Вездеход для космонавтов — «военные действия»

Особое конструкторское бюро автомобильного завода им. И.А. Лихачева изначально разрабатывало технику высокой проходимости лишь в интересах армии. Позднее подобными проектами заинтересовались другие структуры, а также космическая отрасль. Управление последней инициировало разработку особых вездеходов, талантливых отыскать приземлившихся астронавтов, эвакуировать их, и забрать их космический аппарат.

Первым представителем таковой линейки особой техники стала машина ПЭУ-1.

В течение первых лет развития советская пилотируемая космонавтика имела определенные неприятности с эвакуацией и поиском приземлившихся экипажей. Поиск места посадки осуществлялся при вертолётов и помощи самолётов с соответствующей радиоаппаратурой, по окончании чего в заданный район должны были прибывать имеющиеся транспортные средства со спасателями, докторами, инженерами и т.д. Подобный комплекс мер отвечал главным требованиям, но не был лишен недочётов.

Так, в районах посадки часто была нелетная погода, а приземление астронавтов в труднодоступном районе имело возможность самым важным образом усложнить работу спасателей.

Вездеход для космонавтов - «военные действия»Машина ПЭУ-1 в музее. Фото Национального военно-технического музея / gvtm.ru
В конце 1964 года главный конструктор ракетно-космических совокупностей С.П. Королев выступил с предложением о разработке особых машин очень высокой проходимости, талантливых отыскать и забрать астронавтов независимо от места и погоды посадки. Скоро это предложение превратилось в задание для Особого конструкторского бюро Завода им. Лихачева (СКБ ЗИЛ), возглавляемого В.А. Грачевым.

В декабре руководство ВВС утвердило требования к новому спасательному средству, и скоро было составлено техническое задание. К началу весны 1965 года эксперты СКБ ЗИЛ занялись проектированием перспективной автомобили.

Задолго до завершения умело-конструкторских работ практика подтвердила необходимость нового вездехода. 19 марта 1965 года космический корабль «Восход-2» с вышедшей из строя совокупностью посадки приземлился на большом удалении от расчетного района. Астронавтам П.И.

Беляеву и А.А. Леонову было нужно двое дней ожидать помощь в отдаленной таежной местности. К счастью, их удалось найти и вывезти «на громадную почву» силами спасательной авиации.

Данный инцидент продемонстрировал, как нужным имел возможность бы быть спасательный вездеход.

По известным данным, новый «космический» проект СКБ ЗИЛ взял два заглавия. В заводской документации фигурировало обозначение ЗИЛ-132К, говорившее о применении некоторых ответов уже разрабатываемого проекта. Одновременно с этим употреблялось официальное наименование ПЭУ-1 – «Поисково-эвакуационная установка, первая модель».

Потом заводское наименование забылось, и практически в любое время особая машина упоминается как раз как ПЭУ-1.

Схема вездехода. Рисунок Национального военно-технического музея / gvtm.ru

В соответствии с новыми идеями С.П. Королева и его сотрудников, поиск спускаемого аппарата так же, как и прежде должен был осуществляться авиацией. По окончании обнаружения примерного района посадки предлагалось доставлять к месту работ вездеход ПЭУ-1.

Вследствие этого последний по массе и своим габаритам должен был укладываться в ограничения грузовых кабин самолета Ан-12 и вертолета Ми-6. Машина должна была передвигаться по земле и воде. Следовало обеспечить возможность груза и перевозки людей в виде спускаемого аппарата.

На борту вездехода необходимо было перевозить много разнообразного спасательного оснащения.

Создание поисково-эвакуационной установки со обликом и специфическими характеристиками было не самым несложным делом, но конструкторы СКБ ЗИЛ удачно совладали с ним. Имея строительства вездеходов и солидный опыт проектирования с различными возможностями, конструкторское бюро смогло организовать хороший вариант вездехода, полностью удовлетворяющей техническому заданию. Для решения задач следовало применять кое-какие готовые идеи, но наряду с этим требовалась проработка последовательности новых предложений.

Результатом работы В.А. его коллег и Грачева стала трехосная полноприводная машина с водоизмещающим герметичным корпусом узнаваемого вида. На борту ПЭУ-1 должны были находиться устройства и разнообразные приборы с отличающимися функциями.

Так, спасательная машина нуждалась в особенном радионавигационном оборудовании, а для работы со спускаемыми аппаратами ей требовались личный подъемный кран и особое опорное устройство.

Передняя часть корпуса с открытыми крышками. На заднем замысле виден откинутый колпак кабины, на переднем — крышки аппаратного отсека. Фото Os1.ru

В первый раз в отечественной практике в проекте ЗИЛ-132К применяли сварную алюминиевую раму больших размеров. Раму собрали из комплекта продольных и поперечных железных профилей, соединенных при помощи косынок. В центре рамы предусматривался Х-образный раскос, разрешавший ей выдерживать громадные нагрузки.

Процесс разработки рамы "настойчиво попросил" создать и внедрить новые разработки сборки крупногабаритных нагруженных конструкций из алюминия.

Снаружи алюминиевая рама прикрывалась стеклопластиковым корпусом. Его выполнили в виде агрегата-ванны громадного удлинения с характерной скругленной передней частью и вертикальными бортами. В последних имелись большие арки, за счет которых колеса не выходили за пределы корпуса.

Позади стеклопластиковая ванна имела вертикальный кормовой лист. Сверху на корпусе имелись пара агрегатов. В передней части автомобили предусматривалась крышка отсека радиооборудования с несколькими люками; за ней предусмотрели откидной колпак кабины.

За кабиной имелась ровная площадка для крана, а в корме размешался относительно глубочайший кузов для спускаемого аппарата.

В связи с специфическим распределением и особыми задачами нагрузок ПЭУ-1 взяла соответствующую компоновку. В передней части корпуса был отсек для радионавигационных устройств, при помощи которого предлагалось уравновесить тяжелый груз в корме. Сходу за ним поместили достаточно большую кабину. Сзади кабины предусматривалась установка двигателя и некоторых устройств трансмиссии.

В связи с применением полноприводной ходовой части под трансмиссию было нужно дать большие количества в нижней части корпуса.

Вездеход взял бензиновый двигатель ЗИЛ-375Я мощностью 180 л.с. В маленьком моторном отсеке за счет плотной компоновки удалось разместить все нужные устройства, а также топливный бак емкостью 365 л. Глушитель выхлопной совокупности вывели на крышу-палубу корпуса. С двигателем соединили трансмиссию с бортовой раздачей мощности, выстроенную на базе гидромеханических и механических устройств.

Часть ее агрегатов заимствовалась у военного автомобили ЗИЛ-135Л.

Вездеход ПЭУ-1 на опробованиях. Фото Os1.ru

С двигателем соединялся гидротрансформатор, за которым следовала автоматическая коробка передач. После этого крутящий момент попадал на раздаточную коробку, распределявшую его между колесами двух бортов и водометом. Валы от раздаточной коробки доходили к задним колёсам и средним каждого борта и соединялись с редукторами. При помощи нескольких карданных валов мощность уходила с центральной оси на переднюю.

Каждое колесо взяло угловой и цилиндрический редуктор. Для увеличения плавучести полости редукторов имели возможность продуваться воздухом.

Вездеход оснастили трехосным шасси с колесами громадного диаметра с комбинированной подвеской. задняя оси и Передняя взяли свободную торсионную подвеску, а средние колеса имели твёрдые крепления. Изначально планировалось применять тракторные шины Я-175 диаметром 1523 мм и шириной 420 мм, но из-за собственного изначального назначения такие изделия не выдерживали нагрузок при скоростной езде.

Неприятность была решена при помощи НИИ шинной индустрии и Днепропетровского шинного завода. Общими усилиями трех организаций были созданы новые шины ИД-15 с требуемой желаемым ресурсом и размерностью. Колеса ПЭУ-1 взяли централизованную совокупность регулировки давления в шинах.

Первая и третья оси были выполнены управляемыми.

В кормовой части корпуса размешался водометный движитель. Заборное окно этого устройства разместили в днище. Поток воды выбрасывался через круглое окно в кормовой подробности.

Управление вектором тяги осуществлялось при помощи двух рулевых перьев, помещенных в корпуса.

В передней части корпуса пребывала четырехместная кабина экипажа. спасатели и Водитель или астронавты размешались на складных сиденьях несложной конструкции. Попадать в машину предлагалось необыкновенным методом.

Кабина не имела дверей, но ее верхний колпак, бывший над уровнем крыши-палубы корпуса, имел возможность полностью откидываться вверх и назад. Помимо этого, в его крыше предусматривалась пара люков. Развитое остекление кабины снабжало круговой обзор.

На местах экипажа имелись все нужные органы управления. Так, шофер имел возможность осуществлять контроль работу шасси, а другие члены экипажа должны были применять другие приборы и радионавигационную аппаратуру.

Подъем на крутой склон. Фото Os1.ru

Для связи с базой, вторыми спасателями либо астронавтами поисково-эвакуационная установка несла несколько радиостанций Р-855У. Помимо этого, для работы в труднодоступных и удаленных районах машину оснастили навигационной аппаратурой. С ее помощью экипаж имел возможность смотреть за своим расположением, и выходить в заданную точку.

Большая радиальная неточность при навигации не превышала 6% от пройденного пути.

В соответствии с требованиями клиента, ПЭУ-1 должна была эвакуировать не только астронавтов, но и их спускаемый аппарат. Для его погрузки на борт вездеход взял подъемный кран. Над моторным отсеком расположили укрепленное основание для опорно-поворотного устройства с крановой стрелой.

Последнюю выполнили в виде железной фермы с подъемом за счет тросов лебедки. Вылет стрелы достигал 4,9 м, имелась возможность ее подъема на угол до 75°. Большая грузоподъемность – 3 т. Работа крана обеспечивалась электрической лебедкой типа ЛПГ-ГО с двумя барабанами.

Первый нёс ответственность за тросы, управляющие положением стрелы, в то время как трос второй выдавался для подъема груза. Кран управлялся выносным проводным пультом.

Кормовая часть корпуса отдавалась под ложемент для установки спускаемого аппарата. Космический корабль предлагалось устанавливать вертикально на опорную подробность требуемых размеров и форм. На грузовой платформе возможно было устанавливать ложементы нескольких типов, вычисленные под различные спускаемые аппараты.

Сверху на груз следовало надевать швартовное кольцо с комплектом растяжек. Для разгрузки и облегчения погрузки часть заднего борта корпуса выполнили откидной.

ПЭУ-1 со спускаемым аппаратом. Фото Национального военно-технического музея / gvtm.ru

На случай работы со спускаемым аппаратом на воде левый борт корпуса взял швартовочный круг. Перед швартовкой на аппарат предлагалось надевать особый надувной пояс. Буксировка пришвартованного спускаемого аппарата допускалась при волнах высотой не более 1 м.

В корпусе ПЭУ-1 имелись коробки для перевозки разнообразного дополнительного оснащения. На борту автомобили хранились надувная лодка, буксировочные тросы, шанцевый инструмент, огнетушитель и т.д. Кроме этого предусматривалась перевозка аптечки с нужным комплектом медикаментов и инвентаря.

Для серийных вездеходов новой модели была создана особая окраска. Нижняя часть корпуса, до условной ватерлинии, окрашивалась в красный оттенок. Вся другая часть бортов, впредь до крыши-палубы, имела цвет слоновой кости. колпак и Палуба кабины предлагалось делать ярко-оранжевыми.

Подобная окраска ПЭУ-1 снабжала высокую заметность на различных ландшафтах. Машину с легкостью имели возможность подметить как с воздуха, так и с почвы либо с воды.

Машина особого назначения имела не самые малые габариты. Протяженность вездехода достигала 8,4 м (с учетом крана в походном положении – 9,62 м), ширина – 2,58 м, высота – 2,5 м (с краном – 3,7 м). Колесная база – 5 м при межколесных промежутках 2,5 м. Колея – 2,15 м. Снаряженная масса ПЭУ-1 / ЗИЛ-132К определялась на уровне 8,17 т. Грузоподъемность составляла 3 т. Полная масса – 11,72 т. На дороге вездеход имел возможность развивать скорость до 68 км/ч. Водомет снабжал разгон до 7-7,5 км/ч.

Запас хода по горючему составлял 560 км.

Астронавты изучают новую поисково-эвакуационную установку, 1966 г. Фото Национального военно-технического музея / gvtm.ru

Трехосное шасси с колесами громадного диаметра снабжало высокую проходимость на любых ландшафтах и поверхностях. С грузом вездеход имел возможность подниматься на склон крутизной 30° и двигаться с креном до 22°. Минимальный радиус поворота, обеспечивавшийся парой управляемых осей, не превышал 10 м.

Конструкторам СКБ ЗИЛ удалось удачно решить задачи, но на это потребовалось много времени. Первый опытный образец автомобили ЗИЛ-132К / ПЭУ-1 был выстроен лишь летом 1966-го – приблизительно через полтора года по окончании получения соответствующего задания. Прототип сходу послали на заводские опробования. Тогда же его продемонстрировали представителям космической отрасли. Среди других, с новой разработкой ознакомились астронавты Ю.А. Гагарин и А.А. Леонов.

Представители клиента дали новому вездеходу высокую оценку.

Во второй половине 60-ых годов XX века Завод им. Лихачева выстроил вторую умелую поисково-эвакуационную установку. К этому времени большинство недочетов проекта была устранена, и оба прототипа скоро вышли на национальные опробования. Проверки двух ПЭУ-1 осуществлялись на трассах и разных полигонах в разных регионах СССР.

Технику опробовали практически во всех условиях, в каковые она имела возможность бы попасть на протяжении предстоящей работы. В любых ситуациях вездеходы прекрасно показывали себя и подтверждали расчетные характеристики.

Вездеход ПЭУ-1М "Салон". Фото Национального военно-технического музея / gvtm.ru

В следующем 1968 году ЗИЛ сдал военно-воздушным силам установочную партию из пяти особых автомобилей новой постройки. В течение некоего времени поисково-спасательные части ВВС изучали и осваивали новую технику. В августе 1969-го показался приказ, в соответствии с которым ПЭУ-1 принималась на снабжение армии.

Сейчас новой технике – как уже выстроенной, так и планируемой к заказу – предстояло стать полноценным элементом эвакуации космонавтов и системы поиска.

Спасательные автомобили ПЭУ-1 были наиболее значимым элементом космической программы, но их не планировалось строить громадной серией. За пара лет было произведено всего 13 таких автомобилей, включая два умелых примера. Не обращая внимания на не через чур большое количество, такие вездеходы деятельно принимали участие в обеспечении космических полетов и внесли большой вклад в освоение околоземного пространства.

К началу семидесятых годов космическая отрасль организовала новые требования к особой технике. Размеры космических аппаратов неспешно росли, возрастала численность экипажа. Рост длительности полета приводил к необходимости оказания особенной помощи.

Существующие ПЭУ-1 не могли полностью совладать с новыми задачами в контексте спасения астронавтов.

Пассажирская машина, вид позади. Фото Os1.ru

В первой половине 70-ых годов двадцатого века СКБ ЗИЛ создало новый вариант поисково-эвакуационной установки называющиеся ПЭУ-1М. Проект модернизации предусматривал удаление кормового ложемента и подъёмного крана. Вместо них на корпусе помещалась стеклопластиковая утепленная кабина с местами для астронавтов, докторов и т.д.

Новая кабина громадных размеров занимала больше половины неспециализированной длины автомобили, но наряду с этим не увеличивала ее высоту. Установка новой кабины стала причиной необходимости добавления некоторых вторых агрегатов.

Стеклопластиковая кабина новой конструкции взяла пара бортовых окон, верхние люки и кормовую дверь для посадки. Ввиду громадной высоты шасси рядом с дверью имелась откидная лесенка. В полу имелись люки для доступа к агрегатам трансмиссии.

В пассажирской кабине поместили три одноместных сиденья. Еще шесть посадочных мест имели двухместную конструкцию и имели возможность отдаваться под установку носилок. Устанавливались три шкафа для перевозки разнообразного имущества, стол с выдвижным коробкой и т.д.

В распоряжении экипажа имелись рукомойник, огнетушители, аппараты неестественного дыхания, наборы для капельниц, прочий инвентарь и различные медикаменты.

Пассажирскую кабину предлагалось оснащать средствами отопления и вентиляции. За обогрев отвечал независимый отопитель, трудившийся на бензине. Для его работы было нужно предусмотреть дополнительный топливный бак емкостью 110 л. При необходимости эта емкость соединялась с топливной совокупностью автомобиля, что увеличивало запас хода до 700 км.

По окончании нужных опробований поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1М была принята на снабжение. Соответствующий приказ показался в первой половине 70-ых годов XX века. За пара следующих лет завод-разработчик выстроил и передал ВВС шесть таких автомобилей.

Как мы знаем, что практически сразу после появления новой особой автомобили техника семейства ПЭУ-1 взяла неофициальные прозвища. Базисный вездеход прозвали «Краном», а пассажирская модификация была обозначена как «Салон».

Спускаемый аппарат типа "Янтарь-2", что предлагалось перевозить на автомобилях ПЭУ-1Б. Фото Wikimedia Commons

Достаточно скоро практика продемонстрировала целый потенциал обновленного поисково-спасательного комплекса. Действуя совместно, ПЭУ-1 и ПЭУ-1М показывали выдающиеся результаты. Две автомобили имели возможность стремительнее решить задачу поиска приземлившихся астронавтов и приступить к их эвакуации. «Салон» имел возможность взять на борт астронавтов и, не ждя завершения работ со спускаемым аппаратом, возвращаться обратно.

Наряду с этим, в отличие от базисного «Крана», он перевозил астронавтов в комфортных условиях.

В первой половине 70-ых годов XX века был создан новый пример техники, показавшийся благодаря прогрессу в области космических аппаратов. К эксплуатации подготавливались новые разведывательные спутники проекта «Янтарь». Их спускаемый аппарат, доставлявший на Землю пленки со снимками заданных территорий, отличался от существующих изделий собственного рода громадными размерами.

Существующие автомобили ПЭУ-1 не могли употребляться с этими аппаратами.

Для решения данной задачи была создана машина ПЭУ-1Б. От базисного примера она отличалась лишь конструкцией ложемента и подъёмного крана. Стрелу крана удлинили до 5,5 м, а опору для спускаемого аппарата переделали в соответствии с требованиями новой нужной нагрузки.

Эксплуатация таковой техники началась во второй половине 70-ых годов XX века. Спутники серии «Янтарь» планировалось строить громадной серией и довольно часто запускать, но ВВС заказали для работы с ними всего три вездехода.

Серийное производство особых автомобилей семейства ПЭУ-1 длилось до 1979 года. За это время было выстроено всего 22 вездехода с разным оснащением. Самой массовой версией был базисный «Кран» – 13 единиц.

Количество «Салонов» было практически в два раза меньше – лишь 6 штук. Последними из сборочного цеха вышли три ПЭУ-1Б с удлиненной стрелой крана.

ПЭУ-1 в подмосковном музее. Фото Национального военно-технического музея / gvtm.ru

Активная эксплуатация техники семейства ПЭУ-1 длилась до первой половины восьмидесятых годов. В это время СКБ Завода им. Лихачева создало и довело до серийного производства новые образцы особых автомобилей для обеспечения космических запусков. Эти автомобили были включены в состав поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490.

Позднее им придумали неспециализированное прозвище «светло синий птица». Помимо этого, разрабатывались другие проекты, как с заделом на использование на практике, так и экспериментального характера. К примеру, опытный образец ПЭУ-1Р отличался от базисных автомобилей наличием дополнительной реактивной силовой установки, призванной повысить проходимость.

Поисково-эвакуационные установки семейства ПЭУ-1 не были массовыми, а помимо этого, довольно давно были выведены из эксплуатации. За прошедшие десятилетия практически все такие автомобили были утилизированы. К счастью, пара увлекательнейших вездеходов избежали данной участи. Так, в Национальном военно-техническом музее (с.

Ивановское, Столичная область) имеется отреставрированный пример автомобили ПЭУ-1 типа «Кран». Данный неповторимый экспонат демонстрируется вместе с другими занимательнейшими разработками СКБ ЗИЛ.

Развитие пилотируемой космонавтики приводило к появлению новых требований к наземным совокупностям. Среди других образцов отрасли требовались особые автомобили, талантливые отыскать и вывезти из труднодоступного района астронавтов и их спускаемый аппарат. Уже в середине шестидесятых годов такая задача была удачно решена. Комплекс ПЭУ-1 стал первым примером собственного рода у нас.

В будущем на базе его решений и идей были созданы новые образцы подобного назначения, до сих пор снабжающие стремительное и надёжное возвращение астронавтов к себе.
По данным:
http://gvtm.ru/
http://os1.ru/
http://denisovets.ru/
http://русская-сила.рф/
http://novosti-kosmonavtiki.ru/
Данилов Р.Г. Машина для астронавтов // Техника и оружие, 2010. №8.
Создатель: Рябов Кирилл

#1410.ЗИЛ-КОСМИЧЕСКИЙ ВЕЗДЕХОД/ZIL-SPACE ROVER[HD](АВТО БЛОГ 2015)

Статьи, которые будут Вам интересны: