«Дубинки» королевы исабель

«Дубинки» королевы исабель

Финал противостояния был предрешен. Не смотря на то, что на крейсере перед боем заботливо уложили мешки с песком, хорошую защиту от огня крупнокалиберной и скорострельной артиллерии составить они не смогли. А белая окраска бортов мирного времени на фоне чёрного берега только содействовала превращению «Кастильи» в хорошую мишень.

В случае если в начале боя пожары от бессчётных попаданий снарядов среднего калибра еще получалось брать под контроль, то первый же разорвавшийся в лазарете 203-мм боеприпас, закончивший страдания пребывавших в том месте раненых, привёл к пожару таковой силы, потушить что уже не представлялось вероятным. Практически через пара мин. еще один американский боеприпас для того чтобы же калибра разорвался в машинном отделении и позвал еще один сильнейший пожар. А вот в то время, когда под полубак попал третий такой же боеприпас, начальник крейсера Моргадо осознал, что если он не начнет немедленную эвакуацию личного состава, то целый экипаж заживо.

Но спасательные работы было не так-то . Все шлюпки, каковые находились в близи от бортов, неизбежно выяснялись под градом головешек из рушившихся и разрывающихся конструкций. Наконец, примерно в девять часов утра корабль потряс сильнейший взрыв — пламя добрался до крюйт-камеры. По окончании него спасательные работы сходу закончились, потому, что выручать больше было некого. Корпус «Кастильи» сел на дно, нормально догорая еще пара часов.

На дворе было 1 мая 1898 года.

А начиналось все весьма и весьма оптимистично.

За США и Великобританией к постройке громадных океанских фрегатов приступила Испания, в итоге создав третий по численности фрегатный флот мира, уступив в данной гонке оружий только Англии и Франции, мало обогнав кроме того США!

В отличие от своих великих соседей по океану, Испания фактически сходу нащупала оптимальные ответы собственных задач.

Во времена королевы Исабель II испанский флот проводил так именуемую «политику экспедиций», в то время, когда при мельчайшем намеке на политические осложнения в нужную точку мира без промедлений отправлялась маленькая эскадра. большой дальности и Условия автономности плавания сходу ограничивали минимальные размеры будущего корабля. Но, испанцы и не стремились к экономии на так нужных им океанских фрегатах.

Не смотря на то, что в качестве материала корпуса выступало классическое дерево, металлические конструкции уже начали обширно внедряться в судостроение. В следствии, в случае если самый громадный и известный линкор времен наполеоновских войн «Сантисима Тринидад» методом немыслимых упрочнений судостроителей и на зависть всему миру сумевший таки дотянуть до 2800 тысячь киллограм, то сейчас кроме того 4500 тысячь киллограм водоизмещения «Вилья де Мадрид» не стали пределом.

Второе новшество, на которое сделали ставку в «Армаде Эспаньоле», — это «спиральный» движитель, по терминологии того времени (понятие «гребной винт» показалось в испанском позднее). Нельзя сказать, что испанские адмиралы не пробовали развивать колесные пароходы, но они в полной мере отдавали себе отчет, что через чур уж уязвимым было это самое колесо. Так что незначительные боевые повреждения в отдаленных районах океана стать фатальными для столь громадного и дорогого корабля.

Добавив полное парусное оружие и замечательную артиллерию, в итоге и организовали вид океанского винтового фрегата, ставшего визиткой Испании времен заморских экспедиций Исабель II. Но что особенно примечательно, целый данный флот был выстроен только на национальных верфях — весьма хороший итог для страны, традиционно относимой к «задворкам Европы» (так как кроме того современники показывали на то, что Испания «опоздала» на поезд промышленной революции).

А начало всей данной армаде положила «Принсеса де Астуриас», заказанная 23 июня 1852 г. карракскому арсеналу как хороший парусный фрегат. Но, уже 8 сентября судостроители взяли указание строить винтовой корабль.

Неизбежные неприятности с заготовкой древесины и чисто конструктивные сложности со постройкой корабля столь громадных размеров отодвинули срок готовности на 1859 г. В итоге на 3000-тонный корабль установили заказанные в Британии автомобили мощностью 360 л.с., разрешавшие развивать скорость в 11 узлов — весьма хорошо для того времени.

Фактически сходу новый корабль отправился в Северную Африку, где принимал участие в бомбардировках замков Ларош и Арсилы, взяв в ответ в общем итоге два десятка попаданий, убивших восемь человек экипажа.

А позднее, под управлением тогда никому не известного Мендеса Нуньеса, «Принсеса де Астуриас» принимала участие в экспедициях на Кубу, в Мексику и Санто-Доминго, всецело оправдав надежды, каковые на нее возлагал испанский морской штаб.

Но, кроме того не дождавшись всех барышов от нового корабля, испанцы поспешили заложить первую серию винтовых фрегатов, при наречении продолживших последовательность самые знаменитых королев испанской истории: Бланки Наварской, Беренгелы Кастильской и Петронилы Арагонской.

Уменьшенное до 2600 тысячь киллограм водоизмещение содействовало тому, что цена за корабль снизилась практически вдвое и вся серия вошла в строй кроме того ранее «Принсесы де Астуриас». Те же автомобили совокупности Джона Пенна давали уже скорость в 12 — 13 узлов.

Следующие два фрегата — «Леалтад» и «Консепсьон» заложили на освободившихся по окончании постройки «Принцесс» стапелях. Увеличенное до 3200 тысячь киллограм водоизмещение и практически вдвое более замечательные автомобили того же Джона Пенна не дали прироста скорости.

А, к примеру, «Леалтад» из-за бессчётных недостатков по большому счету чуть смог развить 9,5 узла. Однако вошедшие в строй в первой половине 60-ых годов XIX века — оба фрегата кроме этого зарекомендовали себя с лучшей стороны.

Третью серию винтовых фрегатов первоначально нарекли в честь святых покровителей: «Нуэстра сеньора дель Кармен», «Нуэстра сеньора дель Патросиньо» и «Нуэстра сеньора дель Триунфо», в продолжение традиций наименований парусных линейных кораблей прошлого века.

Но, восстановление забытых обычаев не встретило понимания, в следствии чего два первых фрегата скоро стали соответственно «Кармен» и «Резолюсьон».

Но вершины собственного развития испанские древесные фрегаты достигли в самая мощной и большой серии из четырех единиц, нареченные в честь самые значительных побед испанского оружия: «Вилья де Мадрид», «Херона», «Алманса» и «Навас де Толоса».

Самый большой из серии «Вилья де Мадрид» — заложенный в Карракском арсенале 10 октября 1860 г. Он имел длину корпуса более чем 82 м и водоизмещение практически 4500 тысячь киллограм (в полной мере солидные размеры кроме того для крейсера на стыке столетий)!

Фрегаты вошли в строй с классической для того времени гладкоствольной артиллерией, включая 200-мм и 160-мм орудия.

Не смотря на то, что еще в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века особый Королевский декрет «переименовал» совокупность обозначений испанских орудий с веса ядра на калибр, еще пара десятилетий затем обе совокупности ходили фактически на равных. Так, те же 200-мм орудия испанских фрегатов в ряде документов имели возможность именоваться и по-ветхому — 68-фунтовые.

Но в случае если по конструкторской реализации и тактическим задумкам тринадцать выстроенных в Испании фрегатов всецело соответствовали возложенным на них задачам, то оружие очевидно было прошлого дня. Как неизменно, расплачиваться за неточности министерства было нужно кровью несложных моряков на протяжении Тихоокеанской войны.

Скоро завоевав господство на море в водах Чили и Перу, испанские фрегаты с кроме того пришедшими им на помощь броненосными фрегатами не смогли фактически ничего сделать с полуимпровизированными батареями береговой обороны, не обращая внимания на массовый героизм собственных моряков.

Итогом «расследования» в министерстве стало поголовное перевооружение на нарезные дульнозарядные орудия по большей части английского производства.

Потом министерство уже стремилось отслеживать все более-менее значащие артиллерийские новинки. К 1880-м годам фрегаты уже обзавелись новейшими казнозарядными орудиями (по большей части Армстронга и Круппа), а дожившие до середины 1890-х — кроме того скорострельной артиллерией!

Следующим уроком боев с батареями Кальяо и Вальпараисо стали дискуссии о целесообразности бронирования, бывшие отнюдь не риторическими.

Вправду, с одной стороны, броневой пояс той же «Нумансии» очевидно поспособствовал понижению утрат в личном составе, но так ли нужен данный пояс хорошему крейсеру? Так как он имеет очень проблематичную сокровище при охоте за каперами и пиратами, а затраченная на него масса весьма существенно ограничивает мощь оружия и снижает скорость.

В этом смысле эффективности древесных фрегатов их броненосные собратья имели возможность только позавидовать: к примеру, та же «Бланка» за все время блокады на Тихом океане смогла догнать и задержать 14 торговых судов.

Второй важный нюанс против броненосных судов пребывал в их стоимости.

В случае если начальники той же «Бланки» и «Вилья де Мадрид» без всякой оглядки ввязались в бой со всем объединенным чилийско-перуанским флотом у Абтао и заставили его ретироваться, то подобный успех у Юито, уже с участием «Нумансии», стал неосуществимым, среди них и из-за боязни утратить полезный броненосец.

Однако, идя на предлогу великих морских держав, испанцы кроме этого решились на «импровизированные броненосцы».

Но, решающую роль в этом сыграли политические события, в то время, когда из-за готовой вот-вот начаться Тихоокеанской войны правительство Великобитании начало мешать вводу в строй достраивавшихся в Англии броненосцев.

79. Винтовой фрегат (крейсер 1 ранга) «Арагон», Испания, 1879 г.

Бывший броненосный корвет, строившийся казенным адмиралтейством в Картахене.

Водоизмещение 3342 т., протяженность 72 м, ширина 13,43 м, осадка 7,2 м. Мощность автомобилей 2600 л.с., скорость 12 уз. Оружие: шесть 160-мм казнозарядных орудий совокупности Онтория (четыре — с длиной ствола 25 калибров, два — с длиной ствола 17 калибров), два 90-мм, четыре 75-мм, две митральезы, два 356-мм торпедных аппарата. Первоначально непродолжительное время нес четыре нарезных дульнозарядных 160-мм орудия. С 1890 г. передан для учебных целей, в 1898 г. разоружен и исключен из перечней флота.

В 1901 г. реализован на слом. Всего выстроено три приблизительно однообразные единицы: «Арагон», «Кастилья» и «Набарра».

80.

Крейсер 1 ранга «Альфонсо XII», Испания, 1887 г.

Выстроен на казенном арсенале в Ферроле. Водоизмещение 3900 т, протяженность 84,8 м, ширина 13,10 м, осадка 6,7 м. Мощность автомобилей 4400 л.с., скорость 12 уз. Оружие: шесть 160-мм казнозарядных орудий совокупности Онтория (протяженность ствола 35 калибров), полтора десятка малокалиберных скорострельных митральез и орудий, пять 356-мм торпедных аппаратов. С 1897 г. употреблялся как несамоходное судно.

Исключен из перечней флота в 1900 г., в 1907 г. реализован на слом. Всего выстроено три однотипных крейсера: «Альфонсо XII», «Рейна Кристина» и «Рейна Мерседес».

81. Броненосный корвет «Мендес Нуньес», Испания, 1870 г.

Бывший древесный винтовой фрегат «Резолюсьон», переделанный на Картахенском арсенале в броненосный корвет. Водоизмещение 3380 т, протяженность 70 м, ширина 14 м, осадка 6,75 м. Мощность автомобили 400 л.с., скорость 8 уз. (по проекту, реально не более 6,5). Все оружие компании «Армстронг»: четыре нарезных дульнозарядных 229-мм орудия, два нарезных дульнозарядных 203-мм орудия.

Бронирование: 120-мм центральный пояс, закрывающий машины и батарею. Выведен в резерв в 1880 г., реализован на слом в 1896 г.

Стало ясно, что надеяться в сложившейся обстановке возможно только на личные силы. Вот из-за чего только что возвратившийся с Тихого океана фрегат «Резолюсьон» вместо ремонта стал в феврале 1867 года к Картахенскому арсеналу на подобный «апдейт».

На корабле соорудили бронированный центральный редут из поставленных из Франции 120-мм плит, в котором разместили четыре 229-мм и два 203-мм нарезных орудия. В следствии модернизации водоизмещение возросло до 3400 т, но из-за ослабленного оружия корабль, повторно введенный в строй 7 марта 1870 года был разжалован до ранга корвета. А уже в августе того же года в память о недавнем триумфаторе Тихоокеанской войны он взял наименование «Мендес Нуньес».

Чрезмерный вес бронирования стал причиной явной перегрузке основных механизмов, в следствии чего скорость, остойчивость и манёвренность снизились до страшных пределов так, что, не прослужив и десятилетия, ветхий-новый корабль отправился в резерв. Каролинский кризис 1885 года, казалось бы, вдохнул жизнь в несчастный корвет, краткосрочно опять поднявший военно-морской флаг, но только в качестве плавучей батареи.

С окончанием напряженности 7 апреля 1886 года «Мендес Нуньес» исключили из перечней флота, но, на слом он отправился только в марте 1896 года, практически десять лет отслужив в качестве плавучей колонии в Картахене.

Но, как ни необычно, опыт последующей эксплуатации и переделки «Мендеса Нуньеса» вынудил испанцев пойти на столь неповторимый ход, пожалуй, более не встретившийся в интернациональной практике!

Строившиеся на казенных арсеналах броненосные корветы типа «Кастилья» вошли в строй как винтовые фрегаты!

История последних древесных крейсеров Испании началась указом временного правительства от 30 января 1869 года, в то время, когда на каждом из. трех основных казенных арсеналов предписывалось начать строительство броненосного корвета.

Ответ преследовало две главные цели: во-первых, за умеренную цену купить три новых броненосца (все-таки корвет — это не фрегат), во-вторых, загрузить работой в смутное время рабочих трех основных казенных адмиралтейств Испании.

К сожалению, ни композитной, ни тем более металлической конструкции не получилось: испанцы просто не владели ни опытом, ни мощностями для аналогичных опытов.

В следствии корпуса новых корветов так же, как и прежде были древесные, но «с введением в них железных конструкций». Бронирование закрывало всю ватерлинию и создавало в центре редут с основной артиллерией, складывавшейся из четырех 250-фунтовых нарезных орудий Армстронга.

Кили всех трех крейсеров заложили в один момент 2 мая 1869 года, как часть празднеств, приуроченных к юбилею восстания против Наполеона.

А потом строившиеся суда волей-неволей появились в центре всех политических потрясений, приведших в 1873-м к полному завершению работ. А строившийся в Картахене «Араго» кроме того очень сильно повредили на протяжении морских бомбардировок. Только победив в карлистской войне и подавив кантонистское восстание, правительство в осеннюю пору 1876 года возвратилось к вопросу о предстоящей судьбе совсем устаревшего проекта. Как раз тогда и решили достраивать суда в варианте простого винтового фрегата.

Первым из всей тройки во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века на воду спустили «Арагон» (ставший, кстати, первым большим кораблем, выстроенным в реставрированной испанской монархии), и лишь он взял начальное оружие из восьми 229-мм орудий Армстронга (семь из которых сняли с броненосного фрегата «Арапилес»). Но, это была только полумера, потому, что орудия данной совокупности уже порядком устарели.

Так что с открытием производства новых казнозарядных орудий Онтория примера 1879 года четыре первых 160-мм достались «Арагону». Как промежуточный вариант на момент ввода корабля в строй в первой половине 80-ых годов XIX века на нем поставили еще четыре ветхие 203-мм дульнозарядные пушки, по мере изготовления замененные еще на два 160-мм орудия Онтория.

По большому счету, история артиллерии первых трех .испанских крейсеров первого ранга (так они стали классифицироваться с 1881 года) заслуживает особенного беседы.

Решив ознакомиться с самыми перспективными зарубежными разработками, для оружия однотипных «Арагону» «Кастильи» и «Набарры», испанцы купили по шесть 150-мм орудий Армстронга и Круппа. Но скоро стало ясно, что шесть пушек главного калибра для 3300-тонных судов с полным парусным рангоутом очевидно тяжеловато. Исходя из этого скоро у тех же компаний докупили по паре 120-мм орудий.

Ставшие ненужными четыре 150-мм пушки перекочевали на фрегат «Херона». Наконец, на протяжении испано-американской войны все орудия (не считая погибших вместе с «Кастильей») перешли на вспомогательные крейсера «Рапидо» и «Патриота», а по окончании их разоружения достались береговым батареям.

Все три крейсера достаточно широко применялись в течении всей собственной двадцатилетней карьеры.

Так, «Арагон», ставший флагманом ВМС на Филиппинах, принял самое деятельное участие в военных действиях на Минданао во второй половине 80-ых годов XIX века. В первой половине 90-ых годов XIX века он передал собственный брейд-вымпел прибывшей на его замену «Кастилье», которая ранее вместе с «Набаррой» кроме этого отметилась в военных действиях против Марокко. К началу испаноамериканской войны все три крейсера устарели наконец не только морально, но и физически, в связи с чем их перевели на менее «пыльную» работу учебных судов.

Но в случае если «Арагон» и «Набарра» благополучно пошли на дрова во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века, то «Кастилье» довелось стать последним в мире древесным крейсером, погибшим в эскадренном бою.

А как же сложилась будущее вторых древесных крейсеров Испании? «Принсеса де Астуриас», переименованная в «Астуриас» в 1870 — 1871 годах, прошла кардинальную переделку в учебный корабль-блокшив, в роли которого оставался до 1909 года. «Нуэстра сеньора дель Триунфо» сгорела в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века, всего через три года по окончании вступления в строй, «Петронила» погибла у побережья Кубы в первой половине 60-ых годов XIX века, а «Беренгуэла» в 1877-м стала понтоном на Филиппинах.

Остальные исключили из состава флота в середине 1890-х годов.

Формально отечественный рассказ о древесных фрегатах — крейсерах первого ранга испанского флота следовало бы завершить, но испанцы не были бы испанцами, если не имели возможность в очередной раз поразить всю землю. В первой половине 80-ых годов XIX века в ответ на японские претензии к Филиппинам они решили выстроить очередную серию винтовых фрегатов. Потому, что время поджимало, а прогресс не стоял на месте, новую тройку, по сути те же «кастильи», решили строить из железа.

Крейсера очень претенциозно взяли имена правившего монарха «Альфонсо XII», и обеих его жен: погибшей практически сразу после свадьбы королевы Мерседес и ставшей потом королевой-регентшей — Кристины.

Сами испанцы собственный оправдание в столь консервативном проекте видели в том, что крейсер строился для потребностей Дальнего Востока, так что бронированная палуба смотрелась непростительным излишеством, а полный парусный рангоут, напротив, нужным условием.

Положение усугубили классическая низкая культура и медлительность постройки производства, благодаря чему вместо проектных 17 узлов (уже не ставших выдающимся событием для 1880-х годов) новые крейсера чуть имели возможность развить 12.

В итоге, в случае если во всем мире твердили, что крейсера типа «Кастилья» — морально устаревшие суда, а испанцы оправдывались, что они в полной мере соответствуют предъявляемым задачам, то к моменту сдачи флоту судов типа «Альфонсо» идея об их моральной устарелости, наконец, дошла до умов испанских адмиралов.

Вышел кроме того особый королевский декрет, предписывающий переделку крейсеров в войсковые транспорты. Но, увы, из-за недостатка громадных артиллерийских судов их все-таки было нужно применять как суда первой линии.

Не обращая внимания на собственную мертворожденность, крейсера взяли довольно современные 160-мм орудия Онтория, производство которых только что наладили на заводе «Трубия», каковые к концу 1890-х предполагали кроме того заменить на скорострельные.

То единственное десятилетие, в которое они несли испанский флаг, на суда типа «Альфонсо» легла достаточно активная боевая работа, потому, что новейшие крейсера делали все представительские функции.

«Рейна Кристина», переброшенная на Филиппины, деятельно действовала как против филиппинских пиратов, так и активизировавшихся сепаратистов и инсургентов. А операция в январе 1895 года чуть не стала для нее последней.

В ночь с 4 на 5 мая крейсер сел на мель у Ило-ило (остров Панай), и лишь героизм экипажа помог довести поврежденный корабль до арсенала Кавите. Потом, в начавшейся испано-американской войне «Рейна Кристина» стала флагманом эскадры адмирала Монтехо.

В сражении 1 мая, ставшем заключительным для «Кастильи», «Рейна Кристина», ведомая своим смелым начальником Луисом Кадарсо, кроме того предприняла совсем самоубийственный ход, постаравшись таранить неприятельскую «Олимпию».

Но все закончилось очень плачевно: взяв до семи десятков попаданий, крейсер выбросился на берег, где от бушевавших пожаров на нем случился взрыв снарядов.

«Альфонсо XII» и «Рейна Мерседес», отметившиеся в 1893 — 1894 годах в боевых операциях у Мелильи, в итоге были на Острове Свободы. В начавшейся борьбе с кубинскими инсургентами они действовали так деятельно, что к 1898 году пришли в очень ветхое состояние, пожертвовав собственную артиллерию на потребности береговой обороны.

Но в случае если «Альфонсо» благополучно пережил войну в Гаване и во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века был отбуксирован в метрополию, где в итоге отправился на слом в 1907 году, то «Рейна Мерседес» довелось стать настоящим долгожителем.

Очень сильно пострадавший от американских бомбардировок, он в следствии был затопленным перед самой сдачей города Сантьяго. Но рачительные янки подняли еще довольно прочный корпус и по окончании основательного ремонта придали его военно-морской академии в Аннаполисе.

В данной роли «Квин Мерседес» благополучно пережила и Великую депрессию, и обе мировые войны. Под занавес собственной карьеры во второй половине 50-ых годов XX века, в качестве жеста доброй воли американцы внесли предложение бесплатно передать историческую реликвию Испании. Но, увы, к этому времени состояние его корпуса было таким плачевным, что трансокеанское плавание стало бы вероятным при достаточно больших капитальных затратах.

А бюджету испанского минобороны, деятельно начавшего перевооружение собственной флота и армии по окончании практически двадцатилетней изоляции, подобные траты были не под силу.

Н. МИТЮКОВ

Храбрецы Меча и Магии 5. Кампания Ордена Порядка. Королева Изабель

Статьи, которые будут Вам интересны: