Легкий танк т-70

Легкий танк т-70

Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, практически ненужен на поле боя Его броня вольно пробивалась всеми противотанковыми средствами Вермахта, а собственное оружие было через чур не сильный, дабы бороться с танками неприятеля. Усилить же и то и другое без кардинального трансформации конструкции не представлялось вероятным коробка и Двигатель передач и без того трудились в перенапряженном режиме. Рост же массы военной машины, неизбежный при усилении вооружения и бронирования, бы к выходу этих агрегатов из строя Требовалось иное ответ.

В сентябре 1941 года КБ завода № 37, в то время головного по выпуску Т-60, предложило вариант его модернизации, взявший индекс Т-45. По сути дела, это был все тот же Т-60, но с новой башней, в которой была установлена 45-мм пушка. На данной машине предполагалось применять новый двигатель ЗИС-60 мощностью 100 л.с., что разрешило бы расширить толщину лобовой брони танка до 35 — 45 мм.

Но освоить производство двигателя завод ЗИС не смог в связи с эвакуацией из Москвы на Урал, в город Миасс. Не спасла попытка и положение установить на танк двигатель ЗИС-16 мощностью 86 л.с С его освоением кроме этого не все шло гладко, а время не ожидало.

Параллельно с заводом № 37 работы по созданию нового легкого танка развернулись на Горьковском автозаводе.

В таком развитии событий не было ничего необыкновенного — это предприятие уже имело опыт производства бронетанковой техники, занимаясь серийным выпуском танкеток Т-27 и малых плавающих танков Т-37А в 1930-е годы Тут же был спроектирован и изготовлен последовательность опытных образцов бронетанковой техники В сентябре 1941 года завод взял задание по организации массового выпуска легкого танка Т-60, для чего на ГАЗе было создано отдельное структурное подразделение танкового производства и соответствующее КБ В начале Сентября основной конструктор завода № 37 Н.А Астров перегнал своим ходом из Москвы в Неприятный опытный образец танка Т-60, что должен был употребляться на ГАЗе в качестве эталона. Сам Н.А.Астров кроме этого был покинут на ГАЗе для помощи в организации производства танков.

Как раз Астров и представил в ГАБТУ Красной Армии проект нового легкого танка с усиленными вооружением и броней, созданного на базе Т-60.

В качестве силовой установки на данной машине предполагалось применять спарку автомобильных двигателей ГАЗ-202. Опытные образцы спаренных силовых агрегатов, взявших индекс ГАЗ-203, были изготовлены к концу ноября.

Но при первых же опробованиях спарок через 6 — 10 часов работы начали ломаться коленчатые валы вторых двигателей, и лишь благодаря упрочнениям конструкторов под управлением А.А.Липгарта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до требуемых 100 моточасов. К проектированию же нового танка в КБ ГАЗа приступили в последних числах Октября 1941 года. Оно велось весьма скоро, с применением принятого в автомобилестроении приема, непривычного для конструкторов танков.

Неспециализированные виды военной машины вычерчивались в натуральную величину на особых алюминиевых пластинах размерами 7×3 м, окрашенных белой эмалью и разбитых на квадраты размерами 200×200 мм. Для повышения площади и уменьшения чертежа его точности на основной вид — продольный разрез — был наложен замысел, и полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи выполнялись максимально подробными и включали все детали и узлы внутреннего и внешнего оборудования автомобили.

Эти чертежи в будущем являлись основой для контроля при сборке опытного образца а также всей первой серии автомобилей.

Легкий танк Т-70М:

1 — ведущее колесо, 2 — 45-мм пушка, 3 — пулемет ДТ, 4 — прибор наблюдения МК-4, 5 — заглушка отверстия для стрельбы из личного оружия.

6 — поддерживающий каток, 7 — направляющее колесо, 8 — опорный каток, 9 — люк доступа к трансмиссии, 10 — бронировка люка воздухопритока, 11 — крышка люка над заливной горловиной совокупности охлаждения, 12 — жалюзи воздуховывода, 13 — запаснойопорный каюк, 14 — крышки люков над заливными горловинами топливных баков, 15 — крышка люка начальника, 16 — глушители, 17 — крышка люка для установки переносной паяльной лампы для запуска двигателя зимой, 18 — фара, 19 — крышка люка механика-водителя, 20 — лючок для ручного запуска двигателей, 21 — крышка люка аварийного выхода, 22 — буксирный прибор

В последних числах Декабря 1941 года для танка, взявшего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В.Дедкова.

Наровне с литой был создан и вариант сварной башни. Сборка танка началась в январе 1942 года и по многим причинам шла достаточно медлительно. Завершить ееудалось лишь 14 февраля, по окончании чего танк послали в Москву, где он был продемонстрирован представителям ГАБТУ.

У военных новая машина громадного энтузиазма не позвала. По бронезащите танк только незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь оружия нивелировалась размещением в башне одного человека, на все руки мастера — начальника, наводчика и заряжающего.

Но Н А.Астров дал обещание в малейший срок устранить недочёты Достаточно скоро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового страницы корпуса до 45 мм, а верхнего — до 35 мм В итоге распоряжением ГКО от 6 марта 1942 года новая военная машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70 Спустя два дня заметило постановление и свет ГКО о производстве танка, в соответствии с которому к его выпуску с апреля месяца привлекались фабрики № 37 и № 38. Но реальность не разрешила этим замыслам осуществиться всецело Так, к примеру, новый танк потребовал в два раза больше двигателей, чем Т-60 Не удалось наладить производство литой башни, и ГАЗу было нужно в спешном порядке снабжать другие фабрики документацией на сварную башню.

В итоге, апрельский замысел по выпуску Т-70 выполнил лишь ГАЗ, собравший 50 автомобилей. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить лишь семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в будущем Компоновка новой автомобили принципиально не отличалась от такой у танка Т-60 Механик-водитель размешался в носовой части корпуса у левого борта Во вращающейся башне, кроме этого смещенной к левому борту, размещался командир экипажа В средней части корпуса на протяжении правого борта на неспециализированной раме были установлены последовательно два двигателя, составлявшие единый силовой агрегат.

Трансмиссия и ведущие колеса размешались в первых рядах.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6,10,15,25,35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой.

Лобовые и кормовые страницы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом странице был люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а после этого устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых страниц толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми уголками Лобовая часть имела литую маску с амбразурами под установку пушки, прицела и пулемёта. В крыше башни сделали входной люк командира экипажа В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, снабжавший начальнику круговой обзор Помимо этого, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

На танке Т-70 устанавливалась 45-мм танковая пушка обр 1938 года и слева от нее — спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира экипажа орудие сместили вправо от продольной оси башни. Протяженность ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня — 1540 мм Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -6° до +20°. Для стрельбы использовались прицелы телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический — в качестве резервного.

Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, большая — 4800 м. При применении механического прицела была вероятна лишь стрельба прямой наводкой на дистанции не более чем 1000 м. Скорострельность орудия — 12 выстрелов в 60 секунд Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от начальника, а винтовой подъемный механизм спаренной установки — справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета — на левую.

В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными боеприпасами для пушки (из них 20 выстрелов пребывали в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного боеприпаса массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг — 335 м/с. По окончании производства выстрела бронебойным боеприпасом гильза выбрасывалась машинально.

При стрельбе осколочным боеприпасом из-за меньшей длины отката пушки извлечение гильзы и открывание затвора осуществлялись вручную. Силовая установка ГАЗ-203 (70-6000) складывалась из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 — передний и ГАЗ 70-6005 — задний) суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками.

Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата соединили тягой с правым бортом. Батарейная совокупность зажигания, совокупность смазки и топливная (не считая баков) совокупность для каждого двигателя были свободными. Два бензобака неспециализированной емкостью 440 л пребывали в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.

Трансмиссия складывалась из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), основной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух несложных однорядных бортовых редукторов. коробка передач и Главный фрикцион планировали из подробностей, заимствованных у грузовика ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего опорного катка и колеса были унифицированы Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска — личная торсионная.

Командирские танки оборудовали радиостанцией 9Р либо 12РТ, размещенной в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливались светосигнальное устройство для внутренней связи начальника с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.

На протяжении производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 т, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

В первых числах Октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью. Были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и ход траков, ширина опорных катков, и диаметр торсионов (с 33,5 до 36 мм) зубчатых венцов и подвески ведущих колес. Число траков в гусенице сократили с 91 до 80 шт. Помимо этого, были усилены поддерживающие катки, бортовые редукторы и остановочные тормоза.

Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 м. Боекомплект пушки уменьшили до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76 В следствии, начиная с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускались лишь на ГАЗе. Наряду с этим во второй половине 1943 года выпуск сопровождался громадными трудностями С 5 по 14 июня завод подвергся налетам германской авиации.

На Автозаводский район Неприятного было скинуто 2170 бомб, из них 1540 — конкретно на территорию завода. Были полностью разрушены либо очень сильно повреждены более 50 сооружений и зданий. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, основной конвейер, паровозное депо, без шуток пострадали и многие другие цеха завода.

В следствии было нужно остановить выпуск бронемашин БА-64 и машин Но выпуск танков не прекращался, не смотря на то, что и пара снизился — лишь в августе удалось перекрыть майский количество производства. Но век легкого танка уже был отмерен — 28 августа 1943 года вышло распоряжение ГКО, в соответствии с которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 — 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Легкий танк Т-70.

Юго-Восточный фронт, осень 1942 г.

Легкий танк Т-70М. 1-й гвардейский танковый корпус, Юго-Западный фронт, декабрь 1942 года.

Легкий танк Т-70М. Машина начальника 8-й самоходно-артиллерийской бригады полковника И.Я.Кочина. Белоруссия, февраль 1944 г.

Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых полков и бригад так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34 В бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70 Такие бригады имели возможность входить в состав танковых и механизированных корпусов либо быть отдельными В танковом полку состояли на вооружении 23 Т-34 и 16 Т-70 Наряду с этим полки имели возможность входить в состав механизированных бригад либо быть отдельными К весне 1944 года легкие танки Т-70 исключили из штатов танковых частей Красной Армии. Однако в некоторых бригадах они эксплуатировались еще довольно продолжительное время.

Помимо этого, часть танков этого типа употреблялась в самоходно-артиллерийских дивизионах, бригадах и полках СУ-76 в качестве командирских автомобилей Довольно часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях Танки Т-70 и Т-70М учавствовали в военных действиях вплоть до конца ВОВ.

Боевое крещение танки Т-70 взяли на протяжении боев на Юго-Западном направлении в июне-июле 1942 года и понесли важные утраты Уже первые битвы распознали низкие боевые качества новых легких танков, оружие которых не разрешало им бороться с германскими средними танками (часть легких боевых автомобилей в Вермахте скоро уменьшалась), а бронезащита была недостаточной при применении их в качестве танков яркой помощи пехоты.

Помимо этого, наличие в экипаже лишь двух танкистов, один из которых был очень перегружен бессчётными обязанностями, и отсутствие на военных машинах средств связи очень затрудняли их применение в составе подразделений и приводили к повышенным утратам. Окончательную же точку в боевой карьере этих танков поставила Курская битва — возможность сохраниться, не говоря уже о том, дабы выйти победителем, в открытом бою с новыми германскими тяжелыми танками у Т-70 была близка к нулю Вместе с тем в армиях отмечали и хорошие преимущества «семидесяток» Согласно точки зрения некоторых танковых начальников, Т-70 идеально доходил для преследования отступавшего соперника, что стало актуальным в первой половине 40-ых годов двадцатого века Надежность силовой установки и ходовой части Т-70 были выше, чем у Т-34, что разрешало выполнять долгие марши. «Семидесятка» была малошумной, чем опять-таки быстро отличалась от плачущей двигателем и грохочущей гусеницами «тридцатьчетверки», которую ночью, к примеру, было слышно за 1,5 км.

В столкновениях же с вражескими танками экипажам Т-70 приходилось проявлять чудеса изобретательности. Очень многое зависело и от знания экипажем изюминок собственной автомобили, ее недостатков и достоинств. В руках умелых танкистов и Т-70 был суровым оружием Так, к примеру, 6 июля 1943 года в битвах за д.Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым руководил лейтенант Б.В.Павлович, умудрился подбить три средних германских танка и одну «Пантеру»1.

Совсем необыкновенный случай случился 21 августа 1943 года в 178-й танковой бригаде. При отражении вражеской атаки командир экипажа Т-70 лейтенант А.Л. Дмитриенко увидел отступавший германский танк. Догнав неприятеля, лейтенант приказал собственному механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому, в «мертвой территории»).

Возможно было стрелять в упор, но, заметив, что люк в башне германского танка открыт (германские танкисты практически в любое время ходили в бой с открытыми башенными люками), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской автомобили и кинул в люк гранату. Экипаж германского танка был стёрт с лица земли, а сам танк отбуксирован в отечественное размещение и по окончании маленького ремонта употреблялся в битвах

М.

БАРЯТИНСКИЙ

Храбрец Прохоровки T-70 — История танкостроения — от EliteDualist Tv [World of Tanks]

Статьи, которые будут Вам интересны: