В чужом пиру похмелье…

В чужом пиру похмелье...

Мы уже говорили о нескольких сериях английских крейсеров, опоздавших к участию в военных действиях Громадной (Первой мировой) войны. Но «владычица морей» и тут отнюдь не осталась в одиночестве. Другие допустили куда громадные и нелепые промахи, оставшись в течении всех пяти военных лет совсем без столь нужных боевых единиц, каковые позже достраивались «в вакуум» либо же по большому счету так и не оказались на свет.

В случае если британские «неудачники» стали таковыми из-за избыточного усердия адмиралтейства, то печальная обстановка с крейсерами в Российской Федерации в значительной степени стала результатом нерешительности и страны руководства и непоследовательности флота. Начальный «замах» казался весьма впечатляющим.

Принятая практически сразу после несчастной Русско-японской войны Громадная кораблестроительная программа предусматривала возвращение страны в клуб ведущих морских держав мира в течение 10 — 15 лет, причём предполагалось вести постройку судов только на отечественных верфях. На каждом из морей должны были показаться замечательные однородные эскадры из четырёх дредноутов — линейных крейсеров либо линейных кораблей, четырёх эсминцев и лёгких 36 крейсеров.

Но для реализации столь широких планов не хватало ни денег, ни судостроительных мощностей. На смену Громадной программе пришла более скромная Малая. Но в 1912 году, в то время, когда угроза войны купила в полной мере отчётливые формы, Малую заменили программой так именуемого усиленного судостроения на 1912 — 1916 годы.

В окончательном «усиленном» варианте на Балтике предусматривалась бригада из четырёх лёгких крейсеров, в то время как на Чёрном море сочли достаточным иметь лишь несколько.

Всё бы хорошо, но пока кипели дебаты по поводу этих стратегических планов, настоящее дело проектирования крейсеров отходило на второй план. Начались работы ещё в конце 1907 года, в то время, когда полковник И.А.Гаврилов представил Морскому штабу первый вариант эскиза лёгкого крейсера.

Нужно заявить, что по окончании Русско-японской войны действия на вражеских коммуникациях очевидно отошли на второй, если не на третий замысел. Новые суда предназначались для операций в составе боевых эскадр, в первую очередь ведения разведки, дозоров, и отражения торпедных атак лёгких поддержки и сил противника собственных эсминцев. Согласно точки зрения штабистов, это потребовало усиленного развития таких черт, как дальность и скорость плавания, пустьв ущерб бронированию и артиллерийскому вооружению.

В соответствии с названными установками водоизмещение крейсера не должно было быть больше 4500 т. Предполагалось, что он будет иметь три либо четыре турбины неспециализированной мощностью 29 000 л.с. и скорость 28 узлов. Весьма любопытно смотрелось оружие, складывавшееся из одного 203-мм орудия в башне и шести 120-миллиметровок в трёх спаренных башенных установках, дополняемых двумя торпедными аппаратами. Защита ограничивалась узкой 25-мм броневой палубой.

Сначала работы пошли очень удачно.

Заседание Адмиралтейств-Совета вынесло ответ создать ещё три варианта лёгкого крейсера. Первый вариант базировался на разработке Гаврилова с той отличием, что одинокая восьмидюймовка заменялась на ещё одно 120-мм орудие, что превращало новый крейсер в подобие более стремительного и дальнего «Жемчуга» начала XX века.

Намного более солидным смотрелся второй вариант, что предусматривал усиление артиллерии и бронирование борта ещё одним 203-мм орудием в башне и доведением числа 120-мм пушек до двенадцати с размещением в парных башнях либо казематах. Скорость крейсера возрастала до 29 узлов. Третий вариант напоминал второй, но с ограниченным водоизмещением в 6000 т, за счёт частичной «сдачи позиций» в вооружении и бронировании.

В этот самый момент собравший движение поезд проектирования скинул пары.

В полной мере интересные проекты воплощались кроме того на бумаге весьма медлительно. Сказывались бессчётные пересмотры кораблестроительных программ и загруженность инженеров первостепенными проектами турбинных эскадренных линейных кораблей и миноносцев.

Шёл год за годом, а ни один из проектов так и не был завершён. Лишь в 1910 году, с приходом на место главного инспектора кораблестроения известного судостроителя А.Н.Крылова разработка лёгких крейсеров продолжилась.

В качестве главного избрали «большой» второй вариант, увеличив его скорость до 30 узлов и броню борта до 75 мм. Но армейские кораблестроители и чиновники никак не могли остановиться. В середине 1910 г. для облегчения крейсера решили ослабить бортовую броню, не смотря на то, что именно сейчас немцы и англичане совсем отказались от бронепалубных единиц. В дебатах и спорах прошёл ещё один год.

Дабы компенсировать отсутствие бортовой брони, Морской штаб внес предложение существенно усилить артиллерийское оружие крейсера, установив двенадцать длинноствольных 152-мм орудий в четырёх трёхорудийных башнях. И это при оговоренной скорости судов в 32 узла!

Сама по себе мысль являлась воистину революционной: скорость и аналогичную схему британцы реализовали на собственных «городах» лишь в середине 1930-х годов.

Но шансов для осуществления её в Российской Федерации в 1911 году фактически не имелось, и проектирование было нужно начать заново, проходя ту же дорогу ещё раз — по кругу. Башни решили заменить комбинацией палубных и казематных установок, но расширить скорость до фантастических для того времени 34 узлов. Моряки желали заодно взять корабль с улучшенной мореходностью, другими словами с высоким корпусом, да ещё и с ледокольными обводами носовой и кормовой оконечностей.

И снова одни пожелания вступали в несоответствия с другими, тормозя принятие ответа о начале постройки.

Пожалуй, самоё важным отличием новых требований стало понижение калибра орудий. Предполагалось установить не меньше пятнадцати 130-мм орудий со щитами либо в казематах, и четыре 63-мм зенитные пушки.

Только что созданные «стотридцатки», в принципе, являлись успешным вариантом: их было эргономичнее заряжать вручную, чем 6-дюймовки, и скорострельность при хорошей тренировке расчёта достигала 15 выстрелов в 60 секунд. Хорошая баллистика снабжала поражение «супостатов», защищённых не через чур толстой бронёй. Но их размещение стало шагом назад если сравнивать с перспективными башнями, на борт имело возможность стрелять только чуть больше половины — девять стволов.

Но такие же тенденции господствовали в то время и в других флотах. По окончании прожектов и долгих фантазий и у нас пришли к достаточно простому типу лёгкого крейсера, разве что пара более шепетильно проработанному, в соответствии с уроками всё потом отходящей в прошлое войны на Дальнем Востоке. Так, броневая защита представляла собой два «коробки», поставленных один над вторым.

Верхний, образованный 25-мм бортами и 20-мм бронированной верхней палубой, защищал внутренние помещения от осколков. самые важные с позиций боеготовности объекты — погреба и механизмы — прикрывались нижним контуром защиты, складывавшимся из 75-мм бортового пояса, 50-мм заднего траверза и 20-мм броневой палубы. Основной пояс выполнили из цементированных плит крупповской стали, а в конструкции корабля много использовалась высокопрочная сталь.

Она разрешала сделать конструкцию более лёгкой и прочной, усиливая боевые качества крейсера. Но использование отличной стали имело и собственные не-достатки. Она тяжелее поддавалась обработке, требуя более замечательных станков; экспертов высокой квалификации; строгого соблюдения режимов термообработки, при нарушении которых металл становился хрупким.

Но, основное, такая сталь была вдвое дороже обычной судостроительной, что ещё больше повышало цена будущих крейсеров. И предполагаемая цена «светлан» становилась заоблачной, достигнув 10 млн. рублей — приблизительно один миллион фунтов, что практически в три раза превышало затраты на постройку скромных английских «си», каковые в случае если и уступали по боевым возможностям, то, конечно же, не втрое.

Кроме всевозможных новшеств и дорогих материалов на стоимости сказывалось да и то, что постройкой занялись российские частные компании, которым было нужно выдавать дотации на модернизацию, да и то, что часть средств уходила на оплату помощи, оказываемой чужестранцами. Да, не обращая внимания на долгую работу отечественных проектировщиков, поджимающие сроки вынудили обратиться за содействием к «заклятым приятелям», а сейчас союзникам — британцам.

В условиях всё более твёрдого противостояния основных армейских блоков Европы управление флотов всех государств предпочитало подстраховаться и «замаскировать» все подробности. Прошли славные времена, в то время, когда новые проекты публиковались в технических изданиях, с обширными описаниями и чертежами, ещё до начала постройки. Сейчас же господствовала секретность.

Так, в переписке по поводу лёгких крейсеров для Чёрного моря, в создании которых значительную помощь оказывала узнаваемая английская компания «Дж.Браун», использовались условные обозначения: сами крейсера проходили как «проект Балашка», а известный завод в Глазго стал единственным из зарубежных партнёров, согласившихся «таскать каштаны из огня для этих несговорчивых русских». Остальные компании теряли интерес к новым русским крейсерам сходу, когда выясняли, что строиться они будут лишь на отечественных верфях.

Но то, что было перспективно для развития отечественной индустрии, не всегда оказывалось хорошим для усиления флота. Взяв заказы на крейсера незадолго до войны, отечественные фирмы столкнулись со серьёзными трудностями. Первой стартовала постройка на Балтике, потому, что в качестве базы утвердили совместный проект флагмана русском индустрии — Путиловского завода и (достаточно нежданно) намного более скромного предприятия в Ревеле (Таллин).

Но любой завод самостоятельно приступил к детальной проработке проекта. На протяжении проектирования выявились неточности в расчётах, что стало причиной повышению водоизмещения и, что куда хуже, замедлению постройки. А тут ещё неудачно начавшаяся война.

Ценой громадных упрочнений в самом финише 1915 года на воду удалось спустить лишь головной корабль — «Светлану», которую предполагалось включить в состав флота в начале 1918 года.

Последующие, названные именами адмиралов Бутакова, Спиридова и Грей-га, сошли со стапелей практически на год позднее. И это при планируемом вводе в строй в середине 1915 года. Дальше — ещё хуже. В дело вмешались обе революции и последовавшие за ними события.

В декабре 1917 года угроза германского наступления на Ревель вынудила отвести недостроенные суда в Петроград. После этого наступил послереволюционная разруха и распад промышленности. Практически готовый крейсер «Светлана» «завис» на много лет. В первой половине 20-ых годов XX века его переименовали в «Профинтерн», но в строй он вошёл лишь в июле 1928-го, в то время, когда началось строительство и восстановление нового, советского флота.

145. Лёгкий крейсер «Омаха» (США, 1923 г.)

Строился на верфи в Сиэтле.

Водоизмещение 7050 т, большая протяженность 169,4 м, ширина 16,89 м, осадка 4,15 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 90 000 л.с., скорость 34 уз. Бронирование: пояс 76 мм, палуба 38 мм, башни и казематы 19 мм, боевая рубка 25 мм. Оружие: двенадцать 152/53-мм орудий, две 76/50-мм зенитные пушки, десять 533-мм торпедных аппаратов (по два трёх- и двухтрубных). Выстроено десять единиц: «Омаха», «Милуоки», «Цинциннати», «Рэйли», «Детройт», «Ричмонд», «Трентон», «Конкорд», «Марблхед» и «Мемфис».

Все исключены из перечней в 1945— 1947 гг.

146. Лёгкий крейсер «Адмирал Нахимов» (Российская Федерация, 1913 г. (проект)

Строился на заводе «Руссуд» в Николаеве. Водоизмещение 7600 т, большая протяженность 163,2 м, ширина 15,71 м, осадка 5,58 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 55 000 л.с., большая скорость 29, 5 уз. Бронирование: пояс 25 — 75 мм, палубы (верхняя и броневая) по 20 мм, казематы 63 мм, боевая рубка 75 мм.

Оружие: пятнадцать 130/55 мм орудий, четыре 63/45-мм зенитные пушки, два 457-мм торпедных аппарата, до 100 мин. Заложены четыре единицы: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Адмирал» и «Корнилов Истомин». «Адмирал Нахимов» достроен в 1926 г. в СССР как «Червона Украина», погиб в ноябре 1941 г. в следствии авианалёта, «Лазарев» ввели в 1932 г. как «Красный Крым», два вторых разобраны на стапелях.

147. Лёгкий крейсер «Ламотт-Пике» (Франция, 1914 г. (проект)

Предполагалось заложить на верфи ВМС в Тулоне. Проектные эти: водоизмещение 4500 т, большая протяженность 138,0 м, ширина 13,8 м, осадка 4,80 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 40 000 л.с., скорость 30 уз. Бронирование: палуба 28 мм, траверсы 14—16 мм, казематы 20 мм. Оружие: восемь 138/45 мм орудий, две 47-мм салютные пушки, четыре 450-мм торпедных аппарата. Планировалось выстроить десять единиц.

Не лучше обстояли дела и на юге. Совместный проект Путиловского и Ревельского фабрик стал базой для лёгкого крейсера на черноморских фабриках. Заказы взяли Общество Николаевских фабрик и «Руссуд» ухитрившиеся «задрать» (не без помощи «Балдовища») водоизмещение и без того уже не мелкого корабля ещё практически на тысячу тысячь киллограм. Протяженность возросла на 8,4 м, корпус стал кроме этого мало шире.

Единственное, в чём стране удалось достигнуть успеха, это в цене: цена единицы определялась в 8,6 млн. рублей.

Потом всё пошло известным чередом. Построенный фактически в один момент со «Светланой» головной «Адмирал Нахимов» застрял у заводского причала.

Управлению флота было нужно дать согласие со скорректированными сроками, в соответствии с которыми «Нахимов» должен был войти в строй в марте 1917 года. Но и данный срок не стал окончательным: «Руссуд» известил Петроград о том, что не сумеет закончить работы до июля 1917 года. Черноморцам не удалось сделать кроме того того, что было осуществлено на Балтике: увести недостроенных «Лазарева» и «Нахимова» до прихода в Николаев немцев.

Для спуска на Истомина «и» воду «Корнилова» не добыли кроме того нужного количества сала, а без этого продукта суда просто не могли покинуть стапель.

В последующей чехарде перемены правительства у «Адмирала Нахимова» изменялись и «обладатели», но, только формально: ни немцы, ни белогвардейцы не желали и не могли закончить работы.

При наступлении Красной Армии отступавшие белые отбуксировали крейсер в Одессу, откуда сохраняли надежду увести его в Крым, а после этого в Константинополь. «Адмирал Лазарев», как менее готовый, оставили в Николаеве. Но и «Нахимов» не ушёл на большом растоянии. Заняв Николаев, войска красного Юго-Западного фронта устремились к Одессе. Перед сдачей города белогвардейцы опять постарались увести на буксире крейсер «Адмирал Нахимов», но в спешке посадили его на мель в нескольких милях от Одессы.

Красные сняли крейсер с мели и вернули в Николаев для продолжения постройки. Но завершить её удалось лишь во второй половине 20-ых годов XX века, фактически в один момент с бывшей «Светланой».

Будущее остальных крейсеров сложилась по-различному, но ни один из них уже не достраивался по начальному проекту, уже и не соответствовавшему послевоенным требованиям. Меньше всего повезло «Адмиралу Грейгу» и «Адмиралу Спиридову»; их будущее стала достаточно унизительной и нелепой.

Острый недостаток в наливных судах, предназначенных для вывоза вечной палочки-выручалочки России — нефти, вынудил советские власти выискивать для этого каждые готовые корпуса. Под руку попались недоконченные крейсера, каковые решили переоборудовать… в танкеры.

Нефтеналивное судно с узким и долгим корпусом скоростного крейсера смотрелось достаточно дико.

Мысль в какой-то степени, быть может, окупалась бы, если бы такие танкеры предназначались для снабжения горючим быстроходных судов в море. Но при скорости 10 — 12 узлов новоявленные «торговцы» являлись легко нерентабельными. Переоборудование стало вынужденной мерой, принятой под давлением политических и экономических событий. Но однако, по окончании достройки танкеры «Азнефть» и «Грознефть» вступили в строй во второй половине 20-ых годов XX века и ещё пара лет бывшие гордые крейсера возили «тёмное золото».

Четвёртый балтийский крейсер, «Адмирал Бутаков», сначала также собирались достроить по ветхому проекту и переоборудовать в учебный корабль. Но работы производились весьма медлительно, и не смотря на то, что во второй половине 20-ых годов XX века он кроме того приобрел новое наименование — «Ворошилов», замыслы было нужно отменить. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века всё ещё мёртвый корпус без механизмов отбуксировали в Кронштадт, где он продолжительно простоял в качестве блокшива.

Мозоливший глаза высших лиц флота покалеченный крейсер приводил к периодическим попыткам возвратиться к достройке его в качестве учебного корабля, но уже с современным оружием. Последняя попытка относится к 1940 году, но тогда все судостроительные фабрики СССР были так заняты постройкой новых судов, что и данный проект отменили. Бывший «Бутаков» сумел пережить войну под германскими бомбами; его разобрали уже по окончании 1946 года.

Больше повезло «Адмиралу Лазареву», что в первой половине 30-х годов достроили по очень сильно поменянному проекту в качестве «полутяжёлого» крейсера «Красный Крым», но это уже вторая история. Оставшуюся черноморскую парочку негромко разобрали на стапелях.

Но кроме того тяжёлая будущее русских лёгких крейсеров опоздавших во всех отношениях, не есть пределом исторических неудач для того чтобы рода. Ещё больше отличились французы.

Не смотря на то, что у них не было Цусимы, крейсерские силы к 1910 году пребывали в чуть ли менее плачевном состоянии. Имея большое количество броненосных крейсеров, практически столько же, сколько Британия, французский флот был всецело лишённым мало-мальски современных лёгких разведчиков. «Бронированным черепашкам» под трёхцветным флагом при войны оставалось бессильно взирать на быстроходных соперников и подставлять собственные борта под торпеды подводных лодок, как это произошло с «Леоном Гамбеттой».

Нельзя сказать, что в Морском совете Франции не осознавали всей неприятности обстановки. В 1907 — 1909 годах из-под адмиралов и перьев чиновников неспешно «выползла» 20-летняя программа усиления флота, столь же массивная и претенциозная, как русская. Конечно, что в состав «бумажных эскадр» входили бумажные же «эскадренные разведчики» — лёгкие крейсера нового типа.

Как и в Российской Федерации, необходимое (и своевременно начатое) дело медлено шло ко дну в переписке и прожектах.

Лишь к началу лета 1914 года, в то время, когда до первых «августовских залпов» всемирный войны оставался месяц с маленьким, проект наконец-то оформился. «Конвойер д’эскадр» воображал собой маленький 4500-тонный крейсер, талантливый развивать 29 узлов — новый стандарт скорости того времени. По сравнению со «Светланами», «француз» смотрелся воистину убого. Его защита ограничивалась узкой броневой палубой, а оружие складывалось из восьми 138-мм орудий, практически в два раза меньше, чем у русских аналогов.

Единственным нужным новшеством являлись линейновозвышенные артустановки в корме и носу. Увидим, что одноорудийные французские эксперты так же, как и прежде думали, что двух- либо, не дай Всевышний, многоорудийные конструкции для среднего калибра легко запрещены.

В итоге, «Ламотт-Пике» и девять его «братцев» всё равняется имели возможность бы стать весьма полезным добавлением для флота и, уж совершенно верно, их востребованность в войне на Средиземном море не образовывает никаких сомнений.

Закладка лёгких крейсеров намечалась на ноябрь 1914 года, но движение военных действий первого года войны для Франции был таким же негативным, как и для России. Постройку так и не начали, не смотря на то, что конструкторы работали резинками и карандашами, перечерчивая проект в соответствии с противоречивыми пожеланиями адмиралов. Так и прошла вся война, на протяжении которой французские крейсера показали себя всецело беззащитными целями.

Подобная история разворачивалась и за океаном. Второй в мире (готовый бороться за титул первого) флот Соединённых Штатов кроме этого имел множество огромных броненосных крейсеров при практически полном отсутствии лёгких. Само собой разумеется, находилось и познание в необходимости последних.

И столь же конечно наличествовали колебания и согласования и бесконечные дебаты. В отличие от европейских держав, США наслаждались всеми преимуществами нейтралитета, причем защищённого океаном. Но в 1916 году стало ясно, что вступления в войну вряд ли удастся избежать.

И в том же году последовала огромная кораблестроительная программа, насчитывавшая многие много единиц всех классов. Нашлось в том месте место 4 и десятке «быстроходных скаутов» (любопытно, что в том же количестве, как и у Франции).

Но, в отличие от завязших в кровопролитных сухопутных сражениях французов, американцы имели на руках все козыри: самую замечательную в мире деньги и промышленность. очевидно не хватало одного, но очень серьёзного фактора — времени.

Исходя из этого конструкторам было нужно трудиться скоро. Тут сказался ещё один недочёт: отсутствие единой линии и традиций в крейсерском судостроении. Прагматичные американские инженеры избрали уникальный, возможно сообщить, парадоксальный путь. В стране набирала силу постройка бессчётных четырёхтрубных гладкопалубных эсминцев. Вот их и забрали в качестве прототипа.

Так показался проект эсминца-переростка водоизмещением 7000 т, имевшего всё тот же гладкопалубный корпус без полубака, неспешно понижающийся от носа к корме, и всё те же четыре трубы. С оружием поступили ещё легче, установив по одному 6-дюймовому орудию побортно в середине — как и на эскадренных миноносцах — и засунув в долгий корпус в корме и носу по две группы двухэтажных казематов, прекрасно отработанных на громадных крейсерах типа «Сент-Луис».

Ясно, что такое оружие (на борт имела возможность стрелять лишь добрая половина всех орудий) смотрелось архаичным а также нелепым для финиша Первой Мировой. Пристально приглядевшись через океан на рациональные, практически «вылизанные» английские и германские крейсера, американские конструкторы пошли на значительные переделки.

Сперва с середины корпуса убрали неуместные открытые пушки, а после этого, уже на протяжении постройки, пошли на ответственный и решительный ход, добавив в корме и носу по двухорудийной установке в лёгких башнях (защищавших по большей части от волн и брызг). Так, бортовой залп «омах» фактически удвоился, и сначала изрядно «бестолковые американцы» нежданно угрожали стать сильнейшими судами этого класса в мире.

Тем более, что скорость не просто впечатляла, но : 34 узла, столько же, сколько предполагалось у огромных линейных крейсеров типа «Лексингтон» и у гладкопалубных эсминцев. В первый раз американский флот строился строго системно и сбалансированно.

Само собой разумеется, вместить все эти преимущества без единой утраты в «семитысячник» не представлялось вероятным.

Жертвой стала защита. 76-мм броневой пояс закрывал лишь турбины и котлы, не смотря на то, что имел большую высоту. Другая защита ограничивалась броневой палубой. В сущности, американский послевоенный крейсер по боевым качествам не превосходил довоенную «Светлану», опережая её лишь по скорости.

Да, и американская шестидюймовка являлась весьма замечательным орудием, с громадной тяжёлым снарядом и начальной скоростью, но русской 130-миллиметровки в полной мере хватало чтобы пробить «хилую» крейсерскую броню, а по скорострельности «американка» уступала более чем вдвое. К тому же, установка дополнительной артиллерии сказалась на мореходности, перегрузив «омахи» так, что на беспокойстве не могли стрелять пресловутые нижние казематы (отыщем в памяти британцев!) и спаренные торпедные аппараты, деятельно заливаемые водой.

Последние достаточно скоро сняли, а с орудиями мучились до Второй мировой. Однако моряки обожали эти манёвренные и ходкие суда. В первой половине 40-ых годов двадцатого века последовало предложение перестроить их в крейсера ПВО.

Проект осуществить не удалось ввиду загруженности фабрик, усиленно строивших уже новый флот для будущей борьбы с немцами и японцами.

Однако всей десятке удалось послужить, а кое-кому, как, к примеру, «Марблхэду» и «Ричмонду», было нужно побывать под снарядами и бомбами. Равно как и отечественным крейсерам, один из которых, бывший «Адмирал Нахимов», переименованный в «Червону Украину», не сумел пережить войну.

Все эти суда пополнили собой последовательности неудачников, опоздавших к одной великой войне и прождавших четверть века чтобы уже ветхими и немощными принимать участие в второй, к которой они не были, да и не могли быть готовы.

В. КОФМАН

\

Статьи, которые будут Вам интересны: