«Умеренность и ещё раз умеренность»

«Умеренность и ещё раз умеренность»

Мы покинули управление флота «владычицы морей» на границе 20-х и 30-х годов XX века в глубоких раздумьях довольно будущего крейсерского флота. Всецело заменить ветхие крейсера предельными 10-тысячетонными «вашингтонскими», вооруженными восьмидюймовыми орудиями, очевидно не удалось. Англии требовалось 50, в самом нехорошем случае — 40 крейсеров, в то время как число выстроенных «каунти» и строящихся «урезанных» «эксетеров» не превышало полутора десятков.

Другой «парк» составляли «ветераны» времён Первой мировой, вооружённые шестидюймовками, ещё в полной мере пригодные для борьбы со запасными крейсерами, но уже не талантливые противостоять современным «сотрудникам» возможных соперников в дуэльной обстановке. И, что хуже всего, по крайней мере с позиций лордов Адмиралтейства, они не доходили для совместных действий с флотом, потому, что крейсера, развивавшие в лучшие собственные годы 29 узлов, а сейчас чуть ли талантливые на долгое время превышать 26 — 27, не могли вести в наступление быстроходные эсминцы.

Требовалось безотлагательно отыскать ответ задачи, ставшей классической для раскинувшейся на полмира империи: прикрыть все собственные торговые дороги и вымести с них вражеские рейдеры. В один момент следовало не забыть о линейном флоте, для яркого сопровождения которого требовалось как минимум несколько десятков крейсеров. И всё это при очень ограниченных средствах.

Единственное ответ смотрелось достаточно очевидным: необходимо снизить размеры. Но тут не стоило увлекаться, поскольку через чур мелкие новые суда имели возможность появляться не лучше ветхих, в особенности в части действий в открытом океане.

Исходя из этого главным требованием к новому крейсеру, работы над которым начались во второй половине 20-ых годов двадцатого века, стало обеспечение большой дальности и хорошей мореходности — для работы на океанских коммуникациях, и высокой манёвренности — для действия совместно с эсминцами в составе основных сил. Чисто боевые качества, такие, как оружие искорость хода, оставались на втором замысле.

Действительно, что касается защиты, британцам стало очевидно неуместно «клепать» друг за другом «обнажённые» крейсера: так как число более сильных соперников множилось из года в год. Так что решили снабдить новые «универсалы» трехдюймовым бортовым поясом. Потому, что водоизмеще ние сначала ограничивалось шестью тысячами тысячь киллограм, в итоге оружие машинально откатывалось к проверенным и привычным для данного класса шестидюймовым орудиям.

Предельные «вашингтонские» 203-мм в таковой маленький корабль уже никак не помещались.

Английским конструкторам удалось создать в указанных пределах более чем приемлемый проект. «Линдер» и его систершипы взяли по восемь 152-мм орудий в башнях, широкий броневой пояс в районе механической установки и хорошую защиту погребов в виде классических «бронеящиков».

Корпус создавался на базе «малых вашингтонцев» — «Эксетера» и «Йорка» — и имел высокий борт, что разрешало сохранять большой движение на беспокойстве при действиях в океане. Да и предельная скорость в 32,5 узла смотрелась в полной мере достойно для собственного времени.

Тем более, что в соответствии с новой практикой достигалась она без какой-либо форсировки турбин: британцы наконец всецело отказались от выжимания лишних узлов на опробованиях, разве что дезориентирующих соперника, но чуть ли достижимых на работе.

Всё это смотрелось бы совсем здорово, если бы удалось уложиться в запланированное водоизмещение.

Но на деле на протяжении проектирования «шеститысячники» «потолстели» ровно на тысячу тысячь киллограм, что сказалось и на стоимости, достигшей 600 тысяч фунтов. Так в очередной раз битва за экономию была проигранной. Однако, скромные (пускай и довольно) универсальныекрейсера оказались по душе и морякам, и управлению Адмиралтейства. «Линдер» имел возможность бы стать новым стандартом английского флота: первоначально предполагалось заказать 14 единиц.

Но тут вмешался неоднократно уже упомянутый Английский морской соглашение 1930 года, ограничивший неспециализированный тоннаж во всех категориях армейских судов. В следствии Англии предстояло экономить практически каждую тонну водоизмещения. В категории «В», куда попадали крейсера с 6-дюймовыми орудиями, она имела резерв в 91 000 т, в который укладывались лишь 13 «семитысячников». По окончании продолжительного изучения «тришкиного кафтана» лорды Адмиралтейства решили ограничиться только девятью единицами.

Действительно, вторая серия «линдеров» предполагалась улучшенной. Все тактико-технические характеристики сохранились, но изменилась схема размещения механической установки. Вместо классической линейной (в которой ближе к носу размещались одно за вторым три котельных отделения, за ними следовали два турбинных) конструкторы применили эшелонную, в соответствии с которой турбинные отделения и котельные чередовались.

Так удалось достигнуть более высокой живучести: сейчас корабль не терял движение по окончании любого единичного попадания, кроме того торпедного — по крайней мере, теоретически. Для осуществления задумки было нужно применить более замечательные котлы, число которых ограничивалось сейчас всего четырьмя (по два в каждом отсеке). Визуально крейсера лишились прекрасной широкой трубы, украшавшей первую пятёрку: её заменили две обширно расставленные узкие.

По иронии судьбы, все заложенные суда второй серии попали «младшим братьям» — австралийцам. «Фаэтон» передали ещё на стапеле (он вошёл в строй как «Сидней»), а «Аполло» и «Амфион» стали австралийскими «Пертом» и «Хобартом» уже по окончании того, как проплавали в составе Ройял Нейви два-три года.

По окончании всех этих упражнений у британцев оставался совсем маленький резерв водоизмещения, а новых крейсеров не хватало уже хронически.

Без современного прикрытия оставались основные силы, а флотилии эсминцев не имели хороших фаворитов. В это же время проектанты усиленно трудились за чертёжными досками. Ещё во второй половине 20-ых годов XX века лорды Адмиралтейства получили от них для изучения пять проектов, отличавшихся полной пестротой размеров, вооружения и компоновки. Водоизмещение варьировалось от 3000 т до 5800 т, скорость — от классических 31,5 уз. до претенциозных 38-ми. Но самоё разнообразным смотрелось оружие.

Предлагались шесть а также восемь шестидюймовок в двухорудийных башнях, и пять таких же пушек либо шесть 140-мм в старомодных палубных щитовых установках. Последние варианты, по сути дела, сводили новые крейсера к повторению старичков типа «С» в технологически более современном варианте, что, само собой разумеется, никак не соответствовало велению времени.

Но громаднейшие возражения позвала защита: лишь самый большой, 5800-тонный имел броневое прикрытие, да да и то лишь в течении механической установки, а более небольшие по большому счету фактически были без брони. Такая обстановка никак не устраивала моряков. От конструкторов "настойчиво попросили" на базе среднего варианта водоизмещением в 4200 т с оружием из шести 152-мм орудий в трёх башнях создать прекрасно защищённый крейсер, да ещё с эшелонным размещением котлов и машин.

Наряду с этим разрешалось расширить водоизмещение лишь до 5 млн кг.

Конечно, попытка залить литр «огненной воды» в одну полулитровую бутылку снова не удалась. Инженеры и без того совершили настоящий подвиг, создав мелкий аккуратный кораблик, в один момент хорошо вооружённый и довольно прилично защищённый — толщина броневого пояса составляла 70 мм, а «ящичных» погребов — 76 мм.

Любопытно, что цена снизилась практически в точности в соотношении числа башен: «Аретьюза» стоила около 1200 тыс. фунтов, именно на четверть меньше, чем «Линдер». Но шестидюймовки на малышах достойно «уплотнили» 102-мм зенитным калибром числом четырёх спаренных установок, что давало в сумме восемь стволов — в два раза больше, чем на океанских «универсалах».

Нужно заявить, что такое оружие утвердилось в качестве стандартного, и кое-какие «линдеры» ещё до начала Второй мировой успели перевооружить подобным образом.

В итоге британцы в полной мере преуспели в создании вправду «лёгких» крейсеров, что показал и движение военных действий в разразившейся войне. Кроме того самые мелкие «аретьюзы» показали себя очень достойно.

Все они сражались по большей части в Средиземном море, где основной проблемой оставались авиация и подводные лодки. Головной корабль серии в первой половине 40-ых годов XX века «уловил» авиационную торпеду недалеко от носовых башен. Не смотря на то, что наряду с этим пострадала чуть ли не добрая половина экипажа, более чем 200 человек, крейсер добрался до порта и поднялся на ремонт, длившийся полтора года. Меньше повезло «Галатее», в которую попали сходу три торпеды с германской субмарины и-557.

Мелкий крейсер конечно же не имел возможности выдержать для того чтобы опробования и затонул за 180 секунд, унеся с собой солидную часть команды — 430 человек. Практически столько же погибло на «Пенелопе», кроме этого ставшей жертвой германской подлодки и-557, удачно применившей новое оружие — самонаводящуюся звуковую торпеду.

Нужно заявить, что «малышки» успели до этого очень сильно навредить сопернику. «Пенелопа» и «Аврора» образовали ядро известного Соединения К, базировавшегося на блокированной немцами и итальянцами Мальте. В ноябре 1941 года они разрешили войти на дно все семь судов итальянского конвоя «Дуйсбург», а заодно и закрывавший их эсминец «Фульмине».

Пара дней спустя к грудам железа прибавились транспорты союзника Италии — германские «Просида» и «Марица», а 1 декабря за ними последовали два ценившихся итальянцами и немцами на эсминец золота сопровождения и вес танкера «Альвизе да Мосто».

Последний из сохранившихся миникрейсеров, «Аврора», кроме удач в составе Соединения К добилась нескольких вторых побед, как совместных со «старшими товарищами», потопив в начале 1941 года германский танкер «Бельхен» и в октябре — учебный артиллерийский корабль «Бремзе», так и персональных.

При высадке союзников в Северной Африке крейсер показал, что в полной мере годится для борьбы с самыми большими эсминцами. 8 ноября 1942 года он сражался с тремя эскадренными миноносцами правительства Виши, вынудив два из них выброситься на берег. А на следующий сутки его шестидюймовки всецело вывели из строя громадной фаворит «Эпервье». Практически через год ему выпало тяжёлое опробование: в корабль попала германская авиационная бомба калибром в полтонны.

В принципе, такое попадание в полной мере имело возможность «прикончить» и более большой крейсер, но «Аврора» смогла дойти до спасительного порта. Шепетильно отремонтированный крейсер ожидала ещё продолжительная судьба. Во второй половине 40-ых годов XX века Англия передала его гоминдановскому правительству Китая.

Бывший «англичанин», переименованный в «Чунцин», стал самым большим кораблём тогдашнего китайского флота. В марте 1949 года он перешёл в руки коммунистической Народно-освободительной армии, но в итоге затонул на рейде в Таку. Пролежавший на дне два года, многострадальный крейсер подняли и ввели в строй советские эксперты.

Он пара раз менял заглавия и завершил собственный «жизненный путь» на заводе по разделке во второй половине 60-ых годов двадцатого века.

178. Лёгкий крейсер «Пенелопа» (Англия, 1936 г.)

Строился на верфи ВМС в Чатэме.

Стандартное водоизмещение — 5270 т; полное — 6665 т; большая протяженность — 154,33 м; ширина — 15,56 м; осадка — 5,1 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки — 64 000 л.с., скорость — 32,25 узла. Бронирование: пояс — 57 мм, защита погребов 51 — 76 мм, палуба — 25,4 мм, башни — 25,4 мм. Оружие: три 152/50 мм орудия, восемь 102/45-мм орудий, два зенитных пулемёта, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. В 1935 — 1937 гг. выстроено четыре единицы: «Аретьюза», «Аврора, «Галатея» и «Пенелопа».

Модернизированы в начале войны с установкой восьми 40-мм зенитных автоматов. «Галатея» погибла в декабре 1941 г., «Пенелопа» — в феврале 1944 г., «Аврора» передана Китаю в 1948 г., «Аретьюза» сдана на слом в 1950 г.

179. Лёгкий крейсер «Линдер» (Англия, 1933 г.)

Строился на верфи ВМС в Девонпорте.

Стандартное водоизмещение — 7100 т; полное — 9200 т; большая протяженность — 169,01 м; ширина — 16,81 м; осадка — 6,22 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки — 72 000 л.с., скорость — 32,5 узла. Бронирование: пояс 102 мм, защита погребов — 88 — 25 мм, палуба 32 мм, башни 25 мм. Оружие: восемь 152/50 мм орудий, четыре 102/45-мм зенитные пушки, два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. В 1933 — 1935 гг. выстроено пять единиц: «Линдер», «Аякс», «Ахиллес», «Нептун» и «Орион».

Модернизировались в годы войны — были установлены дополнительные зенитные автоматы. На «Ахиллесе» в 1944 г. снята одна из задних башен и заменена на четыре 4-ствольных 40-мм «пом-пома». Сохранившиеся единицы к концу войны несли 12 — 21 40-мм и до 18 20-мм автоматов. «Нептун» погиб на минах в декабре 1941 года, «Ахиллес» передан Индии в 1948 г., остальные сданы на слом в 1949 г.

180. Лёгкий крейсер «Хобарт» (Австралия, 1936 г.)

Строился на верфи ВМС в Девонпорте.

Стандартное водоизмещение — 6900 т; полное — 8950 т; большая протяженность — 171,1 м; ширина — 17,27 м; осадка — 5,97 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки — 72 000 л.с., скорость — 32,5 узла. Бронирование: пояс 102 мм, защита погребов 88 — 25 мм, палуба 32 мм, башни 25 мм. Оружие: восемь 152/50 мм орудий, четыре 102/45-мм зенитных пушки, два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.

В 1935 — 1936 гг. выстроено три единицы: «Сидней», «Пёрт» и «Хобарт». Перед войной одиночные 102-мм установки заменены на спаренные. «Хобарт» модернизирован в годы войны с установкой четырнадцати 40-мм и десяти 20-мм зенитных автоматов. «Сидней» погиб в декабре 1941 года, «Пёрт» — в марте 1942 года. «Хобарт» сдан на слом в 1962 г.

Не меньше отличились и старшие товарищи «аретьюз», «линдеры». Причём как в удачах, так и в повреждениях.

Пожалуй, самым известным в этом отношении стал «Сидней». Собственную военную карьеру он начал в июне 1940 года, в то время, когда в составе эскадры потопил итальянский эсминец «Эсперо». А в следующем месяце последовал настоящий успех. «Сидней» с пятью эсминцами лихо нападал два итальянских лёгких крейсера, любой из которых имел такое же оружие, как и у него самого.

В итоге преследования был потоплен «Бартоломео Коллеони», сам же «австралиец» пострадал не очень сильно, ограничившись попаданием в дымовую трубу. А вот возвращение в родные воды выяснилось фатальным. В ноябре 1941 года в долгом походе по охране торговых дорог у западной части береговой полосы он встретился с германским запасным крейсером «Корморан».

Затяжная монотонная работа сказалась на бдительности: британцы подпустили странный транспорт через чур близко. Немцы неожиданно подняли боевой флаг и открыли ураганный огонь из всех орудий. «Сидней» взял торпеду и дюжина снарядов ещё перед тем, как сам смог открыть огонь. У него осталось в строю лишь два орудия, отстреливаясь из которых крейсер самым малым ходом отходил от коварного соперника, сейчас превышающего его в огневой мощи. В следствии «Корморан» однако понес наказание.

Он взял большие повреждения и был покинут командой. Но сам «Сидней», помой-му благополучно оторвавшийся от неприятеля, пропал со всем экипажем, не покинув по окончании себя никаких следов либо сообщений. Лишь Сейчас, по окончании долгих поисков, обшарив многие мили океанского дня, водолазы нашли останки крейсера, практически изрешеченного боеприпасами. (В нём насчитали свыше сотни попаданий!)

Что касается остальных австралийцев, то, как мы уже знаем, «Пёрт» погиб в неравном бою с японскими тяжёлыми крейсерами при попытке прорваться из ловушки в Яванском море. А вот «Хобарт» благополучно прошёл через всю войну, не смотря на то, что и был поражён торпедой с японской подлодки. Но смерти от рук японцев он однако не избежал: в первой половине 60-ых годов двадцатого века отслужившего по максимуму ветерана реализовали на разделку в Японию.

не меньше деятельно действовали и «линдеры» первой серии. «Аякс» и «Ахиллес» вместе с «Эксетером» принимали участие в сражении с германским «карманным линкором» «Адмирал граф Шпее» у берегов Уругвая и добились приблизительно 20 попаданий в собственного сурового соперника уже по окончании того, как «Эксетер» перестал работать. Показавшись на Средиземном море, «Аякс» в октябре 1940 года утопил в одном сражении сходу несколько итальянских миноносцев и ещё один повредил.

Он поучаствовал фактически во всех больших битвах на этом театре, временами играясь совсем несвойственную лёгкому крейсеру роль, пребывав под огнём вражеских тяжёлых крейсеров и линкоров.

Его напарник «Ахиллес» был на Тихом океане, где «добросовестно» являлся мишенью для японских самолётов. Его военная карьера закончилась на манер английской «Авроры»: в том же 1948 году крейсер передали взявшей независимость Индии.

Переименованный в «Дели», он продолжительно являлся флагманом индийского флота и ещё в первой половине 60-ых годов XX века стрелял боевыми боеприпасами по португальским армиям, бесполезно пробовавшим отстоять собственные мелкие колонии-анклавы Гоа и Диу. Работа ветерана двух флотов завершилась лишь во второй половине 70-ых годов двадцатого века.

«Нептун» кроме этого входил в состав Соединения К и стал жертвой итальянских мин, подорвавшись сходу на четырёх. Не смотря на то, что тонул он медлительно, но в одиночестве, и вместе с крейсером погибла практически вся его команда.

Огромные утраты в людях понёс и «Орион», не легко повреждённый германскими бомбардировщиками при эвакуации армий с острова Крит. От двух прямых попаданий погибло и взяло ранения 560 человек, включая воинов, переполнивших кубрики крейсера. Однако корабль сохранился, как сохранился и «Линдер» по окончании попадания сокрушительной 610-мм японской торпеды, содержавшей более чем 400 кг взрывчатки.

Удачи Британии в создании более либо менее «экономного» типа крейсера не остались незамеченными потенциальными потребителями в других государствах. В первой половине 30-ых годов XX века аргентинское правительство приняло особую программу, заказав учебный корабль по типу «Аретьюзы». Настойчивые латиноамериканцы решили пройти уже известным нам путём, считая, что корабль возможно «резиновым».

Они "настойчиво попросили" усилить оружие, заменив двухорудийные башни на трёхорудийные, и в один момент обеспечить приём, как минимум, 60 курсантов. Известная компания «Виккерс-Армстронг», конечно же, выполнила пожелания, но за счёт роста водоизмещения до 6500 тысячь киллограм. Мало пострадала и скорость, упавшая до 30 узлов. Но однако в итоге Аргентина взяла весьма хороший корабль, прекрасно вооружённый и защищённый, причём за цену, меньшую, чем английские «малыши» — всего около 1175 тыс. фунтов.

Действительно, в эту сумму со знаком «минус» вошли кое-какие «экспортные мелкие хитрости», такие, как уменьшенное число влагонепроницаемых переборок, более повсеместное применение и лёгкая конструкция сварки (корпуса собственных крейсеров британцы предпочитали собирать при помощи более дорогой клёпки в самые ответственных местах). Однако «Ла Аргентина» замечательно прослужила очень продолжительный срок, совершив массу дальних походов и выйдя в отставку лишь в 1945 году.

Кстати, для Аргентины опыт с экономичным вариантом самого современного крейсера был уже не первым. Началась история с освоением последних достижений кораблестроения во второй половине 20-ых годов XX века, в то время, когда правительство далёкой страны приступило к решительному обновлению собственного крейсерского флота, представленного только «антиками» не меньше чем четвертьвекового возраста. Аргентинцы желали не более не меньше,чем настоящие тяжёлые крейсера, но… недорогие.

Они заявили интернациональный конкурс, что победила итальянская компания «ОТО». Проект воображал собой «Тренто», уменьшенный по всем параметрам. Башен осталось лишь три, а орудия в них имели уникальный 190-мм калибр. Ясно, что разработку новой пушки не желал оплачивать ни клиент, ни производитель, так что итальянцы применяли ветхий английский вариант, применённый ещё на броненосных крейсерах типов «Сан-Марко» и «Пиза».

Однако подобный экспромт был в полной мере успешным: практически 91-кг боеприпас, выпущенный с приличной начальной скоростью (за счёт более замечательного заряда), имел возможность пробить броню любого корабля этого класса в мире! Так итальянцы взяли весьма приличные суда маленького водоизмещения, скоростные, совсем хорошо вооружённые и защищённые, к тому же стоившие всего 1225 тыс.фунтов за штуку — столько же, сколько английские «аретьюзы», имевшие, кстати, такое же число орудий, но со боеприпасами в два раза меньшей массы.

Таковой «экономический вариант», промежуточный между лёгкими и тяжёлыми крейсерами, привёл к определённому ступору в мире кораблестроения. Он быстро нарушал сложившиеся к тому времени в основных морских государствах традиции строить 10 000-тонные «большие» тяжёлые крейсера.

На всякий случай, «Апьмиранте Мая» и «25 Браун» обвинили в простых недочётах, таких, как через чур лёгкая конструкция, ненадёжные механизмы, неспециализированная перегрузка, что не помешало аргентинской парочке благополучно проплавать 30 лет. Работа их протекала достаточно безмятежно. Единственное ЧП случилось на протяжении манёвров в октябре 1941 года, в то время, когда «Браун» в тумане‘протаранил личный эсминец, а ему в корму врезался форштевень линейного корабля «Ривадавия».

Итальянская «лёгкая конструкция» выдержала опробования, не смотря на то, что корабль было нужно ремонтировать три месяца. Без других важных происшествий крейсера прослужили до 1960 года, в то время, когда их наконец вывели из состава флота. Перед своим финишем им довелось возвратиться на далёкую отчизну, в последний раз перейдя Атлантический океан: их реализовали на слом итальянской компании.

Значение карты Таро Умеренность. безумные и Ребусы дискуссии о карте Умеренность 14 аркан.

Статьи, которые будут Вам интересны: