств в весьма нелегкое положение. Каким будет флот ближайшего будущего? Вразумительно ответить на данный вопрос не имел возможности никто. С одной стороны, военно-инженеры и морские теоретики взяли большой опыт военных действий на море, что, казалось бы, заслуженно имел возможность принимать во внимание критерием истины.

Иначе, прогресс в военной технике былстоль стремительным, что угнаться за ним не всегда представлялось вероятным. Радиоэлектроника, реактивная авиация, управляемые ракеты, ядерное оружие—все эти новации потребовали осмысления, и самым разумным ответом тут было бы не торопиться и «выдержать паузу». Но позволить себе такое имели возможность разве что Соединенные Штаты: к концу 1945 года они имели громадный флот и по , праву считались неоспоримым мировым фаворитом.

Другие же страны, в особенности те, чьи ВМС понесли важные утраты, ожидать не могли и приступили к постройке новых судов срочно. Результат данной выдумки стал в полной мере закономерным: первые послевоенные эсминцы, создававшиеся на базе предшествовавших проектов, к моменту вступления в строй были морально устаревшими и фактически негодными для ответа боевых задач в новых условиях.

За восстановление флота взялся и СССР. В октябре 1945 года Совет народных комиссаров утвердил 10-летнюю судостроительную программу, по которой планировалось выстроить более трех тысяч кораблей ВМФ и катеров, а также 34 крейсера, 188 подводных лодок 367 и эсминцев. Причем в целях экономии времени решили максимально применять готовые проекты с их минимальной доработкой.

В частности, строительство серийных эсминцев предлагалось развернуть по чертежам «Огневого» (см. «Моделист-конструктор» №11 за 2001 г.). Тот факт, что корабль не в полной мере отвечал предъявляемым требованиям еще на момент утверждения проекта (1939 год!), почему-то никого не смутил.

Головной эсминец проекта 30-бис «Храбрый» вошел в строй Советского ВМФ к 70-летию И.В.Сталина, в декабре 1949 года.

По компоновке и архитектуре он повторял «Огневой», отличаясь только пара увеличенными размерениями и легко усиленным зенитным оружием. Торпедные аппараты стали пятитрубными (но, по спецификации они такими же должны были быть и на «тридцатках» — их просто не успели изготовить). Рост водоизмещения отправился, в основном, на увеличение конструкции запаса и усиление корпуса горючего.

Громадное внимание уделялось улучшению технологичности постройки, например, цельносварной корпус предусматривал возможность секционной сборки. Последнее сыграло ключевую роль: огромную серию судов (70 единиц) удалось выстроить всего за пять лет.

А при сооружении одного из судов — «Талантливого»—был установлен непревзойденный рекорд: от закладки эсминца до подписания приемного акта прошло меньше десяти месяцев — случай для отечественной индустрии неповторимый.

«Тридцатки-бис» вместе с крейсерами типа «Свердлов» стали собственного рода «визиткой» Советского ВМФ 50-х годов — по большей части благодаря красивому «миноносному» силуэту. Действительно, не считая эффектного внешнего вида, остальные преимущества этих судов были вызывающими большие сомнения.

Эсминцы владели нехорошей мореходностью, недостаточной дальностью плавания, старомодной энергетикой, не сильный средствами обнаружения, неэффективным зенитным и противолодочным оружием… В целом они соответствовали стандартам 30-х годов, опоздав появиться лет на пятнадцать! Суда проекта 30-бис были уникальными эсминцами послевоенной постройки с неуниверсальной артиллерией.

Увы, но постройка самой большой в истории отечественного флота серии эсминцев в один момент была и самой непродуманной тратой денег.

Англия к моменту завершения Второй мировой морально еще не готовься распрощаться со званием «владычицы морей» и потому отказываться от постройки новых судов не хотела. Как мы уже знаем, Королевский флот начал оснащаться более-менее современными эсминцами типа «Бэттл» (см. «Моде-лист-конструктор» №8 за 2001 г.) лишь к 1945 году.

Причем большинство «бэттлов» к окончанию военных действий все еще пребывала в стадии постройки. Кроме этого на стапелях пребывали и суда типа «Бэттлекс» (серия «Уэпон»— «Оружие»). Последние были меньше по размерам, несли скромное оружие из спаренных 102-мм зениток в открытых палубных установках, но владели повышенной живучестью энергетической установки за счет машинных отделений и разнесения котельных.

Снаружи «Бэттлекс» выделялся необыкновенным силуэтом: в первый раз по окончании известных «трайблов» английский эсминец стал двухтрубным, но наряду с этим узкая носовая труба была запрятана вовнутрь решетчатой мачты.

293. Эсминец «Дэринг», Англия, 1952 г.

Строился компанией «Суон Хантер». Водоизмещение стандартное 2830 т, полное 3580 т. Протяженность громаднейшая 118,8 м, ширина 13,1 м, осадка 4,1 м. Мощность двухвальной турбинной установки 54 000 л.с., скорость 34,7 узла.

Оружие: шесть 114-мм универсальных орудий, шесть 40-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего выстроено 11 единиц: восемь в 1952—1954 годах в Англии и три в 1957— 1958 годах в Австралии. Один из английских судов в первой половине 60-ых годов двадцатого века реализован Австралии, а два вторых — Перу в первой половине 70-ых годов XX века.

294.

Эсминец «Храбрый» (проект 30-6ис), СССР, 1949 г.

Строился на заводе имени А. А.Жданова в Ленинграде. Водоизмещение стандартное 2316 т, полное 3066 т. Протяженность громаднейшая 120,5 м, ширина 12 м, осадка 3,9 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60 000 л.с., скорость 36,5 узла. Оружие: четыре 130-мм орудия, две 85-мм зенитные пушки, семь 37-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего в 1949—1953 годах выстроено 70 единиц. Позднее 16 судов переданы вторым государствам (два — Польше, шесть—Египту и восемь—Индонезии).

295. Эсминец «Сюркуф», Франция, 1955 г.

Строился на верфи в Лорьяне.

Водоизмещение стандартное 2750 т, полное 3740 т. Протяженность громаднейшая 128,6 м, ширина 12,7 м, осадка 5,4 м. Мощность двухвальной турбинной установки 63 000 л.с., скорость 34 узла. Оружие: шесть 127-мм универсальных орудий, шесть 57-мм и четыре 20-мм автомата, четыре трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1955—1957 годах выстроено 12 единиц.

В то время в Адмиралтействе уже имелись созданные чертежи нового эсминца, что наконец был лишен явных недочётов собственных предшественников. Проект утвердили еще в феврале 1945 года и до окончания войны успели выдать заказ на постройку 16 судов. Действительно, головной «Дэринг» заложили лишь в сентябре 1945-го.

Последовавший после этого финансовый кризис вынудил пересмотреть судостроительные программы в сторону их резкого сокращения, но серию новых дестройеров удалось отстоять, не смотря на то, что и сокращенной до восьми единиц.

«Дэринг» воображал собой увеличенный «Бэттл» с третьей 114-мм архитектурой и башней наподобие «Уэпона». Это был достаточно большой корабль: штат его экипажа соответствовал рангу крейсера с кэптеном (капитаном 1 ранга) во главе.

Корпус в первый раз для английского судостроения выполнялся цельносварным (что, кстати, позвало большое количество технологических неприятностей). Паротурбинная установка имела повышенные параметры пара и владела хорошей живучестью за счет более успешной компоновки. Благодаря новым котлам и усовершенствованной редукторной приставке «Дэринг» на 590 тоннах нефти имел возможность пройти 20-узловым ходом 4440 миль, тогда как меньшему по размерам «Бэттлу» для данной цели потребовалось бы не меньше 700 т топлива.

Использование двух рулей разрешило улучшить маневренность — если сравнивать с предшественником, диаметр циркуляции уменьшился с 608 до 480 м. На последних четырех судах серии применили еще одно новшество — электрооборудование на переменном токе напряжением 440 В.

Оружие «Дэринга» включало в себя три новые всецело механизированные 114-мм башенные артустановки Мк-VI.

Сами орудия не изменились, но за счет более идеальной совокупности подачи боезапаса (на любой ствол сейчас трудились два снарядных и один зарядный элеваторы) эффективность стрельбы заметно повысилась. Торпедное оружие — два пятитрубных 533-мм аппарата — сначала соответствовало «Бэттлу», но потом было полностью демонтировано. Фактически говоря, на «Дэринге» и заканчивается эволюция хороших торпедных судов Ройял Нэйви.

Франция в рамках программы восстановления собственного флота не обошла стороной и эсминцы. Суда типа «Сюркуф» проектировались в конце 40-х годов на базе опыта Второй мировой. По схеме размещения оружия они очень сильно напоминали довоенный «Ле Харди», но были больше и оснащались торпедами и артиллерией нового поколения.

Подходящей пушки у французов не было, и ее было нужно разрабатывать заново. Так показалось полуавтоматическое 127-мм 54-калиберное универсальное орудие, созданное с американской помощью и талантливое стрелять американскими же снарядами. «Сюркуф» был вооружен шестью такими пушками в трех спаренных башенных установках; их дополняли достаточно замечательные 57-мм автоматы, и пара «эрликонов».

Размещение торпедных аппаратов на палубе смотрелось пара старомодным: они устанавливались не в диаметральной плоскости, а парами у бортов. Причем назначение их было разным: кормовая пара стреляла простыми дальноходными торпедами против надводных судов, а носовая — самонаводящимися против подводных лодок. В этом отношении «Сюркуф» возможно назвать переходной ступенью от хорошего эсминца к многоцелевому эскортному кораблю недалекого будущего.

Тут уместно подметить, что сразу после Второй мировой французский флот принял новую классификацию судов, из которой эсминцы (contre-torpilleur) формально были исключены.

296. Эсминец «Импетуозо», Италия, 1958 г.

Строился на верфи в Рива Тригозо. Водоизмещение стандартное 2775 т, полное 3810 т. Протяженность громаднейшая 127,6 м, ширина 13,2 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной турбинной установки 65 000 л.с., скорость 34 узла. Оружие: четыре 127-мм универсальных орудия, шестнадцать 40-мм автоматов, один трехтрубный 533-мм торпедный аппарат, один бомбомет. Всего выстроено две единицы: «Импетуозо» и «Индомито».

О царившем тогда разброде в вопросах тактического применения надводного флота косвенно может свидетельствовать тот факт, что за шесть лет «Сюркуф» четыре раза переводили из одного класса в второй: во второй половине 40-ых годов XX века он значился «быстроходным эскортером ПВО» (escorteur rapide anti-aerien), с 1952-го— «эскортером 1 класса» (escorteur de 1 classe), с 1953-го — «быстроходным эскортером» (escorteur rapide) и с 1955-го — «эскадренным эскортером» (escorteur d’escadre).

Всего в 50-е годы французы выстроили 12 судов типа «Сюркуф» и пять типа «Дюпрэ».

Последние выделяют в независимый тип только из-за усиленного радиолокационного и противолодочного оружия (противокорабельные торпедные аппараты заменили реактивным бомбометом «Бофорс»). В остальном обе серии эсминцев полностью аналогичны.

Италия к созданию первых послевоенных эсминцев приступила сразу же по окончании вступления во второй половине 40-ых годов XX века в Североатлантическом альянсе.

Очевидно, о прежних претензиях на господство на Mare Nostrum обращение уже не шла, и новые суда сейчас строились только в единичных экземплярах. «Импетуозо» и «Индомито» разрабатывались на базе «дальних родственников» фаворита «Ташкент» —легких крейсеров типа «Капитани Романи», но имели меньшее водоизмещение. По составу радиоэлектронного оборудования и вооружения они практически в точности соответствовали американскому «Гирингу», за исключением торпедных аппаратов (итальянцы ограничились одним трехтрубным).

Помимо этого, вместо бомбометов «Хеджехог» «Импетуозо» взял новый трехствольный противолодочный бомбомет — это был единственный в Италии пример морского оружия собственной разработки.

Подводя результат, возможно утверждать, что не смотря на то, что на Западе эсминцы первого послевоенного поколения в техническом отношении были в первых рядах советских, устарели и те и другие фактически в один момент. Начиналась эра ракетно-ядерного противостояния, и требования к надводному флоту радикально изменились.

С. БАЛАКИН

новации — и Молодёжь традиции (г. Одинцово, 2015.12.17) — Осипов А.И.

Статьи, которые будут Вам интересны: