«Хлебницы молотова»

Период между двумя мировыми войнами возможно смело назвать гонкой оружий. За это время эволюционировали фактически все виды оружий во всех родах армий развитых государств. Прогресс не обошел стороной и бомбовое оружие авиации.

На протяжении Первой Мировой самолеты не могли наносить громадный урон наземным армиям соперника – бомбовая нагрузка легких аэропланов была маленькой, бомбы сбрасывались вручную, а точность бомбометания была низкой из-за несовершенства прицельных устройств. Но к концу 1930-х годов стремительное развитие авиационной техники кардинально поменяло картину. Бомбовая нагрузка бомбардировщиков выросла на порядки если сравнивать с грузоподъемностью их недавних предшественников.

Перед разработчиками авиационных снарядов ставилась задача расширить площадь, поражаемую при бомбардировках, с целью нанесения большого урона вражеской пехоте, находящейся на ней, и повреждения уничтожения строений и техники противника.

«Хлебницы молотова»
Ротативно-рассеивающая авиационная бомба калибра 500 кг РРАБ-2, индекс 55-Щ-353 примера 1938 года

Источник – ru-aviation.livejournal.com

К ответу этих вопросов конструкторы в нацистской Германии и в СССР пришли практически в один момент. Советским прообразом кассетных авиационных снарядов стала ротативно-рассеивающая бомба (РРАБ). Сделанная из сварных страниц гофрированного железа толщиной 1 мм, она, по сути, являлась контейнером, поделённым на отсеки фанерными перегородками толщиной 10 мм.

Отсеки закрывались четырьмя створками, раскрывавшимися при сбрасывании бомбы. Створки были армированы металлическими штырями диаметром 5 мм, запрессованными по их краям, и так образовывали корпус бомбы. В снаряженном виде створки стягивались разрывными кольцами – ремнями, прижимающими створки к корпусу.

В случае если помещаемые в бомбу малые снаряды были большого калибра, то количество колец увеличивали. Перед помещением в отсеки РРАБ «начинки» – малых бомб их головные взрыватели ставились в боевое положение. Первоначально в РРАБ помещались снаряды одного типа и одного калибра, но по причине того, что такие снаряды не были унифицированы по длине, в РРАБ довольно часто образовывались пустоты.

Исходя из этого укладку создавали так, дабы вакуумы пребывали в хвостовой части РРАБ и заполняли их древесиной коробок, в которых снаряды поступали на аэропорты.

Подвеска ротативно-рассеивающей авиационной бомбы (РРАБ)
Источник – soldierweapons.ru

Начиная с 1940 года РРАБ снаряжали разными видами снарядов, следя лишь за тем, дабы в каждом отсеке они были одного калибра и типа.

Принцип работы РРАБ был несложен. При сбросе бомбы сложенные крылья хвостового оперения освобождались от предохранителя (шпильки), раскрывались под действием аэродинамического сопротивления воздуха и фиксировались особым замком. Крылья раскручивали бомбу в полете, отчего лопались разрывные кольца, стягивающие створки бомбы.

Под действием центробежной силы помещенные в отсеках малые бомбы рассеивались в воздухе, поражая живую технику и силу соперника на большой площади.

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба (РРАБ) в экспозиции Армейского музея Финляндии в Хельсинки
Источник – peredovaya.ru

В СССР производились ротативно-рассеивающие бомбы трех типов:

  • РРАБ-1 – 4 отсека, бомбовая нагрузка 1000 кг;

  • РРАБ-2 – 3 отсека, бомбовая нагрузка 500 кг;

  • РРАБ-3 – 3 отсека, бомбовая нагрузка 250 кг.

РРАБ-1 были сняты с производства в начале 1940 года.

Высота бомбометания

ТИП РРАБ

Площадь, поражаемая ротативно-рассеивающей авиационной бомбой в зависимости от ее типа

РРАБ-1

РРАБ-2

РРАБ-3

3000 м

230–950 м2

280–1300 м2

220–850 м2

5000 м

до 1200 м2

до 1700 м2

до 1100 м2

Главной проблемой ротативно-рассеивающих бомб была ненадежность совокупности их освобождения от подвески самолета. Определенную проблему кроме этого создавали металлические тросики, ленты и подвеска, болтавшиеся под фюзеляжем самолета по окончании сбрасывания бомбы. В первой половине 40-ых годов двадцатого века подвесная совокупность была модернизирована и начала отделяться от самолета по окончании применения.

В первый раз ВВС СССР применили РРАБ на протяжении Зимней войны с Финляндией 1939–1940 годов. Остроумные финские журналисты назвали эти бомбы «хлебницами Молотова». По одной версии это было ответом на заявление Наркома зарубежных дел СССР Молотова о том, что СССР не ведет бомбардировку финских городов, а сбрасывает с самолетов мешки с хлебом для голодающих финских рабочих.

По второй версии такое наименование было производным от «коктейля Молотова» – так те же финские журналисты собирательно именовали все типы зажигательных смесей. Дело в том, что РРАБ имели возможность снаряжаться, а также, и авиационными бомбами малого калибра (до десяти килограмм), начиненными зажигательной смесью.

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба (РРАБ), не сработавшая при бомбометании в Финляндии,
1939–40 год
Источник – omop.su

В армии РРАБ были неизвестны. По окончании окончания Финской кампании 1939–40 годов в Красную армию столкнулись с тем, что наземные работы завышали утраты советской авиации, поскольку разрушенные корпуса использованных РРАБ при подсчете время от времени принимали за обломки фюзеляжей разбившихся самолетов советских ВВС.

Кроме этого отмечались случаи, в то время, когда саперы РККА принимали лежащие на земле хвостовые подробности использованных РРАБ за хвостовое оперение ушедших в грунт и не взорвавшихся авиабомб и подрывали такие «бомбы» с целью их обезвреживания.

Ротативно-рассеивающими бомбами вооружали бомбардировщики ТераБайт-1 и ТераБайт-3. По мере замены парка автомобилей дальней бомбардировочной авиации новыми, более идеальными моделями самолетов РРАБ начали применять при снаряжении дальних бомбардировщиков ДБ-3 и ИЛ-4. РРАБ-3 кроме этого имели возможность употребляться фронтовыми бомбардировщиками АНТ-40 (СБ).

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба РРАБ-2 на внешней подвеске дальнего бомбардировщика ИЛ-4
Источник – soldierweapons.ru

В годы ВОВ РРАБ активно использовались для борьбы с живой силой и техникой вермахта. Вот пример упоминания о РРАБ в мемуарах два раза Храбреца СССР, генерала авиации В.И. Ракова: «Особенно сложно было готовить небольшие осколочные бомбы для особой кассеты РРАБ, которая по окончании сбрасывания ее с самолета раскручивалась, после этого раскрывалась, и наполнявшие ее небольшие бомбы разлетались, захватывая достаточно громадную площадь.

Наименование кассеты РРАБ происходило от начальных букв: ротативно-рассеивающая авиационная бомба. Снаряжение РРАБ потребовало громадного времени. Каждую небольшую бомбу приходилось готовить и укладывать в кассету, как апельсины либо лимоны в коробку, а их помещалась не одна сотня. При отмены вылета кассету нужно было столько же времени разряжать.

Острые на язык отечественные парни расшифровали РРАБ по-своему – трудись, трудись, а без толку… Не смотря на то, что вообще-то она действовала достаточно действенно».

направляться подчернуть, что самолеты 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка, которым на протяжении ВОВ руководил В.И. Раков, наносили бомбовые удары и по территории Финляндии. Так, финским армиям, вероятнее, снова было нужно столкнуться с «хлебницами Молотова».

Хлебницы Молотова в Финляндии

Статьи, которые будут Вам интересны: