Внимание! в воздухе «премьер» — «новости дня»

Внимание! в воздухе «премьер» - «новости дня»

В условиях современной высокотехнологичной войны, характеризующейся масштабным применением разных средств воздушно-космического нападения, в особенности таких, как «крылатые-ракеты» и самолёты невидимки, одной из приоритетных задач делается своевременное их уничтожение и обнаружение. В данной связи возрастают значение и роль обмена и систем управления данными, разрешающих оперативно извещать собственные командные пункты о сопернике и действенно наводить на него ударные средства.

В следствии сейчас проведение операций и боевое применение авиации на сухопутных и морских театрах боевых действий (ТВД) уже совсем немыслимо без применения особых авиационных комплексов – самолетов дальнего управления и радиолокационного обнаружения (ДРЛОиУ). Благодаря этим высокотехнологичным совокупностям командование военного и органы управления всех звеньев приобретают возможность действенного осуществления постоянного слежения за воздушной, а сейчас кроме этого и за наземной и надводной обстановкой и надежного управления подчиненными армиями, средствами и силами в настоящем масштабе времени (либо близком к нему), что есть залогом успешного проведения планирования применения армий, сил и непосредственного управления и средств ими на протяжении операций разного масштаба.

Решать эти сложные задачи призван новейший российский самолет наведения и радиолокационного дозора А-100, первый полет которого состоялся пару дней назад и, "Наверное," приурочен к запланированным заседаниям президента Владимира Владимировича Путина по вопросам государственные программы оружия на 2018–2027 годы.

Зарождение идеи

В области создания самолетов наведения и радиолокационного дозора (РЛДН), либо, как их именуют на западный манер, самолетов дальнего управления и радиолокационного обнаружения, Российская Федерация на начальной стадии появилась в роли догоняющего. Первыми самолет дальнего радиолокационного обнаружения в том хорошем виде, в каком мы его сейчас понимаем (с установленной на фюзеляже антенной РЛС и т.п.), создали англичане.

В первой половине 40-х годов прошлого века эксперты НИИ средств дальней связи (TelecommСамолет ДРЛОиУ А-50ЭИ заходит на посадку. Фото Майкла Сэндераunications Research Establishment – TRE) выполнили последовательность опытов и экспериментов, по итогам которых в августе 1941 года в самолет радиолокационного обнаружения воздушных наведения и целей перехватчиков был переоборудован бомбардировщик «Веллингтон» Ic (серийный номер R1629). В состав первого в мире прототипа специального радиотехнического комплекса ДРЛО вошли:

– установленная на фюзеляже самолета недалеко от главного лонжерона крыла 1,5-метровой длины вращающаяся антенна «волновой канал», которая за границей носит название «антенна Яги-Уда» либо довольно часто легко «антенна Яги» и является антенной , конструктивно включающую расположенные на протяжении линии излучения параллельно друг другу деятельный и пара пассивных вибраторов (в этом случае антенна имела 10 элементов);

– бортовой приемник ASV Mk. II, употреблявшийся на патрульных самолетах Берегового руководства английских ВВС;

– особый замечательный передатчик;

– индикатор кругового обзора с диагональю 9 дюймов (22,86 см).

Прототип самолета ДРЛО в первый раз был испытан в апреле 1942 года недалеко от полуострова Лизард, что в Южном Корнуолле, и после этого удачно проходил опробования в 1942–1943 годах. А также он употреблялся английскими армейскими для изучения возможности его применения в качестве средства сопровождения и раннего обнаружения германских торпедных катеров, доставлявших большое количество проблем союзникам, на каковые предполагалось наводить собственные катера, сторожевые суда либо самолеты.

Такие опробования проводились на авиабазе Бёрчем-Ньютон, расположенной неподалеку от побережья в графстве Норфолк. Но в итоге англичане, взявшие в собственный распоряжение более действенные РЛС сантиметрового диапазона, решили отказаться от применения установленной на машине устаревшей РЛС метрового диапазона. В апреле 1943 года радиотехнический комплекс был демонтирован с самолета, что, со своей стороны, в октябре того же года в следствии аварии был списан как не подлежащий восстановлению.

Американцы же подняли в атмосферу первый самолет дальнего радиолокационного обнаружения – палубный TBM-3W c радиолокационной станцией AN/APS-20 в подфюзеляжном обтекателе – 5 августа 1944 года. «Эвенджер» был в то время единственным самолетом корабельного базирования, на котором возможно было установить громадный, размерами 8х3 фута (2,44 х 0,91 м) обтекатель антенны РЛС и оборудование комплекса, полная масса которого достигала 2300 фунтов (около 1043 кг). Действительно, с самолета было нужно снять и башню стрелка, и бронирование, и все оружие, а сама умелая машина за основной внешний вид взяла прозвище «Гуппи», которое после этого перешло и к новому палубному самолету ДРЛО.

Главным элементом установленного на самолете ДРЛО радиотехнического комплекса была новая замечательная РЛС типа AN/APS-20: рабочий диапазон – 10 см, большая мощность излучения – 1 МВт, продолжительность импульса – 2 секунды. Антенна РЛС размешалась в передней части бомбоотсека самолета между главными опорами шасси и закрывалась стеклопластиковым обтекателем, что имел створки, разрешавшие проводить ремонт и техобслуживание антенны.

Причем конструкция РЛС была такой удачной, а ее характеристики – столь впечатляющими, что она пребывала в эксплуатации в вооруженных силах последовательности государств впредь до 1960-х годов. Очень направляться отметить высокую помехоустойчивость примененного на новом самолете ДРЛО радиотехнического комплекса, в особенности – совокупности передачи радиолокационных данных на корабль, и использование действенной совокупности стабилизации бортового индикатора отображения радиолокационной ориентации и обстановки отображаемой на нем картины на подлинный Север, которая в целом практически такой же осталась и на поступившем на флот пара десятилетий спустя самолете ДРЛОиУ Е-2 «Хокай».

«новый Часовой» и Барьерные «силы»

Уступив своим английским союзникам пальму первенства в создании самолета дальнего радиолокационного обнаружения, по окончании войны Пентагон разошелся, что именуется, от души: сперва в армии пошли самолеты ДРЛО типа PW-1W (переоборудовались из бомбардировщиков), а позже – уже изначально «заточенные» под ответ задач дальнего управления и радиолокационного обнаружения WV-2 (после этого переименованы в RC-121C, а с 1962 года – в EC-121). Эти автомобили стали базой известных в свое время «Барьерных сил» – комплексной совокупности дальнего обнаружения советских бомбардировщиков и ударных корабельных групп в зоне Атлантического и Негромкого океанов.

EC-121 кроме этого деятельно сражались во Вьетнаме. Согласно данным американских военных историков, за годы вьетнамской войны эти самолеты, впредь до 1973 года совершавшие боевые вылеты с авиабаз на Тайване, в Таиланде и южном Вьетнаме, выдали эти по 3297 целям, обеспечили управление 210 тыс. летательными аппаратами и участвовали в поисково-операциях по спасению, из-за которых удалось спасти более 80 сбитых американских летчиков. Наряду с этим, как указывается в американских источниках ссылаясь на ветеранов ВВС Соеденненых Штатов, 10 июля 1965 года в следствии наведения двух самолетов F-4 «Фантом», выполненного экипажем одного из EC-121, были сбиты два самолета МиГ-17, что стало первой на протяжении данной войны воздушной победой «по наведению посредством РЛС».

Английские летчики кроме этого уже в 1950-е годы взяли достаточно современные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, а 26 января 1973 года в серийное производство был запущен легендарный американский самолет дальнего управления и радиолокационного обнаружения Е-3 «Сентри» (Sentry, в переводе с английского – «Часовой»). Причем его классификационное обозначение – AWACS (Airborne Warning And Control System) – стало нарицательным: словом АВАКС сейчас именуют все самолеты для того чтобы назначения. Эти самолеты поступили на вооружение ВВС последовательности государств и Объединенных ВС НАТО (см. врезку).

«Лиан», а следом – «Шмель»

СССР открыто отставал от своих соперников. Дело дошло до того, что по сегодняшний сутки бытует вывод, словно бы бы и сама мысль применения радиолокации для обнаружения воздушных целей в первый раз пришла в голову западным экспертам. Отнюдь!

Советские армейские инженеры выдвинули ее еще в первой половине 30-ых годов двадцатого века, а в январе 1934 года удачно совершили первые испытания. «Инновационная» же мысль английского физика сэра Роберта Александра Уотсона-Уатта зафиксирована в виде письма в Министерство авиации лишь 12 февраля 1935 года. Но нужно дать должное отечественным союзникам, а после этого – соперникам. Благодаря отсутствию бюрократической волокиты первые РЛС ПВО были выстроены как раз в Англии, разрешив Туманному Альбиону во всеоружии встретить армады бомбардировщиков люфтваффе и в конечном итоге победить в битве за Британию.

Но скоро и в Советском Альянсе работам по созданию авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения был присвоен наивысший приоритет. Особенно высокую важность таковой комплекс воображал для советского армейского руководства с позиций обеспечения надежной ПВО на северном, северо-западном и в некоей степени на дальневосточном направлении. Тамсозданное посредством сети наземных станций РЛС ПВО радиолокационное поле ввиду физических недочётов наземных РЛС (неспособность обнаруживать, сопровождать и классифицировать воздушные цели, летящие на малых и предельно малых высотах, на требуемой дальности, исходя из этого практически дальность обнаружения таких целей составляла лишь 10–30 км, а в районах со сложным рельефом местности – и того меньше) и по обстоятельству географических изюминок данных регионов (сложный рельеф местности, удаленность от коммуникаций и т.п., что потребовало огромных затрат на сооружение радиолокационных постов и надлежащее обеспечение их последующего функционирования) не разрешало обеспечить надежную защиту от массированных атак соперника с применением современных средств воздушного нападения разного типа, и прежде всего стратегических бомбардировщиков – основной ударной силы ВВС США и их союзников.

В итоге 23 января 1962 года в атмосферу встал первый коммунистический самолет дальнего радиолокационного обнаружения – известный Ту-126 с радиотехническим комплексом «Лиана». Всего было выстроено 8 серийных автомобилей, каковые разрешили прикрыть радиолокационным полем самое страшное в то время северное направление, и обеспечили возможность дальнего обнаружения американских авианосных групп (к примеру, цель типа «крейсер» самолеты «ловили» с высоты 2–5 км на дальности до 400 км).

Одновременно с этим на протяжении эксплуатации самолетов Ту-126 выявились отдельные, обычно очень значительные недочёты первого отечественного авиационного комплекса ДРЛО. К примеру, возможности по наведению истребителей-перехватчиков были, вопреки ожиданиям, без шуток ограниченными, что не разрешает сказать о Ту-126 как полноценном самолете ДРЛОиУ – грубо говоря он оставался «чистым» самолетом ДРЛО.

Важные ограничения на эксплуатацию автомобили накладывал и низкий уровень комфорта для операторов и лётчиков. Были распознаны и другие недочёты. Но была показана безопасность производства и высокая надёжность полетов, что разрешило избежать трагедий.

В следствии было издано постановление о создании авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения нового поколения. Им стал самолет А-50, созданный на базе планера военно-транспортного Ил-76 и оснащенный радиотехническим комплексом «Шмель». В первоначальный полет умелая машина под управлением летчика-испытателя Владимира Демьяновского отправилась 19 декабря 1978 года.

Радиотехнический комплекс «Шмель» разрешал обнаруживать воздушные цели типа и различного класса, а также скоростные и низколетящие, над любыми видами земной поверхности. Помимо этого, он имел возможность с высокой эффективностью обнаруживать и надводные цели типа и различного класса на дальности радиогоризонта (около 400 км).

Комплекс был способен определять координаты и государственную принадлежность найденных объектов, и передавать собранную данные (эти) об найденных целях на автоматизированные системы и командные пункты управления всех родов и видов армий Армии. С борта самолета ДРЛОиУ типа А-50, что самый принципиально важно в условиях современной войны на разных театрах боевых действий, произошло осуществлять наведение на найденные воздушные цели собственной истребительной авиации, и выводить самолеты (вертолеты) фронтовой (военном) и морской авиации на найденные наземные и надводные цели.

Самолеты ДРЛОиУ типа А-50 разрешили руководству Армии обеспечить полное накрытие радиолокационным полем границ страны с возможностью его своевременного наращивания на угрожаемых направлениях. Помимо этого, эти авиационные комплексы разрешили отодвинуть предел обнаружения самолетов (прежде всего стратегических бомбардировщиков) и надводных судов (прежде всего авианосцев) возможного соперника на многие много километров от границ Альянса, создав непроницаемый радиолокационный барьер над Азией и Европой, и над Атлантическим, Северным Ледовитым и Негромким океанами.

В труде «70 лет. Полет длится», посвященном юбилею разработчика всех отечественных радиотехнических комплексов дальнего управления и радиолокационного обнаружения и вышедшем в 2015 году в издательстве «технологии и Оружие», приводятся два характерных примера применения самолетов А-50:

– в апреле-мае 2000 года один из самолетов А-50 делал спецзадание в Республике Индия. Самолет был перебазирован на аэропорты Чиндигарх и Насик, откуда совместно с индийскими ВВС было выполнено в общем итоге 10 полетов над горной местностью недалеко от Гималаев вблизи индо-пакистанской границы;

– 8 августа 2008 года с началом военных действий в южноосетинской республике один из А-50 был поднят по тревоге и направлен в зону дежурства в воздухе к южной границе России, а после этого в зону военных действий были направлены еще два самолета А-50, в следствии чего удалось обеспечить постоянное управление авиацией и вынести радиолокационное поле на территорию соперника.

В первой половине 90-ых годов XX века было издано постановление о проведении глубокой модернизации А-50, в рамках которой намечалось осуществить замену стоящих на них радиотехнических комплексов. Модернизированный самолет ДРЛОиУ взял обозначение А-50У, а установленный на нем радиотехнический комплекс – «Шмель-М».

Глубокая модернизация бортовой РЛС радиотехнического комплекса разрешила значительно улучшить тактико-технические характеристики последнего, снизить массу аппаратуры (вес комплекса был уменьшен в итоге на 8 т), сократить количество конструктивных единиц комплекса, и снизить тепловыделение и энергопотребление аппаратуры РЛС. К тому же модернизация комплекса разрешила отказаться от «ушей» – экранирующих плоскостей на фюзеляже самолета, что, со своей стороны, улучшило аэродинамические характеристики автомобили.

Национальные совместные опробования А-50У с комплексом «Шмель-М» были закончены в 2009 году, по их итогам было распознано, что дальность обнаружения целей увеличилась на 15–25%, количество сопровождаемых целей увеличилось в 6 раз, а количество наведений – в 2 раза. Первым А-50, серийно модернизированным в вариант А-50У, стал самолет с бортовым номером «47 красный». Клиенту он был передан 31 октября 2011 года.

Новое поколение

Принимая к сведенью ограниченный срок работы самолетов ДРЛОиУ семейства А-50, выстроенных еще в советское время, и объективные недочёты, характерные для немодернизированной части радиотехнического комплекса, в 2006 году была задана умело-конструкторская работа, направленная на создание многофункционального авиационного комплекса наведения нового и радиолокационного дозора поколения, взявшего обозначение А-100 (ОКР «Премьер-476») и совершившего первый полет 18 ноября с.г. Наряду с этим новый комплекс, по задумке разработчика и заказчика, должен был владеть рядом неповторимых изюминок, в частности: свойством трудиться в скрытых режимах; повышенной устойчивостью в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия соперника; расширенными возможностями согласно решению задач разведки обстановки и пр.

Самолет ДРЛОиУ нового поколения наряду с этим было решено создавать на базе планера модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, оснащенного экономичными двигателями ПС-90А-76 и новейшим бортовым радиоэлектронным оборудованием, включая современные пилотажно-навигационный комплекс, совокупность автоматического управления и комплекс связи.

В ходе создания нового радиотехнического комплекса разработчик решил следующие задачи: внедрил дополнительные средства пассивного обнаружения объектов; обеспечил работу аппаратуры в разных диапазонах; обширно применял в антенных совокупностях составных частей комплекса активные и пассивные фазированные антенные решетки и пр. «Создание аналогичного комплекса было бы нереально без применения в бортовой вычислительной совокупности новых прогрессивных методов обработки данных, управления и принятия интеллектуальной поддержки решений подчиненными средствами, учитывающими современные техвозможности информационных датчиков и боевые возможности новейших летательных аппаратов», – указывается в упомянутом труде «70 лет. Полет длится».

Наряду с этим одной из наиболее значимых изюминок нового российского АВАКСа станет его двухдиапазонная РЛС, которая на авиационном комплексе для того чтобы класса применена в первый раз в мире и, в отличие от стоящих на самолетах семейства А-50 станций сантиметрового диапазона, будет владеть более высокими возможностями по обнаружению разных целей, и прежде всего – малозаметных самолетов, выстроенных с применением разработки «стелс».

«Я бы рискнул заявить, что это прорывная работа, по причине того, что изюминка данной работы – новый двухдиапазонный локатор, что имеет на сегодняшний момент предельные характеристики. Исходя из этого можно считать, что А-100 – это революционная работа, которая будет определять вид авиационных комплексов дальнего обнаружения на многие годы», – подчеркивал в программе «Военная приемка» на канале «Звезда» помощник военного министра РФ Юрий Борисов.

в первых рядах у «сотки» еще несколько испытательный полет, отработка других систем и радиотехнического комплекса, а с 2020 года новый летный комплекс дальнего управления и радиолокационного обнаружения начнет серийно поставляться в армии. Об этом на недавнем селекторном заседании сказал глава МинОбороны РФ генерал Сергей Шойгу.

Владимир Щербаков

Русское оружие будущего: на море, на суше, в воздухе (17.11.2017)

Статьи, которые будут Вам интересны: