Крейсера выходят в океан

Крейсера выходят в океан

Крымская война наглядно показала решающее превосходство паровых судов над парусными. Но и в тактическом, и в стратегическом замысле роль флота не изменилась. Адмиралы так же, как и прежде думали, что борьбу на море возможно победить лишь в следствии главного сражения противоборствующих эскадр.

Пригодилась еще одна война, в этом случае гражданская, чтобы выяснить, как может поменять обстановку мысль крейсерской войны на океанских торговых дорогах.

Отделение Конфедерации южных штатов от боровшегося с рабством Севера во многом казалось безумным. Не обращая внимания на таланты и мужество солдат генералов, численно уступавшая сопернику армия южан неспешно теряла людей и собственную территорию. Экономика Юга пребывала в глубоком кризисе — не в последнюю очередь из-за прекращения морской экспорта и торговли хлопка — «белого золота» рабовладельцев.

Флот Соединенных Штатов так превосходил те немногие силы, которыми располагали конфедераты, что уже на протяжении первых месяцев военных действий блокада всего побережья от Вирджинии до Техаса произошла. общение и Обмен с внешним миром поддерживали лишь суда-прорыватели, проскальзывавшие по ночам между дежурными канонерками и крейсерами. Боевые же суда Конфедерации были скоро выведенными из игры.

Южанам требовалось отыскать нетривиальный выход из практически неисправимого положения. И их взгляды обратились к огромному торговому флоту северян, смотревшемуся очень уязвимым. Перед войной морская торговля Соединенных Штатов пережила период бурного роста: тоннаж «купцов» каждый год возрастал на 100 тыс.т.

Сейчас практически все эти суда появились в распоряжении Севера и способствовали росту его экономического преимущества. Исходя из этого морской министр Конфедерации Стивен Мэллори обратился к классическому оружию не сильный — каперству.

Но хорошая схема скоро исчерпала себя.

Маленькие частные суденышки со не сильный оружием, значительно чаще простые прибрежные парусники, приобретавшие правительственный патент, легко отлавливались все теми же блокадными силами. Малая автономность заставляла их входить в собственные порты, что значительно чаще смотрелось смертельным цирковыми номером. В течение первого года войны фактически все приватиры были перехвачены северянами.

Альтернативой имел возможность стать новый, еще не испытанный тип рейдера — океанского парохода, талантливого пребывать в море продолжительные месяцы без необходимости постоянного базирования. Мэллори привлек к реализации идеи морского офицера Рафаэля Семмза, скоро вписавшего собственный имя в историю военноморского искусства. Первым кандидатом на океанское крейсерство стал маленькой (440 т) пароход «Гавана», в мирное время совершавший рейсы между Нью Йорком и-Кубой.

Переименованный в «Самтер» и вооруженный одним 8-дюймовым орудием и четырьмя короткоствольными 32-фунтовыми пушками, он мало доходил для собственной новой работы: запаса угля хватало лишь на 8 дней хода. Приходилось по большей части сохранять надежду на паруса («Самтер» нес оружие барка). Руководство над ним принял сам Семмз.

С большим трудом пробравшись через устье Миссисипи мимо крейсера северян «Бруклин», он направил рейдер в Вест-Индию, где захватил восемь судов. Но в порту Сент-Пьер «пирата» (как его именовали северяне) заблокировал федеративный крейсер «Ирокез». В тот раз конфедератам повезло: чёрной ночью «Самтер» вышел из широкого залива на фоне окружавших его гор и скрылся за спасительным ливневым дождем.

Семмз пересек Атлантический океан, захватив по пути еще пять судов.

Путь «Самтера» завершился в английском Гибралтаре, где его начальник сохранял надежду хоть мало отремонтировать собственный текущий как решето по окончании полугодового крейсерства корабль. Но британцы не дали даже пополнить запасы угля. В это же время на выходе крейсер конфедератов ожидали уже три корабля Северных штатов. Семмз благополучно реализовал собственный рейдер и распустил экипаж.

Сейчас в игру вступила еще одна колоритная личность.

Джеймс Баллок, военно-морской агент Конфедерации в Англии, сумел склонить в пользу отделившихся штатов влиятельные круги бывшей метрополии и развил активнейшую деятельность. Как раз ему удалось снарядить и запустить в океан известные «Алабаму» и «Флориду».

Сначала Баллок приобрел уже готовый пароход «Орело», строившийся по заказу итальянской компании.

Без оружия и с неполной командой будущий крейсер пересек океан, прибыв на Багамские острова. В том месте англичане на всякий случай решили задержать необычного инопланетянина, в полной мере резонно опасаясь, что он займется рейдерством, но явная благосклонность к делу рабовладельцев побеждала, и «Орело» отпустили. Потом это дорого обошлось «владычице морей».

На пустынном островке капитан Моффит совсем вооружил собственный корабль, установив два 178-мм и два 152-мм орудия.

Крейсер приобрел новое имя — «Флорида» и поднял флаг Конфедерации На нем все еще очевидно не хватало команды экипаж состоял всего из 19 человек, причем 15 из них лежали на койках в приступах лихорадки.

Данный плавучий лазарет скоро пополнился еще 12 авантюристами и в таком виде отправился в блокированный северянами порт Мобил.

Чуть поднявшийся на ноги по окончании болезни Моффит смело попытался прорваться, не обращая внимания на очевидно превосходящие силы соперника, «Флорида» взяли два попадания 11-дюймовыми боеприпасами, но ушла от преследования, на большом растоянии перекрыв собственную контрактную скорость

По большому счету плавание «Флориды» весьма поучительно с позиций предстоящей истории рейдеров.

В ее действиях возможно отыскать все, чем позже прославились германские «охотники за торговлей» во времена обеих мировых войн: храбрость экипажей и командиров, неожиданные тактические приемы, хитрость и инициативу. А ее финиш во многом напоминает смерть крейсера «Дрезден» в 1915 году.

Для начала «Флориде» было нужно снова прорывать блокаду, сейчас уже при выходе из Мобила. Северяне покинули скоростной крейсер «Кайлер», преследовавший рейдер в течении 24 часов.

Спустя пара дней второй корабль северных штатов, «Сонома», гнался за ним целых 34 часа, вместе с тем отстал. «Флорида» вышла в открытый океан и на торговых дорогах начала пожинать урожай. Один из трофеев, маленький парусный бриг «Кларенс», стал собственного рода «клоном» главного крейсера.

Отчаянная команда лейтенанта Рида из 15 матросов вышла в независимое рейдерство, имея на вооружении только устаревшую короткоствольную 6-фунтовку За четыре дня Риду удалось захватить пять призов, один из которых заменил «Кларенс». На «Такони» перешел целый экипаж и была перетащена та самая единственная пушка, по окончании чего «Кларенс» подожгли. За следующие 14 дней крейсерства у берегов Америки новый рейдер записал на собственный счет 15 судов.

И опять Рид поменял корабль: сейчас под его началом был парусник «Арчер» Юный лейтенант решился на совсем уже кинематографический рейд. Он подошел к одному из больших прибрежных городов — Портленду — и с единственной шлюпкой захватил таможенный куттер «Кашинг». Опешившие северяне сдались без боя, и куттер стал медлительно выходить из порта, не подав ни единого сигнала. Это стало причиной подозрение, и пять вооруженных судов ринулись в погоню.

В итоге последний корабль Рида был наконец захвачен. Всего на счету «флоридских клонов» выяснилось 23 судна — действительно, небольших.

Сейчас сам Моффит снова пересек Атлантику и поставил «Флориду» в док в Бресте, сдав руководство капитану Моррису. Очередной переход через океан — и уже в 10 милях от побережья Делавэра, в самом сердце северных штатов, стёрт с лица земли почтовый пароход.

Потопление «Электрик Спарк» привело к настоящей панике в Нью-Йорке, и североамериканцы решили покончить с наглым рейдером любой ценой.

13. Крейсер (шлюп) «Кирсардж», США, 1862 г.

Строился на верфи ВМФ в Портсмуте.

Водоизмещение 1500 т, мощность паросиловой установки 822 номинальных л.с., скорость под парами 11,2 уз. Протяженность громаднейшая 60,63 м, ширина 10,2 м, осадка 4,72 м. Оружие: два 280-мм гладкоствольных орудия Дапьгрена и четыре 32-фунтовых гладкоствольные пушки. (Состав артиллерии потом много раз изменялся.) Всего в 1861 — 1862 гг. выстроено 6 единиц, мало различавшихся по водоизмещению и размерам: «Кирсардж», «Могикан», «Уочусетт», «Ирокез», «Онейда» и «Тускарора».

самые удачливые охотники за рейдерами южан: «Кирсардж» потопил «Алабаму», а «Уочусетт» — «Флориду». «Кирсардж» погиб в 1894 г. в следствии аварии, «Онейда» — в 1870 г. по окончании столкновения с пароходом «Сити оф Бомбей».

14. Крейсер (винтовой барк) «Алабама», Конфедерация Американских Штатов, 1862 г.

Строился компанией «Лэйрд» в Биркенхеде (Англия). Водоизмещение 1050 т, скорость под парами 13 уз. Протяженность громаднейшая 67,1 м, ширина 9,68 м, осадка 4,28 м. Оружие: одно 178-мм (110-фунтовое) нарезное орудие, одна 203-мм (68-фунтовая) и шесть 32-фунтовых гладкоствольных пушек. Приобретён представительством южан и вооружен в августе 1862 г. На протяжении двухгодичного крейсерства захватил 71 американское судно. Потоплен «Кирсарджем» в июне 1864 г.

15. Крейсер (винтовой барк) «Флорида», Конфедерация Американских Штатов, 1862 г.

Строился компанией «У.Миллер» в Ливерпуле (Англия).

Водоизмещение 700 т, скорость под парами 9,5 уз. Протяженность громаднейшая 58,2 м, ширина 8,31 м, осадка 3,96 м. Оружие: два 178-мм (110-фунтовых) и четыре 163-мм нарезных орудия, одна 12-фунтовая гладкоствольная гаубица. Приобретён представительством южан и вооружен в августе 1862 г. Захвачен «Уочусеттом» в бразильском порту Байя в октябре 1864 г. Погиб в следствии столкновения в ноябре того же года. Захватил 37 судов, еще 23 захвачены вооруженными им запасными крейсерами.

В первых числах Октября 1864 года «Флорида» вошла в бразильский порт Байя, где конфедератов ожидал неприятный сюрприз: в том месте уже стоял крейсер северян «Уочусетт». Южане через чур положились на нейтралитет Бразилии, власти которой пробовали сделать все, дабы не допустить его нарушения, поставив собственный судно между судами враждующих сторон.

Но коммандер Коллинз не думал о таких мелочах. «Уочусетт» снялся с якоря и, нормально миновав бразильское судно, таранил «Флориду», а после этого открыл по ней ураганный огонь. Рейдер южан был захвачен неожиданно: простой Моррис разрешил большей части экипажа сойти на берег, не покинув у орудий кроме того дежурных расчетов.

Увлекательна судьба «Флориды».

Ее привели в Соединенных Штатах, но нарушение нейтралитета являлось такими очевидным, что североамериканцам было нужно выполнить требование Бразилии о возврате крейсера. Но в то время, когда многострадальный корабль прибыл в Байю и его уже осматривала рабочая группа по интернированию, федералисты открыли кингстоны, вторично нарушив права собственного южного соседа.

Крейсерство «Флориды» стоило северным штатам 37 судов, но данный рекорд продержался недолго: его существенно перекрыл самый знаменитый рейдер гражданской войны — «Алабама». Пароход под номером 290 (это было 290-е судно, выстроенное на известной верфи Лэйрда в Биркенхеде) был перекуплен на стапеле южанами и 29 июля 1862 года вышел в море под предлогом приемных опробований. Британцы тщетно ожидали его возвращения.

На Азорских островах «Алабама» взяла командира и свою артиллерию — уже известного нам Семмза, остававшегося не у дел по окончании продажи «Самтера».

Второй выход капитана Конфедерации для северян был настоящей трагедией. «Алабама» собрала богатую жатву по обеим сторонам Атлантики. На Мартинике чуть было не повторилась ветхая история: в том же Сен-Пьере Семмза снова караулил неприятельский крейсер.

На этот раз «Алабама» просто не стала входить в порт. Сейчас ее действия снабжало суд-но-угольщик — прием, обширно употреблявшийся потом теми же немцами.

Число захваченных судов уже превысило пара десятков, но в подавляющем большинстве это были китобойцы либо бриги и небольшие шхуны, все только чисто парусные.

Единственным пароходом, захваченным «Алабамой», стал быстроходный почтовый пакетбот «Ариэль». Не смотря на то, что на борту «Ариэля» имелась пара нарезных 24-фунтовок и 150 морских пехотинцев, его капитан подпустил рейдер через чур близко, дабы рискнуть судьбами более чем 500 пребывавших на борту пассажиров. На пакетботе появилась ужасная паника: все ожидали, что пират-южанин учинит грабеж и резню.

Но все обошлось расписками на 216 тыс. долларов с занимательной оговоркой — деньги должны были быть выплачены «по окончании окончательной независимости Конфедеративных штатов». Ясно, что деньги так ни при каких обстоятельствах и не были взяты.

За захватом «Ариэля» звезда «Алабамы» достигла собственного зенита. Сохраняя надежду помешать блокаде Галвестона, одного из немногих оставшихся в руках южан портов, Семмз решил совершить разведку боем.

Один из блокировавших судов, колесный пароход «Гаттерас», ринулся преследовать рейдер — на собственную беду. Отведя преследователя подальше от своих товарищей, «Алабама» подняла флаг Конфедерации и обрушила на дряхлый пароход всю силу собственной артиллерии. Пригодилось всего 15 мин. на то, дабы северяне сдались.

И все это на расстоянии 20 миль от сильного отряда соперника, с судов которого видели дым пожара и слышали отдаленную канонаду!

«Алабама» крейсировала еще пара месяцев, совершив практически кругосветное путешествие: побывала и в южной Атлантике, и в Индийском океане, дойдя до берегов Индокитая. Состояние корабля, не входившего в порт для хотя бы маленького ремонта в течение уже практически года, неспешно все более ухудшалось.

Совершив еще два дальних похода с юга на север и обратно на протяжении западного берега Африки, Семмз привел крейсер во французский армейский порт Шербур.

На горе капитану корабля конфедератов в голландском порту Флисинген стоял крейсер северян «Кирсардж». Старый знакомый Семмза (он входил в состав отряда, блокировавшего «Самтер» в Гибралтаре) срочно снялся с якоря и через двое дней прибыл к Шербуру

Семмз имел возможность бы постараться дождаться темноты и проскользнуть мимо собственного соперника Но он был под сильнейшим моральным давлением. В прессе его неоднократно выставляли трусливым пиратом, талантливым лишь уничтожать беспомощные суда. Находилось и рвение встретиться в открытом бою с виновником фиаско его первого корабля.

Тем более, что того же самого ожидали от южан французские офицеры, имевшие собственные представления о чести военного моряка. Семмз кроме того послал начальнику «Кирсарджа» Уинслоу просьбу не уходить без боя — просьбу, совсем ненужную. Тот и не планировал упускать соперника. В итоге «Алабама» вышла на поединок— вопреки смыслу существования рейдера, что обязан уклоняться от более сильного соперника.

Формально «Кирсардж» не так уж превосходил корабль южан.

Вес бортового залпа у него был всего на 20% больше, чем у «Алабамы», а численность команды отличалась всего на 13 человек Но многие другие факторы склоняли обстановку в его пользу. Продолжительное крейсерство южан утомило команду и никак не содействовало увеличению мастерства комендоров.

Более того, текущий год не сплотил разнородную массу неумелых любителей приключений, случайных людей и торговых моряков, среди которых было мало настоящих специалистов Дисциплинированность экипажа рейдера была не на высоте — сам Семмз как-то увидел, что опасается спускаться в кубрик ночью. Наоборот, моряки «Кирсарджа» являлись кадровыми офицерами и были прекрасно научены собственному делу.

Воскресным утром «Алабама» вышла из порта.

Выходной хорошая погода и день поспособствовали тому, что масса народу высыпала на дескать и на окружавшие город бугры, дабы быть свидетелями редкого события — настоящего морского боя. В море с той же целью направилось множество маленьких лодок и судов.

Тактика данной дуэли кроме этого воображает интерес для боев всех крейсеров эры железа и пара.

В основном бортовое размещение орудий, обусловленное громадным удлинением корпуса и сохранившееся впредь до последних артиллерийских судов, заставляло соперников пробовать вести продольный пламя, противопоставляя как возможно больше собственных пушек как возможно меньшему количеству таковых у неприятеля. В следствии в одиночном бою крейсера обрисовывали характерную «двойную спираль». «Кирсардж» и «Алабама» совершили семь полных циркуляций, неспешно сближаясь между собой.

Уменьшение расстояния было очень невыгодно для «Алабамы», потому, что более действенными становились гладкоствольные орудия большого калибра, составлявшие базу оружия «Кирсарджа».

«Пираты» сопротивлялись отчаянно: у 8-дюймовки рейдера за время боя сменилось четыре расчета! За время боя «Алабама» выпустила 370 бомб и ядер против 173 «Кирсарджа». Но перевес склонялся на сторону специалистов, стрелявших неторопливо, но точно.

Другим фактором стала импровизированная защита крейсера северян, складывавшаяся из двух слоев толстых досок, расположенных в двух метрах друг от друга, между которыми размешались цепи и запасные канаты. Данный необычный «бронепояс» предохранял машину «Кирсарджа» от разрывных гранат, которыми стреляли конфедераты. Одновременно с этим ядра северян продырявили корпус соперника вблизи ватерлинии.

Вода подступила к топкам, и Семмз приказал спустить флаг. Но «Алабама» уже тонула. Британская яхта «Дирхаунд» спасла Семмза, и еще 13 офицеров и 28 матросов, оказав последнюю услугу делу конфедератов.

По окончании смерти «Алабамы» крейсерская война не смотря на то, что и не завершилась, но пара убывает. Любопытно, что мельчайший успех из всех океанских рейдеров конфедератов выпал на долю «Джорджии», имевшей хорошее оружие только из нарезных орудий совокупности Уитворта. Недочётом этого корабля стала малая парусность, в следствии чего приходилось практически все время держать пары в котлах. Его жертвой пали всего девять судов — и это практически за год крейсерства в Атлантике.

Последним океанским рейдером Конфедерации стал «Шенандоа», быстроходный и мореходный парусник с подъемным винтом. Он прославился тем, что на протяжении крейсерства совершил кругосветное плавание. Помимо этого, корабль так добросовестно уничтожал американские китобойные суда до самого финиша войны, что ущерб составил около 2 млн. американских долларов, а китобойные флотилии так и не удалось вернуть до конца XIX века.

В общем итоге крейсера и каперы южных штатов захватили 261 судно.

Их жертвами стали фактически одни лишь парусники. Но торговый флот США понес такие утраты, для ликвидации которых потребовались годы и годы. Любопытно, что второй жертвой гражданской войны на море стала… Англия, столь очень сильно сочувствовавшая делу рабовладельческой Конфедерации.

По окончании войны третейский суд в Женеве удовлетворил претензии Соединенных Штатов и присудил выплатить им три с лишним миллиона фунтов (огромная для тех лет сумма, равная стоимости десятка высококлассных кораблей ВМФ) — ущерб, причиненный действиями «Флориды», «Алабамы» и «Шенандоа», посчитав, что их оружие в качестве рейдеров имело возможность осуществиться лишь с ведения англичан (что частично было правдой).

Примечательно, что все известные рейдеры гражданской войны не были ни очень быстроходными, ни, тем более, очень сильно вооруженными.

Да и их соперников с Севера тяжело назвать замечательными кораблями ВМФ. Но их начальники сумели продемонстрировать, на что способны кроме того столь несовершенные средства под умелым управлением. Эта война породила класс настоящих крейсеров, охотников за торговыми судами и охотников за такими «охотниками»

В. КОФМАН

Два ракетных крейсера ВМС США класса \

Статьи, которые будут Вам интересны: