Замаскированные линкоры

Замаскированные линкоры

Четырнадцатого мая 1905 года в Цусимском проливе в последнем главном морском сражении русско-японской войны сошлись 2-я Тихоокеанская эскадра и Объединенный флот Японии В шестичасовом бою погибли четыре русских броненосца, а остальные суда взяли повреждения Будущее сражения фактически решилась к вечеру этого рокового дня, а ночные сдача остатков и торпедные атаки эскадры наутро лишь поставили окончательную точку. О Цусиме написано много статей и книг, но один совсем очевидный факт далеко не всегда привлекает внимание авторов.

Дело в том, что японская «линия баталии», строго говоря, на 2/3 не была «линейной»- из 12 боевых единиц, входивших в состав отрядов Того и Камимуры, восемь являлись броненосными крейсерами. И эти суда внесли заметную лепту в одну из самых броских и решительных побед на море в двадцатом веке.

Так броненосные крейсера на деле доказали, что при определенных условиях в полной мере смогут посоревноваться с броненосцами в открытом бою. Но, до сих пор эксперты по истории военно-морских флотов спорят, не было ли для Японии предпочтительнее иметь вместо них меньшее число настоящих линейных кораблей.

Но ответ, принятое во второй половине 90-ых годов XIX века фактическим прародителем современного японского флота Ямамото Комбээ, дискуссии не подлежало А ответ это определяло создание всецело сбалансированных эскадр. Нужно заявить, что кажущаяся сейчас столь предусмотрительной программа в действительности базировалась на несложных, местами кроме того примитивных представлениях тогдашних японских военно-морских фаворитов.

Ямамото думал, что по аналогии с сухопутной армией, где действия основной силы — пехоты — поддерживают разведчики, артиллерия, сапёры и кавалерия, у флота кроме этого должны быть собственные «пионеры», «наездники», «пушки» и «обоз». Роль «тяжелой кавалерии», талантливой ударить по неприятелю с фланга либо преследовать разбитого неприятеля, предназначалась именно броненосным крейсерам. Так данный класс достаточно нежданно стал одним из приоритетных в японском флоте.

А начиналось все очень и очень робко. Первый броненосный крейсер Японии никак не был похожим замечательную военную машину линии баталии Более того, его появление по большому счету являлось случайным. Во второй половине 80-ых годов XIX века где-то между японией и Сингапуром без вести пропал перегоняемый из Франции крейсер «Унэби». Катастрофа для людей (корабль провалился сквозь землю со всей командой) пара скрасилась необычной национальной пользой.

Предусмотрительные японцы застраховали собственный приобретение на полную цена, и деньги в ветхие честные времена выплатили до последней иены. На них тут же заказали замену «Унэби». Вместо пара подмочившей собственную репутацию Франции в качестве поставщика в этом случае выбрали одну из английских компаний — «Дж.

Браун». На «новичке», названном «Тиёда», удалось внедрить массу серьёзных новшеств. В первую очередь, десять 120-мм армстронговских скорострельных орудий; причем шесть из них имели возможность стрелять на борт, снабжая невиданный для крейсеров начала 90-х годов шквал огня. Необходимо подчеркнуть, что «Тиёда» имел возможность появляться еще более уникальным, не смотря на то, что куда менее нужным.

Дело в том, что японские адмиралы желали вооружить его двумя 320-мм орудиями-монстрами (по типу «пейзажных» «мацусим»), Ясно, что неприятности при стрельбе из орудия, ствол которого свешивался бы за борт далеко за 10 метров (величина, сравнимая с полной шириной корпуса!), стали бы непреодолимыми. К счастью для его подданных и императора японии, разум на этот раз восторжествовал.

Вторым «гвоздем» проекта стал броневой пояс, неожиданный на столь маленьком корабле. (Страховых денег хватило лишь на 2400-тонный крейсер.) Английским конструкторам удалось фактически неосуществимое: обезопасисть ватерлинию достаточно приличной броней из хромистой стали в течении 61 метра. Прикрытие борта дополнялось броневой палубой со скосами толщиной 25 мм.

В совокупности с хорошим разделением на отсеки все это делало «Тиеду» неповторимым кораблем — самым мелким броненосным крейсером в мире. Так неповторимым, что эксперты многих государств на всякий случай относили его к «условно бронепалубным», просто не веря, что такую кроху возможно столь солидно обезопасисть.

Само собой разумеется, «настоящих чудес не бывает», и в проекте не обошлось без жертв.

Основной стала скорость, не смотря на то, что 19 узлов помой-му смотрелись в полной мере прилично для года закладки (1888 г), для облегчения механической установки на «Тиёду» поставили локомотивные котлы, хрупкие и ненадежные. Итог — проблемы и частые поломки для механиков.

Не смотря на то, что во второй половине 90-ых годов XIX века их заменили ставшими в то время чуть ли не хорошими котлами Бельвиля, крейсер на работе редко достигал проектной скорости Более того, в известном бою в Чемульпо он не смог поспеть кроме того за русской канонерской лодкой «Кореец», дававшей всего 12 узлов.

Однако «Тиёда» участвовал во всех наиболее значимых войнах, начиная с японо-китайской и заканчивая Первой мировой. В первой из них его скорострелки сыграли ключевую роль в сражении в устье реки Ялу.

На протяжении русско-японской войны в июле 1904 года крейсер подорвался на русской мине в заливе Тахэ, но его удалось отбуксировать в порт и отремонтировать именно к Цусимскому сражению.

Весьма занимательный и уникальный сам по себе, мини-броненосный крейсер, однако, во второй половине 90-ых годов XIX века совсем не годился в качестве прототипа для предполагавшейся «тяжелой кавалерии» морского министра Комбээ Ямамото.

Японцы неоднократно старательно окидывали взором целый кораблестроительный горизонт, найдя в итоге источник воодушевления на втором финише света — в Чили, уже презентовавшим им прототип современных бронепалубных крейсеров — известную «Эсмеральду».

Броненосный крейсер «Асама», 1899 г.

К тому времени чилийский флот, прочно связавший собственную судьбу с сэром Армстронгом и его эльсвикским заводом, совершил очередной прогрессивный прорыв.

В первой половине 90-ых годов XIX века со стапелей завода в Эльсвике сошел первый броненосный крейсер нового типа, взявший все то же сакральное имя. Новая «Эсмеральда» была 7000-тонным кораблем с весьма острыми обводами, разрешавшими достигнуть максимальной скорости Ясно, что при практически 140-метровой длине (всего меньше, чем английские рекордсмены «Пауэрфул» и «Террибл», имевшие в два раза большее водоизмещение) всецело обезопасисть корпус броней не представлялось вероятным.

Тем более, что толщину бортового пояса приняли с претензией — 6 дюймов гарвеевской стали. В следствии пояс был узким, всего 2,1 м. Подкрепленный 25-мм броневой палубой, он, однако, снабжал защиту автомобилей, котлов и погребов от 6-и 8-дюймовых снарядов того времени. Сама «Эсмеральда» несла орудия тех же калибров, выставив по всему протяжению собственного долгого борта солидную батарею из десятка стволов, каковые имели возможность за пятнадцать минут изрядно «исковырять» любой крейсер мира.

Притом альянс чилийцев с компанией Армстронга не остановился на достигнутом. «Эсмеральда» еще проходила приемочные опробования, в то время, когда в далеком Эльсвике состоялась закладка следующего броненосного крейсера, «О’Хиггинс». «Новичок» мало напоминал предшественника и снаружи, и по «начинке». Более маленький (не обращая внимания на большее водоизмещение) и стройный с виду, «Хиггинс» обошелся 80-метровым поясом вместо 100-метрового, но его толщина в средней части достигала 178 мм.

Более качественным стал и материал: никелевая гарвеевская сталь снабжала дополнительные 15% сопротивляемости Но основное новшество заключалось в всецело бронированной основной артиллерии, размешавшейся в казематах и башнях.

Как раз чилийский красивый мужчина (а «О’Хиггинс» с его пропорциональным корпусом и тремя высокими трубами действительновыглядел весьма гармонично и в течении практически полувековой работы радовал глаз не одного праздных наблюдателей и поколения моряков) стал отправной точкой для «замаскированных линейных кораблей» флота микадо.

Армстронг внес предложение японцам данный успешный проект, но те постарались выжать из английских экспертов еще больше1 В следствии интенсивных переговоров с привередливыми клиентами Филипп Уоттс создал на удивление сильный и рациональный корабль. На «Асаме» 203-миллиметровые орудия размешались попарно в носовой и кормовой башнях, как на броненосцах, а 152-миллиметровки, число которых возросло до 14, — в бронированных казематах Что крайне важно, выше главного пояса показался верхний.

Пускай более узкий (127 мм) и маленький, он создавал защиту от фугасных снарядов, попадавших выше ватерлинии, но близко к ней Более толстыми (51 мм) стали и скосы броневой палубы. В итоге боеприпас, попавший в борт машинного либо котельного отделения, должен был пробить 230-мм броню, что вправду приближало корабль по защите к броненосцу Помимо этого, пояс защищал всю ватерлинию, от носа до кормы, не смотря на то, что в оконечностях был значительно более скромным (89 мм).

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Любопытно, что и на столь современном, замечательном и удачно скомпонованном корабле Армстронг и Уоттс сохранили консервативные и тяжелые цилиндрические котлы.

Полным повторением «Асамы» стал «Токива», заложенный все в том же Эльсвике спустя всего полтора месяца, в первые дни 1897 года. На том мощности известного завода иссякли. Но не иссякло желание японцев взять собственные броненосные крейсера в нужном количестве и как возможно скорее.

По планам Ямамото, их число должно было равняться 6 — столько же, сколько предполагалось иметь в составе Объединенного флота линейных кораблей (Из этого программа строительства взяла обозначение «6-6».) Британцы торопились когда имели возможность, и к марту 1898 года, в то время, когда «Асама» сошел на воду, через два месяца на освободившемся стапеле заложили следующий крейсер для Японии — «Идзумо». Прошедший год принес много технических новшеств.

Уже стало ясно, что водотрубные котлы Бельвиля весьма хорошо ведут себя на работе в различных флотах, и они наконец пробили себе дорогу и у сэра Армстронга. На «Идзумо» котлы разрешили сэкономить не меньше 300 т массы и обеспечить больше удобств при эксплуатации- так, на разведение паров сейчас тратилось в три раза меньше времени.

Снаружи новшество проявилось в появлении третьей трубы, которое связано с повышением числа как котлов (их стало ровно в два раза больше, чем ветхих огнетрубных — 24), так и котельных отделений. Заодно было нужно основательно перекроить все внутренние помещения в средней части корабля не меньше ответственным новшеством стала крупповская броня, обеспечившая еще 15% прироста устойчивости.

Конструкторы кроме этого сняли носовой торпедный аппарат, заметно утяжелявший шнобель «Асамы» (он имел и толстое броневое прикрытие). Но толщина броневой палубы на скосах возросла на полдюйма, приблизив защиту ее обладателя к судам линии.

Скоро второй стапель, освободившийся от «Токивы», занял четвертый крейсер, «Иватэ» И снова закладки следующей пары было нужно бы ожидать приблизительно полтора года, а вступить в строй они имели возможность лишь в 1903 году Это совсем не устраивало Морской штаб, и японцы заблаговременно предприняли соответствующие меры. По одному крейсеру было заказано в Франции и Германии.

Дабы сохранить тактическое единство будущей «шестерки», в качестве задания клиенты внесли предложение английский проект, вместе с тем не запрещая применять континентальным европейцам собственные технические решения и строительные приёмы. В следствии французский «Адзума» и германский «Якумо» на вид смотрелись разве что двоюродными братьями.

Роднило их лишь уменьшенное до 12 число шестидюймовок и не через чур хорошая мореходность. «Француз» к тому же был наименее скоростным из всех, развив на опробованиях около 20 узлов; на работе он также «притормаживал» отряд Камимуры. «Якумо» отличался хорошим разделением на отсеки и повышенной живучестью- в отличие от остальных собратьев, он имел более высокие влагонепроницаемые переборки совсем без отверстий в них (пускай и прикрытых особыми дверьми). Таким методом Япония не только купила в малейший срок отряд из однородных боевых единиц, но и смогла ознакомиться с традициями и кораблестроительными особенностями фактически всех ведущих морских держав.

109. Броненосный крейсер «Асама» (Япония, 1899 г.)

Строился компанией «Армстронг» в Эльсвике (Англия).

Водоизмещение 9700 т, большая протяженность 134,72 м, ширина 20,45 м, осадка 7,43 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 18 000 л.с., скорость 21,5 узла. Оружие: четыре 203/45-мм, четырнадцать 152/40-мм и двенадцать 76-мм скорострельных орудий, семь 47-мм малокалиберных пушек, пять 457-мм торпедных аппаратов. Бронирование (гарвеевская никелевая сталь): пояс 178—88 мм, палуба 51 мм, башни и казематы 152 мм, боевая рубка 356 мм.

В 1899 г. выстроены две единицы: «Асама» и «Токива». Оба принимали участие в русско-японской войне, «Асама» взял важные повреждения в Цусимском сражении. По окончании Первой Мировой «Асама» стал учебным кораблем, совершил большое количество дальних плаваний, просуществовал в этом качестве до конца Второй мировой и сдан на слом в 1946 г. «Токива» переоборудован в минный заградитель на 300 мин. В 1927 г. получил тяжелые повреждения в результата взрыва собственной мины и переведен в резерв.

В 1937 г. опять введен в строй как минзаг (500 мин) с сокращенным артиллерийским оружием. В апреле 1945 г. подорвался на мине, потоплен авиацией в августе 1945 г. Поднят, сдан на слом в 1946 г.

110. Броненосный крейсер «Эсмеральда (2)» (Чили, 1896 г.)

Строился компанией «Армстронг» в Эльсвике (Англия). Водоизмещение 7000 т, большая протяженность 132,89 м, ширина 16,21 м, осадка 6,17 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 16000 л.с., скорость 22,3 узла. Оружие: два 203/40-мм, шестнадцать 152/40-мм и восемь 76-мм скорострельных орудий, три 457-мм торпедных аппарата.

Бронирование (гарвеевская сталь): пояс 152 мм, палуба 37 — 51 мм (в плоской части и на скосах), щиты орудий 114 — 37 мм, боевая рубка 203 мм. Модернизирован в 1910 г., сняты четыре 152-мм орудия. Исключен из перечней в 1929 г.

111. Броненосный крейсер «О’Хиггинс» (Чили, 1898 г.)

Строился компанией «Армстронг» в Эльсвике (Англия).

Водоизмещение 8500 т, большая протяженность 125,5 м, ширина 19,1 м, осадка 6,7 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 16 250 л.с., скорость 21,5 узла. Оружие: четыре 203/45-мм, десять 152/40-мм, четыре 120/40-мм и десять 76-мм скорострельных орудий, десять 57-мм малокалиберных пушек, три 457-мм торпедных аппарата. Бронирование (гарвеевская никелевая сталь): пояс 178—127 мм, палуба 37 — 51 мм (на скосах 37-76 мм), 203-мм башни 178—127 мм, казематы 127 мм, боевая рубка 230 мм. Исключен из перечней в 1946 г.

Японские «линейные» броненосные крейсера были весьма успешными судами, прекрасно защищенными и очень прилично вооруженными — в общем, передовыми и по принципу, и по выполнению. Но не обошлось и без некоторых «дедовских приемов». Так, снабжение снарядами, устроенное по британскому примеру, смотрелось достаточно примитивным.

Большая часть снарядов хранилась в башнях (8-дюймовые) и казематах (6-дюймовые), что создавало риск сильнейших взрывов, могущих кроме того разрешить войти корабль ко дну при попадании неприятельского боеприпаса. Заряды к шестидюймовкам подавались практически в мешках, цепляемых к примитивному элеватору, «мотором» для которого помогали матросы.

Но таковой «примитивизм» вызывался не только а также не столько жаждой сэкономить место и массу, надёжность и простота — вот что завлекало и английских конструкторов, и японских потребителей.

До тех пор пока моряки и инженеры принимали и осваивали новые броненосные крейсера, военно-морские теоретики искали им хорошее использование. Все шесть единиц были включены в состав 2-го боевого отряда флота.

Совместно с шестеркой броненосцев, входивших в 1-й отряд, они должны были охватывать неприятельскую колонну в строю, напоминавшую латинскую букву L. Горизонтальную и вертикальную палочки образовывали два этих отряда, причем намерено не оговаривалось, кто будет делать охват, броненосцы либо крейсера — это зависело от конкретной обстановки. По сути дела, «асамы» вправду стали линкорами в полном смысле этого слова Но в начавшейся в феврале 1904 года русско-японской войне сходу проверить эти тактические построения не удалось Отряду броненосных крейсеров адмирала Камимуры было нужно по большей части функционировать раздельно, делая особые задания (к примеру, «Асама» усилил отряд адмирала Уриу, блокировавший «Кореец» и «Варяг» в Чемульпо).

6 марта 1904 года 5 крейсеров Камимуры (без «Токива») дерзко, но без особенного результата обстреляли Владивосток Но основной их задачей являлась охота за русскими крейсерами, базировавшимися в этом порту. Нужно сообщить, сначала велась она неудачно. Отечественные рейдеры ухитрялись благополучно избегать боя. Но на протяжении попытки прорыва 1-й Тихоокеанской эскадры из Порт-Артура в первых числах Августа им было нужно выйти навстречу отечественным судам, и Камимура сумел отрезать их от Владивостока.

Русский отряд складывался из трех броненосных крейсеров против четырех японских («Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Иватэ»). Причем более ветхий «Рюрик» кроме того не имел возможности уйти из-за недостаточной скорости. Однако, не обращая внимания на большое огневое превосходство, японцам удалось «зацепить» лишь его; «Громобой» и «Россия», не смотря на то, что и заметно поврежденные, без неприятностей смогли уйти по окончании 4,5-часового сражения.

Повреждения взял и неприятель. Один из снарядов «Рюрика» пробил крышу каземата шестидюймового орудия на «Иватэ» и привёл к детонации «заскладированных» в том месте снарядов. Взрывом начисто вынесло за борт броневые плиты, в борту осталась огромная «ниша».

31 японец погиб на месте (от половины из них не осталось и следа), еще семеро погибло от взятых ран уже на берегу в военного госпиталь. В придачу к этому самому успешному за всю войну попаданию отечественного боеприпаса громадные либо меньшие разрушения взяли и остальные крейсера.

По окончании достаточно вызывающей большие сомнения победы у японских адмиралов появилась некая неуверенность в боевых возможностях собственных «быстроходных линейных кораблей».

Но отступать было некуда: по окончании смерти на русских минах «Ясима» и «Хацусе» в Объединенном флоте осталось всего четыре броненосца. А на Дальний Восток шла 2-я Тихоокеанская эскадра России, в состав которой входило семь единиц этого класса. И 2-й боевой отряд волей-неволей был на поле боя.

Нужно заявить, что Камимура старался не через чур деятельно сближаться с русской колонной, а во второй части боя и вовсе «потерялся» в море Но бессчётная скорострельная артиллерия броненосных крейсеров сыграла собственную роль: восьми- и шестидюймовые боеприпасы разрушали надстройки, поражали людей, приводили к многочисленным пожарам. Отечественные суда отвечали, положив в крейсера Камимуры около 50 снарядов большого и среднего калибра, а «Асама» первым из японских судов покинул собственную колонну Однако все «мини-броненосцы» к концу сражения пребывали в строю, а на следующее утро «Иватэ» и «Якумо» потопили русский броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков».

В следствии и броненосные крейсера взяли похвалы и свою долю восторгов, а все предстоящие кораблестроительные программы в обязательном порядке включали «быстроходную ветвь» линейных сил.

Сами же «замаскированные линейные корабли» первой генерации, не смотря на то, что и устаревшие практически через пятилетку по окончании русско-японской войны, помогали продолжительно и с пользой.

В Первую мировую они искали на просторах Тихого океана неуловимую эскадру адмирала Шпее, а по окончании нее совершили 55 (!) дальних плаваний в качестве учебных судов. В начале двадцатого века эти линейные корабли лишились 152-мм орудий, расположенных в нижних казематах, и большей части 76-миллиметровок (их порты были заделаны металлическими страницами). После этого последовали более важные модернизации.

В 1922 — 1924 годах «Токиву» переоборудовали в минный заградитель, талантливый принимать до 300 мин. «Идзумо» удалось достаточно деятельно повоевать в Китае: поддерживая собственные войска в Шанхае, он был атакован торпедными катерами и авиацией соперника. А при неожиданном нападении на союзников 8 декабря 1941 года корабль шквальным огнем в упор разрешил войти ко дну канлодку собственных «своих родителей»-британцев «Питрел».

Все шестеро участвовали и в последующих военных действиях Второй мировой, не смотря на то, что по большей части на третьих ролях. Самый «продвинутым» стал «Токива», на палубе которого установили 35 зенитных орудий калибра 25 — 76 мм. Он взял кроме того столь экзотическое, да что в том месте — неповторимое для 45-летнего броненосного крейсера радиолокационное и противолодочное оружие, включая глубинные бомбы. «Токива» деятельно ставил минные заграждения вплоть до конца войны.

Японцы по большому счету весьма аккуратно и с уважением относились к своим «музейным экспонатам». В середине 1942 года «Идзумо», «Иватэ» и «Якумо» кроме того вернули в класс тяжелых крейсеров, а спустя два года по большому счету приступили к их перевооружению, сняв 8-дюймовые башни и установив вместо них зенитные 127-мм двухорудийные артустановки В самом финише войны пять крейсеров из шести затонули на небольших местах собственных рейдов под американскими бомбами и только «Якумо» послужил кроме того по окончании капитуляции Японии, перевозя собственных солдат к себе с дальних островов и из Китая. В итоге, в 1946 — 1947 годах все эти в прошлом грозные суда, а сейчас почтенные долгожители-калеки завершили собственный путь, поднятые только чтобы быть разобранными на металл.

World of Warships Wyoming из линейных кораблей в школу

Статьи, которые будут Вам интересны: