Заочная дуэль

Заочная дуэль

Необходимость прикрытия наземными средствами ПВО танковых и механизированных частей в наступлении и на марше от ударов с воздуха стала очевидной во время второй мировой. Фактически во всех воюющих государствах были созданы разные образцы зенитных самоходных установок (ЗСУ). С сожалением приходится признать, что в данной области СССР не был в числе фаворитов. В годы ВОВ в СССР не удалось создать действенных зенитных самоходных установок.

Самой же массовой ЗСУ Красной Армии стала американская М17, поставлявшаяся в СССР по ленд-лизу.

Самый же успешной отечественной установкой стала ЗСУ-37, созданная в первой половине 40-ых годов XX века на базе самоходной установки СУ-76М. 37-мм автоматическая пушка 61-К, смонтированная в неподвижной открытой сверху рубке данной ЗСУ, была оснащена зенитным прицепом по-строительного типа. В прицел входилстереоскопический дальномер с базой 1 м для определения наклонной дальности до цепи.

Угол вертикального наведения пушки колебался в пределах от -3° до +85°. Приводы наведения — ручные. Боекомплект складывался из 320 выстрелов, из которых 130 — в обоймах по пять штук, а остальные 190 — без обойм. В 1945 году было произведено 75 самоходок ЗСУ-37.

Одновременно с этим американская ЗСУ М19, созданная на базе легкого танка М24 и выпускавшаяся с августа 1944 года, имела две автоматические 40-мм пушки «Бофорс» М2, установленные во вращающейся на 360° открытой сверху башне.

Управление вращением башни и качающейся частью пушек осуществлялось посредством электрогидравлического привода. В остальном американская и советская автомобили были близки. До конца Второй мировой фабрики США выпустили 285 ЗСУ М19, каковые, как и советские ЗСУ-37, в военных действиях участия не принимали.

Единственной ареной боевого применения М19 стала Корея, где эти ЗСУ употреблялись для ведения огня по наземным целям.

Осознавая, что отставание в оснащении армий этим видом оружия недопустимо, советские эксперты уже в конце ВОВ начали проектирование новых артсистем на возможность. Так, в первой половине 40-ых годов XX века в ЦКБ под управлением В.Г.Грабина приступили к разработке новой 57-мм автоматической зенитной пушки С-60.

На вооружение ее приняли в январе 1950-го и в том же году запустили в серийное производство. С-60 стала первой отечественной полевой зениткой, наведение которой осуществлялось посредством радиолокационной станции орудийной наводки. Но для ПВО танковых и моторизованных армий буксируемая пушка не годилась.

Исходя из этого во второй половине 40-ых годов двадцатого века в НИИ-58 под управлением все того же В.Г.Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68, предназначавшейся для установки на гусеничное шасси, созданное на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина взяла заводское наименование — изделие 500, а армейское — ЗСУ-57-2. Комплексные опробования ЗСУ-57-2 провели в 1950 году, а приняли на вооружение в 1955-м. Ее серийное производство осуществлялось на Омском заводе им.

Октябрьской революции с 1955 по 1960 год.

Компоновка ЗСУ М42:

1 — 40-мм спаренная автоматическая пушка М2А1; 2 — орудийный шит; 3 — труба для отвода пороховых газов из казенной части орудия: 4 — орудийный барбет; 5 — кронштейн крепления пулеметаМ60; 6 — сиденье наводчика; 7 — воздушный фильтр; 8 — двигатель: 9 — трансмиссия; 10 — сиденье механика-водителя; 11 — штурвал; 12 — сиденье начальника

ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную (большая толщина брони не превышала 13 мм) гусеничную машину с вращающейся открытой сверху башней, снабжающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Для их установки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стена башни была сделана съемной, что создавало удобство при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа.

Для сбора стреляных обойм и гильз,подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник. В башне пребывало пять сидений: впереди — заряжающего левого автомата; за ним (посередине) — наводчика; позади, справа от сиденья наводчика — установщика прицела; справа от пушки впереди — заряжающего правого автомата; позади, симметрично с сиденьем наводчика, — начальника автомобили.

При стрельбе сиденья заряжающих снимались, укладывались на подвесном полу и крепились клипсами. Спаренная 57-мм автоматическая пушка С-68 складывалась из двух автоматов типа С-60, имевших однообразное устройство, наряду с этим подробности правого автомата являлись точной копией подробностей левого. Автоматы соединялись между собой в единый блок люльками.

Она уравновешивалась грузами, прикрепленными к люлькам, и крепилась в станке посредством двух цапф. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Станок пушки был установлен на днище башни. Он складывался из корпуса с кронштейном, механизма крепления пушки по-походному и транспортера.

Подъемный механизм размешался на левой стороне станка и имел два привода: электрогидравлический (с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной. Прицел пушки — непроизвольный, зенитный, построительного типа; предназначался для ответа задачи по определению места встречи боеприпаса с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие данные: скорость цели, наклонная дальность и курсовой угол.

Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол — по видимому направлению перемещения цели, дальность до цели — на глаз либо посредством дальномера.

При пользовании электрогидроприводом с прицелом трудились два члена экипажа: наводчик наводил пушку по углу и азимуту места цели; установщик прицела устанавливал данные прицела — скорость, дальность и курсовой угол, а вдруг была необходимость — угол пикирования либо кабрирования.

При пользовании ручным приводом наведения с прицелом трудились три члена экипажа: начальник автомобили наводил пушку по азимуту, наводчик — по углу места цели, установщик прицела устанавливал данные прицела.

Суммарный темп стрельбы составлял 200 — 240 выстр./мин, начальная скорость боеприпаса — 1000 м/с. Большая дальность стрельбы: вертикальная — 8800 м, горизонтальная — 12 000 м. Углы наведения колебались в пределах от -5° до +85°.

Скорость вертикального наведения — 20 град./с, горизонтального — 30 град./с.

Боекомплект ЗСУ-57-2 складывался из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в особых боеукладках в корпусе и башне. Главная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела).

Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в особые отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными боеприпасами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2:

1 — левый тормоз (и дульный правый); 2 — ствол пушки С-68 (левый и правый); 3 — люлька (правая и левая); 4 — башня; 5 — тент башни; 6 — гильзосборник; 7 — выхлопной патрубок; 8 — люк механика-водителя; 9 — люк запасного выхода; 10 — антенный ввод; 11,12.13 — наружные топливные баки; 14 — заливная горловина переднего топливного бака

трансмиссия и Силовая установка были заимствованы у среднего танка Т-54 и складывались из 12-цилиндрового V-образного четырехтактного дизеля жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с., гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота и двух бортовых передач. Все агрегаты ходовой части кроме этого были заимствованы у танка Т-54, но число опорных катков на борт было сокращено с пяти до четырех.

Боевая масса автомобили составляла 28 т. Большая скорость перемещения — 50 км/ч.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было произведено относительно мало. Они поступили на вооружение последовательности танковых полков, где было положено иметь одну батарею из четырех ЗСУ. В том месте, где не хватило ЗСУ-57-2, употреблялись 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.

ЗСУ-57-2 владела целым рядом недочётов — низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была кроме того ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а после этого — от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза».

Так как при стрельбе по реактивным самолетам на низких и определении скорости и сверхнизких высотах цели «по типу самолета», а дальности до цели — «на глаз либо посредством дальномера» возможность попадания очень низка. По всей видимости, по обстоятельству этих недочётов Советская Армия В первую очередь 1960-х годов начала неспешно избавляться от не через чур успешных боевых автомобилей.

В различное время их реализовывали либо передавали в порядке военной помощи армиям дружественных государств: ГДР, Польши, Венгрии, Югославии, Кубы, Египта, ДРВ, КНДР, Анголы, Сирии, Египта, Финляндии, Ирана и Ирака.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 учавствовали в военных действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне.

По-видимому, в последний раз ЗСУ этого типа употреблялись в сражении в марте 1999 года на протяжении отражения воздушных бомбандировок НАТО в Югославию.

Ну а что же за океаном? К началу 1950-х годов установку М19 признали устаревшей и, не смотря на то, что она еще некое время состояла на вооружении армии США, полным ходом начались работы по созданию новой военной машины. По окончании принятия на вооружение в первой половине 50-ых годов XX века ЗСУ взяла обозначение М42 «Дастер».

Базой для нее послужило шасси легкого танка М41. Наряду с этим носовая и средняя части корпуса были спроектированы заново. В носовой части корпуса размешалось отделение управления, увеличенного если сравнивать с танком количества, в котором пребывали рабочие командира механика-и места водителя. Лобовой лист корпуса устанавливался под меньшим углом к вертикали, чем у танка М41.

В крыше над отделением управления имелись два посадочных круглых люка, а в лобовом странице — громадной прямоугольный люк для загрузки боекомплекта, с крышкой, откидывавшейся в сторону. Над средней частью корпуса установлена цилиндрическая башня кругового вращения, заимствованная у ЗСУ М19. Оружие — две 40-мм автоматические пушки «Бо-форс» М2А1 и 7,62-мм пулемет «Браунинг» для самообороны.

В передней части башни имелись корытообразный щит и перемещавшийся вместе с орудиями в вертикальной плоскости бронещиток. Для ведения огня из ЗСУ употреблялись непроизвольный зенитный прицел с коллиматором и кольцевой прицел. Наведение пушек осуществлялось посредством электрогидравлического привода либо вручную.

В башне размещались сиденья еще четырех членов экипажа. Заряжались пушки вручную кассетами по четыре боеприпаса в каждой. Главная часть боекомплекта, включавшего 400 выстрелов, пребывала в особых коробках по бортам автомобили. В бортовом контейнере хранились и запасные стволы орудий.

Темп стрельбы обеих пушек составлял 240 выстр./мин, начальная скорость боеприпаса — 875 м/с. Вертикальная дальность стрельбы — 4650 м, горизонтальная — 9857 м. Углы наведения колебались в пределах от -5° до +85°.

Заимствованный у танка М41 карбюраторный двигатель «Континенталь» AOS-895-3 мощностью 500 л.с. разрешал машине массой 22,7 т развивать большую скорость 64 км/ч. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века ЗСУ подверглась модернизации, которая, действительно, свелась по большей части к установке нового двигателя AOS-895-5 с ярким впрыском горючего. Модернизированная машина взяла обозначение М42А1.

Предпринимались неоднократные попытки оснащения М42 РЛС наведения и обнаружения, но ни один из опытных образцов на вооружение не принимался.

Зенитная самоходная установка М42 из состава 23-й пехотной дивизии армии США. Маневры Willow Freeze, Аляска, январь 1961 года

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 финской армии. На вооружении подразделений ПВО данной страны ЗСУ-57-2 пребывали с 1960 по 1985 год

Зенитная самоходная установка М42А1. 1-й батальон 44-го артполка армии США. Вьетнам, 1969 год

ЗСУ «Дастер» пребывала в серийном производстве до конца 1950-х годов. За это время было выпущено 3700 боевых автомобилей, каковые поступили на вооружение частей ПВО армии США и последовательности государств НАТО (лишь в ФРГ, к примеру, поступило 496 установок).

Во второй половине шестидесятых годов прошлого века М42 признали устаревшей и начали деятельно реализовывать в государства «третьего мира». Одвременно с этим три батальона армии США, вооруженные этими установками, послали во Вьетнам. Тут они, действительно, употреблялись не для стрельбы по воздушным целям, а для обороны периметров армейских баз и аэропортов. По окончании вывода американских армий из Вьетнама М42 достались южновьетнамским армиям, каковые применяли их в военных действиях впредь до 1975 года.

Иорданские М42 использовались против израильской авиации на протяжении войны 1967 года. В Ливане ЗСУ этого типа сражались на протяжении гражданской войны в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Что же касается США, то последние М42 были изъяты из резерва Национальной гвардии в первой половине 90-ых годов XX века.

Самоходной зенитной установке М42 были характерны такие же недочёты, что и ее советскому аналогу — ЗСУ-57-2.

Она имела пара меньшую дальность стрельбы, не смотря на то, что скорости вертикального и горизонтального наведения были немного выше (по-видимому, в силу меньшей массы артсистемы). Но действенно бороться со скоростными реактивными самолетами она также не имела возможности. Для этого необходимы были, по крайней мере, на порядок более скорострельные пушки, угловая скорость наведения 50 — 100 град./с и всецело автоматизированная радиопокационная совокупность управления огнем.

Первой в мире машиной, отвечавшей этим требованиям. стала советская зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», но это тема для отдельной статьи.

М. БАРЯТИНСКИЙ

«Амур» — «Сибирь»: заочная дуэль

Статьи, которые будут Вам интересны: