Зенитные танки вермахта

Зенитные танки вермахта

Стремительное развитие авиации между мировыми войнами стало причиной тому, что самолет начал рассматриваться как действеннейшее средство ведения военных действий. Уже опыт гражданской войны в Испании со всей очевидностью продемонстрировал, что грамотное применение штурмовой и бомбардировочной авиации способно коренным образом поменять движение вооруженных столкновений в ту либо иную сторону. Вторая мировая война подтвердила это.

Конечно, что самоё действенным средством борьбы с самолетами соперника была личная авиация. Но обеспечить круглосуточное прикрытие наземных армий она не смогла. Совладать с данной задачей имела возможность лишь зенитная артиллерия.

Появление малокалиберных скорострельных артсистем снабжало возможность борьбы с авиацией на малых высотах, на которых действовали самые опасные для сухопутных армий истребители и штурмовики-бомбардировщики. Но буксируемые зенитные орудия были действенны только в совокупности ПВО стационарных тыловых и прифронтовых объектов, и при защите от ударов с воздуха армий, пребывавших в обороне, при стабильной линии фронта.

В начале Второй мировой средств ПВО, талантливых прикрыть пехоту, танковые и механизированные части на марше и в наступлении, фактически не было. Но высокоманевренный темперамент военных действий вынудил заняться их разработкой.

Одним из фаворитов в создании самоходных средств ПВО была гитлеровская Германия. За войну немцы создали и запустили в серийное производство не меньше десятка зенитных самоходных установок (ЗСУ) на базе машин, полугусеничных тягачей, БТР и танков разных типов.

Уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века на шасси легкого танка Pz.lA была создана ЗСУ Flakpanzer I, вооруженная 20-мм автоматической зенитной пушкой Flak 38.

Выпустили их, действительно, мало и вооружили лишь одно подразделение — 614-й моторизованный зенитный дивизион. Намного более успешной и массовой стала ЗСУ на базе легкого танка Pz.38(t), с применением все той же 20-мм пушки Flak 38. С ноября 1943 по февраль 1944 года завод ВММ в Праге изготовил 141 машину этого типа. ЗСУ Flakpanzer 38(t) хорошо зарекомендовала себя в битвах.

Wirbelwind

Ostwind

Mobelwagen

Неспециализированным недочётом обеих автомобилей являлось оружие, складывавшееся из одноствольной пушки, не способной обеспечить большой темп стрельбы, нужный при ведении огня по низколетящим целям. Разместить же многоствольную артсистему на шасси легкого танка не представлялось вероятным.

Неприятность эта была такой серьёзной, а потребность в таковой ЗСУ такой острой, что вопрос обсуждался на самом верху. В декабре 1943 года на заседании Гитлера с министром оружия Шпеером рассматривался движение исполнения распоряжения фюрера, данного в мае того же года, о создании ЗСУ на базе среднего танка Pz.IV. По окончании заседания Гитлеру показали прототип 20-мм счетверенной ЗСУ на шасси танка Pz.IV.

Артсистема была смонтирована на крыше корпуса танка. В походном положении и орудие, и расчет защищались с четырех сторон откидными 12-мм броневыми стенками. В сражении эти стены опускались в горизонтальное положение, снабжая обстрел на 360° и разрешая расчету из пяти человек без помех обслуживать орудие. Защитой же расчета в сражении служил лишь штатный щит пушки. Фюрер одобрил машину.

Но в серию отправилась ЗСУ, вооруженная 37-мм автоматической зенитной пушкой Flak 43. Компания Deutsche Eisenwerke AG в Дуйсбурге изготовила 240 ЗСУ, взявших в армиях прозвище Mobelwagen («мебельный фургон») — в поднятом положении откидные стены образовывали неуклюжую прямоугольную рубку. Кстати, начиная с 46-й автомобили, стены эти изготавливались из массивных 25-мм бронелистов. В откидных стенках прятался и основной недочёт данной ЗСУ — она не имела возможности открыть огонь сходу. Данный факт сразу же отметили в армиях.

Накопленный опыт боевого использования и конструирования ЗСУ разрешил конкретизировать тактико-технические требования к этому виду техники. Совсем они оформились в виде докладной записки, поданной 29 мая 1944 года главному инспектору танковых армий генерал-полковнику Г.Гудериану.

Итак, руководство предъявляло к ЗСУ следующие требования:

вращающаяся, всецело бронированная башня с экипажем 3 — 4 человека; дальность действенного огня не меньше 2000 м; оружие — спаренные либо счетверенные пушки; запас снарядов, достаточный для ведения независимых военных действий в течение 1 — 2 дней; высота автомобили в пределах 3 м; необходимое оснащение радиостанцией.

Но, в эти требования скоро внесли кое-какие, очень значительные дополнения.

Так, из-за неосуществимости обеспечить приемлемую вентиляцию всецело бронированной башни ЗСУ от нее решили отказаться в пользу башни, открытой сверху. Последняя должна была иметь несложную конструкцию, разрешавшую применять серийные 20- либо 37-мм полевые зенитные пушки в сборе без хода и нижнего станка и снабжать наведение от -5° до +85° по вертикали.

Прототип «зенитного танка» Wirbelwind («Вихрь») изготовили на заводе компании Krupp-Druckenmuler в пригороде Берлина Темпельхофе.

Башня ЗСУ была сварена из 16-мм бронелистов, днище имело толщину 30 мм. Башня устанавливалась на погоне штатной башни танка Pz.IV с диаметром в свету 1640 мм. В ней пребывали рабочие места трех членов экипажа: наводчика (он же начальник) и двух заряжающих.

Механик-радист и водитель размещались в корпусе танка, так же как и в Pz.IV. Неспециализированная высота «Вирбельвинда» составляла 2760 мм, высота башни — 1050 мм. Вращение башни имело возможность осуществляться или вручную — со скоростью 28° в секунду, или посредством гидравлического привода — со скоростью 60° в секунду.

Штатный прицел установленной в башне счетверенной 20-мм автоматической зенитной пушки разрешал вести пламя как по воздушным, так и по наземным целям. Большой возимый боекомплект складывался из 3200 выстрелов (90 магазинов). Запасные стволы 20-мм пушек перевозились в особых контейнерах, закрепленных по обеим сторонам кормовой части корпуса танка.

Генерал Гудериан первоначально дал переоборудовать в ЗСУ «Вир-бельвинд» лишь 50 танков Pz.IV.

Для данной цели в городе Заган в Шлезиене на базе расквартированного в том месте 15-го запасного танкового батальона было создано особое предприятие Ostbau-Sagan. К работам привлекалось до 80 воинов и унтер-офицеров батальона. Руководил предприятием лейтенант Фитцнер.

Яркое же управление работами осуществлял юный гениальный офицер лейтенант граф Ганс Кристоф фон Шерр-Тосс.

В последних числах Апреля 1944 года заказ на зенитные танки был увеличен. Но, настоящий выпуск ЗСУ определялся числом танковых шасси, поступавших на переоборудование со сборочных линий компании Krupp.

Фактически, в шасси, предназначенные для «вирбельвиндов», вносились только незначительные трансформации. Башни для них сваривались на заводе Deutsche Rohrwerke AG и металлургическом заводе в Теплиц-Шенау в Судетах. Окончательную сборку башен создавал завод FAMO в Бреслау (сейчас Вроцлав).

На предприятии Ostbau-Sagan, по сути воображавшем собой армейские мастерские, осуществлялась окончательная сборка боевых автомобилей. В июле готовься первые 17 «вирбельвиндов», что разрешило укомплектовать ими и первые подразделения ПВО. До конца 1944 года Ostbau-Sagan собрало 100 «вирбельвиндов», по окончании чего было эвакуировано в Теплиц-Шенау. Тут в феврале 1945 года удалось изготовить всего пять автомобилей этого типа.

Еще на протяжении проектирования ЗСУ «Вирбельвинд» было издано постановление о создании подобного по конструкции зенитного танка, вооруженного 37-мм автоматической пушкой Flak 43. Из-за большей массы данной пушки было нужно пара переделать башню. Она состояла лишь из 12 сваривавшихся между собой броневых страниц (у «Вирбельвинда» их было 16) толщиной 25 мм и была больше по размерам.

Для ее вращения было нужно разрабатывать новый поворотный механизм. Первая башня для нового зенитного танка, взявшего наименование Ostwincl («Восточный ветер»), была изготовлена в июне 1944 года. Сборка серийных автомобилей началась лишь в последних числах Ноября. какое количество было произведено «оствиндов», точно не известно. В своих мемуарах граф Фон Шерр-Тосс пишет о 40 изготовленных автомобилях.

Из военного статистики возможно почерпнуть сведения о семи принятых зенитных танках «Оствинд» по состоянию на март 1945 года. Если судить по отсутствию фотографий серийных автомобилей, эти армейских самый близки к истине.

Тактико-технические характеристики германских зенитных танков

Зенитные танки «Вирбельвинд» и «Оствинд» можно считать самые совершенными ЗСУ периода Второй мировой. Их конструкция разрешала орудийному расчету осуществлять действенное наблюдение за воздушным пространством. Высокие характеристики зенитных орудий, со своей стороны, снабжали ведение действенного заградительного огня. Не просто так германские зенитные танки становились первой целью истребительно-бомбардировочной авиации союзников.

ЗСУ поступали на вооружение зенитных взводов в танковые и моторизованные дивизии войск и Вермахта СС и употреблялись в военных действиях вплоть до конца войны. Весьма интересно подчернуть, что на 10 апреля 1945 года в строю оставалось 98 установок всех трех перечисленных выше типов. 83 из них, не обращая внимания на более активные действия англо-американской авиации, пребывали на Восточном фронте.

М. БАРЯТИНСКИЙ

Военная техника Второй мировой: Лёгкие танки Вермахта (2009) фильм

Статьи, которые будут Вам интересны: